Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 3/6-2015 фили... от 2 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена "28" мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено "02" июня 2015 года

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в составе:< --- >, рассмотрев жалобу филиала "Тульское региональное управление" Акционерного коммерческого банка "Московский Индустриальный банк" (открытое акционерное общество) о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – Тульским областным гарантийным фондом и членами конкурсной комиссии (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2) при проведении торгов – конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (лоты №№ 1-9) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 мая 2015 года Тульским УФАС России была принята к рассмотрению жалоба филиала "Тульское региональное управление" Акционерного коммерческого банка "Московский Индустриальный банк" (открытое акционерное общество) (далее – Заявитель) на действия Организатора торгов – Тульского областного гарантийного фонда (далее - Фонд) и членов конкурсной комиссии, при проведении торгов: конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (лоты №№ 1-9).

26 марта 2015 года Организатором торгов был объявлен конкурс среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (лоты №№ 1-9) (далее – Конкурс).

Информация о проведении Конкурса была размещена в сети "Интернет" на официальном сайте Тульского областного гарантийного фонда http://tofpmp.ru/ .

Постановлением правительства Тульской области от 29.12.2012 г. № 784 "Об участии Правительства Тульской области в деятельности Тульского областного гарантийного фонда" определено, что функции по обеспечению участия правительства Тульской области в деятельности гарантийного фонда возложены на комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г. № 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которым определен порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Пунктом 7 указанных правил установлено, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор, в порядке и на условиях, которые установлены Министерством экономического развития Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2013 г. № 1 утвержден порядок конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" утверждена конкурсная документация для проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации (далее – Конкурсная документация).

Заявитель полагает, что Конкурс был проведен с нарушениями Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

1. По мнению Заявителя, на правоотношения связанные с проведением Конкурса, распространяются требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и Организатор торгов не вправе требовать наличия:

1) определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации;

2) рейтинга российских или международных рейтинговых агентств;

3) филиалов, представительств, иных структурных подразделений вне места оказания финансовой услуги.

Комиссия установила, что согласно пунктам 1.1 и 2.2 Устава, Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является предоставление поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа, договоры лизинга, договоры банковской гарантии др.) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Тульской области.

Источником формирования имущества Фонда в соответствии с пунктом 3.3 Устава являются, в том числе, добровольные имущественные взносы за счет средств бюджета Тульской области, предусмотренных на поддержку малого и среднего предпринимательства, и средств федерального бюджета, полученных в рамках реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, Фонд по смыслу части 1статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не является органом исполнительной власти Тульской области, государственным внебюджетным фондом.

Таким образом, вышеуказанные требования не распространяются на правоотношения, связанные с проведением Конкурса, а данный довод Заявителя является не обоснованным.

2. По мнению Заявителя, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями прошло с нарушениями действующего законодательства: представитель Банка (Заявитель) не был допущен конкурсной комиссией на вскрытие конвертов с конкурсными предложениями.

Данный довод не нашел своего подтверждения. Официальное извещение о проведении конкурса размещено в сети "Интернет" на официальном сайте Фонда http://tofpmp.ru/ 26.03.2015 г., содержит сведения о дате и времени начала и окончания приема заявок, а также дате, времени и адресе вскрытия конвертов: 10 ч. 00 мин. "30" апреля 2015 года, город Тула, ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 400, Комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку.

Согласно возражениям на жалобу Фонда исх. № 166 от 22.05.2015г. в указанное время в назначенную дату 30.04.2015г. в 10 ч. 00 мин. конкурсная комиссия приступила к вскрытию конвертов. Обязательного участия банков, подавших заявку на участие в конкурсе, в проведении конкурсных процедур первого и второго этапов конкурса не предусмотрено. Фонд и конкурсная комиссия не отказывали в допуске ни одному из представителей участников конкурса в присутствии на вскрытии конвертов с конкурсными предложениями, в связи с отсутствием таковых. Доказательства, опровергающие доводы Фонда Заявителем при рассмотрении жалобы не представлены.

3. По мнению Заявителя, Протокол № 1 первого этапа заседания конкурсной комиссии по отбору банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда от 30 апреля 2015г., в соответствии с действующим законодательством должен был быть опубликован не позднее рабочего дня, следующего за днем вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, то есть 05 мая 2015г., а по факту его официальная публикация на сайте Фонда состоялась только 14 мая 2015г.

На рассмотрении жалобы, Заявитель не смог указать, какая именно норма действующего законодательства была нарушена. Согласно возражениям на жалобу Фонда исх. № 166 от 22.05.2015г., в соответствии с подпунктами 6.10.1 и 6.10.3 пункта 6.10. Положения о конкурсе организатор конкурса (Фонд) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания конкурса письменно извещает участников конкурса об итогах конкурса по форме согласно приложению № 5 к настоящему положению. Ко всем извещениям и уведомлениям прикладываются заверенные копии протоколов.

Таким образом, Положение о конкурсе не предусматривает не только срок публикации протоколов конкурсной комиссии, но и публикацию как таковую. Следовательно, данный довод не нашел подтверждения.

4. Заявитель считает, что в протоколе № 1 первого этапа заседания конкурсной комиссии по отбору банков на получение права размещения на депозите денежных средств Фонда от 30 апреля 2015г., размещенном на сайте Фонда, была изменена формулировка о требовании к наличию рейтингов, содержащаяся в Положении о проведении конкурса, а именно: из указанного требования была удалена его часть: "либо национальных рейтинговых агентств аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации", в результате чего, по мнению Заявителя, к участию в Конкурсе допускались лишь участники, имеющие рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами. На основании вышеизложенного, конкурсная комиссия, по мнению Заявителя, не допустила Московский Индустриальный банк к участию во втором этапе Конкурса, так как предоставленные Заявителем рейтинги были присвоены Российским рейтинговым агентством RAEX ("Эксперт РА").

Комиссией Тульского УФАС России при рассмотрении жалобы было установлено, что согласно таблице, расположенной на странице 3 протокола № 1 от 30.04.2015г., представленного Фондом на рассмотрение жалобы, формулировка соответствует формулировке, указанной в Положении о проведении конкурса: "наличие у банка, действующего на дату подачи конкурсного предложения, рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, присвоенный одним из международных рейтинговых агентств либо национальных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на уровне не ниже следующих минимальных значений:

Fitch Ratings - "BB";

Standard & Poor's - "BB";

Moody's Investors Service - "Ва2".

Кроме того, изучив протокол № 1 от 30.04.2015г., размещенный на сайте Фонда, Комиссия Тульского УФАС установила, что вышеуказанная формулировка также соответствует формулировке, указанной в Положении о проведении конкурса.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. По мнению Заявителя, представленный им рейтинг соответствует требованиям Конкурсной документации.

Пунктом 3.1. раздела ΙΙΙ "Требование к участникам конкурса" установлено, что к участию в конкурсе допускаются банки, соответствующие обязательным требованиям, в том числе, наличия у банка, действующего на дату подачи конкурсного предложения, рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, присвоенный одним из международных рейтинговых агентств либо национальных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на уровне не ниже следующих минимальных значений:

Fitch Ratings - "BB";

Standard & Poor's - "BB";

Moody's Investors Service - "Ва2".

Заявителем к заявке был приложен документ, свидетельствующий о наличии у Банка рейтинга "А", присвоенного рейтинговым агентством RAEX ("Эксперт РА"), что характеризует высокий уровень кредитоспособности Банка (Заявителя). Однако данный рейтинг соответствует следующим значениям международных рейтинговых агентств:

Fitch Ratings - "B-";

Standard & Poor's - "B-";

Moody's Investors Service - "В3".

Таким образом, данный рейтинг находится на 2 пункта ниже по шкале кредитоспособности в соответствии с Таблицей соответствия кредитных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Приложение к Протоколу заседания Экспертного совета по деятельности рейтинговых агентств от 25 ноября 2011г. № 2).

То есть, Заявитель не был допущен к участию во втором этапе конкурса по причине не соответствия представленного рейтинга шкале минимальных значений международных показателей кредитоспособности банков, а рейтинг присвоенный Банку был учтен конкурсной комиссией при принятии данного решения.

6. По мнению Заявителя, Банк (Заявитель) не законно был не допущен конкурсной комиссией к участию во втором этапе Конкурса, по причине отсутствия аудиторского заключения и отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности по итогам 2014г.

Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402 – ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен срок сдачи финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней – до 31 декабря, года, следующего за отчетным. Следовательно, требование об обязательном наличии аудиторского заключения и финансовой отчетности по итогам 2014г. являются неправомерным, т.к. сроки составления и официального опубликования годовой финансовой отчетности и аудиторского заключения по ней еще не истекли. Руководствуясь указанной нормой, Заявитель представил копию аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности за 2013 г.

В то же время, в представленной Заявителем заявке отсутствовала копия аудиторского заключения по годовой бухгалтерской (финансовой отчетности) за 2013г., а также бухгалтерский баланс (публикуемая форма) по состоянию на 1 января 2014г., отчет о финансовых результатах (публикуемая форма) за 2013г. и иные формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 г.

Из письменных пояснений Фонда исх. № 171 от 27.05.2015г. следует, что при утверждении вышеуказанного требования Фонд руководствовался Конкурсной документацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2014 г. № 411, которой установлены условия участия в конкурсном отборе. Согласно пункту 4.8.13.12.8.2. Конкурсной документации одним из требований к кредитной организации, участвующей в конкурсе на размещение средств Гарантийной организации во вклады (депозиты), является:

-наличие положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, за последний отчетный год по банку или банковской группе (при вхождении банка в банковскую группу).

Таким образом, непредставление положительного аудиторского заключения по итогам работы за предыдущий год, а также отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, за последний отчетный год по банку явилось нарушением условий Конкурса. Следовательно, члены конкурсной комиссии правомерно не допустили Заявителя к участию во втором этапе Конкурса.

Таким образом, по смыслу нормы пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаки ограничения конкуренции, а именно:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке,

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке,

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке,

- установление органами государственной власти, организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации,

на момент рассмотрения жалобы, отсутствуют.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в рассмотрении жалобы, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу филиала "Тульское региональное управление" Акционерного коммерческого банка "Московский Индустриальный банк" (открытое акционерное общество) о нарушении антимонопольного законодательства организатором торгов – Тульским областным гарантийным фондом и членами конкурсной комиссии (300012, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2) при проведении торгов – конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (лоты №№ 1-9) необоснованной.
  2. Оснований для принятия иных мер в отношении Организатора торгов – Тульского областного гарантийного фонда – и членов комиссии по проведению конкурса среди банков на получение права размещения на депозите денежных средств Тульского областного гарантийного фонда (лоты №№ 1-9) по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны