Решение (комиссия) №6776/23 решение от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

По списку рассылки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1189/2023

 

30 ноября 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Лидер») (вх. № 9061/23 от 27.11.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Специализированная организация), администрации муниципального образования город Тула (далее – Уполномоченный орган), управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка № 0166300024723000829) (далее – Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила), при участии:

- представителей Уполномоченного органа на основании доверенности;

- заместителя руководителя управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы;

- представителя Специализированной организации на основании доверенности;

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, электронный документ «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки), а также иная документация о Закупке не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по следующим основаниям.

1. В пункте 6 Описания объекта закупки Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам используемых при выполнении работ материалов, в том числе для товара «песок» предусмотрены:

- показатель «Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (диапазон значений), Бк/кг» с требуемым значением «370-740» (подпункт 1.6); 

- показатель «Модуль крупности (диапазон значений), Мк» с требуемым значением «2,0-2,5» (подпункт 1.7).

В обоснование установленных требований Заказчик ссылается на "ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8736-2014).

Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 4.2.2. ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св. 3,0 до 3,5

Крупный

" 2,5 до 3,0

Средний

" 2,0 " 2,5

Мелкий

" 1,5 " 2,0

Очень мелкий

" 1,0 " 1,5

Тонкий

" 0,7 " 1,0

Очень тонкий

До 0,7

 

Следовательно, по убеждению Заявителя, Заказчиком в подпункте 1.7 пункта 6 Описания объекта закупки установлена характеристика товара, не соответствующая ГОСТ 8736-2014.

Равно как пунктом 4.3 ГОСТ 8736-2014 определено, что пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

- Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений.

Однако Заказчиком в подпункте 1.6 пункта 6 Описания объекта закупки предусмотрен показатель, отличающийся от установленного в ГОСТ 8736-2014.

Также Заявитель обращает внимание на то, что Заказчик установил конкретные показатели товара для поставки, но участник закупки не обязан иметь товар в наличии при подаче заявки на участие в закупке.

2. Перечень объектов, подлежащих содержанию в муниципальном образовании город Тула, приведен Заказчиком в приложении № 3 к электронному документу «Проект муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула» извещения о Закупке (далее – Проект контракта).

ООО «Лидер» сообщает, что указанный перечень содержит более 1 тысячи улиц, подлежащих содержанию.

Заявитель, изучив извещение о Закупке и приложение № 3 к Проекту контракта, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот содержания дорог на территории разных участков дорог Российской Федерации приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения муниципального контракта, а также цены выполненных работ по договорам, представляемыми участниками закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с условиями извещения о Закупке, содержание дорог необходимо оказывать в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по муниципальному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку.

Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на содержание дорог не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Закупке заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения работ в определенном субъекте Российской Федерации, вследствие чего сокращается число претендентов на заключение контракта.

При таких обстоятельствах, по мнению Заявителя, документация о Закупке не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.

Принимающие участие в заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации выразили несогласие с доводами жалобы, считая документацию о Закупке соответствующей требованиям Закона; просили жалобу оставить без удовлетворения.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и документы к нему 10.11.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

16.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения в извещение и документацию о Закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 950 000 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

На основании проведенной Комиссией внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- проект контракта.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара, работ, услуг относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию соответствующих требований в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

При этом описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, работы, услуги, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Объектом Закупки, в рассматриваемом случае, является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула, для выполнения которых используется товар (материалы).

Перечень используемых материалов, их функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики приведены Заказчиком в пункте 6 Описания объекта закупки.

В частности для товара «песок» предусмотрены характеристики:

- показатель «Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (диапазон значений), Бк/кг» с требуемым значением «370-740» (подпункт 1.6); 

- показатель «Модуль крупности (диапазон значений), Мк» с требуемым значением «2,0-2,5» (подпункт 1.7).

В обоснование установленных требований Заказчик указывает ГОСТ 8736-2014.

В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 8736-2014 пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф применяют:

- Аэфф св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений.

На основании пункта 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк. К средней группе песка согласно ГОСТ 8736-2014 установлены следующие характеристики модуля крупности: св. 2,0 до 2,5 Мк.

Вместе с этим, анализ оспариваемых положений Описания объекта закупки и соответствующих требований ГОСТ 8736-2014 показал, что диапазоны показателей, установленных Заказчиком в Описании объекта закупки, не противоречат диапазонам, установленным ГОСТ 8736-2014. Установленные документацией о Закупке требования к закупаемому товару имеют конкретные значения и позволяют определить класс и технические характеристики товара (песка); спорные требования предъявлены в равной мере ко всем участникам закупки, являются исполнимыми и не свидетельствуют о необоснованном ограничении конкуренции по отношению к участникам закупки

При этом характеристики модуля крупности песка «2,0-2,5», значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (диапазон значений), Бк/кг «370-740» не являются значениями показателей, которые могут изменяться и не подлежат конкретизации участниками закупки, а являются наименованием технических характеристик качества (наименованием показателя) песка по ГОСТ, позволяющим в первом случае, отнести песок к одной из групп по крупности; во втором - характеризует область его применения.

Тем самым Заказчиком при описании объекта закупки установлены объективные параметры используемого товара, которые являются определенной гарантией на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы Заказчику, а с другой стороны, не ограничивают количество участников закупки.

Следовательно, крупность зерен, радиационно-гигиеническая оценка, выступая "условием" для данных показателей, не являются, как таковым значением показателей Бк/кг, Мк, а, подлежат рассмотрению как «наименование товара» и в понимании статьи 43 Закона не являются показателями, подлежащими конкретизации.

Учитывая, что конкретные показатели материалов, не являющихся самостоятельным объектом закупки (в том числе, расходные, строительные материалы), стоимость которых переносится на результат выполненных работ, не подлежащие самостоятельной, отдельной приемке и постановке на баланс, указанию в заявке не подлежат, в электронном документе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению» извещения о Закупке Заказчиком предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона, в заявке указывать не требуется.

В связи с чем, утверждение подателя жалобы о том, что Заказчик в Описании объекта закупки установил конкретные показатели товара, подлежащие конкретизации участником закупки при заполнении заявки, что подразумевает необходимость наличия товара до подачи заявки на участие в закупке, не соответствует действительности.

Рассмотрев второй довод жалобы ООО «Лидер», Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 Описания объекта закупки местом выполнения работ является территория муниципального образования город Тула. Объекты, на которых выполняются работы, определяются по конкретному заданию Заказчика.

Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 30 ноября 2024 года включительно по заявкам Заказчика (пункт 3 Описания объекта закупки).

В приложении № 3 к Проекту контракта Заказчиком установлен перечень объектов, подлежащих содержанию в муниципальном образовании город Тула, в рамках исполнения муниципального контракта.

В частности, приложением № 3 к Проекту контракта предусмотрено, что работы по содержанию дорог выполняются на территориях:

- ЗАРЕЧЕНСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;

- Территория «Обидимское»;

- Территория «Ленинский»;

- Территория "Плеханово";

- Территория "Рождественское";

- Территория "Хрущевское"

-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;

- Территория «Ильинское»

- СОВЕТСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;

- ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;

- Территория «Иншинское»;

- ПРОЛЕТАРСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОКРУГ;

- Территория «Шатское»;

- Территория «Медвенское».

Комиссия подчеркивает, что все вышеприведенные территории находятся в границах муниципального образования город Тула.

В ходе заседания комиссии представитель Заказчика по второму доводу жалобы пояснил следующее.

Включение в один лот всей улично-дорожной сети муниципального образования города Тулы является потребностью Заказчика, которая обусловлена технологическими особенностями выполнения работ по уборке улиц (разработка оптимальных маршрутов прохождения техники, выполнение работ за наиболее короткое время на территории всего города с наименьшими холостыми пробегами).

Закупка одного перечня работ на всех улицах муниципального образования в рамках одного контракта соответствует принципам эффективного осуществления закупок и ответственности за результативность закупок.

Разделение закупки на несколько лотов нецелесообразно как по технологическим причинам, так и по организации документооборота и контроля за исполнением контракта.

Таким образом, включение в один лот всей дорожной сети города не является его укрупнением, а соответствует принципам эффективности закупки для достижения наилучшего результата.

Кроме того, лот сформирован с учетом рекомендаций ФАС России (письмо ФАС России от 26.07.2023 №МШ/59508/23).

Действительно, в объект рассматриваемой закупки включено выполнение работ по содержанию всей дорожной сети, находящейся в территориальных границах муниципального образования город Тула.

Вместе с этим, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Письмом ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23 (далее - Письмо ФАС России) выделяются критерии формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автомобильных дорог, нарушение которых свидетельствует о неправомерном формировании лота.

Так, Письмом ФАС России установлено, что при выполнении работ по содержанию (ремонту) автомобильных дорог населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей (со сроком исполнения обязательств по контракту не менее 6 месяцев), начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки, равная 950 000 000,00 рублям, не превышает начальную (максимальную) цену одного лота, предусмотренную в письме ФАС России, срок исполнения обязательств по контракту, также соответствует позиции, изложенной в указанном письме.

Работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения являются функционально и технологически взаимосвязанными и однородными, поскольку представляют собой функционально и технологически одинаковые работы в границах одного муниципального образования (город Тула).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (части 1 и 2 статьи 8 Закона).

Статьей 33 Закона установлены правила описания объекта закупки, которые не содержат ограничений по объему лота.

В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.

В зависимости от своих потребностей, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении торгов.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики и требования к работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к работам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам. Более того, указание в документации конкретных характеристик выполняемых работ предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в документации то закупке требования к работам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

Комиссия отмечает, что Закон не содержит ограничений по объединению в один объект закупки (лот) товаров, работ, услуг и, соответственно, не регулирует порядок формирования такого объекта закупки (лота).

Проанализировав возражения на рассматриваемую жалобу, Комиссия соглашается с выводами Заказчика о необходимости формирования объекта подобным образом с учетом технологических особенностей выполнения работ по уборке улиц (разработка оптимальных маршрутов прохождения техники, выполнение работ за наиболее короткое время на территории всего города с наименьшими холостыми пробегами).

 

Помимо изложенного, Комиссия считает необходимым отметить, что действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность Заказчика включения в документацию о закупке экономического обоснования или целесообразности формирования объекта закупки.

Более того, участники закупки не имеют полномочий по самостоятельному определению характеристик, установленных заказчиком исходя из своей потребности.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки (формирование лота) подобным образом в любом случае не является безусловным основанием для вывода об ограничении конкуренции.

При этом, в рассматриваемом случае, потребностью Заказчика выступает обеспечение гарантированного и бесперебойного выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети муниципального образования города Тулы в любое время года на территории всего муниципального образования.

В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что в данном случае в рамках формирования объекта закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

Следовательно, проведение электронного аукциона в целях заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула, с вышеприведенным формированием объекта закупки не может рассматриваться как ограничение количества участников электронного аукциона.

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

Ввиду того, что подача жалобы заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 Закона указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).

Как было отражено выше, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Вместе с этим в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия Заказчика направлены на ограничение количества участников закупки или создание преимуществ кому-либо из участников.

Более того, доказательств того, что иное формирование лота, а именно разделение участков дорог будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, и доказательств невозможности подачи заявки Заявителем на участие в закупке, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, также не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, не влекут ограничение числа участников закупки.

Ввиду изложенного, Комиссия признает рассмотренные доводы жалобы необоснованными.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (вх. № 9061/23 от 27.11.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», администрации муниципального образования город Тула, управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка № 0166300024723000829) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2023-7298

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИДЕР"
ИНН 9729270347, ОГРН 1187746396782
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТРАНСПОРТУ И ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ
ИНН 7107117928, ОГРН 1177154000154
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА
ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552