Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 071/06/105-501/2019 о рассмотрении жалобы ... от 14 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10.10.2019                                                                                                                  г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ИП Макаренко Е.С., (далее Индивидуальный предприниматель, Заявитель) (вх. № 4453 от 03.10.2019) на действия муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Киреевский центр образования № 2» муниципального образования Киреевский район (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5" (закупка № 0366200035619006850) (далее – электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

– представителя государственного казенного учреждения  Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения  Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) по доверенности;

– представителя Заказчика по доверенности;

– исполняющего обязанности директора Заказчика на основании приказа;

в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.

Из жалобы следует, что положениями документации об электронном аукционе среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5" (далее – документация об электронном аукционе) установлено требование к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе, которое имеет противоречивую формулировку. По мнению Заявителя, предоставление участником закупки согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, не дает возможность такому участнику закупки предоставить конкретные показатели, вводит участников закупки в заблуждение.

Также в жалобе указано, что в соответствии с пунктом 15 «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: «Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.». Однако в документации об электронном аукционе отсутствует перечень документов, подтверждающий указанный опыт исполнения контракта.   

Кроме того, по мнению Заявителя, из положений документации об электронном аукционе следует, что участник данной закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности). В то же время, данное требование не установлено в документации об электронном аукционе.

  Согласно доводам жалобы, подобным образом составленная документация об электронном аукционе создает препятствия для подачи заявок на участие в данной закупке.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая положения документации об электронном аукционе полностью соответствующими требованиям Закона; представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу. 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» от 24.09.2019 № 7673 объявлен аукцион в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5"; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 24.09.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 160 789,31  рублей.

 

Относительно доводов, изложенных в жалобе ИП Макаренко Е.С., Комиссией установлено следующее.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе предметом закупки является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5".

В части 1 статьи 33 Закона предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.

В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, в том числе, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Такие характеристики для выполнения подрядных работ, которые являются предметом закупки в рассматриваемом деле, должны с учетом требования части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации содержаться в технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и в смете.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Исходя из положений части 3 статьи 66 Закона, в пункте 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Пунктом 6 «Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых материалов (комплектующих и (или) оборудования). Пояснительные записки, чертежи и планы» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе предусмотрено, что работы выполняются подрядчиком в соответствии с проектной и сметной документациями.

Комиссией установлено, что одновременно с документацией об электронном аукционе 24.09.2019 в единой информационной системе размещена локальная смета на капитальный ремонт стадиона МКОУ «Киреевский ЦО № 2», расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5, а также рабочая документация с указанием чертежей (планов) стадиона, в том числе схемы установки элементов, ведомость работ и материалов для ремонта стадиона.

Как отмечалось выше, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, следовательно, проведение работ являющихся предметом рассматриваемой закупки, осуществляется на основании размещенной Заказчиком в единой информационной системе проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что подобная формулировка требований к составу первых частей заявок на участие в электронном аукционе не противоречит требованиям Закона, позволяет четко и однозначно понять потребность Заказчика и не препятствует подаче заявок.

Следовательно, довод жалобы об установлении неправомерных требований к составу первой части заявки не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии.

 

Довод жалобы об отсутствии в документации об электронном аукционе перечня документов, подтверждающих наличие опыта в соответствии с установленным в пункте 15 «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе дополнительном требовании, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

 В пункте 1 Постановления № 99 указано, что  к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В Приложении 1 к Постановлению № 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования к участнику закупки, в том числе выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (пункт 2(2)).

При этом, в Приложении N 1 к Постановлению № 99 установлены как дополнительные требования к участнику закупки, так и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом закупки является: выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5".

Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений Заказчика, в данном случае закупаются работы по ремонту (строительству) некапитальных строений, сооружений, а также работы по благоустройству территории, при этом стадион МКОУ "Киреевский центр образования № 2" не является объектом капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона в пункте 15 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как было отмечено выше, в Приложении N 1 к Постановлению № 99 установлены, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.

Часть 12 статьи 24.2 Закона устанавливает, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При этом согласно части 13 статьи 24.2 Закона в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 настоящей статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких документов (или их копий).

Согласно части 8.2 статьи 66 Закона электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Из анализа вышеуказанных норм Закона следует, что Заказчик не уполномочен требовать представление в составе заявок документы, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона.

Комиссией установлено, что раздел «Требования к участникам» извещения об электронном аукционе содержит, в том числе, следующее дополнительное требование: «Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом ""О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" или Федеральным законом ""О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

При этом пункт 15 «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе содержит аналогичную информацию, указанную в разделе «Требования к участникам» извещения об электронном аукционе.

Комиссией выявлено, что требования к составу заявок на участие в электронном аукционе в документации об электронном аукционе установлены в соответствии с положениями  частей 3 и 5 статьи 66 Закона. Следовательно, довод жалобы об отсутствии в документации об электронном аукционе перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, является необоснованным.

 

Относительно довода жалобы о неправомерном отсутствии в документации об электронном аукционе требования к участникам данной закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комиссия поясняет следующее.

Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Заказчиком в пункте 15 «Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, установлены требования к участникам, соответствующие положениям пунктов 3-5, 7, 7.1, 9-11 части 1, части 1.1, части 2 статьи 31 Закона. При этом требование о том, что участники закупки должны быть членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, извещение и документация об электронном аукционе не содержат.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 52  ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Как было установлено при рассмотрении жалобы, Заказчиком закупаются работы по ремонту и благоустройству стадиона, не являющегося объектом капитального строительства.

При таких обстоятельствах, участники закупки не должны являться членами саморегулируемых организаций для выполнения работ по контракту. Следовательно, у Заказчика отсутствует обязанность по установлению спорных требований к участникам закупки.

Ввиду вышесказанного, довод жалобы о неправомерном отсутствии в документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии.

Кроме того, составленная подобным образом документация об электронном аукционе не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки и не ограничивает круг таких участников.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:  

Признать жалобу индивидуального предпринимателя Макаренко Е. С. (вх. № 4453 от 03.10.2019) на действия муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Киреевский центр образования № 2» муниципального образования Киреевский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт стадиона МКОУ "Киреевский центр образования № 2" расположенного по адресу: Тульская обл., г. Киреевск, школа № 5" (закупка № 0366200035619006850) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны