Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 071/06/105-831/2019 о рассмотрении жалобы ... от 24 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24.12.2019                                                                                                         г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы индивидуального предпринимателя Игнатьевой О.А. исх. № 1612/7 от 16.12.2019 (вх. № 6011 от 17.12.2019), общества с ограниченной ответственностью «Грин» исх. № 3 от 17.12.2019 (вх. № 6053 от 17.12.2019) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова"  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических  исследований (закупка №  0366300027219000394)      (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступили жалобы ИП Игнатьевой О.А., ООО «Грин» на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Электронного аукциона (закупка № 0366300027219000394), решением Комиссии дела №№ 071/06/105-831/2019, 071/06/105-832/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого № 071/06/105-831/2019. Со стороны участников заседания Комиссии возражений не поступало.

ИП Игнатьева О.А. в своей жалобе полагает, что документация об электронном аукционе на поставку реагентов для биохимических  исследований (далее – документация об электронном аукционе) не соответствует положениям Закона по следующим обстоятельствам.

Заказчиком при описании объекта закупки в подпунктах 1.3, 1.5 пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» части II «Техническое задание на поставку реагентов для биохимических  исследований» документации об Электронном аукционе установлено следующее требование:

 

п/п

Технические характеристики

Требуемое значение

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта)

1

Набор для определения Магния

 

 

 

 

 

1.3

Наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором   Furuno CA-400

Соответствие

Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.

 

 

 

1.5

Совместимость флаконов реагентов с анализатором СА-400

 

соответствие

Использование реагентов, разлитых в системные флаконы, облегчает работу лаборатории, поскольку исключается необходимость переливания реагента во флаконы, что может привести к потере части реагентов, загрязнению реагентов и т.д.

 

 

По мнению Заявителя, характеристика «флаконы» - это характеристика фасовки реагента, которая не относится к качественным и эксплуатационным характеристикам закупаемых реактивов, не позволяет определить согласно статье 33 Закона соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика.

Флаконы являются расходным материалом, не являются медицинским изделием in-vitro, не влияют на качественные характеристики реагента. Наборы реагентов различных производителей имеют отличающуюся друг от друга фасовку реагента. Установленная Заказчиком характеристика относительно определенной конфигурации флаконов не может быть объективно проверена потенциальным участником торгов при формировании заявки, поскольку Закон не накладывает на потенциального поставщика обязанность иметь в наличии товар, имеющий характеристики, удовлетворяющие условиям поставки и техническому заданию аукционной документации.

При этом установление требования к конкретной конфигурации флаконов, обеспечивающей непосредственную установку их в ротор анализатора (без переливания) имеет признаки ограничения конкуренции, составления технического задания под единственного производителя и создания неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, что противоречит пункту 1 статьи 8 Закона.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что направил Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об Электронном аукционе. В данном запросе Заказчику было предложено удалить данное требование о флаконах, как имеющее признаки ограничения конкуренции. Заказчик оставил техническое задание без изменений.

Также ИП Игнатьева О.А. в своей жалобе сообщает, что в запросе о даче разъяснений положений документации об Электронном аукционе были поставлены  следующие вопросы:

«с каким производителем было проведено сравнение в части установления требования о наличии флаконов реагентов и штрих-кода, содержащего информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимых с биохимическим анализатором Furuno CA-400, а именно:

- какой производитель биохимических реагентов, помимо АО Диакон, производит флаконы с реагентом под прямую постановку в ротор анализатора без переливания, а также изготавливает штрих-код, содержащий информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые с биохимическим анализатором Furuno CA-400?

- по каким параметрам должен быть совместим штрих-код с биохимическим анализатором Furuno CA-400?».

На поставленные вопросы, по мнению Заявителя, Заказчик не дал ответа по их сути.

Заявитель считает, что поскольку Заказчик ни в техническом задании, ни в ответе на указанные запросы не уточнил, по каким параметрам должна обеспечиваться совместимость медицинских изделий, не указал конкретных сравниваемых характеристик или параметров, а также результатов сравнения, которые объективно могут быть проверены, для него становится неясным, каким образом добросовестный поставщик должен сопоставить данное требование с соответствующей продукцией.

Кроме того, как из жалобы ООО «Грин», так и из жалобы ИП Игнатьевой О.А. следует, что в подпункте 2 пункта 3 Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара) части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку реагентов для биохимических  исследований указан расходный материал для биохимического анализатора Furuno СА 400, а именно: промывающий раствор, который, согласно регистрационному удостоверению ФСЗ 2008/03513 от 24.10.2016 является принадлежностью к биохимическому анализатору Furuno СА 400.

Заявители полагают, что поскольку аукцион проводится с целью закупки реагентов для открытой аналитической системы Furuno CA-400, Заказчик в одном лоте объединил товары, не имеющие технологической и функциональной взаимосвязи. Закупаемый раствор является принадлежностью к анализатору, обеспечивающей работоспособность анализатора Furuno CA-400 а закупаемые реагенты предназначены для проведения лабораторных исследований; растворы не влияют на качественные и функциональные характеристики реактивов, не оказывают клинического влияния на качество работы и не являются взаимозаменяемой продукцией.

Заявители в своих жалобах также отмечают, что растворы не являются изделием медицинского назначения, а реактивы, согласно ГОСТ Р 51088-2013, классифицируются как медицинское изделие, что также свидетельствует об отсутствии функциональной и технологической взаимосвязи данных групп товаров.

Из жалоб следует, что Заказчику были отправлены запросы с указанием на нарушения законодательства в сфере закупок, однако Заказчик не дал разъяснений на поступившие запросы.

При таких обстоятельствах Заявители считают, что описание объекта закупки сформировано с нарушением норм Закона.

Присутствующие на заседании Комиссии ИП Игнатьева О.А., а также представители ИП Игнатьевой О.А., поддержали доводы своей жалобы в полном объеме.

Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии, не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного Аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических  исследований (закупка № 0366300027219000394) (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 10.12.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  98 133,26  рублей.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка реагентов для биохимических  исследований.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона).

В соответствии с пунктом 1 «Наименование поставляемых товаров. Количество поставляемых товаров» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:

 

№ п/п

Наименование поставляемого товара

Единица измерения

 (по ОКЕИ)

Количество поставляемого товара

1

Набор для определения Магния

набор

1

2

Раствор промывающий

набор

4

 

В спорных подпунктах пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе содержатся следующие требования к закупаемым реагентам:

 

п/п

Технические характеристики

Требуемое значение

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта)

1

Набор для определения Магния

 

 

 

 

 

1.3

Наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором   Furuno CA-400

Соответствие

Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.

 

 

 

1.5

Совместимость флаконов реагентов с анализатором СА-400

 

соответствие

Использование реагентов, разлитых в системные флаконы, облегчает работу лаборатории, поскольку исключается необходимость переливания реагента во флаконы, что может привести к потере части реагентов, загрязнению реагентов и т.д.

 

 

Включение в указанные пункты спорного требования Заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела, согласно которым:

«Данное требование носит практическое значение, так как в случае поставки флаконов, которые невозможно установить на борт без переливания:

- в процессе переливания из флакона во флакон реагент может быть загрязнен в результате соприкосновения с внешней средой;

- на переливание реагентов тратится оплачиваемое рабочее время;

- при переливании весьма вероятен пролив реагента мимо флакона.

Как справедливо указано в запросе на  разъяснения, анализатор Furuno СА-400 является анализатором открытого типа, а значит, форма флаконов не является уникальной и должна быть представлена у производителей, производящих реагенты для данного анализатора.

Согласно п. 1.1 инструкции по эксплуатации анализатора Furuno СА-400 этикетки со штрих-кодом наносят на флаконы с реагентом и анализатор может идентифицировать содержимое флаконов с помощью ридера штрих-кода.

Требование к нанесению штрих-кода установлены в п. 1.4.3 в спецификации этикеток штрих-кода для реагента. Таким образом, на основании инструкции по эксплуатации любой производитель может выполнить нанесение штрих-кода на емкость  со своим реагентом.

Согласно пп. А п. 1.3.1 инструкции информация о штрих-кодах на флаконах реагентов считывается при сканировании блока реагентов путем вращения блока реагентов на 360°. Информация о реагентах контролируется на основе данных регистрации их штрих-кодов. Сканирование блока реагентов необходимо выполнять перед каждым началом измерения.

Согласно пункту 2.4 инструкции флаконы могут быть размещены в любой из 60 слотов блока контейнера с реагентами, но при этом они должны быть зарегистрированы. Анализатор различает флаконы в лотке блока контейнера с реагентами, считывая наклеенный на флакон штрих-код.

Считывание штрих-кода позволяет анализатору автоматически зарегистрировать информацию о типе реагента, номере лота, номере позиции в карусели, емкости флакона, оставшемся количестве реагента, сроке годности и т.д. После считывания штрих-кода реагент автоматически готов к проведению исследования и не требует дополнительных настроек и введения каких-либо сведений вручную.

Таким образом, наличие на флаконе с реагентом штрих-кода позволяет ускорить и оптимизировать процесс лабораторной работы и исключить влияние человеческого фактора и ошибок, неизбежных при ручном вводе сведений.

Согласно законодательству заказчик обязан при описании требований к товару руководствоваться КТРУ. Требование к реагенту «Назначение: для анализатора ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа» содержится в КТРУ и не может быть изменено заказчиком. При этом закон допускает право заказчика устанавливать дополнительные требования к товару, не содержащиеся в КТРУ, при условии наличия обоснования предъявления таких требований.

Для требования к реагенту «наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором Furuno СА-400: соответствие» Заказчиком приведено надлежащее обоснование: «Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный срок объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.».

Требование к наличию штрих-кода не противоречит назначению реагента –для анализатора открытого типа.».

 

Кроме того, необходимо отметить, что пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 55991.1-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок» (утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 02.04.2014 N 281-ст) установлено, в том числе следующее значимое техническое требование к биохимическим анализаторам:

«Требования к оптимизации лабораторного процесса при эксплуатации оборудования:

- сканер штрих-кодов реагентов (встроенный или внешний)».

 

Комиссия отмечает, что исходя из смысла статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию требований к закупаемому товару в соответствии со спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В рассматриваемом случае Заказчиком в соответствии с объективной потребностью, согласно положениям инструкции по эксплуатации «Анализатор биохимический автоматический CA-400 с принадлежностями» определено требование о наличии на поставляемых флаконах с реагентом штрих-кода, содержащего такие характеристики как тип реагента, номер лота, срок годности. При этом данные параметры и их значения закладываются в штрих-код производителем наборов таких реагентов, а не изготовителем анализатора.

Таким образом, объектом закупки является не изготовление и нанесение штрих-кодов на флаконы с реагентом по определенной технологии, а непосредственно поставка наборов реагентов с уже имеющимся на флаконе с реагентом штрих-кодом, содержащим параметры реагента, читаемые анализатором Furuno CA-400.

При таких обстоятельствах указанное требование Заказчика не является неисполнимым и может быть реализовано производителем соответствующих реагентов, предназначенных для использования на анализаторе Furuno CA-400.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения аукционной документации не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, не ограничивают круг таких участников.

Следовательно, доводы жалобы Заявителя о том, что Заказчик при описании объекта закупки установлены неисполнимые характеристики, которые ограничивают количество потенциальных участников закупки, не нашел своего подтверждения.

 

Относительно доводов жалоб Заявителей об отсутствии функциональной и технологической взаимосвязи групп товаров, входящих в объект закупки, Комиссией установлено следующее.

Как следует из пояснений Заказчика, представленные в лоте товары являются технологически и функционально взаимосвязанными, объединены единым лабораторным процессом и не противоречат указанному в извещении предмету закупки «Поставка реагентов для биохимических исследований». Закупаемые товары необходимы Заказчику для обеспечения бесперебойной работы клинико-диагностической лаборатории учреждения и участвуют во взаимосвязанных производственных процессах.

В рассматриваемом случае, в рамках электронного аукциона осуществляется закупка товаров, которые имеют общее назначение и технологически связаны между собой в силу их функциональных характеристик и потребительских свойств, указанные товары используются для достижения единой цели.

Учитывая пояснение Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что при формировании объекта рассматриваемой закупки правовое значение имеет цель и результат включения соответствующих товаров в объект закупки, приобретение которых направлено на обеспечение нужды, для  удовлетворения которой проводится аукцион.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Комиссией не выявлено, а Заявителями не представлено объективных доказательств того, что обращение спорных товаров на соответствующем рынке невозможно или затруднено; а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Доказательств, подтверждающих отсутствие функциональной и технологической связи между закупаемыми Заказчиком товарами, на заседание Комиссии Заявителями также не представлено.

Следовательно, доводы жалоб об ограничении конкуренции путем объединения в один лот товаров, относящихся, по мнению Заявителей, к разным товарным группам и различающихся по функциональным характеристикам, Комиссия считает необоснованным.

 

Относительно доводов жалоб о непредставлении Заказчиком разъяснения положений документации на поступившие запросы от участников закупки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

ИП Игнатьева О.А. разместила на электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе следующего содержания:

«Принимая во внимание то, что  биохимический анализатор Furuno CA-400 является «открытой» системой, о чем свидетельствует установленное Заказчиком требование

Назначение Для анализаторов открытого типа

 при подготовке аукционной документации согласно ст. 14.3 135-ФЗ «О конкуренции» Заказчик обязан провести сравнение технических и качественных характеристик закупаемого товара с несколькими производителями наборов реагентов, обладающих характеристиками, удовлетворяющими требованиям ТЗ. При этом «Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром».

Просим Заказчика сообщить, с каким производителем было проведено сравнение в части установления требования о наличии флаконов  реагентов и  штрих-кода, совместимых с биохимическим анализатором  Furuno CA-400, а  именно:

- какой производитель биохимических реагентов помимо АО Диакон производит флаконы с реагентом под прямую постановку в ротор анализатора без переливания, а также изготавливает штрих-код, совместимые с биохимическим анализатором  Furuno CA-400?

- по каким параметрам должен быть совместим штрих-код с биохимическим анализатором Furuno CA-400?»

16.12.2019 в 16:22 (по московскому времени) Заказчик в соответствии с полученным запросом разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса следующего содержания:

«При проведении закупки и описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ аукционная документация должна содержать требования, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика.

Указание в описании объекта закупки требований к товару соотносится не только с принципами 44-ФЗ, но и с потребностью Заказчика, с целью закупки. В описании объекта закупки определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, отвечающие потребности Заказчика и целям закупки в наибольшей степени.

Описание объекта закупки не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также не содержит требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Законом № 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. При этом, указанные в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, правила описания объекта закупки не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара. Более того, в соответствии с 44-ФЗ, Заказчик имеет право детализировать требования к товару в необходимой для него степени. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями 44-ФЗ, 135-ФЗ, указаны минимальные, максимальные значения показателей. Таким образом, описание объекта закупки формируется исключительно Заказчиком исходя из его потребности в определенных видах товаров.

Вместе с тем, заказчик поясняет дополнительно, действующее законодательство в области закупок для государственных и муниципальных нужд не предусматривает наличие у Заказчика информации обо всех производителях, представленных на рынке. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам и видам товара.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта основан на коммерческих предложениях, сведения о которых имеются в аукционной документации. Организации, направившие данные предложения, являются потенциальными участниками закупки. О наличии функционального рынка и о наличии конкуренции свидетельствуют представленные заказчику несколько коммерческих предложений, описание объекта закупки дает возможность заинтересованным лицам предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика. При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не находит своего подтверждения, является предположительным и необоснованным.

Товар поставляется широким кругом лиц на территории Российской Федерации. Согласно публичной информации с сайта ЕИС, которая также была и остается доступной неограниченному кругу лиц, в том числе и заявителю на момент подачи запроса на разъяснения, в адрес Заказчика товар поставлялся и ранее различными поставщиками. Выбор к кому обратиться для приобретения необходимого товара, получения коммерческого предложения с целью участия в аукционе, заявителем осуществляется самостоятельно в рамках ведения своей предпринимательской деятельности.

Товар введен в гражданский оборот и свободно обращается на территории Российской Федерации. В данном случае, предметом закупки товара является его поставка, а не его производство; отсутствует ограничение конкуренции, поскольку принять участие в закупке может неопределенное число лиц (поставщиков), в том числе не являющихся производителями требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Участники закупки являются коммерческими организациями, осуществляющими на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли. Отсутствие у данного участника закупки товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в аукционной документации, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении Заказчиком количества участников заказа и не может являться основанием изменения аукционной документации согласно требованиям заявителя.

К поставке заявителем может быть предложен товар функционально и качественно соответствующий требованиям, указанным в описании объекта закупки, в силу того, что заказчик согласно ст. 67 44-ФЗ проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров.

Дополнительно сообщаем,  что  система считывания штрих-кода позволяет считывать информацию с реактивов и образцов и регистрировать информацию в системе анализатора.

Считывание штрих-кода позволяет анализатору автоматически зарегистрировать информацию о типе реагента, номере лота, номере позиции в карусели, емкости флакона, оставшемся количестве реагента, сроке годности и т.д. После считывания штрих-кода реагент автоматически готов к проведению исследования и не требует дополнительных настроек и введения каких-либо сведений вручную.

Таким образом, наличие на флаконе с реагентом штрих-кода позволяет ускорить и оптимизировать процесс лабораторной работы и исключить влияние человеческого фактора и ошибок, неизбежных при ручном вводе сведений.

Параметром совместимости штрих-кода реагента является возможность его восприятия программным обеспечением анализатора. Данный параметр объективен и проверяем. О возможности использования конкретного штрих-кода спрашивайте у Вашего производителя реагентов, проводившего испытания на совместимость своих реагентов с моделью анализатора, имеющегося у заказчика.

Заказчик не имеет права сообщать какому-либо потенциальному участнику закупки, у кого он может приобрести требуемый заказчику товар».

Также ИП Игнатьевой О.А. размещен следующий запрос:

«Заказчиком в рамках проводимой закупки на поставку реагентов для биохимических исследований в описание объекта закупки включена характеристика фасовки реагента - «флаконы»

Наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором   Furuno CA-400

соответствие

Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.

Совместимость флаконов реагентов с анализатором СА-400

 

соответствие

Использование реагентов, разлитых в системные флаконы, облегчает работу лаборатории, поскольку исключается необходимость переливания реагента во флаконы, что может привести к потере части реагентов, загрязнению реагентов и т.д.

 

Это характеристика фасовки реагента, которая не относится к  качественным и эксплуатационным характеристикам закупаемых реактивов, не позволяет определить согласно ст.33 44-ФЗ соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика. Флаконы   являются расходным материалом, не являются медицинским изделием in-vitro, не влияют на качественные характеристики . При этом установление требования к конкретной конфигурации флаконов, обеспечивающей непосредственную установку их в ротор анализатора (без переливания) имеет признаки ограничения конкуренции и составления технического задания под единственного производителя и создания преимущественных условий определенному поставщику, что является нарушением требований ст. 17 135 ФЗ.

Наборы реагентов различных производителей имеют отличающуюся друг от друга фасовку реагента. Установленная Заказчиком  характеристика относительно определенной конфигурации флаконов не может быть объективно проверена потенциальным участником торгов при формировании заявки, поскольку Закон о контрактной системе не накладывает на потенциального поставщика обязанность иметь на складе товар, имеющий характеристики, удовлетворяющие условиям поставки и техническому заданию аукционной документации.

Установление Заказчиком требования к наличию флаконов реагентов определенной конфигурации содержит признаки недобросовестной конкуренции, что соответствует статье 14.3 Закона о защите конкуренции.

Просим Заказчика удалить данное требование из ТЗ.»

16.12.2019 в 16:23 (по московскому времени) Заказчик в соответствии с полученным запросом разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса следующего содержания:

«При проведении закупки и описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ аукционная документация должна содержать требования, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика.

Указание в описании объекта закупки требований к товару соотносится не только с принципами 44-ФЗ, но и с потребностью Заказчика, с целью закупки. В описании объекта закупки определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, отвечающие потребности Заказчика и целям закупки в наибольшей степени.

Описание объекта закупки не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также не содержит требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Законом № 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. При этом, указанные в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, правила описания объекта закупки не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара. Более того, в соответствии с 44-ФЗ, Заказчик имеет право детализировать требования к товару в необходимой для него степени. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями 44-ФЗ, 135-ФЗ, указаны минимальные, максимальные значения показателей. Таким образом, описание объекта закупки формируется исключительно Заказчиком исходя из его потребности в определенных видах товаров.

Вместе с тем, заказчик поясняет дополнительно, действующее законодательство в области закупок для государственных и муниципальных нужд не предусматривает наличие у Заказчика информации обо всех производителях, представленных на рынке. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам и видам товара.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта основан на коммерческих предложениях, сведения о которых имеются в аукционной документации. Организации, направившие данные предложения, являются потенциальными участниками закупки. О наличии функционального рынка и о наличии конкуренции свидетельствуют представленные заказчику несколько коммерческих предложений, описание объекта закупки дает возможность заинтересованным лицам предложить к поставке товар, соответствующий потребностям заказчика. При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не находит своего подтверждения, является предположительным и необоснованным.

Товар поставляется широким кругом лиц на территории Российской Федерации. Согласно публичной информации с сайта ЕИС, которая также была и остается доступной неограниченному кругу лиц, в том числе и заявителю на момент подачи запроса на разъяснения, в адрес Заказчика товар поставлялся и ранее различными поставщиками. Выбор к кому обратиться для приобретения необходимого товара, получения коммерческого предложения с целью участия в аукционе, заявителем осуществляется самостоятельно в рамках ведения своей предпринимательской деятельности.

Товар введен в гражданский оборот и свободно обращается на территории Российской Федерации. В данном случае, предметом закупки товара является его поставка, а не его производство; отсутствует ограничение конкуренции, поскольку принять участие в закупке может неопределенное число лиц (поставщиков), в том числе не являющихся производителями требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Участники закупки являются коммерческими организациями, осуществляющими на свой риск деятельность, направленную на получение прибыли. Отсутствие у данного участника закупки товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в аукционной документации, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении Заказчиком количества участников заказа и не может являться основанием изменения аукционной документации согласно требованиям заявителя.

К поставке заявителем может быть предложен товар функционально и качественно соответствующий требованиям, указанным в описании объекта закупки, в силу того, что заказчик согласно ст. 67 44-ФЗ проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров.

Дополнительно сообщаем,  что  система считывания штрих-кода позволяет считывать информацию с реактивов и образцов и регистрировать информацию в системе анализатора.

Считывание штрих-кода позволяет анализатору автоматически зарегистрировать информацию о типе реагента, номере лота, номере позиции в карусели, емкости флакона, оставшемся количестве реагента, сроке годности и т.д. После считывания штрих-кода реагент автоматически готов к проведению исследования и не требует дополнительных настроек и введения каких-либо сведений вручную.

Таким образом, наличие на флаконе с реагентом штрих-кода позволяет ускорить и оптимизировать процесс лабораторной работы и исключить влияние человеческого фактора и ошибок, неизбежных при ручном вводе сведений.

Параметром совместимости штрих-кода реагента является возможность его восприятия программным обеспечением анализатора. Данный параметр объективен и проверяем. О возможности использования конкретного штрих-кода спрашивайте у Вашего производителя реагентов, проводившего испытания на совместимость своих реагентов с моделью анализатора, имеющегося у заказчика.

Заказчик не имеет права сообщать какому-либо потенциальному участнику закупки, у кого он может приобрести требуемый заказчику товар.»

ООО «Грин» размещен на электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе следующего содержания:

«Просим разъяснить, на основании какой статьи Федерального закона, Заказчик объединил в техническом задании, аукционной документации, медицинское изделие (реагент) подлежащее обязательной государственной регистрации, а именно: Набор для определения Магния в кол-ве 1-го набора, и продукцию, которая не относится к медицинским изделиям, а является принадлежностями медицинских изделий (Федеральный закон от 21,11,2011г. №323 ФЗ (ред. От 31,12,2014г.) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» ст.38 Медицинские изделия), а именно Раствор промывающий – 4 набора.

Просим Заказчика, изделия, подлежащее обязательной Регистрации (Реагент) и принадлежности медицинских изделий (Промывающие растворы), провести отдельными процедурами закупок, без нарушения Федерального закона!»

16.12.2019 в 16:21 (по московскому времени) Заказчик в соответствии с полученным запросом разместил в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса следующего содержания:

«При проведении закупки и описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ аукционная документация должна содержать требования, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика.

Указание в описании объекта закупки требований к товару соотносится не только с принципами 44-ФЗ, но и с потребностью Заказчика, с целью закупки. В описании объекта закупки определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, отвечающие потребности Заказчика и целям закупки в наибольшей степени.

Описание объекта закупки не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также не содержит требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Законом № 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. При этом, указанные в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, правила описания объекта закупки не предусматривают обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара. Более того, в соответствии с 44-ФЗ, Заказчик имеет право детализировать требования к товару в необходимой для него степени. Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями 44-ФЗ, 135-ФЗ. Таким образом, описание объекта закупки формируется исключительно Заказчиком исходя из его потребности в определенных видах товаров.

Заказчик имеет право формировать Лот таким образом, как он считает необходимым, объединяя товары, работы, услуги, находящиеся в единой функциональной и технологической взаимосвязи друг с другом.  Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, а также  в Законе от 26 июля 2006 года №135-ФЗ. 

Все товары, представленные в лоте, являются технологически и функционально взаимосвязанными, объединены единым лабораторным процессом и не противоречат указанному в извещении предмету закупки «Поставка реагентов для биохимических исследований».

Закупаемые товары закупаются для обеспечения бесперебойной работы клинико-диагностической лаборатории учреждения и участвуют во взаимосвязанных производственных процессах.

Считаем нецелесообразным дробить закупку, проводить закупку позиций отдельным аукционом, только потому, что у потенциального участника закупки возникает сложность в приобретении необходимого Заказчику товаров.

Закупаемый товар находится в свободном обращении, а, следовательно, поставку может осуществить любое заинтересованное лицо (любой поставщик) на равных правах с иными субъектами хозяйственной деятельности.

Считаем, что Заявитель запроса преследует одну единственную цель – всеми способами остановить закупку необходимых для Заказчика товаров, осуществляя преднамеренный срыв проводимой закупки, осуществляя противодействие исполнению и осуществлению закупки».

Кроме того, в единой информационной системе а сфере закупок Заказчиком размещены ответы на иные запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе (16.12.2019 в 16:24 (по московскому времени) и 16.12.2019 в 17:08 (по московскому времени)).

Комиссией установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе в ответ на поступившие запросы от участников закупки размещены Заказчиком в единой информационной системе в срок, предусмотренный статьей 65 Закона, и в таком объеме, в котором Заказчик посчитал для себя возможным. При этом объем содержания ответа на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе не регламентируется положениями статьи 65 Закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Игнатьевой О.А. исх. № 1612/7 от 16.12.2019 (вх. № 6011 от 17.12.2019) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова"  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических  исследований (закупка №  0366300027219000394)  необоснованной.

2. Признать жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Грин» исх. № 3 от 17.12.2019 (вх. № 6053 от 17.12.2019) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ефремовская районная больница имени А.И.Козлова"  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов для биохимических  исследований (закупка №  0366300027219000394)  необоснованной

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны