Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-07/32-2019 о рассмотрении жалобы ОО... от 13 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Белая трость» (далее – Заявитель, Общество) от 06.03.2019 исх. № 06/03-3 (вх. № 1003 от 07.03.2019) на действия государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик)  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах  (закупка № 0266100000419000027) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

07.03.2019 в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

По мнению Заявителя, в документации об электронном аукционе на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах  (далее – документация об электронном аукционе) содержатся формулировки, не позволяющие участникам закупки определить требование Заказчика к качеству товара. Так, по мнению Заявителя, указание в документации об электронном аукционе следующего требования: «Все звукозаписывающие и звуковоспроизводящие функции устройства должны быть высокого качества» не дает представления о том, что под данным термином подразумевает Заказчик, а также не позволяет определить требование к качеству товара, установленное Заказчиком. Заявитель полагает, что проверка таких параметров, как  отсутствие искажения частотных характеристик, тембра голоса и громкости звучания должна осуществляться с использованием поверенных средств измерений и испытаний. Полагает также, что данная формулировка затруднит оценку соответствия поставленного товара требованиям документации об электронном аукционе, а также проверку его качества.

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика, выдать виновным в нарушении Закона лицам предписание о приведении документации об электронном аукционе в соответствие с нормами Закона.

Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая действия Заказчика при формировании документации об электронном аукционе соответствующими требованиям Закона, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу.

Согласно письменным и устным пояснениям представителей Заказчика, при описании в документации об электронном аукционе объекта закупки Заказчик руководствовался правилами и требованиями, установленными статьей ЗЗ Закона, а также письмом Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-09-11/12-07-29223 от 30.11.2018, которое содержит функциональные и технические характеристики закупаемого товара, согласованные и одобренные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Техническое задание к документации об электронном аукционе было также согласовано с Тульским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых» (далее - ТРО ОООИ «ВОС»). При этом максимально были учтены параметры удобства использования специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах людьми с ограниченными способностями, являющимися инвалидами по зрению.

Представители Заказчика также пояснили, что специальные устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах предназначены для воспроизведения «говорящих книг», записанных в специальном криптозащищенном формате, предусмотренном перечнем форматов, предназначенных исключительно для слепых и слабовидящих, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 года №32. Данные устройства используются людьми, имеющими стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения сенсорных (зрительных) функций вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий и пороков развития органа зрения с учетом возможности осознанного использования полученной информации. Устройства должны способствовать компенсации ограничений способности к обучению, общению, трудовой деятельности, особенно лиц, занятых в профессиях интеллектуального труда, овладению навыками самообслуживания.

С учетом изложенного, Заказчик включил в документацию об электронном аукционе такие технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом Заказчиком не указывались конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Заказчик считает довод Заявителя о том, что при описании объекта закупки имеются неточные формулировки, в частности понятия «высокого качества» звукозаписывающих и звуковоспроизводящих функций устройства, а также отсутствие в проекте контракта указания о том, как будет осуществляться проверка качества указанных функций, не обоснованным ввиду следующего. Предусматривая требование о том, что товар должен обладать высоким качеством, Заказчик лишь указывает на необходимость соответствия предмета поставки требованиям, обычно предъявляемым к товарам данного вида в целях того, чтобы он был в полной мере пригодным для использования и соответствовал нуждам конечных пользователей данной продукции. Для недопущения какой-либо неопределенности относительно понимания данного требования, Заказчик детализирует его, указывая на то, что под ним понимается условие о необходимости работы устройства без искажения частотных характеристик, тембра голоса и громкости звучания. Считает, что в противном случае, при несоответствии указанным характеристикам, устройство, по сути, будет не пригодным в полной мере для использования.

Кроме того, порядок приемки товара, предполагаемого к поставке, определен проектом контракта.

Относительно довода Заявителя о том, что проверка искажения частотных характеристик, тембра голоса и громкости звучания должна осуществляться с использованием поверенных средств измерений и испытаний представители Заказчика пояснили, что согласно части 3 статьи 94 Закона для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в  части их соответствия условиям Контракта, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов исполнения Контракта, поставленного товара, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Заказчик осуществляет проверку качества товара, предполагаемого к поставке, при необходимости совместно с представителем ТРО ОООИ «ВОС», основываясь на визуальном осмотре товара, посредством прослушивания фрагмента записи, а также путем изучения документов, которые передаются непосредственно вместе с товаром. Проверка технических и функциональных характеристик, требующих определенных знаний и умений, а также наличия специальных приборов измерения, осуществляется специализированными экспертными организациями, к услугам которых Заказчик, согласно пояснениям,  прибегнет, если такая необходимость возникнет.

На основании вышеизложенного представители Заказчика просят признать жалобу Общества необоснованной, а документацию об электроном аукционе соответствующей нормам Закона.

Изучив представленные в Тульское УФАС России документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах  (закупка № 0266100000419000027) 22.02.2019 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 346 094,00  рублей.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из   буквального   толкования   названных   положений   следует,   что   заказчик, осуществляющий  закупку  по  правилам Закона,  при  описании  объекта  закупки должен  таким  образом  определить  требования  к  закупаемым  товарам,  работам,  услугам, чтобы,  с  одной  стороны,  повысить  шансы  на  их приобретение    именно  с  теми характеристиками,  которые   необходимы заказчику,  соответствуют  его  потребностям,  а  с  другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупок.

С учетом имеющихся в материалах дела документов, а также ввиду письменных и устных пояснений Заказчика, Комиссией установлено следующее

В разделе III. Описание объекта закупки Техническое задание документации об электронном аукционе содержатся требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Комиссией установлено, что среди прочего в указанном разделе содержится следующая информация: «Специальные устройства для чтения «говорящих книг» должны отвечать требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия», а также требованиям государственных стандартов на однородные группы технических средств реабилитации, санитарно-эпидемиологическим требованиям действующих санитарных правил».

Также среди прочего в вышеуказанном разделе указано, что «все звукозаписывающие и звуковоспроизводящие функции устройства должны быть высокого качества: без искажения частотных характеристик, тембра голоса и громкости звучания».

Комиссией установлено, что при формировании технического задания документации об электронном аукционе Заказчик руководствовался письмом Фонда социального страхования Российской Федерации № 02-09-11/12-07-29223 от 30.11.2018, в котором также содержится вышеуказанная характеристика, а именно: «Все звукозаписывающие и звуковоспроизводящие функции устройства должны быть высокого качества: без искажения частотных характеристик, тембра голоса и громкости звучания».

Кроме того, разделом 6 проекта контракта на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах регулируется приемка товара:

«6.1. Экспертиза поставленного Товара и приемка результатов исполнения Контракта осуществляется Заказчиком путем проведения проверки соответствия количества, комплектности и качества Товара требованиям, установленным в Контракте, по месту нахождения пунктов приема (выдачи), а также путем анализа содержания документов, предоставляемых Поставщиком, и проверки соответствия их оформления требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Контракта.

До начала доставки Поставщиком Товара Получателям, Заказчик в срок не более 5 (пяти) рабочих дней проводит выборочную проверку Товара с целью определения качества поставляемого Товара, установленного в Техническом задании.

6.2 Для приемки поставляемого Товара Заказчик создает Приемочную комиссию. В состав приемочной комиссии при необходимости могут входить представители региональных общественных организаций инвалидов.

6.3. При осуществлении выборочной проверки соответствия комплектности и качества поставляемого Товара требованиям, установленным в Техническом задании на поставку Товара, приемочной комиссией при необходимости, с участием компетентного представителя от региональных общественных организаций инвалидов проверяется:

-соблюдение установленных правил упаковки и затаривания поставляемого Товара, маркировки и опломбирования отдельных мест;

-соответствие поставляемого Товара по качеству и комплектности требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами);

-четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемого Товара (технический паспорт <...> сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности поставляемого Товара фактическому их качеству и комплектности;

-наличие следующих документов:

а) действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной  службой по надзору в сфере здравоохранения, в случаях, предусмотренных законодательством;

б) деклараций о соответствии, либо сертификатов соответствия в случае, если на поставляемый Товар в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо оформление указанных документов,

в) правил и условий эффективного и безопасного использования Товара на русском языке;

г) гарантийного талона;

-соответствие поставляемого Товара иным, предусмотренным Техническим заданием требованиям.

6.4. В случае выявления существенных нарушений требований к качеству поставляемого Товара (неустранимых недостатков), Заказчик при необходимости, с участием компетентного представителя от региональных общественных организаций инвалидов осуществляют дополнительную проверку Товара на соответствие условиям Технического задания всей партии.

6.5. По результатам выборочной проверки Приемочной комиссией в срок не более 5 (пяти) рабочих дней подписывается Акт выборочной проверки Товара (Приложение №6), в котором указывается маркировка Товара (при наличии) либо, в случае выявления несоответствия комплектности и качества поставляемого Товара требованиям, установленным в Техническом задании на поставку Товара, мотивированный отказ от подписания Акта выборочной проверки Товара.

6.6. В случае обоснованного отказа Приемочной комиссии от подписания Акта выборочной проверки Товара (от приемки Товара полностью или частично) по основаниям, предусмотренным настоящим Контрактом, Поставщик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней устранить недостатки и осуществить поставку (допоставку) Товара.

6.7. Доставка Товара Получателям осуществляется после принятия решения о приемке поставленного Товара и подписания Акта выборочной проверки Товара, оформленного надлежащим образом.

6.8. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов исполнения Контракта, поставленного Товара, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.

6.9. В случае проведения экспертизы силами Заказчика, приемка Товара осуществляется Заказчиком в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня предоставления Поставщиком документов, предусмотренных п. 3.6., 6.3 Контракта.

По результатам приемки Заказчик в срок не более 5 (пяти) рабочих дней подписывает Акт о приемке результатов исполнения Контракта и Акт поставки товара Получателям (в пользу граждан с целью их социального обеспечения) либо представляет Поставщику мотивированный отказ от их подписания с указанием срока устранения нарушений. Товар считается поставленным и принятым после подписания Сторонами Акта о приемке результатов исполнения Контракта (Приложение № 9) и Акта поставки Товара Получателям (в пользу граждан с целью их социального обеспечения).

6.10. В случае если к проведению экспертизы поставленного Товара привлекаются эксперты, экспертные организации, то результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке поставленного Товара, в заключение могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6.11. В случае привлечения Заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов исполнения Контракта,  поставленного Товара приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что при формировании документации об электронном аукционе Заказчик руководствовался рекомендациями Фонда социального страхования Российской Федерации (письмо № 02-09-11/12-07-29223 от 30.11.2018), а также предусмотрел необходимость соответствия закупаемого товара действующему ГОСТу, установил порядок приемки товара, в том числе проведение экспертизы как своими силами, так и с привлечением экспертов, экспертных организаций.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Заявителем не представлено документального подтверждения обоснованности доводов жалобы, ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона при формировании Документации об электроном аукционе.

Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющейся объектом закупки.  Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.

Запросы о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе от  участников закупки Заказчику не поступали.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Документации об электронном аукционе не противоречит Закону и не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.

Следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заявитель - ООО «Белая трость» включен в реестр недобросовестных поставщиков за ненадлежащее исполнение государственных контрактов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Белая трость» от 06.03.2019 исх. № 06/03-3 (вх. № 1003 от 07.03.2019) на действия государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах  (закупка № 0266100000419000027) не обоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны