Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 071/10/18.1-681/2020 о рассмотрении жалоб... от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «14» июля 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» июля 2020 г.

   Комиссия по рассмотрению жалоб Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 071/10/18.1-681/2020 по жалобе индивидуального предпринимателя П (далее – Заявитель, ИП П) на действия организатора торгов - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Национальное достояние» (ИНН 7708696853) (далее – ООО «Национальное достояние»)  Л  (далее – Организатор торгов) при проведении торгов в форме открытого аукциона по реализации имущества ООО «Национальное достояние» № 51823-ОАОФ, лот № 1 (далее – Торги)) в порядке, предусмотренном статьей  18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- Т – представителя Заявителя по доверенности;

- Л – Организатора торгов,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при  проведении Торгов. 

Заседание комиссии Тульского УФАС России по рассмотрению дела                       № 071/10/18.1-681/2020 по указанной жалобе назначено и проведено 14.07.2020 в 11 часов 00 минут (московского времени) по адресу: 300012, г. Тула,  ул. Жаворонкова, д. 2, каб. 30.

В жалобе Заявитель указывает, что информация, опубликованная на сайте ЕФРСБ и  ООО «МЭТС» не содержит размер прав требования в отношении каждого должника, а указывает лишь на размер рыночной стоимости согласно отчету, а также отсутствуют данные о датах и основаниях возникновения уступаемых прав требований.  Кроме того, ИП П отмечает, что выписка, как и информация, размещённая в ЕФРСБ и на сайте электронной торговой площадки проведения Торгов ООО «МЭТС», не содержит данных об ИНН и ОГРН должников, права требования к которым выставлены на торги, в связи с чем невозможно определить должника, к которому уступаются права требования, а также определить потенциальному участнику Торгов финансовое состояние должников.

ИП П также указывает на отсутствие в проекте договора информации (предмета) договора, без описания которого договор не может быть заключен.

На основании вышеуказанных доводов Заявитель, в том числе просит выдать Организатору торгов предписание об аннулировании Торгов.

Организатор торгов с доводами Заявителя не согласен, представил письменные возражения, в которых указывает на законность и обоснованность проведения Торгов, просит отказать в удовлетворении  жалобы.

Организатор торгов также указывает на необходимость применения в отношении Заявителя части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В данных письменных возражениях Организатор торгов поясняет следующее.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в публикации должны быть отражены сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием. При этом иные нормы законодательства, в том числе Закон о банкротстве не содержат требование о детальном описании каждого объекта, выставленного на торги, а также не указывает на необходимую степень детализации данных об имуществе.

Кроме того абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Из указанного следует, что целью публикации сообщения о продаже в порядке статьи 110 Закона о банкротстве является надлежащее первичное описание объекта, которое позволит потенциальному покупателю определенно установить заинтересованность в продаваемом имуществе.

Как подчеркивает Организатор торгов, в сообщении о продаже размещена вся необходимая информация о Торгах, предусмотренная пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве, включая сведения о предмете Торгов.

В сообщении о продаже указано количество дебиторов (79) и общий размер уступаемых прав требования на сумму 128109322,94 руб., поскольку права требования, выставленные на торги, продавались одним единым лотом, а не по каждому дебитору отдельно.

В сообщении о продаже от 23.05.2020 указаны контактные данные организатора торгов, в связи с чем потенциальные покупатели могли получить всю необходимую информацию в порядке, предусмотренном абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве путем ознакомления с документами у организатора торгов.

Таким образом, Организатор торгов считает, что ненадлежащее изучение информации, в том числе посредством неосуществления запроса дополнительных сведений, при наличии контактных данных для связи с организатором торгов, является предпринимательским риском со стороны покупателя реализуемого имущества, ответственность за который не может быть возложена на организатора торгов.

В отношении довода Заявителя о неуказании в проекте договора информации о предмете данного договора Организатор торгов поясняет, что на сайте ООО «МЭТС» приложен проект договора, который по результатам торгов может быть сформирован окончательно, в том числе с учетом пожеланий и замечаний покупателя.

В проекте договора в разделе «предмет договора» содержится информация о том, что «Номинальный размер дебиторской задолженности определен на дату проведения оценки ее стоимости, на дату проведения торгов и на дату заключения договора уступки прав требования с победителем (единственным участником) торгов, он может иметь иное числовое значение, которое наряду с первоначальным указывается в договоре». Данное обстоятельство обусловлено тем, что в период приема заявок дебиторы, по выставленным ранее претензиям, могут погашать имеющуюся задолженность, в связи с чем окончательный размер уступаемых прав на момент подписания договора может отличаться от первоначального размера уступаемых прав требования. Таким образом, Организатор торгов отмечает, что окончательный предмет договора будет определен дополнительным соглашением к договору уступки прав требования (цессии).

Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 384 ГК РФ, пункта 388 ГК РФ, абзаца 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ, а также абзаца 6 пункта 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007  N 120, Организатор торгов считает, что только существующее право может быть предметом уступки.

Организатор торгов также сообщает, что 04.06.2020 посредством электронной почты поступил запрос от ИП П о предоставлении детальной информации в отношении каждого дебитора, на что ответным письмом ИП П было предложено детально ознакомиться с документацией по дебиторской задолженности, с указанием адреса ознакомления и телефона для связи. Данное предложение, как отмечает Организатор торгов, ИП П проигнорировала и с повторными запросами в адрес Организатора торгов не обращалась.

На заседании Комиссии Организатор торгов сообщил, что 06.07.2020 заключен договор уступки права требования (цессии) с победителем Торгов Т.

Т представила в Тульское УФАС России возражения на доводы жалобы Заявителя, в которых также указывает на законность и обоснованность проведения Торгов, отсутствие у Заявителя права на обжалование Торгов, просит отказать в удовлетворении  жалобы.

 На заседании Комиссии участники рассмотрения данного дела поддержали доводы, изложенные в жалобе и возражениях, в полном объеме.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела № 071/10/18.1-681/2020, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Тульского УФАС России установила следующее.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Толкование вышеприведенной нормы права позволяет сделать вывод о том, что ее действие направлено на предоставление участникам торгов (в том числе потенциальным участникам) возможности обжалования процедуры ее проведения с целью восстановления своих прав и законных интересов, которые, по их мнению, были нарушены в связи с невозможностью принятия участия в такой процедуре действиями (бездействием) организатором торгов.

Вместе с тем содержание жалобы Заявителя, не подававшего заявку на участие в Торгах, содержит доводы, указывающие на нарушение Организатором торгов порядка размещения информации о Торгах.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ИП П является надлежащим заявителем, следовательно, жалоба ИП П  подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Арбитражным судом Тульской области вынесено решение по делу № А68-13830/2019 от 12.02.2020 об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Национальное достояние». Конкурсным управляющим ООО «Национальное достояние» утвержден Л.

23.05.2020  объявление о проведении Торгов № 4987705  опубликовано на официальном сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве - https://bankrot.fedresurs.ru (далее – ЕФРСБ).

Электронная торговая площадка проведения Торгов – общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональная Электронная Торговая Система»   (https://www.m-ets.ru) (далее – оператор ЭТП, ООО «МЭТС») (номер Торгов – 51823-ОАОФ).

Информация о Торгах:

Форма проведения торгов: открытый аукцион.

Дата начала приема заявок: 25.05.2020 в 10:00.

Дата окончания приема заявок: 30.06.2020 в 10:00.

Дата и время торгов: 01.07.2020 в 10:00.

Предмет Торгов (лот № 1): права требования 79-ти дебиторов на сумму 128 109 322,94 руб.

Классификатор имущества: права требования на краткосрочные долговые обязательства (дебиторская задолженность).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе  на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. 

Пунктом 1 статьи 1 Закона о банкротстве установлено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, регламентируется Законом о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2015 N 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронном форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве» (далее - Порядок N 495).

Согласно пункту 2 статьи 140 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 Закона о банкротстве, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора продажи прав требования должника должны предусматривать:

- получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи;

- переход прав требования только после полной оплаты прав требования.

В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о банкротстве.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)» газета «Коммерсантъ» (далее – официальное издание) определена в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

08.05.2020 в  официальном издании опубликовано объявление № 77033342940 (стр. 25) о проведении Торгов (далее – объявление № 77033342940).

 Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия/ имущества должны содержаться сведения о предприятии/ имуществе, его составе, характеристиках, описание предприятия/ имущества, порядок ознакомления с предприятием/ имуществом.

В объявлении № 4987705 на сайте ЕФРСБ и объявлении № 77033342940 содержатся следующие сведения относительно предмета Торгов: «лот №1: права требования к 79-ти дебиторам на сумму 128 109 322,94 руб.».

В сообщении о продаже от 20.05.2020, опубликованном на сайте ЕФРСБ (далее – Сообщение),   а также на сайте ООО «МЭТС», содержится следующая информация о предмете Торгов: «права требования 79-ти дебиторов на сумму 128 109 322,94 руб. (В ходе торгов возможно частичное погашение дебиторской задолженности, о точном размере задолженности заинтересованное лицо может узнать в ходе ознакомления с отчуждаемым имуществом в установленном порядке. При подписании договора будет передано право требования (имущественное право) существующее на момент заключения договора)».

Следовательно, имуществом, реализуемым на Торгах, является дебиторская задолженность, которая выражается в сумме долгов и обязательств дебиторов перед организацией.

Вместе с тем указанные сообщения не содержат  информацию о составе дебиторов с указанием их ИНН и сумм задолженностей, впоследствии выставленных на торги в рамках открытого аукциона, что исключает возможность для всех претендентов располагать одинаковой исходной информацией для формирования своих ценовых предложении по лоту.

В данном случае Комиссия пришла к выводу что, информация о проведении Торгов, опубликованная на сайте ЕФРСБ и официальном печатном издании, а также на сайте ООО «МЭТС»,  не содержит в полной мере сведений о составе и характеристиках продаваемого имущества, а именно: сведений о текущем статусе дебиторской задолженности и составе дебиторов с указанием их ИНН и сумм задолженностей, что является неисполнением в полной мере требований пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

Абзацем 17 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что проект договора купли-продажи предприятия подлежит размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

К заявке на проведение торгов должен быть приложен проект договора купли-продажи имущества или предприятия (пункт 3.1.1 Порядка N 495).

Согласно пункту 19 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия оформляется договором купли-продажи предприятия, который заключает внешний управляющий с победителем торгов.

Обязательными условиями договора купли-продажи предприятия являются:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия;

- цена продажи предприятия;

- порядок и срок передачи предприятия покупателю;

-условия, в соответствии с которыми предприятие приобретено, и обязательства покупателя по выполнению этих условий (в случае продажи предприятия путем проведения торгов в форме конкурса);

- сведения о наличии или об отсутствии обременения в отношении предприятия, в том числе публичного сервитута;

- иные предусмотренные законодательством Российской Федерации условия.

Исходя из смысла положений пункта 19 статьи 110 и абзаца 17 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, содержание  договора,  заключенного  по результатам  торгов  будет  соответствовать  содержанию  проекта  договора, размещенного ранее на официальном сайте ЕФРСБ и на электронной площадке при проведении  торгов. В  противном  случае  -  после  подведения  итогов  публичных процедур организатор торгов и/или арбитражный (конкурсный) управляющий вправе были  бы  изменять  условия  договоров  по  своему  усмотрению,  что  противоречит смыслу публичных процедур.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что существенными условиями договора  являются условия  о  предмете  договора,  условия,  которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно части 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам  торгов  в  случаях,  когда  его  заключение  в  соответствии  с  законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой  ставки  Банка  России  (соразмерно  такому  изменению),  если  на  торгах заключался договор займа (кредита);

3)  по  иным  основаниям,  если  изменение  договора  не  повлияет  на  его  условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (пункт 1 статьи 451 ГК РФ).

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, информация, содержащаяся в проекте договора купли – продажи о предмете договора, заключаемого по результатам Торгов, является существенным  условием данного договора и подлежит обязательному указанию в соответствии с пунктом 19 статьи 110 Закона о банкротстве и абзацем 2 пункта 432 ГК РФ.

Проект договора купли – продажи размещен в объявлении № 4987705 на сайте ЕФРСБ, а также  на странице Торгов ООО «МЭТС» и содержит следующую информацию относительно предмета Торгов:

«По Договору Цедент обязуется передать Цессионарию, а Цессионарий обязуется принять и оплатить принадлежащие Цеденту права (требования) (далее – «Права (требования)», состоящие из:

 

№ п/п

Описание, характеристика имущества

Номинальная стоимость, руб.

Оценочная стоимость,руб.

Номинальный размер дебиторской задолженности определен на дату проведения оценки ее стоимости, на дату проведения торгов и на дату заключения договора уступки прав требования с победителем (единственным участником) торгов, он может иметь иное числовое значение, которое, наряду с первоначальным, указывается в договоре.

Исходя из вышеуказанного, Комиссией установлено, что проект договора купли – продажи, размещенный на сайте ЕФРСБ и ООО «МЭТС» не содержит сведения о предмете Торгов, в проекте договора не указано в отношении каких контрагентов-должников у Цессионария возникает право на предъявление требования о погашении задолженности,  что превращает его возможность Цессионария (кредитора в дальнейшем) по предъявлению требований к должникам в неосуществимую и противоречит положениям, предусмотренными абзацем 3 пункта 19 статьи 110 Закона о банкротстве и абзацем 2 пункта 432 ГК РФ.

Довод организатора торгов о наличии у потенциальных участников торгов права ознакомления с документами у организатора торгов и об указании в информации о проведении Торгов такой информации Комиссия считает несостоятельным, поскольку существование порядка ознакомления с предприятием в сообщении о Торгах не исключает обязанности Организатора торгов в указании всех характеристик предмета торгов, в целях обеспечения всех претендентов одинаковой исходной информацией для формирования своих ценовых предложении по лоту.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в полной мере сведений о составе и характеристиках продаваемого имущества как в сообщениях о проведении Торгов, так и в проекте договора купли – продажи, Комиссия, объективно рассмотрев все доводы и представленные к делу доказательства, пришла к выводу, что Организатором торгов при проведении Торгов были нарушены положения пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Учитывая, что по результатам проведения торгов в форме открытого аукциона по реализации имущества ООО «Национальное достояние» №  51823-ОАОФ, лот № 1 заключен договор уступки права требования (цессии) от 06.07.2020, Комиссия приходит к выводу об отсутствии возможности выдачи Организатору торгов обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20  статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу индивидуального предпринимателя П на действия организатора торгов - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Национальное достояние» (ИНН 7708696853)  Л  при проведении торгов в форме открытого аукциона по реализации имущества ООО «Национальное достояние» №  51823-ОАОФ, лот № 1 обоснованной.

2.  Признать в действиях организатора торгов – конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Национальное достояние» (ИНН 7708696853)  Л  нарушение пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

3.  Учитывая, что по результатам проведения торгов в форме открытого аукциона по реализации имущества ООО «Национальное достояние» №  51823-ОАОФ, лот № 1 заключен договор уступки права требования (цессии) от 06.07.2020, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не выдавать.

4. Передать материалы дела № 071/10/18.1-681/2020 соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны