Решение (комиссия) №1103/24 решение от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF




По списку рассылки


















РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-190/2024

12 марта 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:


Члены Комиссии:

Грибко В.А. – руководитель Тульского УФАС России,

Курская М.В. – начальник отдела Тульского УФАС России,


Щетинский А.А. – главный специалист-эксперт Тульского УФАС России,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (далее – ООО «Т2 Мобайл») (вх. № 1398/24 от 06.03.2024), публичного акционерного общества «Вымпел Коммуникации» (далее –ПАО «Вымпелком») (вх. № 1397/24 от 06.03.2024) (далее каждый по отдельности в зависимости от контекста – Заявитель, Общество, а вместе – Заявители) на действия государственного учреждения Тульской области «Региональный центр «Развитие» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контрактов на оказание услуг сотовой связи (закупка № 0366200035624001017) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- Нарваевой О.В. – представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности;

- Бартеньевой О.В. – представителя Заказчика на основании доверенности;

- Уткиной Е.Е., Заводчикова Д.В. – представителей ООО «Т2 Мобайл» на основании доверенности;

- Попенко В.В. – представителя ПАО «Вымпелком» на основании доверенности,


УСТАНОВИЛА:


В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки.

В связи с тем, что Заявители обжалуют действия Заказчика в рамках одной закупки № 0366200035624001017, Комиссией принято решение объединить дела № 071/06/106-190/2024, № 071/06/106-191/2024 в одно производство, с присвоением делу № 071/06/106-190/2024. От участвующих в рассмотрении данных дел лиц возражений не поступило.

1. По мнению ООО «Т2 Мобайл», извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

Согласно пункту 5.2 электронного документа «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) услуги сотовой связи включают в себя опцию по блокировке в автоматическом режиме работы служебных сим-карт в устройствах Apple.

По мнению Заявителя, на текущий момент данное требование является невыполнимым условием.

С 01.06.2021 в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) введено понятие идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), под которым понимается идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля (пункт 3.1-1 части 3 статьи 2 Закона о связи).

При этом до настоящего времени в Российской Федерации не создана и не функционирует информационная система, содержащая сведения об идентификаторах пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля (SIM-карты). Так же как и нет закона, который обязывал бы производителей (импортеров, поставщиков, продавцов) пользовательского оборудования (смартфонов, телефонов, планшетов и т.п.) регистрировать их в какой-либо информационной системе.

Таким образом, не существует информационной системы (базы данных, реестра), которые позволяли бы оператору связи достоверно определять производителя пользовательского оборудования.

Следовательно, автоматическая блокировка сим-карт в отсутствие достоверных данных о производителей, влечет риск неисполнения контракта (например, необоснованная блокировка сим-карт и как следствие неоказание услуг связи).

Более того, указанная характеристика не включена в соответствующую позицию КТРУ 61.20.10.000-00000007 «Услуги сотовой связи», при этом извещение о Закупке не содержит обоснования необходимости включения дополнительной характеристики услуги, как то предусмотрено пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее – Правила использования каталога).

Заявителем в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положения извещения о Закупке с просьбой обосновать необходимость включения оспариваемого требования.

В своих разъяснениях Заказчик (Уполномоченное учреждение) пояснил: «Данная опция является необходимой для Заказчика в связи с обеспечением безопасности информации от несанкционированного доступа к ней с помощью программного обеспечения недружественных стран, так как заказчик является государственным учреждением, использующим в повседневной деятельности персональные данные граждан».

Заявитель полагает, что обоснование, изложенное Заказчиком в разъяснениях, не соответствует действующему в Российской Федерации законодательству в сфере защиты персональных данных, а оспариваемая опция не обеспечивает защиту персональных данных в связи со следующим.

Если Заказчик в повседневной деятельности использует персональные данные граждан, то он обязан применять организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимые для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных (пункт 2 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119. В соответствии с пунктом 4 данных требований выбор средств защиты информации для системы защиты персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми Федеральной службой безопасности Российской Федерации (Приказ ФСБ России от 10.07.2014 N 378) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 21) во исполнение части 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Таким образом, требования по защите персональных данных реализуются путем комплекса мер, определенных нормативными правовыми актами Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, а не путем блокировки мобильного устройства того или иного производителя.

Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по разработке нормативных правовых актов, определяющих угрозы безопасности персональных данных, актуальные при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных, эксплуатируемых при осуществлении соответствующих видов деятельности, утвержденным ФСБ России 31.03.2015 N 149/7/2/6-432, к случаям, когда угрозы могут быть нейтрализованы только с помощью средств криптографической защиты информации, относятся:

- передача персональных данных по каналам связи, не защищенным от перехвата нарушителем передаваемой по ним информации или от несанкционированных воздействий на эту информацию (например, при передаче персональных данных по информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования).

На официальном сайте Заказчика опубликованы следующие локальные акты учреждения в области защиты персональных данных (http://guto-razvitie.ru/content/защита-персональных-данных): Политика ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» в отношении обработки персональных данных» и Сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных.

В соответствии с пунктом 4.1.6 указанной Политики одной из мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке является применение прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

В соответствии со Сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных, передача информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется при помощи средств криптографической защиты информации.

Указанные локальные акты заказчика свидетельствуют, что учреждению известны требования законодательства для обеспечения безопасности персональных данных.

Исходя из изложенного, Заявитель повторно делает вывод, что обоснование, приведенное Заказчиком в разъяснениях, не соответствует действующему в Российской Федерации законодательству в сфере защиты персональных данных, а оспариваемая опция не обеспечивает защиту персональных данных.

С учетом изложенного Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат Закону и нарушают права и законные интересы Заявителя, как потенциального участника закупки.


2. ПАО «Вымпелком» также считает, что Заказчик нарушил положения Закона при формировании пункта 5.2 Описания объекта закупки в части установления требований к таким характеристикам как «блокировка (разблокировка) SIM-карты по требованию Заказчика» и «опция по блокировке в автоматическом режиме работы служебных сим-карт в устройствах Apple» без указания обоснования необходимости включения дополнительных характеристик услуги, не предусмотренных позицией КТРУ 61.20.10.000-00000007 «Услуги сотовой связи», что также не соответствует пункту 6 Правила использования каталога.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе сообщает, что направлял запрос о даче разъяснений положений извещения о Закупке в отношении следующих требований к услуге связи, установленных в пункте 6 Описания объекта закупки:



п/п

Наименование показателей

Требуемые значения (диапазон значений) показателей

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце, носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в предложение участника закупки в отношении объекта закупки и проект контракта)

1.14

Возможность определения местоположения абонентских номеров Заказчика

соответствие

Возможность отслеживания местоположения позволит отследить нахождение мобильного телефона в случае его утраты социальным работником и вести контроль рабочего времени сотрудника

1.16

Возможность записи разговора по запросу клиента и автоматического анализа этих данных для выявления «эмоциональных» звонков и их маркировки для упрощения контроля сотрудников и экономии времени на проверки

соответствие

Необходимость организации записи разговора для разрешения спорных вопросов


В своем запросе Общество указало следующее:

«1. Просим пояснить, на основании каких нормативных, правовых и законодательных актов Российской федерации, перечисленных выше, заказчик считает возможным устанавливать вышеперечисленные требования?

2. Просим сообщить конкретные пункты, подпункты, статьи, разделы, главы, которые указывают на возможность применения данных требований.

3. Также в Описании объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта отсутствует информация, позволяющая оценить стоимость запрашиваемых услуг.

Так, например, возможность определения местоположения абонентских номеров Заказчика существует у всех операторов связи, но является платной дополнительной услугой, стоимость которой зависит от количества таких случаев определения в месяц и количества сотрудников. Просим предоставить данную информацию, предоставить расчет ее стоимости в расчете НМЦК, внести соответствующие изменения в документацию, либо исключить данное требование из Описания объекта закупки.

Возможность записи разговора по запросу клиента и автоматического анализа этих данных для выявления «эмоциональных» звонков и их маркировки также может быть предоставлена в рамках дополнительной платной услуги, но в Описании объекта закупки нет информации, позволяющей оценить объем такой услуги, критерии для выявления «эмоциональных» звонков и их маркировки, срок и место хранение этих записей, а, стало быть, и стоимость таких услуг. Просим предоставить подробную исчерпывающую информацию по данной услуге, предоставить расчет ее стоимости в расчете НМЦК, внести соответствующие изменения в документацию, либо исключить данное требование из Описания объекта закупки».

Однако, по мнению Заявителя, вместо ответов на поставленные вопросы, Заказчик (Уполномоченное учреждение) ограничились констатацией факта потребности в запрашиваемых услугах, что нарушает порядок формирования и размещения разъяснений положений извещения о Закупке, предусмотренный частью 5 статьи 42 Закона.

Помимо прочего Общество полагает, что описание характеристики услуги «Возможность записи разговора по запросу клиента и автоматического анализа этих данных для выявления «эмоциональных» звонков и их маркировки для упрощения контроля сотрудников и экономии времени на проверки» (подпункт 1.16 пункта 6 Описания объекта закупки) носит субъективный, оценочный характер, поскольку извещение о Закупке не содержит критериев для определения звонка в качестве «эмоционального», что не позволяет участникам Закупки определить реальную потребность Заказчика, его требования к качеству и характеристикам услуги, противоречит положениям Закона и вводит участников Закупки в заблуждение.


Представители Заявителей, участвующие в заседании Комиссии, поддержали доводы, изложенные в своих жалобах, в полном объеме.

Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения не согласились с доводами жалоб Заявителей по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемые жалобы.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данных жалоб, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.


Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 26.02.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

В извещение о Закупке изменения не вносились.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 108 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.


В отношении доводов жалобы ПАО «Вымпелком» о возможном нарушении Заказчиком Закона и иных нормативно-правовых актов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта необходимо отметить следующее.

Согласно доводу ПАО «Вымпелком», Заявителю неясно, каким образом сформировать ценовое предложение при участии в Закупке, с учетом установленных Заказчиком требованиям к характеристикам услуги в подпунктах 1.14, 1.16 пункта 6 Описания объекта закупки, по причине невозможности определения их периодичности и количества, а также количества абонентов, которым такие дополнительные услуги могут быть оказаны.

При этом Общество ставит под сомнение факт того, что Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта были в полной мере учтены и включены в его расчет объемы вышеуказанных дополнительных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Комиссия отмечает, что ФАС России и ее территориальные органы в силу возложенных полномочий в соответствии с Законом, положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2015 г. № 649/15, не осуществляют контроль за хозяйственной деятельностью заказчиков, а также не дают ей оценку.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для проведения проверки в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.


В отношении доводов Заявителей об отсутствии обоснования необходимости включения дополнительных характеристик услуги, не предусмотренных позицией КТРУ 61.20.10.000-00000007 «Услуги сотовой связи», а также о субъективном характере части требований Описания объекта закупки Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию:

наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога.

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Согласно извещению о Закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена закупка услуги по позиции КТРУ 61.20.10.000-00000007 «Услуги сотовой связи».

При этом в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

При этом в силу пункта 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия считает необходимым отметить, что общие требования к оказанию услуг, их качеству, в том числе технологии оказания услуг, методам и методики оказания услуг содержатся в пункте 6 Описания объекта закупки.

Вместе с тем, Описание объекта закупки также содержит пункт 5.2, согласно которому услуги сотовой связи включают в себя:

«- бесперебойную работу предоставленных 30 (тридцати) абонентских номеров;

- ежемесячная оплата по факту оказания услуг сотовой связи;

- защиту от несанкционированного подключения;

- зона внутрисетевого роуминга - все регионы РФ;

- возможность пользоваться услугами других сетей радиотелефонной связи в России;

- бесплатная замена вышедшей из строя или утерянной SIM-карты с сохранением телефонного номера в течении 1 часа с момента обращения Заказчика;

- блокировка (разблокировка) SIM-карты по требованию Заказчика;

- возможность замены SIM-карты на Mini-SIM, Micro-SIM или Nano-SIM по требованию Заказчика;

- возможность замены номеров;

- возможность передачи данных и факсимильных сообщений, мобильного доступа к сети «Интернет» трафика, включенного в абонентскую плату. При исчерпании трафика должно сохраняться соединение со скоростью не менее 384 Кбит/сек.

- все входящие вызовы бесплатны для Заказчика.

- обязательное отключение платных коротких номеров Исполнителя.

- предоставление детализированного счета.

- автоматическая настройка доступа к сети Интернет, при установке новой SIM-карты.

- гарантированное обеспечение конфиденциальности информации об абонентах, которая будет или может быть известна сотрудникам Исполнителя в процессе обслуживания абонентских номеров Заказчика;

- опция по блокировке в автоматическом режиме работы служебных сим-карт в устройствах Apple;

- время предоставления услуги связи – круглосуточно.

- о проведении плановых профилактических и ремонтных работ Заказчик должен быть извещен письменно не менее чем за 2 дня. Данные работы должны проводиться только в часы наименьшей нагрузки».

По мнению Комиссии, указанные в пункте 5.2 Описания объекта закупки требования в полной мере относятся к требованиям, непосредственно относящимся к закупаемой Заказчиком в рамках Закупки услуге, определяют ее объем и характеризуют потребность Заказчика в целом.

Следовательно, при описании объекта закупки в указанной части также следует руководствоваться положениями части 6 статьи 23 Закона и требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145.

Вместе с тем, при рассмотрении довода Заявителей, учитывая, что спорные характеристики «Опция по блокировке в автоматическом режиме работы служебных сим-карт в устройствах Apple», «блокировка (разблокировка) SIM-карты по требованию Заказчика», а также иные дополнительные услуги, поименованные в пункте 5.2 Описания объекта закупки, позицией КТРУ 61.20.10.000-00000007 «Услуги сотовой связи» не предусмотрены, в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога Заказчик был обязан включить в Описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации.

Однако извещение о Закупке не содержит какого-либо обоснования необходимости использования вышеуказанных дополнительных характеристик в отношении пункта 5.2 Описания объекта закупки, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 23 Закона.

Кроме того, Заявители в доводах своих жалоб указали о невозможности оказать такую дополнительную услугу как «Опция по блокировке в автоматическом режиме работы служебных сим-карт в устройствах Apple» по причине отсутствия в Российской Федерации какой-либо базы данных (реестра) идентификаторов пользовательского оборудования, в котором возможно использование SIM-карт, в принципе.

При этом субъектами контроля в материалы дела не представлены какие-либо доказательства возможности оказания такой дополнительной услуги силами операторов сотовой связи без установки на пользовательское (абонентское) оборудование специальной программы, которая контролирует используемый телефонный аппарат и при попытке извлечения сим-карты осуществляет его блокировку.


Более того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Как было указано выше, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Анализ описания закупаемой услуги, приведенный Заказчиком в подпунктах 1.14, 1.16 пункта 5.2 Описании объекта закупки, показал, что Заказчиком предъявляется требования к таким характеристикам как «Возможность записи разговора по запросу клиента и автоматического анализа этих данных для выявления «эмоциональных» звонков и их маркировки для упрощения контроля сотрудников и экономии времени на проверки» и «Возможность определения местоположения абонентских номеров Заказчика».

Вместе с тем, какого-либо описания таких дополнительных услуг, которое могло бы в полной мере охарактеризовать периодичность, объем, методы, методики или технологии их оказания, в Описании объекта закупки не приведено. Подобное описание создает неопределенность в потребности Заказчика в оказываемых услугах.

При этом извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая, в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации, должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару (работе, услуге), с учетом целей и принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, должны быть направленны на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, работ, услуг, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки.

Заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, работы, услуги, к содержанию, составу заявки на участие в закупке и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках на участие в конкурентном способе определения поставщика сведений о таких характеристиках, которые бы в полной мере обеспечивали потребность заказчика, и при этом не ограничили круг участников закупки.

Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что извещение об осуществлении закупки должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки (потребности заказчика), не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, предъявляемых заказчиком к объекту закупки.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения об осуществлении закупки создают препятствия для потенциальных участников закупки на стадии решения об участии в закупке, а также допуска к участию в торгах.

В этой связи, условия извещения об осуществлении закупки должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в конкурентной процедуре имел представление о фактической потребности заказчика, а также, в рассматриваемом случае, о том какие именно услуги необходимо оказать в рамках исполнения контракта и каким требованиям они должны соответствовать.

Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае подобное описание объекта закупки не позволяет участникам закупки понять потребность Заказчика и его требования к оказываемым услугам, какого рода и объем услуг необходимо оказать в рамках объекта Закупки и какой результат оказанных услуг будет удовлетворять потребности Заказчика.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что подобное описание объекта закупки не позволяет в полной мере определить потребность Заказчика, что создает риск злоупотреблений, в частности при исполнении контракта в дальнейшем, и свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона.


В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области» (далее – Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.

Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:

осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.

Следовательно, выявленные нарушения части 6 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего (определившего содержание в указанной выше части) Описание объекта закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что по итогам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены вышеуказанные нарушения, Комиссия считает рассмотрение доводов жалобы в отношении действий Заказчика, Уполномоченного учреждения, связанных с представлением ненадлежащих, по мнению Заявителей, разъяснений положений извещения о Закупке, нецелесообразным, так как поставленные в запросах о даче разъяснений вопросы по существу относятся к ненадлежаще установленным требованиям, содержащимся в пунктах 5.2, 6 Описания объекта закупки.


На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,


РЕШИЛА:


1. Не рассматривать доводы ПАО «Вымпелком» о возможном нарушении Заказчиком положений Закона, связанных с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Передать жалобу ПАО «Вымпелком» в части доводов, связанных с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, в министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области.

3. Признать жалобы общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (вх. № 1398/24 от 06.03.2024), публичного акционерного общества «Вымпел Коммуникации» (вх. № 1397/24 от 06.03.2024) на действия государственного учреждения Тульской области «Региональный центр «Развитие» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контрактов на оказание услуг сотовой связи (закупка № 0366200035624001017) обоснованными.

4. Признать государственное учреждение Тульской области «Региональный центр «Развитие» нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.

5. Выдать государственному учреждению Тульской области «Региональный центр «Развитие», государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок», комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание.

6. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.



Председатель Комиссии




В.А. Грибко




Члены Комиссии


М.В. Курская



А.А. Щетинский




2024-1248


Связанные организации

ГУ ТО "Региональный Центр "Развитие"
ИНН 7107062411, ОГРН 1027100976100
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ПАО "ВымпелКом"
ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО "Т2 Мобайл"
ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088