Решение б/н Решение от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 071/01/15-1041/2020

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря  2020 года.                

В полном объеме решение изготовлено «29» декабря  2020 года.                     

                                                                                                                             г. Тула                                                

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель комиссии:   

 

члены Комиссии:  

 

рассмотрев дело № 071/01/15-1041/2020,  возбужденное по признакам нарушения администрацией муниципального образования Суворовский район  (ИНН: 7133002320, ОГРН: 1027103471185, адрес: 301430, Тульская область, г. Суворов, пл. Победы, д. 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- А - представителя администрации муниципального образования Суворовский район (по доверенности);

- в отсутствие представителей АО «Суворовский рынок» (направили ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей); ООО «Суворовское водопроводно – канализационное хозяйство» (уведомлено надлежащим образом),

 УСТАНОВИЛА:

30.01.2020 в Тульское УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Суворовское водопроводно – канализационное хозяйство», содержащее информацию о признаках нарушения администрацией муниципального образования Суворовский район (далее - Администрация) антимонопольного законодательства, выразившегося в передаче в эксплуатацию и на обслуживание коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и (или) водоотведения), акционерному обществу «Суворовский рынок» (далее – АО «Суворовский рынок»).

По результатам рассмотрения данного заявления в соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 13.04.2020 Тульским УФАС России было вынесено предупреждение № 01 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией муниципального образования Суворовский район части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции со сроком исполнения до 23.10.2020.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с невыполнением указанного предупреждения приказом Тульского УФАС России от 06.11.2020 № 159  в отношении Администрации возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Суворовский рынок».

Определением от 09.11.2020 рассмотрение дела назначено на 26.11.2020 в 10 часов 00 минут. Определением от 26.11.2020 рассмотрение дела отложено на 08.12.2020 в 10 часов 45 минут в связи с необходимостью сбора дополнительных доказательств по данному делу в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции.

08.12.2020 Администрация направила ходатайство о приобщении к материалам дела сведений о коммерческих предложениях, представленных на основании запроса Администрации с целью заключения  муниципального контракта о технологической связи объектов с сетью инженерно – технологического обеспечения, находящейся в пользовании у ресурсоснабжающей организации в соответствии с  Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данное ходатайство приобщено к материалам дела.

08.12.2020 Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела № 071/01/15-1041/2020 (исх. № 3/6436) о нарушении администрацией муниципального образования Суворовский район антимонопольного законодательства и направила всем лицам, участвующим в деле.

Определением от 08.12.2020 рассмотрение дела отложено на 21.12.2020 в 10 часов 00 минут в связи принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела в соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в указанном заключении об обстоятельствах дела, ни от ответчика, ни от заинтересованного лица не поступили.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

25.10.2019 между Администрацией и АО «Суворовский рынок» заключен договор о передаче на хранение с правом использования по целевому назначению недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью №1 (далее – Договор).

По условиям заключенного Договора администрация муниципального образования Суворовский район передала, а АО «Суворовский рынок» приняло на хранение с правом использования по целевому назначению недвижимое имущество, обязалось обеспечить сохранность имущества, возвратить его в надлежащем состоянии и нести ответственность за его утрату, недостачу или повреждение, а администрация муниципального образования Суворовский район обязалась принять имущество обратно по истечении срока хранения, установленного Договором. На хранение передано имущество, являющееся собственностью муниципального образования город Суворов Суворовского района. Хранение  осуществляется  на  безвозмездной  основе.  

Перечень объектов Договора определен в приложении № 1 к вышеуказанному договору:

 

№ п/п

Наименование имущества

1

Артезианские    скважины    г.    Суворов    №    2    кадастровый     номер <...> :18:030204:637, № 3 кадастровый номер <...> :18:030204:635, на территории артезианских скважин находится следующее оборудование:

- Электрощитовая - 1 шт.;

-Преобразователь частоты-ТТПТ-50-380-50-04-УХЛ-4- 1 шт.;

- Электрощитовая 1 шт.:

 - Насос TWI 06/60-06-С - 1 шт.;

 - Насос ЭЦВ- 6-25-100 - 1 шт.;

 

 

2

Здание насосной водозабора, площадью 39,9 кв.м, КН 71:18:030215:216,

В здании насосной водозабора находится следующее оборудование:

- ЧРП (чистотные преобразователи) PDRIVE MXeco 4v 45- 2 шт.;

- Электрические автоматы (в сборе) для ЧРП- АЕ 2066-100-00 УЗУХЛ 4-А- 3 шт;

- Установка Ультрафиолет- 2 шт.;

- Электрощитовая - 1 шт.;

- Установка УДВ 100/14-А 1 1 шт.;

- Насос NL 80/160-22-2-12 (арт-2786934) - 1 шт.;

- Насос К 100-65-250-УЗ - 1 шт.;

- Насос К 100-65-250-УЗ - 1 шт.;

- Манометр - 2 шт.;

- Труба D-110 - 16 м;

 - Металлические постаменты под насосами - 3 шт.;

- Задвижки насосные - 6 шт.;

- Щетчик электрический - 1 шт.;

- Краны - 5 шт.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Сооружение водопровода протяженностью 1096 м, КН 71:18:000000:1975

4

Сооружение водопровода до ул. Белинского, протяженностью 781 м,

КН 7l:18:030215:215

5

Водопровод   г.   Суворов,   ул.   Полевая,   ул.   Советская,   ул.   Октябрьская, ул.   Чкалова,      ул.   К.   Агеева,   ул.   Железнодорожная,   пр.   Октябрьский, ул. Прибрежная - фактическая протяженность 7132 м., право собственности оформлено на 3573,5   КН 71:18:000000:1950.

Сторонами 25.10.2019 подписан акт приема-передачи недвижимого муниципального имущества.

Согласно   акту    приема-передачи    недвижимого    муниципального имущества (приложение № 2 к Договору) имущество передано на хранение с правом использования по целевому назначению до востребования администрацией муниципального образования Суворовский район.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного имущества официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения торгов.

Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к Договору, относятся к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Позиция Администрации, изложенная в письменных пояснениях, заключается в следующем.

Администрацией ежегодно утверждаются перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (постановления администрации муниципального образования Суворовский район «Об утверждении Перечня объектов, являющихся собственностью муниципального образования город Суворов Суворовского района, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» № 111 от 31.01.2020, № 54 от 31.01.2019. Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в том числе объектов водоснабжения и (или) водоотведения размещен на официальном сайте torgi.gov.ru.

До 25 октября 2019 года объекты водоснабжения, входящие в состав водозабора «Руда» города Суворова, находящиеся в муниципальной собственности, (артезианские скважины № 1, 2, 3, насосная станция 2-го подъема, сооружения водопровода) находились в эксплуатации и обслуживании гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Суворов Суворовского района.

В сентябре 2019 года от ООО «Суворовское водопроводно-канализационное хозяйство» в адрес администрации муниципального образования Суворовский район поступило уведомление об отказе ООО «Суворовское водопроводно-канализационное хозяйство» в обслуживании и эксплуатации объектов водоснабжения, входящих в состав водозабора «Руда» города Суворова, находящихся в муниципальной собственности, (артезианские скважины № 1, 2, 3, насосная станция 2-го подъема, сооружения водопровода).

Также в адрес Администрации поступили письма от АО «ТНС энерго Тула» Суворовское отделение № 6217-22-2 от 26.09.2019 и филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центр и Приволжья» № МР 7-ТуЭ/Р20/1680 от 30.09.2019, о том, что ООО «Суворовское водопроводно-канализационное хозяйство» обратилось в АО «ТНС энерго Тула» Суворовское отделение с просьбой исключить из договора энергоснабжения от 04.07.2019 № 71538100063 точки поставки: артезианская  скважина р/у, г. Суворов, ул. Садовая, насосная холодной воды рудоуправление, г. Суворов, ул. Садовая, д. 17. Данные точки будут исключены из договора с 30.10.2019. Ограничение режима потребления электрической энергии в отношении данных объектов может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. 30.10.2019 с 00.00 ч. вводится частичное ограничение режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Суворовское водопроводно-канализационное хозяйство». В результате исключения точек поставки из договора энергоснабжения будут полностью обесточены социально-значимые объекты (водоснабжение). В случае введения ограничения режима энергопотребления на указанные объекты водоснабжения, подача холодной воды будет прекращена на социально-значимые объекты и населению значительной части города Суворова.

09.10.2019 было проведено внеочередное заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Суворовский район по вопросу передачи в эксплуатацию и на обслуживание коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности в АО «Суворовский рынок».

В соответствии с протоколом внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования Суворовский район от 09.10.2019 № 5 объекты водоснабжения населения, входящие в состав водозабора «Руда» города Суворова, находящиеся в муниципальной собственности (артезианские скважины № 1, 2, 3, насосная станция 2-го подъема, сооружения водопровода), были переданы в эксплуатацию и на обслуживание АО «Суворовский рынок» до заключения концессионного соглашения.

 Таким образом, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом – по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Администрация указывает, что действующим законодательством не определен и не регламентирован тот период, когда возникает непредвиденная ситуация, которую необходимо разрешить для предотвращения возникновения аварийных ситуаций и надлежащего  жизнеобеспечения граждан. Для подготовки и проведения конкурсных процедур необходимо длительное время. Следовательно, принятие комиссией решения о введении режима повышенной готовности и заключения договора с АО «Суворовский рынок» было продиктовано необходимостью предотвращения ситуации, при которой отсутствие водоснабжения населения и объектов социальной сферы могли повлечь неблагоприятные и необратимые последствия.

Всесторонне и объективно исследовав материалы данного дела, Комиссия приходит  к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013            № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (08.05.2013, далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 упомянутой статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, исходя из толкования вышеуказанных норм, объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Довод Администрации о правомерности передачи указанного недвижимого    муниципального имущества АО «Суворовский рынок» ввиду возникновения непредвиденной ситуации и введения режима повышенной готовности Комиссия признает несостоятельным, исходя из следующего.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно упомянутому закону под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Таким образом, организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Ссылка Администрации на решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, как на законный способ осуществления прав по решению вопроса по передаче указанного недвижимого муниципального имущества АО «Суворовский рынок» Комиссией отклоняется, поскольку данное решение не является нормативным актом.

Ввиду указанного, а также в соответствии с другими материалами дела доказано, что причины, по которым недвижимое муниципальное имущество передано АО «Суворовский рынок», не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу № 071/01/15-1041/2020, с особенностями, установленными пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220.

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, как деятельность по оказанию услуг по забору, очистке и распределении воды, а также сбору и обработке сточных вод (N 36.00).

 По результатам проведенного исследования рынка установлено, что передача Администрацией в эксплуатацию и на обслуживание коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и (или) водоотведения) АО «Суворовский рынок» на хранение с правом использования по целевому назначению недвижимого имущества, без проведения конкурентных процедур и заключения концессионного соглашения, создает преимущественные условия АО «Суворовский рынок» в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты,  и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по водоснабжению и (или) водоотведению в Суворовском районе.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается или существенно снижается любая возможность конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11, позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и не требует доказывания факта наступления неблагоприятных последствий.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Администрацией не были представлены доказательства, а также не приведены ссылки на конкретные нормы законодательства, позволяющие предоставить АО «Суворовский рынок» указанное недвижимое муниципальное имущество без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях.

При указанных обстоятельствах, в действиях Администрации установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в передаче АО «Суворовский рынок» в эксплуатацию и на обслуживание коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и (или) водоотведения), без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях.

Указанные действия Администрации содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания, Комиссия отмечает, что согласно информации, представленной Администрацией, часть объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора от 25.10.2019 о передаче на хранение с правом использования по целевому назначению недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью №1, продолжают находиться в пользовании АО "Суворовский рынок". В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации надлежит принять меры, направленные на прекращение неправомерного использования АО «Суворовский рынок» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечив изъятие у акционерного общества «Суворовский рынок»  в полном объеме недвижимого муниципального имущества, переданного акционерному обществу «Суворовский рынок» на хранение с правом использования по целевому назначению на основании договора от 25.10.2019 № 1, заключенного между администрацией муниципального образования Суворовский район и акционерным обществом «Суворовский рынок».

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать администрацию муниципального образования Суворовский район  (ИНН: 7133002320, ОГРН: 1027103471185, адрес: 301430, Тульская область, г. Суворов, пл. Победы, д. 1) нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать администрации муниципального образования Суворовский район   обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела 071/01/15-1041/2020 соответствующему должностному лицу для рассмотрения в рамках административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.                                                                                                       

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны