Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 071/01/10-193/2021 от 28 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральному директору

ООО «РУФФ»

˂……˃

ул. Центральная, д. 1, пом. 8 (лит В1),

д. Темьянь, Заокский р-он,

Тульская обл., 30100

oooruff@mail.ru

 

˂……˃

 

Председателю

Комитета Тульской области по тарифам

˂……˃

пр-т Ленина, д. 2, г. Тула

tarif@tularegion.ru

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 071/01/10-193/2021

 

24 июня 2021 года                                                                                                                г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения  антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии: ˂……˃ – руководитель управления,

             члены Комиссии: ˂……˃ – заместитель руководителя управления-

                                                                          начальник отдела,

                                            ˂……˃ – специалист – эксперт,                  

рассмотрев дело № 071/01/10-193/2021, возбужденное по признакам нарушения ООО «РУФФ» (ИНН 7126020600, ОГРН 1197154009810, место нахождения юридического лица – Тульская обл., Заокский р-он, д. Темьянь,  адрес юридического лица – Тульская обл., Заокский р-он, д. Темьянь, ул. Центральная, д. 1, пом. 8 (лит. В1), 301000) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившего во взимании с потребителей денежных средств за услуги водоснабжения и водоотведения в отсутствие установленных тарифов,

в присутствии на заседании:

˂……˃ – генерального директора ООО «РУФФ»,

˂……˃ (паспорт РФ),

в отсутствие представителей Комитета Тульской области по тарифам, уведомленных надлежащим образом,  

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2021г. в адрес Управления поступило заявление (вх.942) гр. ˂……˃, направленное Федеральной антимонопольной службой России, о нарушении ООО «РУФФ» антимонопольного законодательства, выразившегося в применении Обществом в период с 01.11.2019г. по 22.03.2020г. при расчетах с потребителями КП «Приволье» тарифов за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, установленные постановлениями Комитета Тульской области по  тарифам от 18.12.2018г. № 48/1, 17.12.2019г. № 44/1 для предыдущего владельца  объектов – ООО «Юнипаркс».

Федеральной антимонопольной службой России в письме № СП/14501/21 от 01.03.2021г. (вх. 942 от 01.03.2021г.), изложены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ООО «РУФФ» требований действующего законодательства, так:

 ООО «РУФФ» в соответствии с договорами аренды недвижимого имущества от 15.07.2019г. № АС-150719, от 15.07.2019г. № ГТР-150719, от 15.07.2019г. № ТР-150719 и актов приема-передачи к ним владеет на праве временного владения и пользования скважиной, расположенной по адресу: Тульская обл., Заокский р-он, д. Митино, ул. Кедровая, уч. 4, земельным участком, расположенным по адресу: Тульская обл., Заокский р-он, д. Митино, ул. Кедровая, уч. 4, скважиной, расположенной по адресу: Тульская обл., Заокский р-он, д. Митино, ул. Кедровая, уч. 1, земельным участком, расположенным по адресу: Тульская обл., Заокский р-он, д. Митино, ул. Кедровая, уч. 1, водопроводной сетью, расположенной по адресу: Тульская обл., Заокский р-он, 50 метров севернее д. Митино и другими объектами недвижимости (ВЗУ, КНС, водопроводные и канализационные сети), используемыми для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, т.е. является ресурсоснабжающей организацией по поставке холодной воды и приему сточных вод (водоотведению) для потребителей КП «Приволье» и «Велегож парк».

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В период с 01.11.2019г.  по 22.03.2020г.  ООО «РУФФ», при расчетах с потребителями КП «Приволье» за услуги холодного водоснабжения и водоотведения применяло тарифы, установленные постановлениями Комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2018г. № 48/1, 17.12.2019г. № 44/1 для предыдущего владельца объектов, что подтверждается платежно-расчетными документами, выставленными Обществом потребителям КП «Приволье» на оплату жилищно-коммунальных услуг (извещения за ноябрь 2019-февраль 2020г.).

В указанный период ООО «РУФФ» за установлением тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения для потребителей КП «Приволье» в регулирующий орган не обращалось, тарифы на данные услуги в отношении Общества не устанавливались.

Долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в отношении ООО «РУФФ» на 2020-2023гг. установлены 10.03.2020г. постановлением Комитета Тульской области по тарифам  (постановление № 7/1) и вступают в силу 23.03.2020г.

На основании поручения Федеральной антимонопольной службы России № СП/14501/21 от 01.03.2021г. (вх. 942 от 01.03.2021г.) в отношении ООО «РУФФ» возбуждено настоящее дело по признакам нарушения Обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которым установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к регулируемым видам деятельности в сфере:

- холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды и др. (подпункт «А» пункта 1 части 1 вышеназванной статьи);

- водоотведения относится водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод (пункты 1-2 части 7 вышеназванной статьи).

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию (часть 2, 8  статьи 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»). 

В соответствии с частью 1  статьи 33 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведению» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «А» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013г. № 406, установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагается копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Таким образом, при утверждении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения основополагающим фактором является наличие у лица, претендующего на утверждение тарифа, соответствующих сетей водоснабжения и водоотведения.

Как было отмечено выше и следует из материалов настоящего дела с 15.07.2019г. ООО «РУФФ» в соответствии с договорами аренды недвижимого имущества от 15.07.2019г. № АС-150719, от 15.07.2019г. № ГТР-150719, от 15.07.2019г. № ТР-150719, актов приема-передачи и дополнительных соглашений к ним (Договорам) владеет на праве временного владения и пользования сетями водоснабжения и водоотведения.

С предыдущим арендатором – ООО «Юнипаркс» договоры аренды на сети водоснабжения и водоотведения были расторгнуты, что прямо следует из письма Общества от 03.02.2020г. (исх. № 35), направленного в адрес Комитета Тульской области по тарифам, в котором ООО «Юнипаркс» уведомляет уполномоченный орган о том, что « в связи с расторжением договора аренды недвижимого  имущества (скважины, ВЗУ, КНС, водопроводные и канализационные сети) ООО «Юнипаркс» сообщает, что с августа 2019 года не оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению».

Согласно информации, представленной товариществом собственников недвижимости «Митино» (далее – ТСН «Митино») 12.05.2021г. (вх. 2606), договоры на  водоснабжение были заключены у каждого жителя деревни Митино с ООО «Юнипаркс», однако с момента появления ООО «РУФФ» всем жителям осуществлена рассылка, следующего содержания: «Уважаемые жители! Доводим до Вашего сведения, что 15 июля 2019 года ЭК ООО Юнипаркс прекращает обслуживание поселков  Велегож-Парк в связи с исчерпанием ресурсов.  В качестве новой компании, которая готова управлять ЖКХ поселков Велегож-Парк и Приволье представляем Вам ООО «РУФФ» и его единственного учредителя и генерального директора ˂……˃ …» «….ЭК ООО Юнипаркс передает новой компании технику, инженерные сети, необходимые помещения. Убедительная просьба, в связи со сменой обслуживающей организации с 15.07.19г. не осуществлять оплаты за КО, воду и другие услуги на реквизиты ООО Юнипаркс. ООО «РУФФ» приглашает Вас в офис для заключения договоров на комплексное обслуживание. Офис находится по прежнему адресу в Велегож-Парке. С уважением, Эксплуатационная компания ООО «Юнипаркс» тел.: +7 962 278 40 60 E-mail: uniparx@uniparx.ru».

15.07.2019г. между ООО «РУФФ» (исполнитель) и ТСН «Митино» (пользователь) заключен договор № КО-ТСН21/ПРВ оказания услуг по комплексному обслуживанию, эксплуатации и ремонту (далее - Договор), которым предусмотрено, что пользователь поручает и оплачивает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по комплексному обслуживанию Объектов. Поставленные членам ТСН ресурсы оплачиваются поставщикам ресурсов, либо уполномоченным ими организациям, по тарифам, установленным ресурсоснабжающими организациями (пункты 2.1., 2.3 Договора).

  Пунктом 1.5 вышеуказанного Договора определены понятия, используемые в нем (Договоре):

  •  Объект, объекты – принадлежащие исполнителю на правах аренды и ином вещном праве инженерные сооружения, инженерные сети и оборудование, объекты транспортной инфраструктуры, объекты недвижимого имущества, объекты благоустройства, инвентарь, необходимые для удовлетворения потребностей пользователя в благоприятных условиях проживания на территории и обеспечения возможности получения им ресурсов, в т.ч. с кадастровыми номерами 71:09:010101:3417, 71:09:010101:4121, 71:09:010101:4122, 71:09:010101:4226, 71:09:010101:4313, 71:09:010101:4311.

К объектам, в том числе относятся:

- водопроводная сеть (центральная, подземная, материал ПНД, длина 12,808 км,  238 колодцев);

- водозаборные узлы (капитальные кирпичные здания, 2 шт.), включая состав оборудования в каждом: 2 скважины, станция 2-го подъема многонасосная, станция повышения давления противопожарная, емкости подземные 2 шт. по 40 м3 каждая, водоподготовка-УФ, отопление, вентиляция;

- сеть канализации (центральная, пластмассовые трубы, длина 8,9 км – самотечная, 1,94 км – напорная, 404 колодца);

- канализационные насосные станции (КНС, подземного размещения, 3 шт.);

- очистные сооружения (блочно-модульные, надземные, полной биологической очистки мощность – 100м3/сутки).

  •  Ресурсы – коммунальные ресурсы, которые будут использоваться в целях эксплуатации объектов, а также использоваться пользователем в личных целях: двухкомпонентный ресурс: холодная вода и сточные воды, др.
  • Комплексное обслуживание – комплекс услуг, предоставляемых исполнителю по обслуживанию объектов, необходимых для обеспечения возможности нормального целевого использования объектов, поддержания и восстановления их работоспособности.

Стоимость комплексного обслуживания формируется из тарифа 4 500 руб.,  за каждый земельный участок (пункт 5.1. Договора), которая исходя из приложения № 5 к вышеуказанному Договору, включает в себя работы по обслуживанию водопровода (затраты, не включенные в тариф), в т.ч. зарплата инженера, ЕССС, контроль качества воды, транспортные расходы (пункт 7.1. Сметы); обслуживание магистральной канализации и объектов водоотведения (затраты, не включенные в тариф), в т.ч.: зарплата инженера, ЕССС, контроль стоков, транспортные расходы (пункт 7.2. Сметы).

Вышеупомянутый договор и  его условия, в полной мере свидетельствует о содержании и  обслуживании ООО «РУФФ» сетей водоснабжения и водоотведения, за счет жителей ТСН «Митино».

 Кроме того, председателем ТСН «Митино», гр. ˂……˃ представлены платежные документы (квитанции, чек по операциям СберБанк), свидетельствующие о выставлении и взимании ООО «РУФФ» в период с 01.11.2019г.  по 22.03.2020г. денежных средств за услуги по водоснабжению (в размере 43руб./м3) и водоотведению (в размере 34,85 руб./м3).

Т.е. по тарифам, ранее установленным уполномоченным органом для ООО «Юнипаркс».

В обоснование правомерности выставления и взимания ООО «РУФФ» денежных средств за услуги водоснабжения и водоотведения в спорный период, Общество сослалось на соглашение о взаимном сотрудничестве от 15.07.2019г. (далее – Соглашение),  заключенное между ним (партнер 1) и ООО «Юнипаркс» (партнер 2).

Так, в соответствии с пунктом 1.1. Соглашения, Партнер 1, по поручению Партнера 2, обязуется совершить от своего имени и за счет Партнера 2 действия, связанные с получением денежных средств за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению юридическим лицам и  жителям и коттеджных поселков, передачу либо зачисление указанных средств на расчетный счет Партнера 2.  

При этом, Партнер 1 обязуется осуществлять сбор денежных средств, и зачисление их на расчетный счет Партнера 2, указанный в Соглашении ежемесячно, не позднее 10 рабочих дней по окончанию месяца за вычетом стоимости своих услуг по настоящему Соглашению, указанных в разделе 4; оказывать Партнеру 2 услуги по техническому обслуживанию ремонту и содержанию объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Перечнем услуг и в сроки, которые указаны в Приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (пункты 3.2.1-3.2.2 Соглашения).

В соответствии с разделом 4. «Стоимость и порядок оплаты услуг» Соглашения:

  • стоимость услуг Партнера 1 по сбору и передаче денежных средств жителей коттеджных поселков и юридических лиц за водоснабжение и водоотведение, оказываемых согласно пункту 1.1. настоящего Соглашения, составляет 15000 рублей в месяц (пункт 4.1. Соглашения);
  •  стоимость услуг Партнера 1 по техническому обслуживанию и ремонту и содержанию объектов водоснабжения и водоотведения, оказываемых согласно пункту 1.4 настоящего Соглашения  составляет 239 950руб. в месяц (пункт 4.2. Соглашения);
  • оплата услуг Партнера 1 производится посредствам зачета встречных однородных требований, вытекающих их пункта  3.2.1 данного Соглашения, посредствам удержания части денежных средств, причитающихся Партнеру  2   за оказанные юридическим лицам и жителям коттеджным поселков услуги по водоснабжения и водоотведению (пункт 4.3. Соглашения).

Ни одного приложения к вышеупомянутому Соглашению ООО «РУФФ» не представлено.

В пояснениях от 08.06.2021г. (исх. 31/2020, вх.3255) ООО «РУФФ» указало, что поскольку стоимость по содержанию сетей водоснабжения превышала размер денежные средств, собранных за услуги водоснабжения, денежные средства в рамках исполнения Соглашения о взаимном сотрудничестве от 15.07.2019г. со счета ООО «РУФФ» на счет ООО «Юнипаркс» не перечислялись.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о выставлении и взимании ООО «РУФФ» денежных средств по  тарифам хозяйствующего субъекта, который на тот момент уже не владел сетями водоснабжения и водоотведения, т.е. фактически не мог осуществлять регулируемую деятельность.

Со своей стороны после получения сетей водоснабжения и водоотведения ООО «РУФФ» на протяжении длительного периода (с июля 2019г. по февраль 2020г.) не обращалось в уполномоченный орган для утверждения соответствующих тарифов.

Заключение (подписание) спорного соглашения между ООО «РУФФ» и ООО «Юнипаркс» может свидетельствовать о заключении мнимой и/или ничтожной сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ).

 Согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного сура РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Частью 1 статьи 170 Гражданского кодекса установлено, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение. Например, во избежание обращения взыскания на движимое имущество должника заключить договоры купли-продажи или доверительного управления и составить акты о передаче данного имущества, при этом сохранив контроль соответственно продавца или учредителя управления за ним (пункт 86 постановления Пленума Верховного сура РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Спорное соглашение и действия ООО «РУФФ» в период с 15.07.2019г. по 22.03.2020г.  посягают на публичные интересы, поскольку затрагивают интересы неопределенного круга лиц – потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению, противоречат нормам действующих законодательных и нормативных актов, которыми прямо установлено, что деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а поставка соответствующих ресурсов осуществляется только по утвержденным тарифам.

Кроме того, Комиссия отмечает, исходя из действующих норм (законодательных нормативно - правовых актов) в области ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения в тариф уже заложены расходы ресурсоснабжающих организаций на содержание соответствующих сетей, однако, ООО «РУФФ, повторно такие расходы на содержание сетей  не обосновано возлагает  на собственников и земельных участков, путем подписания договоров на оказание услуг по комплексному обслуживанию, эксплуатации и ремонту.

Пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции»  установлен запрет на  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ООО «РУФФ», являясь субъектом естественной монополии, осуществляло в период с 01.11.2019г.  по 22.03.2020г. деятельность по водоснабжению и водоотведению, в отсутствие утвержденного тарифа на данные виды услуги, что свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства и  ущемление интересов ˂……˃,  жителей КП «Митино».

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, заслушав пояснения, лиц, участвующих в деле,  Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ООО «РУФФ» по выставлению и взиманию денежных средств в период  с 15.07.2019г.  по 22.03.2020г.  за услуги водоснабжения и водоотведения,  в отсутствие  установленных тарифов, свидетельствует о нарушении Обществом пункта 10 части 1  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

 

 

 

Примечание: Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии (часть 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 данного  Федерального закона принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным настоящей главой (часть 6 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 7 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

                                                                       

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны