Решение (комиссия) №3595/23 решение от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "ГАБИОН" 350000, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР Г.О., КРАСНОДАР Г., ГИМНАЗИЧЕСКАЯ УЛ., Д. 40, ПОМЕЩ. 15,16,17,18,20,21 info.gabion@bk.ru МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 300045, Тульская область, г. Тула, ул. Оборонная, дом 114А minecolog@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-635/2023

06.06.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (далее – Заказчик) (вх. № 4698/23 от 01.06.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ГАБИОН" (далее – Общество, ООО «ГАБИОН», Подрядчик) (ИНН 2308198364; 350000, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР Г.О., КРАСНОДАР Г., ГИМНАЗИЧЕСКАЯ УЛ., Д. 40, ПОМЕЩ. 15,16,17,18,20,21) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.12.2021 № 2021.104473 на выполнение работ по расчистке участка р.Дон в п.Епифань Кимовского района Тульской области (закупка № 0366200035621006698) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- С. – представителя Заказчика на основании доверенности;

- Г. - представителя Заказчика на основании приказа;

- Р., Т. – представителей Общества на основании доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «ГАБИОН» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по расчистке участка р.Дон в п.Епифань Кимовского района Тульской области (закупка № 0366200035621006698) (далее – Закупка, электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

03.12.2021 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму 10 766 686,00 рублей.

Согласно разделу 1 «Предмет контракта» контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по расчистке участка р.Дон в п.Епифань Кимовского района Тульской области в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), проектно-сметной документацией (Приложение № 2 к Контракту) и графиком выполнения работ (Приложение № 6 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в установленном настоящим Контрактом порядке.

Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего Контракта, своими силами или с привлечением субподрядчиков.

Разделом 3 «Сроки выполнения работ» установлены сроки выполнения работ по настоящему Контракту, а именно:

начало выполнения работ – с момента заключения Государственного Контракта;

окончание выполнения работ – 01.09.2022.

Работа выполняется в четыре этапа:

1 этап: с момента заключения Контракта до 01.04.2022.

2 этап: с момента заключения Контракта до 01.07.2022.

3 этап: с момента заключения Контракта до 01.08.2022.

4 этап: с момента заключения Контракта до 01.09.2022.

Перечень и объем работ, выполняемых Подрядчиком Заказчику, определен Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту).

Так в пункте 2 «Описание текущего состояния дел, условия выполнения работ» Приложения № 1 к Контракту предусмотрены водохозяйственные мероприятия в рамках проекта расчистки:

1. Сводка древесно-кустарниковой растительности на полосе 20 метров от уреза;

2. Извлечение упавших деревьев и демонтаж водоподъёмной плотины в русле реки;

3. Ликвидация завалов деревьев в прибрежной полосе;

4. Устройство площадок размещения геотуб, для иловых, донных отложений;

5. Расчистка русла реки от накопленных иловых, донных отложений;

6. Вывоз обезвоженных иловых, донных отложений;

7. Уборка и вывоз на ТБО порубочных, древесных остатков;

8. Рекультивация площадок размещения геотуб.

В пункте 3 Приложения № 1 к Контракту приведены основные технико-экономические показатели объекта:

Наименование показателей

Ед.

изм.

Количество

Река Дон – участок расчистки

км

2,0

Объём разработки иловых отложений из-под воды способом гидромеханизации

тыс.м3

6 036

Демонтаж водоподъёмной плотины

м3

210

Валка деревьев

шт.

1 737

Сводка поросли

шт.

1 093

Корчевка пней

шт.

1 684

Сводка кустарника

м2

216

Сводка болотной растительности

м2

29 532

Рекультивация площадок под геотубы

м2

5 617

 

Разделом 4 Контракта закреплены права и обязанности Сторон.

Порядок сдачи-приемки работ согласован сторонами в разделе 5 Контракта, который предусматривает, в том числе:

5.1. По завершении выполнения работ по каждому этапу Подрядчик в течение 5 дней с момента окончания выполнения работ по каждому этапу уведомляет Заказчика о завершении выполнения работ и передаёт Заказчику подписанные акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) по каждому этапу в 3 экз., справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому этапу в 3 экз., акта сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ) по каждому этапу в 3 экз., счет, счета-фактуру, комплект исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение видов работ, входящих в соответствующий этап работ, в 2 экз. по месту нахождения Государственного заказчика: 300045, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114 а.

5.2. Приемка выполненных работ по каждому этапу в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 10 (десяти) рабочих дней), со дня получения Заказчиком документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Контракта.

При приемке выполненных работ по каждому этапу Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом (отдельных этапов исполнения Контракта), в части их соответствия условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом (отдельных этапов исполнения Контракта), может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

В случае проведения экспертизы силами Заказчика в акте сдачи-приемки выполненных работ (этапа) проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.3. В случае установления по результатам экспертизы факта выполнения работ ненадлежащего качества Подрядчик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.

5.4. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней после проведения экспертизы выполненных работ по каждому этапу, подписывает (в случае создания приемочной комиссии все члены приемочной комиссии подписывают и Государственный заказчик утверждает) и направляет Подрядчику Акт сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ) (в соответствии с Приложением 3 к Контракту) или в те же сроки направляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (Приложение № 5 к Контракту) с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения, а также даты повторной приемки результатов выполненных работ. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.

5.5. Устранение Подрядчиком в установленные сроки выявленных Заказчиком недостатков не освобождает Подрядчика от уплаты неустойки (пени, штрафа), предусмотренных настоящим Контрактом.

5.6. Акт сдачи-приемки выполненных работ (этапа) подписывается Заказчиком после устранения Подрядчиком всех выявленных при приемке недостатков.

Датой приемки выполненных работ считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (этапа).

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения Контракта по 25.12.2022 года (срок действия Контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполнения работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Подрядчиком по Контракту, оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по настоящему Контракту.

Из представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

03.12.2021 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт. В установленный Контрактом срок Общество приступило к выполнению работ.

01.07.2022 между Обществом и ООО «СтройСитиТула» заключен договор № 01/07/2022 на оказание услуг по размещению отходов.

В период с 07.04.2022 по 08.12.2022 между сторонами Контракта велась претензионная работа и переписка, касающиеся непредставления Обществом уведомления о завершении работ по каждому этапу и документов, предусмотренных пунктом 5.1 Контракта. При этом факт ведения Подрядчиком работ на объекте Заказчиком не отрицается.

08.12.2022 Общество направило в адрес Заказчика пакет закрывающих документов по выполненным работам с приложением исполнительной документации, предусмотренной Контактом.

В целях проверки факта выполнения Обществом работ по вывозу донных отложений и размещение порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТКО 09.12.2022 Заказчик направил ООО «СтройСитиТула» запрос с просьбой в срок до 13.12.2022 представить следующую информацию:

- договор подрядной организации с объектом размещения отходов;

- талоны или иные документы с отметкой объекта размещения отходов, содержащие сведения о количестве отходов, привезенных ООО «ГАБИОН» для размещения на полигоне, эксплуатируемом ООО «СтройСитиТула» за период с 01.07.2022 – 08.12.2022, с разбивкой по месяцам (данные учета в области обращения с отходами, накладные акты, справки).

Письмом от 12.12.2022 ООО «СтройСитиТула» (с приложением договора № 01/07/2022 от 01.07.2022 на оказание услуг по размещению отходов, акта на оказание услуг по размещению отходов от 05.12.2022) сообщило Заказчику, что за период с 01.07.2022 по 08.12.2022 от ООО «ГАБИОН» на полигон ТКО поступило 42170 м3 отходов, в том числе:

- июль 3600 м3,

- август 6300 м3,

- сентябрь 5960 м3,

- октябрь 9910 м3,

- ноябрь 13950 м3,

- декабрь 2450 м3.

Согласно акту на оказание услуг по размещению отходов от 05.12.2022 (договор № 01/07/2022 от 01.07.2022) ООО «СтройСитиТула» разместило отходы 4-5 классов опасности, предоставленные ООО «ГАБИОН», на полигоне ТКО в объеме 42170 метров кубических.

16.12.2022 Заказчик направил ООО «СтройСитиТула» запрос с просьбой предоставить информацию (скриншот с камер наблюдения, установленных на территории полигона) по дням проезда техники, согласно приложенным реестрам транспортных накладных в срок до 19.12.2023, с целью проведения в дальнейшем экспертизы выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом. К указанному запросу приложен реестр транспортных накладных.

Как пояснил Заказчик, ООО «СтройСитиТула» представило Заказчику информацию лишь в отношении одной машины, осуществлявшей перевозку донных отложений и размещение порубочных древесных остатков (иных), указанной в реестре транспортных накладных, представленных Обществом.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком не представлен ответ от ООО «СтройСитиТула» на указанный запрос Заказчика, равно как не представлено каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что на территорию полигона проезжала лишь одна машина, указанная в реестре транспортных накладных.

Кроме этого представители Заказчика сообщили, что вышеуказанный факт также подтверждается приложением № 1 «Список автотранспортных средств Заказчика, используемых для транспортирования отходов на полигон» к договору № 01/07/2022 от 01.07.2022 на оказание услуг по размещению отходов, в котором содержится указание только на одно автотранспортное средство.

Письмами от 13.12.2022, 16.12.2022 Заказчик запросил у ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области информацию о передвижении транспортных средств (согласно приложенным транспортным схемам вывоза отходов) в период с 01.07.2022 по 09.12.2022 в отношении 11 автотранспортных средств.

21.12.2022 УМВД России по Тульской области в адрес Заказчика поступил ответ, в котором указано, что информации о передвижении транспортных средств по территории Тульской области в период с 01.07.2022 по 09.12.2022 в ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области в отношении 9 автотранспортных средств отсутствует. ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области также сообщил, что обрабатываемая и хранящаяся в автоматизированных информационных системах Министерства внутренних дел Российской Федерации информация, в части касающейся передвижения транспортных средств, относится к информации ограниченного доступа.

Заказчиком 21.12.2022 проведена экспертиза результатов исполнения Контракта, по итогам которой составлено Экспертное заключение по государственному контракту от 03.12.2021 № 2021.104473 на выполнение работ по расчистке участка р. Дон в п. Епифань Кимовского района Тульской области (далее – Экспертное заключение).

Как следует из Экспертного заключения, работы по расчистке участка р. Дон в п. Епифань Кимовского района Тульской области выполнялись с 03.12.2021 по 08.12.2022.

По итогам выполнения работ Подрядчиком в адрес Заказчика 08.12.2022 представлена исполнительная документация по вышеуказанному объекту на выполнение работ по расчистке русла реки от иловых отложений и древесно-кустарниковой растительности, сводке древесно-кустарниковой растительности в береговой полосе, формированию и рекультивации площадок для размещения геотуб, а также вывозу древесно-кустарниковой растительности и ила в места предполагаемого складирования в соответствии с решениями, предусмотренными проектно-сметной документацией.

По итогам рассмотрения представленных материалов комиссией принято решение о необходимости уточнения факта выполнения работ по транспортировке древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений в места постоянного складирования в связи с расхождением информации, представленной Подрядчиком в реестрах транспортных средств (5 машин), осуществлявших транспортировку древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений, и информации, указанной в письме ООО «СтройСитиТула» от 12.12.2022 № 564 (1 машина).

С целью уточнения представленных данных в адрес ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области направлен запрос о предоставлении информации о передвижениях (согласно в приложенным транспортным схемам вывоза отходов) в период с 01.07.2022 по 09.12.2022 автотранспортных средств на территории Тульской области, указанных в реестре.

Согласно письму от 21.12.2022 № 10/5-6441 от ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области информация о передвижении транспортных средств, осуществляющих перевозку донных отложений и порубочных древесных остатков, по территории Тульской области отсутствует.

В связи с чем, комиссией принято решение о недостаточности в составе представленных материалов документов, позволяющих подтвердить полноту выполнения предусмотренных проектно-сметной документацией работ, связанных с транспортировкой и размещением древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений на сумму 4 516 455, 25 рублей.

Одновременно, в представленных материалах в достаточном объеме подтверждены работы, связанные с расчисткой участка русла реки и прилегающей территории. Указанное выше подтверждается выполненной в рамках государственного контракта от 08.11.2022 № 2022.108049 экспертной оценкой состояния участка р. Дон в п. Епифань Кимовского района, которая позволяет подтвердить объемы изъятых иловых отложений, а также соответствие текущих отметок дна проектным.

На основании вышеизложенного, комиссией Заказчика сделан вывод, что результаты работ по расчистке участка р. Дон в п. Епифань Кимовского района Тульской области соответствуют условиям Контракта, за исключением факта вывоза донных отложений и размещения порубочных, древесных остатков (иных) на полигон ТБО.

В указанной части работы, связанные с расчисткой участка русла реки и прилегающей территории, на сумму 4 781 457,31 рублей приняты Заказчиком без замечаний (акт приемки работ по мероприятию от 23.12.2022).

22.12.2022 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, в котором Заказчик просит ООО «ГАБИОН» представить документы первичного учета (транспортные накладные, путевые листы) в срок до 23.12.2022.

29.12.2022 Заказчик составил мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг по государственному Контракту от 03.12.2021 № 2021.104473 в части работ по вывозу донных отложений и размещения порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО.

Заказчик потребовал от Подрядчика устранить вышеуказанные недостатки в срок до «29» декабря 2022. Повторную приемку результатов оказанных услуг осуществить в срок, не позднее «31» декабря 2022 г.

13.02.2023, 26.04.2023 Заказчик повторно запросил у Подрядчика документы первичного учета (транспортные накладные, путевые листы), подтверждающие выполнение работ по транспортировке древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений на полигоне.

В данных письмах указано, что предоставление документов, подтверждающих выполнение работ по размещению древесно-кустарниковой растительности на полигоне, необходимо для оплаты оставшихся средств и закрытия обязательств по Контракту.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Разделом 12 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- задержки Подрядчиком начала работ более чем на 15 дней по причинам, не зависящим от Государственного заказчика;

- нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 20 дней;

- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 10 дней;

- аннулирования лицензий (допусков), других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на выполнение работ.

- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.

В связи с тем, что по состоянию на 19.05.2023, по мнению Заказчика, не выполненными остались работы по перевозке обезвоженных иловых, донных отложений до мест складирования; уборке и вывозу на ТБО порубочных, древесных остатков в объеме, предусмотренном проектной документацией на сумму 5 985 228,69 руб. (по причине непредставления Подрядчиком документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных работ), Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, Заказчик принял Решение об одностороннем отказе Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от исполнения Контракта (далее - Решение).

29.05.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо, в котором ООО «ГАБИОН» выразило несогласие с Решением Заказчика, указало, что Обществом выполнены все работы по Контракту, пакет закрывающих документов вместе с исполнительной документацией передан Заказчику.

Общество просило Заказчика отменить принятое Решение, принять и оплатить работы.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 19.05.2023 и получено Обществом 19.05.2023.

Поскольку Обществом в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, с точки зрения Заказчика, не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

Представители Общества, участвующие в заседании Комиссии, пояснили, что работы по Контракту выполнены в полном объеме, в том числе выполнены работы по перевозке обезвоженных иловых, донных отложений до мест складирования; уборке и вывозу на ТБО порубочных, древесных остатков в объеме, предусмотренном проектной документацией, все документы, подтверждающие выполнение работ Обществом, были представлены Заказчику, в том числе реестры транспортных накладных.

Представители Общества сообщили, что факт выполнения работ по вывозу донных отложений и размещению порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО подтверждается, среди прочего актом на оказание услуг по размещению отходов от 05.12.2022 (договор № 01/07/2022 от 01.07.2022), согласно которому ООО «СтройСитиТула» разместило отходы 4-5 классов опасности, предоставленные ООО «ГАБИОН», на полигоне ТКО в объеме 42170 метров кубических; реестрами транспортных накладных.

Предоставление Заказчику документов первичного учета (транспортные накладные, путевые листы), в качестве подтверждения выполнения работ по транспортировке древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений на полигон, не предусмотрено Контрактом, а подобное требование Заказчика Общество считает неправомерным.

Сведения ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области об отсутствии информации о передвижении транспортных средств, осуществляющих перевозку донных отложений и порубочных древесных остатков, по территории Тульской области, перечисленных в реестрах транспортных накладных, не опровергает факта выполнения работ по вывозу донных отложений и размещения порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО.

Учитывая, что Обществом в полном объеме выполнены все работы в рамках Контракта, ООО «ГАБИОН» считает Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта незаконным и безосновательным.

В связи с изложенным, Общество просило информацию об ООО «ГАБИОН» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Обязательства в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как прямо следует из текста Решения оно принято Заказчиком на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части. 9 статьи 95 Закона, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта за нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 20 дней в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.

Как следует из буквального прочтения Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оно принято Заказчиком в связи с тем, что не выполненными остались работы по перевозке обезвоженных иловых, донных отложений до мест складирования; уборке и вывозу на ТБО порубочных, древесных остатков в объеме, предусмотренном проектной документацией на сумму 5 985 228,69 руб. (по причине непредставления Подрядчиком документов, подтверждающих выполнение вышеуказанных работ), Подрядчик нарушил сроки выполнения работ.

В обоснование факта невыполнения Подрядчиком указанных работ, Заказчик приводит сведения, полученные от ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области, согласно которым информация о передвижении транспортных средств по территории Тульской области в период с 01.07.2022 по 09.12.2022 в ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области в отношении 9 автотранспортных средств, осуществляющих транспортировку донных отложений и размещения порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО отсутствует; письмо ООО «СтройСитиТула», в соответствии с которым, по мнению Заказчика, Подрядчик осуществлял транспортировку древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений посредством 1 машины; непредставление Обществом Заказчику документов первичного учета (транспортные накладные, путевые листы), в качестве подтверждения выполнения работ по транспортировке древесно-кустарниковой растительности и иловых отложений на полигон.

Вместе с этим, Комиссия считает, что вышеуказанные документы и сведения не могут служить надлежащим доказательством не выполнения Подрядчиком указанных работ по следующим обстоятельствам.

Отсутствие в ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области информации о передвижении указанных в ответе 9 транспортных средств по территории Тульской области в период с 01.07.2022 по 09.12.2022 не является бесспорным доказательством того, что ООО «ГАБИОН» не осуществлялся вывоз донных отложений и размещение порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО, согласно условиям Контракта. Само по себе отсутствие в ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области такой информации не исключает передвижение автотранспортных средств перечисленных ООО «ГАБИОН» в реестрах транспортных накладных, по территории Тульской области. При этом ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области известил Заказчика об отсутствии у него такой информации в отношении 9 автотранспортных средств, с учетом того, что Заказчик запрашивал сведения в отношении 11 транспортных средств.

Заказчик также читает, что невыполнение части работ по Контракту подтверждается приложением № 1 «Список автотранспортных средств Заказчика, используемых для транспортирования отходов на полигон» к договору № 01/07/2022 от 01.07.2022 на оказание услуг по размещению отходов, в котором содержится указание только на одно автотранспортное средство.

Между тем, как следует из приложения № 1 «Список автотранспортных средств Заказчика, используемых для транспортирования отходов на полигон» к договору № 01/07/2022 от 01.07.2022 на оказание услуг по размещению отходов, в нем указано наименование (тип ТС) – Самосвал; Марка, модель транспортного средства (ТС) – КАМАЗ 6520-53; вместимость кузова (м3) – 20 м3. Иной информации, включая указание на государственные регистрационные знаки автотранспортных средств, указанный документ не содержит.

Указание на марку (модель транспортного средства (ТС)), без однозначно идентифицирующих транспортное средство признаков, не свидетельствует об использовании Обществом для выполнения работ по вывозу донных отложений и размещению порубочных древесных остатков (иных) на полигон ТБО единственного автомобиля.

Доказательств иного, в том числе ответ ООО «СтройСитиТула» на запрос Заказчика от 16.12.2022 с просьбой предоставить информацию (скриншот с камер наблюдения, установленных на территории полигона) по дням проезда техники, Заказчиком в материалы дела не представлено.

В свою очередь, как следует из материалов данного дела, Заказчик располагал информацией, представленной ему, в том числе ООО «СтройСитиТула», согласно которой 01.07.2022 между Обществом и ООО «СтройСитиТула» заключен договор № 01/07/2022 на оказание услуг по размещению отходов; в соответствии с актом на оказание услуг по размещению отходов от 05.12.2022 ООО «СтройСитиТула» разместило отходы 4-5 классов опасности на полигоне ТБО в объеме 42170 метров кубических; за период с 01.07.2022 по 08.12.2022 от ООО «ГАБИОН» на полигон ТКО поступило 42170 м3 отходов, в том числе:

- июль 3600 м3;

- август 6300 м3;

- сентябрь 5960 м3;

- октябрь 9910 м3;

- ноябрь 13950 м3;

- декабрь 2450 м3.

Как было отражено выше, в пункте 5.1 Контракта предусмотрено, что по завершении выполнения работ по каждому этапу Подрядчик в течение 5 дней с момента окончания выполнения работ по каждому этапу уведомляет Заказчика о завершении выполнения работ и передаёт Заказчику подписанные акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) по каждому этапу в 3 экз., справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому этапу в 3 экз., акта сдачи-приемки выполненных работ (этапа работ) по каждому этапу в 3 экз., счет, счета-фактуру, комплект исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение видов работ, входящих в соответствующий этап работ, в 2 экз. по месту нахождения Государственного заказчика: 300045, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114 а.

При этом Контрактом не предусмотрен перечень конкретных документов, входящих в комплект исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение видов работ, входящих в соответствующий этап работ, в том числе подтверждающих выполнение работ по размещению донных отложений и древесно-кустарниковой растительности на полигоне.

В подтверждение выполнения работ Обществом Заказчику также были представлены договор № 01/07/2022 на оказание услуг по размещению отходов, акт на оказание услуг по размещению отходов от 05.12.2022 (договор № 01/07/2022 от 01.07.2022), подтверждающие объемы отходов, размещенных Подрядчиком на полигоне ТКО, реестры транспортных накладных.

Указанные документы и сведения, с точки зрения Подрядчика, являются надлежащим и достаточным доказательством выполнения им указанных работ в полном объеме.

При этом анализ представленных в материалы дела документов и сведений, позволяет Комиссии согласиться с такой позицией Общества.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1). Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Доказательств, однозначно свидетельствующих о не выполнении Обществом работ по размещению донных отложений и древесно-кустарниковой растительности на полигоне, в материалы дела не представлено.

В заседании Комиссии представитель Заказчика также подтвердил, что на территории объекта древесно-кустарниковая растительность, а также донные отложения/ил отсутствуют.

Иные выполненные Обществом работы, предусмотренные Контрактом, Заказчиком приняты без замечаний (акт приемки работ по мероприятию от 23.12.2022).

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий контракта, допущенных исключительно по вине Общества.

Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Подрядчика на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины Подрядчика, выразившейся в намеренном неисполнении условий контракта, Комиссией не установлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта; Подрядчиком представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «ГАБИОН» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГАБИОН» (ИНН 2308198364; 350000, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР Г.О., КРАСНОДАР Г., ГИМНАЗИЧЕСКАЯ УЛ., Д. 40, ПОМЕЩ. 15,16,17,18,20,21), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3919

 

 

Связанные организации

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7107096442, ОГРН 1067107022795
Общество с ограниченной ответственностью "ГАБИОН"
ИНН 2308198364, ОГРН 1132308004641