Решение №2045/22 Решение от 26 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «СКС» 300057, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТУЛА ГОРОД, МАЛЫЕ ГОНЧАРЫ КВАРТАЛ, ДОМ 6, ПОМЕЩЕНИЕ 1, 2775403@rambler.ru УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 300012, Тульская область, город Тула, ул. Мориса Тореза, д.11 ogz@71.fsin.gov.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1474/2022

«21» декабря 2022 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференции обращение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области (далее – Заказчик, Управление, Государственный заказчик) от 14.12.2022 о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН 7105512834; 300057, ОБЛ. ТУЛЬСКАЯ, Г ТУЛА, КВ-Л МАЛЫЕ ГОНЧАРЫ, ДОМ 6, ПОМЕЩЕНИЕ 1) (далее – Общество, ООО «СКС», Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 31.10.2022 № 0071 на выполнение работ по капитальному ремонту (общестроительные работы) 1 и 2 этажей здания общежития №1 ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Тульской области (закупка № 0166100004622000028, ИКЗ 221710702770671070100100440014339243) (далее – Контракт, контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

 – единственного участника (учредителя), генерального директора Общества в очной форме;

без участия представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СКС» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт (общестроительные работы) 1 и 2 этажей здания общежития №1 ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Тульской области (закупка № 0166100004622000028).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

31.10.2022 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 6 861 180,42 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик по заданию Государственного заказчика обязуется выполнить работы по капитальному ремонту (общестроительные работы) 1 и 2 этажей здания общежития №1 ФКУ ИЦ-2 УФСИН России по Тульской области, расположенного по адресу: Российская Федерация, Тульская область, город Алексин, улица Макаренко (далее именуемое - Объект) и передать их результат Государственному заказчику, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Подрядчиком надлежащим образом и в надлежащий срок работы и их результат согласно условий Контракта.

Предусмотренные настоящим Контрактом работы выполняются Подрядчиком согласно Локальной смете (Приложения № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Разделом IV Контракта установлены следующие порядок и сроки выполнения работ:

«4.1 Подрядчик выполняет работы, предусмотренные Контрактом:

- срок начала выполнения работ - с момента заключения Контракта.

- срок окончания и сдачи выполненных работ – 21 ноября 2022 года.

4.2. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, а Государственный заказчик принять их, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличение цены Контракта.

4.3. Конечный срок выполнения работ является исходным для определения имущественных (штрафных) санкций/неустоек в случаях нарушения сроков выполнения работ.

4.4. По завершению работ Подрядчик обязан известить Государственного заказчика о готовности к сдаче результата работ в течение 5 (пяти) дней».

В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Подрядчик обязан:

«2.1.1. Выполнять работы качественно в полном объеме и в сроки, предусмотренные в п. 4.1 Контракта, в соответствии со сметной документацией.

2.1.2. Обеспечить производство работ на Объекте необходимыми материалами, изделиями и конструкциями, оборудованием, предварительно согласовав их с Государственным заказчиком, строительной техникой, трудовыми ресурсами.

2.1.3. Обеспечить поставку необходимых для выполнения работ материалов, изделий, конструкций и оборудования, разгрузку, складирование.

2.1.4. Гарантировать качество используемых материалов и оборудования, наличие сертификатов, технических паспортов или других документов, удостоверяющих их качество, наличие товарных накладных на приобретаемые материалы и конструкции или плановых калькуляций на изготавливаемые изделия, подтверждающих их стоимость и по первому требованию предоставить эти документы Государственному заказчику.

2.1.5. Обеспечить наличие на Объекте и надлежащее ведение производственной и исполнительной документации по Объекту: общего журнала работ, актов освидетельствования скрытых работ, актов промежуточной приёмки ответственных конструкций, актов испытания и опробования оборудования, систем, сетей и устройств, исполнительных схем инженерных сетей, иной документации и по первому требованию предоставить эти документы Государственному заказчику.

2.1.6. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта распоряжением руководителя Подрядчика закрепить сотрудника, постоянно пребывающего на Объекте и ответственного за производство работ, их своевременное завершение.

2.1.8. Содержать рабочую площадку и прилегающие участки свободными от отходов, накапливаемых в результате выполнения работ и обеспечить их уборку не реже одного раза в неделю. Осуществить уборку территории, на которой ведутся работы, погрузку, вывоз и размещение строительного мусора в период выполнения работ и по их завершению.

2.1.9. Обеспечить представителям Государственного заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при выполнении работ материалов, изделий, конструкций и оборудования.

2.1.10. Информировать Государственного заказчика обо всех происшествиях на объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте, несчастных случаях на объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников Подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны Подрядчику.

2.1.12. Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии со сметной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного Контрактом.

2.1.14. Приступить к выполнению строительных работ в течение следующего дня с момента подписания настоящего Контракта».

В соответствии с пунктом 2.3 Контракта Заказчик обязан:

«2.3.1. Осуществлять контроль за исполнением условий настоящего Контракта, в том числе за своевременным и целевым использованием финансовых средств.

2.3.2. Производить оплату выполненных Подрядчиком работ в порядке, установленном в п. 3.4 Контракта, если качество выполненных работ удовлетворяет требованиям Государственного заказчика.

2.3.3. Организовать работу комиссии по приемке выполненных работ.

2.3.4. Провести проверку предоставленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

2.3.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом VII настоящего Контракта».

В соответствии с пунктом 2.4 Контракта Заказчик вправе:

«2.4.1. Задержать оплату выполненных работ при допущенных дефектах или причиненном ущербе до момента устранения дефектов, возмещения ущерба, оплаты за потребленные энергоресурсы или при непредставлении документации, указанной в п. 2.1.4, 2.1.5, 5.2 настоящего Контракта.

2.4.2. Потребовать устранения дефектов в соответствии с условиями настоящего Контракта.

2.4.3. Совместно с Подрядчиком осуществлять контроль за качеством строительных материалов, конструкций и оборудования, используемых при производстве работ.

2.4.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2.4.5. Требовать возмещения убытков в соответствии с разделом VII настоящего Контракта, причиненных по вине Подрядчика».

Согласно пункту 6.4 приложения № 3 «Техническое задание» к Контракту Подрядчик должен до начала работ согласовать с Государственным заказчиком план-график выполнения работ. Сроки выполнения работы по демонтажу, монтажу и пуско-наладке оборудования должны соответствовать срокам, предусмотренным Контрактом.

Разделом V Контракта утвержден порядок сдачи и приемки работ.

Согласно пункту 11.1 Контракта настоящий контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по «31» декабря 2022 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.

 

Из письменных пояснений представителя Подрядчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

 

07.11.2022 Подрядчик письмом исх. № 263 направляет Заказчику график выполнения работ.

09.11.2022 Подрядчик письмом исх. № 263 повторно направляет Заказчику следующий график выполнения работ, с учетом просьбы Управления о необходимости корректировки:

 

 

Вид работы

Начало выполнение работ

Окончание выполнение работ

1

Демонтажные работы

31.10.22

04.11.22

2

Устройство бетонного пола

05.11.22

11.11.22

3

Устройство деревянного пола

15.11.22

21.11.22

4

Штукатурка стен

17.11.22

21.11.22

5

Шпатлевка стен

10.11.22

21.11.22

6

Облицовка пола

16.11.22

21.11.22

7

Облицовка стен

17.11.22

21.11.22

8

Устройство перегородок алюминиевых

18.11.22

21.11.22

9

Укладка линолеума и устройство плинтуса

18.11.22

21.11.22

10

Устройство потолков «Армстронг»

14.11.22

21.11.22

11

Монтаж стальных дверей

20.11.22

21.11.22

 

29.11.2022 Заказчик направляет Подрядчику письмо исх. № 73/ТО/14-15598, в котором сообщает, что ООО «СКС» не выполняются условия Контракта. По мнению Управления, такая ситуация обусловлена отсутствием необходимого количества рабочих-строителей на объекте, мастера и прораба, осуществляющего организацию рабочего процесса и контроля за технологией. При этом, Заказчик указывает, что на объекте отсутствует в полном объеме материалы для обеспечения непрерывности рабочего процесса. В связи с указанным, Заказчик просит принять исчерпывающие меры по увеличению количества рабочих и приобретению строительных материалов.

30.11.2022 Заказчик письмом исх. № 73/ТО/14-15640 информирует Подрядчика, что срок выполнения работ по Контакту истек 21.11.2022; работы на объекте не завершены; на объекте не ведется (отсутствует) общий журнал производства работ; акты освидетельствования скрытых работ не составляются.

30.11.2022 Подрядчик в письме исх. № 305 указывает Заказчику, что Общество на объекте выполнило ряд дополнительных работ, не предусмотренных Контрактом, в связи с чем направляет смету на такие работы для разрешения вопроса об оплате. Причем Общество сообщило Заказчику, что без выполнения произведенных демонтажных работ не могло приступить к выполнению работ по Контракту.

30.11.2022 Заказчик письмом исх. № 73/ТО/14-15688 направляет Подрядчику претензию, в которой в качестве неустоек за неисполнение условий Контракта начисляет пени, штраф.

 

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 11.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-11, 13-19, 21-23 статьи 95 Закона.

В связи с тем, что Общество в установленный срок не выполнило работы по Контракту в полном объеме, а также вследствие нарушений положений пунктов 2.1.5, 2.1.6, 2.1.13, 5.1 Контракта, 30.11.2022 Заказчиком в соответствии с условиями Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. №73/ТО/14-15689 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 30.11.2022; поступило подрядчику 30.11.2022.

Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 30.11.2022.

 

01.12.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. № 309, в котором выразил готовность оплатить пени, однако не согласен со штрафом, так как иных нарушений (кроме просрочки) им допущено не было. Подрядчик утверждает, что общий журнал производства работ находится на объекте, акты скрытых работ будут представлены при их приемке.

01.12.2022 Подрядчик направляет Заказчику письмо исх. № 313 с просьбой согласовать плитку для облицовки стен, напольные керамогранитные плиты.

02.12.2022 Подрядчик в письме исх. № 315 указывает следующее:

- согласно смете, объем работ по отбивке штукатурки составляет 85,84 м2;

- объем работ по штукатурке стен под плитку составляет 294,6 м2, в тоже время огрунтовка и облицовка такой поверхности – 982,93 м2;

- объем работ по штукатурке стен под окраску составляет 506,84 м2, в тоже время работы по окраске – 1140,64 м2.

В связи с этим, Подрядчик просит Заказчика разъяснить технику производства облицовочных и малярных работ без устройства 100 % новой штукатурки (Общество интересуется, как выполнить такие работы по существующим окрашенным и побеленным стенам, а также по участкам, на которых имеется обойное покрытие). Общество выражает мнение, что облицовку возможно выполнить без новой штукатурки лишь по устройству насечек (однако данный вид работ в смете отсутствует), но данная облицовка будет иметь отклонения по уровню, так как существующие стены в здании не ровные, поэтому произвести малярные работы по существующему покрытию без расчистки невозможно.

Также, по словам Подрядчика, требуется произвести штукатурку стен на лестничных площадках по каркасу с его устройством из-за отклонения по стене в 120 мм.

На основании вышеизложенного Общество просит Заказчика принять решение по технике и составу производства работ.

Кроме того, Подрядчик утверждает, что просрочка исполнения работ по Контракту произошла в результате производства подготовительных (демонтажных) работ, не предусмотренных Контрактом, а не в результате отсутствия рабочего персонала и строительного материала на объекте.

07.12.2022 Подрядчик в письме исх. № 318 сообщает Заказчику, что в связи с принятием Управлением Решения направляет в его адрес исполнительную документацию на выполненные работы (акт выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-2 от 05.12.2022 на сумму 540 228,02 рублей), а также уведомляет о вывозе неиспользованных строительных материалов с объекта, по праву принадлежащих Обществу.

13.12.2022 Заказчик письмом исх. № 73/ТО/14-16179 направляет Подрядчику претензию, в которой в качестве неустоек за неисполнение условий Контракта начисляет пени, штраф.

 

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Вместе с тем, Подрядчиком в десятидневный срок не были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО «СКС» в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

 

В материалы дела ООО «СКС» представило письменную позицию, в которой указывает, что просрочка была допущена из-за необходимости выполнения дополнительных работ, без которых возможность произвести работы по Контракту отсутствовала, а также из-за несоответствия объемов, указанных в проектно-сметной документации, фактическим объемам.

Также Общество со ссылкой на письмо Подрядчика исх. № 313 от 01.12.2022 указывает, что Заказчик проигнорировал просьбу ООО «СКС» о согласовании керамической и керамогранитной плитки, в связи с чем у последнего отсутствовала возможность выполнить работы по облицовке поверхностей стен и полов.

В связи с изложенным Общество просит информацию об ООО «СКС» не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

Стоит отметить, что Заказчик предоставлял возможность Обществу надлежащим образом исполнить условия Контракта вплоть до 12.12.2022 (с учетом согласованного сторонами срока окончания работ по Контракту 21.11.2022).

При этом, Общество в своих пояснениях утверждает, что с 05.12.2022 Заказчик запретил работникам ООО «СКС» доступ на объект.

Вместе с тем, каких-либо подтверждающих данных факт документов в материалы дела его сторонами не представлено.

Таким образом, у Общества с момента заключения Контракта имелось достаточно времени на выполнение работ в полном объеме.

Более того, 09.11.2022 Общество направило Заказчику график выполнения работ с указанием даты их окончания 21.11.2022, однако по неясным причинам нарушило свое обязательство.

Необходимо также учитывать, что, зная о задержках в поставке необходимой облицовочной плитки, Подрядчик сообщил об этом Заказчику в своем письме только 01.12.2022 (после принятия Заказчиком Решения).

Очевидно, что, действуя осмотрительно в рамках исполнения Контракта, Подрядчику, учитывая длительный срок поставки заказных позиций облицовочных материалов, следовало выполнить их поиск и согласование заблаговременно.

Вместе с тем, сообщив Заказчику о возможных задержках поставки материалов уже после принятия Решения, Общество не обеспечило тем самым возможность исправления негативной ситуации, связанной с необходимостью завершения работ в срок, даже с учетом десятидневного срока, предусмотренного частью 14 статьи 95 Закона.

Учитывая изложенное, на момент принятия Решения, результаты работ в полном объеме, предусмотренные Контрактом, Заказчику Подрядчиком переданы не были.

Иного из материалов дела не следует.

При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Доказательств обратного Подрядчиком в материалы дела не представлено.

Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

 

В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно пункту 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Указанная обязанность также закреплена за Подрядчиком в пункте 6.5 Контракта.

Вместе с тем, Подрядчик о возникновении каких-либо обстоятельств Заказчику не сообщал, работы не приостанавливал.

Более того, Общество в своих пояснениях, представленных в материалы дела, указывает, что работы им не были приостановлены ни на один день.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, рабочей силы, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, например, отсутствие у Общества денежных средств на выполнение работ по Контракту или рабочей силы, нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы, не позволившим ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта.

В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.

При этом, доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе, не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.

3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

При этом необходимо отметить, что извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования к сроку выполнения работ, своевременно было размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и было доступно для ознакомления в течение срока подачи заявок; в порядке, определенном Законом, указанные положения извещения о Закупке не обжаловались; содержание заключенного Контракта соответствует условиям извещения о Закупке.

Общество, не высказав возражений против положений извещения об осуществлении закупки, в том числе определяющих требования к сроку выполнения работ, подало заявку на участие в электронном аукционе, выразив тем самым согласие со всеми условиями извещения.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО «СКС» были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО «СКС» оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, а в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием извещения об осуществлении закупки, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений такого извещения.

При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если извещение об осуществлении закупки содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в закупке.

В данном случае участник закупки не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки в спорной части, из чего следует, что Подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.

Своими действиями Подрядчик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО «СКС» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО «СКС», не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО «СКС» условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО «СКС» условий Контракта произошло по вине Заказчика ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.

Оценка действий ООО «СКС», совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «СКС» (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д. 6, помещ. 1, г. Тула, 300057; учредитель (участник), генеральный директор – Д.) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «СКС» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

 

Приложение № 1

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

12.12.2022

14.12.2022

14.12.2022

0

14.12.2022

21.12.2022

21.12.2022

0

26.12.2022

26.12.2022

0

0

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

2022-2191

 

 

Связанные организации

ООО «СКС»
ИНН 7105512834, ОГРН 1117154016781
УФСИН по ТО
ИНН 7107027706, ОГРН 1027100973701