Решение (комиссия) №5227/23 решение от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1"
Рихарда Зорге ул., д. 36, Тула г., 300004
srtc.tcpd@tularegion.ru

Общество с ограниченной ответственностью "Империя"
2-я Союза Молодежи ул., д. 31, оф. 367, Новосибирск г., 630082
imperia-nsk@list.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-916/2023

28.08.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 6683/23 от 22.08.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Империя» (далее – Общество, ООО «Империя», Поставщик) (ИНН 5402059130; 2-я Союза Молодежи ул., д. 31, оф. 367, Новосибирск г., 630082) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 05.06.2023 № Ф.2023.3010 на поставку мягкого инвентаря (обуви) (далее – Контракт) (закупка № 0366200035623003010), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронныхплощадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

представителей Общества на основании доверенности,

представителя Заказчика на основании доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Империя» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (закупка № 0366200035623003010) (далее – Закупка, электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке размещено 12.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта для данного Заказчика составляет 999 880,00 рублей.

05.06.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 799 900,80 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в установленный срок поставить Заказчику мягкий инвентарь (обуви) (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно пунктам 3.2., 3.3 Контракта срок поставки товара с момента заключения Контракта в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней. Поставка товара осуществляется транспортом и силами поставщика с осуществлением погрузо-разгрузочных работ. Упаковка товара и грузовая тара должны обеспечивать сохранность товара, исключать его порчу и уничтожение при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении. Поставщик должен уведомить Заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи в соответствии с пунктом 4.2.3 контракта.

Поставщик осуществляет поставку товара Заказчику по адресу (место поставки): г. Тула, ул. Зорге, д. 36, г. Тула, ул. Седова, д. 31 г.

Согласно пункту 3.4 Контракта не заявленный товар не принимается и не оплачивается.

Права и обязанности сторон закреплены в разделе 4 Контракта.

В частности в подпункте 4.2 установлено, что Поставщик обязан:

«4.2.1. Осуществить поставку товара, указанного в пункте 1.1 контракта, в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

4.2.2. В срок, установленный в письменном запросе заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.

4.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 3 (три) дня до момента его доставки к месту поставки.

4.2.4. Устранить все обнаруженные недостатки товара в порядке и сроки, установленные разделом 5 контракта.

4.2.5. Компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 5.9. контракта, расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества.

4.2.6. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации».

В соответствии с Приложением № 2 к Контракту к поставке необходим следующий товар:

 

п/п

Наименование поставляемого товара

Единица измерения (по ОКЕИ)

Количество поставляемого товара

1.

Сандалии детские

пара(2шт.)

15

2.

Сандалии детские

пара(2шт.)

15

3.

Обувь летняя с верхом из кожи

пара(2шт.)

24

4.

Кеды

пара(2шт.)

78

5

Кеды

пара(2шт.)

96

6

Кеды

пара(2шт)

9

7

Кеды

пара(2шт)

18

8

Сланцы

пара(2шт)

60

9

Тапочки женские текстильные закрытые

пара(2шт)

66

10

Тапочки мужские текстильные закрытые

пара(2шт)

90

11

Обувь повседневная верхом из кожи

пара(2шт)

40

12

Обувь повседневная с верхом из кожи

пара(2шт)

40

13

Обувь летняя с верхом из кожи

пара(2шт)

30

Кроме того в пункте 4 Приложения № 2 к Контракту указано следующее: «4. Условия поставки товара: поставка товара осуществляется транспортом поставщика на условиях: «Доставка до места назначения». Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком собственными техническими средствами или техническими средствами третьих лиц за свой счет. Заказчик обеспечивает проезд (доступ) транспортного средства поставщика на территорию, указанную как место поставки для проведения разгрузочных работ.

Поставщик обязан уведомить заказчика о времени и дате поставки товара телефонограммой или по факсимильной связи, с последующим письменным подтверждением.

Поставщик должен не позднее, чем за 3 дня после заключения контракта, предоставить образцы товара согласно спецификации, для проведения экспертизы на соответствие Описанию объекта закупки».

Разделом 5 Контакта установлен порядок приемки товара. В частности установлено:

«5.2. Приемка поставленных товаров осуществляется Заказчиком с участием представителя (представителей) Поставщика, в ходе передачи товаров заказчику в месте поставки, указанному в пункте 2.2. настоящего Контракта.

5.3. Приемка товара по количеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6, в части, не противоречащей условиям контракта.

5.4. Приемка товара по качеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7, в части, не противоречащей условиям контракта.

5.5. Приемка товара в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 10 (десяти) рабочих дней), со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок Заказчику документов, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Контракта.

5.6. Проверка количества и качества товара, поступившего в таре (упаковке), производится при вскрытии тары (упаковки).

5.7. Претензии по скрытым дефектам могут быть заявлены Заказчиком в течение всего гарантийного срока товара.

5.8. В день поставки Поставщик одновременно с товаром должен направить Заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, указанные в пункте 6.2 Контракта, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещенный в единой информационной системе акт приемки-передачи товара, по форме, установленной приложением № 3 к контракту, товарные накладные, счет-фактуру либо УПД.

5.9. При приемке товара заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям контракта. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

5.10. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.11. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после проведения экспертизы Заказчик направляет Поставщику подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе подписанный Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный Заказчиком) один экземпляр акта приемки-передачи товара или сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания такого документа (Приложение № 5 к контракту), в котором указываются недостатки поставленного товара и сроки их устранения, а также дата повторной приемки товара. После устранения недостатков стороны возвращаются к повторной приемке товара и процедуре подписания акта приемки-передачи товара в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Поставщик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.

5.12. Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего Контракта, а именно с даты подписания сторонами акта приемки-передачи товара без замечаний с использованием единой информационной системы в сфере закупок.

5.13. Право собственности на товар прекращается у поставщика с даты подписания заказчиком акта приемки-передачи товара.

5.14. Риск случайной гибели товара несет поставщик до даты подписания заказчиком акта приемки-передачи товара».

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения Контракта по 31 июля 2023 г. (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств поставщика по Контракту, оплаты за поставленный товар).

Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по настоящему Контракту.

Из устных и письменных пояснений сторон дела, представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

27.06.2023 в единой информационной системе Поставщиком опубликованы документы о приемке (счет-фактура № 59 от 27.06.2023, товарная накладная №59 от 27.06.2023, счет на оплату № 59 от 27.06.2023) на сумму 534 900 рублей 00 копеек.

28.06.2023 в единой информационной системе Поставщиком опубликованы документы о приемке (счет-фактура № 60 от 28.06.2023, товарная накладная №60 от 27.06.2023, счет на оплату № 60 от 27.06.2023) на сумму 265 000 рублей 80 копеек.

28.06.2023, в связи с тем, что Поставщик не осуществил поставку всего товара, Заказчик, в том числе посредством личного кабинета в ЕИС, направил в адрес Общества претензию, в которой указал, что частичная поставка товара была осуществила 27.06.2023, Заказчик просит допоставить товар до 07.07.2023.

30.06.2023 года и 06.07.2023 в единой информационной системе Заказчиком размещены мотивированные отказы в приемке товара (на сумму 534 900 рублей 00 копеек – отказ на основании мотивированного отказа в приемке товара № 1 от 30.06.2023, на сумму 265 000 рублей 80 копеек – отказ в приемке в связи с не поставкой товара).

Мотивированный отказ в приемке товара № 1 от 30.06.2023 составлен Заказчиком по итогам внутренней экспертизы, по результатам которой Заказчиком установлено следующее:

«1) Поставщик не предоставил к поставленному товару индивидуальную упаковку с указанием наименования, состава, размера, производителя и даты производства, рекомендации по уходу, в связи с чем невозможно идентифицировать год выпуска поставляемого товара, производителя.

2) Товар не соответствует заявленным характеристикам в части п.п. 1.1, 2.1, 12.5 п. 8 приложения № 1 к контракту. 

3) Товар не соответствует заявленным характеристикам в части п.п. 4-5 п. 8 приложения № 1 к контракту, а именно имеет место дефект пошива во внутренней носовой части.

4) Присутствуют пятна клея на товаре (п.п.11 п. 8 приложения № 1 к контракту).

5) Товар, предоставленный по п.п.8 п. 8 приложения № 1 к контракту имеет неприятный, едкий запах».

В мотивированном отказе Заказчик, в том числе требовал от Поставщика устранить вышеуказанные недостатки в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения настоящего мотивированного отказа от подписания акта приемки-передачи товара, повторную приемку товара осуществить в срок, не позднее 12 июля 2023 года.

10.07.2023 Заказчик, в том числе посредством личного кабинета в ЕИС, направил в адрес Общества претензию, в которой просил допоставить товар до 21.07.2023.

24.07.2023 Заказчик в адрес Общества направил очередную претензию, в которой просил поставить товар до 07.08.2023.

По указанным претензиям поставка товара в обозначенные сроки Обществом не осуществлена.

25.07.2023 в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо (исх. от 21.07.2023), в котором Общество гарантирует выполнить свои обязательства и выполнить поставку в срок до 10.08.2023.

10.08.2023, в связи с тем, что Поставщиком так и не была осуществлена поставка товара, соответствующего условиям Контракта, Заказчик в адрес Общества направил претензию, в которой, в том числе указал на факт непоставки товара. Сообщил о намерении расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае неисполнения Поставщиком обязательств по Контракту.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 12.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения поставщиком сроков поставки товаров;

- если в ходе исполнения Контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара Заказчик 11.08.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 11.08.2023 и получено Обществом 11.08.2023.

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что с момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

Представитель Общества пояснил, что 27.02.2023 ООО «Империя во исполнение Контракта заключило договор поставки обуви № 114 с АО «Егорьевск-обувь».

23.06.2023 Поставщиком товар отправлен Заказчику посредством Транспортной компании ПЭК, что подтверждается экспедиторской распиской № 9904 4639 3387 от 23.06.2023.

Согласно статусу отслеживания груза, опубликованному на официальном сайте Транспортной компании ПЭК (https://pecom.ru/services-are/order-status/?ysclid=llozt1m1md743786009&code=9904%204639%203387), 30 июня 2023 года товар доставлен и получен Заказчиком.

Вместе с тем Комиссия отмечает, что из представленных Поставщиков документов (поручение экспедитору/экспедиторская расписка № 990446393387, скриншот с сайта транспортной компании об отслеживании груза № 990446393387), невозможно определить, в каком количестве относительно объема, определенного условиями Контракта, и какой товар был отправлен Заказчику.

27.06.2023 и 28.06.2023 в единой информационной системе Поставщиком опубликованы документы о приемке товара.

30.06.2023 года и 06.07.2023 в единой информационной системе Заказчиком размещен мотивированный отказ в приемке товара на основании проведенной внутренней экспертизы.

Представитель ООО «Империя» отметил, что проведенная экспертиза не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку экспертное заключение составлено экспертной организацией, Заказчиком без участия представителей ООО «ИМПЕРИЯ» и без надлежащего извещения Поставщика о дате и времени проведении экспертизы.

Данная экспертиза не может быть признана в качестве доказательства того, что товар считается не соответствующим условиям Контракта.

Кроме того Общество сообщило, что сам мотивированный отказ в адрес Поставщика не поступал, а также не был опубликован в единой информационной системе. Таким образом, поставка произведена, товар Заказчиком принят.

Вместе с тем 11.08.2023 Заказчиком было принято и опубликовано в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Поставщик обратился с заявлением о признании недействительным решения Заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта в Арбитражный суд Тульской области (дело А68-10404/2023).

Представитель Общества просил информацию об ООО «Империя» в реестр недобросовестных поставщиков не включать, так как действия Поставщика не были направлены на несоблюдение условий Контракта. ООО «Империя» имеет существенный опыт исполнения аналогичных контрактов в рамках Закона. Общество имеет на исполнении 40 контрактов, а также им исполнено 87 контрактов.

Относительно доводов Общества Комиссия отмечает следующее.

Мотивированный отказ в приемке товара № 1 от 30.06.2023 направлен Заказчиком Обществу посредством личного кабинета ЕИС 30.06.2023 в 15:26:47 и получен ООО «Империя» -30.06.2023 в 15:26:50.

Мотивированный отказ в приемке товара № 1 от 30.06.2023 составлен по результатам внутренней экспертизы.

Частью 3 статьи 94 Закона определено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 7 статьи 94 Закона приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Аналогичные положения закреплены в разделе 5 Контракта, в соответствии с которыми приемка товара в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 10 (десяти) рабочих дней), со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок Заказчику документов, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Контракта.

В рассматриваемом случае, учитывая, что поставленный 27.06.2023 (30.06.2023) Обществом товар не соответствовал условиям Контракта, Заказчиком 30.06.2023 в единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара по Контракту.

Из указанного мотивированного отказа следует, что внутренняя экспертиза товара производилась силами Заказчика; мотивированный отказ содержит подробный перечень несоответствий поставленного товара условиям Контракта; в мотивированном отказе содержится указание Заказчика на необходимость Поставщика осуществить поставку товара в кратчайшие сроки.

При изложенных обстоятельствах, мотивированный отказ от приёмки поставленного товара составлен Заказчиком в строгом соответствии с требованиями Контракта и основан на Законе; какие-либо нарушения Закона в действиях Заказчика при отказе от приемки товара отсутствуют.

Вместе с этим, ни положения раздела 5 Контракта, ни положения Закона не содержат требований об извещении Поставщика о проведении внутренней экспертизы силами Заказчика, а также об его обязательном участии при проведении внутренней экспертизы.

Исходя из изложенного, Управление считает, что отражение результатов внутренней экспертизы в мотивированном отказе от подписания документа о приемке товара по Контракту является достаточным, факт направления мотивированного отказа Обществу подтвержден.

При этом выявленные Заказчиком недостатки поставленного товара Обществом не устранены, отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара в адрес Заказчика не направлен, товар в полном объеме и соответствующий условиям Контракта поставлен не был.

Направленное Обществом в адрес Заказчика гарантийное письмо (исх. от 21.07.2023), в котором Общество гарантирует выполнить свои обязательства и выполнить поставку в срок до 10.08.2023, подтверждает согласие Общества с тем, что первоначальная поставка товара была произведена ООО «Империя» с нарушением условий Контракта.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений ГК РФ, условие о сроках поставки товара является существенным для договора поставки.

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара надлежащего качества в установленный Контрактом срок является нарушением его существенных условий, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Факт неисполнения Поставщиком обязательств по Контракту в части своевременной поставки товара надлежащего качества обоснован Заказчиком и подтверждается доказательствами, представленными в материалы дела.

При этом доказательств обратного в материалы дела Обществом не представлено.

Допущенное Поставщиком нарушение, выразившееся в не поставке товара надлежащего качества в согласованные сроки, признаются Комиссией существенными. Своим бездействием Поставщик нарушил условия Контракта и лишил Заказчика необходимых для осуществления его деятельности товаров.

Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у Поставщика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его Поставщику и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий контракта.

3. Поставщиком не представлено доказательств и информации, подтверждающих, что Обществом были приняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения контракта.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО «Империя» условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.

Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Империя» (ИНН 5402059130; 2-я Союза Молодежи ул., д. 31, оф. 367, Новосибирск г., 630082) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «Империя» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

 

 

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

 

22.08.2023

 

24.08.2023

 

22.08.2023

 

0

 

 

22.08.2023

 

29.08.2023

 

28.08.2023

 

0

 

31.08.2023

 

31.08.2023

 

0

 

0

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

2023-5656

 

 

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ № 1"
ИНН 7104032225, ОГРН 1037100322544
Общество с ограниченной ответственностью "Империя"
ИНН 5402059130, ОГРН 1205400007075