Решение (комиссия) №7247/23 решение от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области
Льва Толстого ул., д. 107, город Тула, Тульская область, 300034
torgi@081.pfr.gov.ru, protez@ro71.fss.ru

Индивидуальный предприниматель С.
г. Хабаровск, Хабаровский край

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1266/2023

25.12.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее – Заказчик, Отделение) (вх. № 9752/23 от 20.12.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе С. (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП С., Поставщик) (Хабаровский край, г. Хабаровск, <...>) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 11.09.2023 № 350 на поставку инвалидам ходунков (закупка № 0266100000523000106), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- представителей Заказчика на основании доверенности;

- представителя Индивидуального предпринимателя на основании доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП С. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку инвалидам ходунков (закупка № 0266100000523000106) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о Закупке размещены 11.08.2023 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 214 000,18 рублей.

11.09.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 214 000,18 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: ходунков (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение № 2 к Контракту), в город Тулу и Тульскую область в соответствии с календарным планом (Приложение № 3 к Контракту), по направлениям на получение технических средств реабилитации, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар.

На основании пункта 2.1. Контракта срок поставки Товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (Приложение № 4 к Контракту) до «20» ноября 2023 года.

В соответствии со Спецификацией (Приложение № 2 к Контракту) к поставке необходим следующий товар:

п/п

Артикул модификации Товара

Наименование и описание модификации Товара

Количество, шт.

Цена за единицу, руб.

Итого, руб.

1

Сведения отсутствуют

Ходунки шагающие 01.28.06.10.01

Страна происхождения:

Китайская Народная Республика

33

2379,15

78511,95

2

Сведения отсутствуют

Ходунки на колесах 01.28.06.10.02

Страна происхождения:

Китайская Народная Республика

25

2748,15

68703,75

3

Сведения отсутствуют

Ходунки с опорой на предплечье 01.28.06.10.03

Страна происхождения:

Китайская Народная Республика

6

6484,72

38908,32

4

Сведения отсутствуют

Ходунки-роллаторы

01.28.06.10.05

Страна происхождения:

Китайская Народная Республика

4

6969,04

27876,16

ИТОГО

68

-

214000,18

 

Согласно календарному плану (Приложение № 3 к Контракту) поставка товара должна быть осуществлена в следующие сроки:

 

п/п

Наименование товара

Периоды поставки на 2023 год

Количество (шт.)

Стоимость (руб. коп.)

1

Ходунки шагающие

не позднее 10 календарных дней с даты подписания контракта

33

78511,95

2

Ходунки на колесах

25

68703,75

3

Ходунки с опорой на предплечье

6

38908,32

4

Ходунки-роллаторы

4

27876,16

Итого

68

214000,18

 

Разделом 3 Контракта закреплены права и обязанности сторон. В частности пунктом 3.3 Контракта установлено, что:

«3.3.Поставщик обязан:

3.3.1. Обеспечить поступление Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1. Контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, определенные календарным планом.

  1. Проинформировать Заказчика посредством телефонной связи, факсимильной связи или посредством электронной почты о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1. Контракта, для проведения Заказчиком выборочной проверки поставляемого Товара. По требованию Заказчика обеспечить беспрепятственный доступ к Товару для подтверждения факта наличия Товара на складе Поставщика.

  2. Поставить Товар в упаковке, защищающей от механических повреждений и воздействия внешней среды, обеспечивающей его сохранность во время хранения и транспортировки до момента передачи Получателю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  3. Получить от Заказчика реестр получателей Товара в срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и передать Товар Получателю (представителю Получателя)1 на основании акта приема-передачи Товара при предъявлении им паспорта и направления, за исключением случаев, если доставка Товара Получателю осуществлялась службой доставки (почтовым отправлением) с последующим предоставлением Поставщику документа, подписанного Получателем (уведомление о вручении), подтверждающего факт доставки Товара Получателю (далее – документ/уведомление о вручении, подтверждающее факт доставки Товара).

В случаях отказа Получателя от Товара, невозможности получения Товара Получателем по каким-либо причинам в течение 3 рабочих дней со дня получения отказа Получателя от Товара или поступления информации о невозможности получения Товара Получателем, проинформировать об этом Заказчика с приложением подтверждающих документов.

При приеме-передаче Товара осуществлять по согласованию с Получателем (представителем Получателя) его распаковку, сборку (при необходимости), определить соответствие Товара антропометрическим показателям Получателя, за исключением случаев, если доставка Товара Получателю осуществлялась службой доставки (почтовым отправлением).

  1. Провести инструктаж Получателя (представителя Получателя) об условиях и требованиях к эксплуатации Товара, а также передать с Товаром инструкцию для пользователя Товара на русском языке и гарантийный талон (при наличии) со сведениями о переданном Товаре. Осуществлять фото-/видеофиксацию факта передачи Товара Получателю (представителю Получателя) (при его согласии) с последующей передачей фото-/видеоматериалов Заказчику.

  1. Проинформировать Получателя (представителя Получателя) о порядке и сроках гарантийного обслуживания, а также о месте нахождения и режиме работы пунктов приема Получателей Товара (специализированной мастерской или сервисной службы), указанном в пункте 1.1. Контракта.

  2. Предоставить Заказчику возможность осуществить выборочную проверку поставляемого Товара, а именно:

обеспечить беспрепятственный доступ представителям Заказчика к месту нахождения Товара;

обеспечить присутствие представителя Поставщика при осуществлении выборочной проверки поставляемого Товара.

  1. В случае выявления Заказчиком при проведении выборочной проверки поставляемого Товара нарушения требований, предусмотренных пунктом 4.3. Контракта, устранить их (заменить, доукомплектовать Товар) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения отказа Заказчика от подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара и обеспечить возможность осуществления Заказчиком выборочной проверки поставляемой партии Товара в порядке и в сроки, установленные разделом 4 Контракта.

  1. В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих проведению выборочной проверки поставляемого Товара или осуществлению поставки Товара, в письменном виде уведомить Заказчика о таких обстоятельствах в течение 3 рабочих дней с даты их выявления.

  1. Представить Заказчику при проведении выборочной проверки до поставки товара Получателям документы, предусмотренные пунктом 4.3. настоящего Контракта.

  2. В течение 2 рабочих дней с даты заключения Контракта определить ответственное лицо для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе исполнения обязательств по Контракту, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и номера телефона, и письменно уведомить об этом Заказчика.

  3. Сохранять в тайне и не разглашать третьим лицам информацию о Контракте, а также любую информацию служебного, технического, коммерческого, финансового, личного характера, информацию о персональных данных вне зависимости от формы ее представления, прямо или косвенно относящуюся к взаимоотношениям Сторон, не обнародованную или иным образом не переданную для свободного доступа и ставшую известной Поставщику в ходе исполнения Контракта, не использовать ее любым другим способом, а также предпринимать все необходимые меры для предотвращения разглашения конфиденциальной информации. Использовать предоставленную Заказчиком информацию только в целях исполнения Контракта.

Поставщик обязан обеспечивать безопасность персональных данных и иной конфиденциальной информации, полученной в ходе исполнения Контракта, при их обработке в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях по защите информации».

  1. Предоставлять по требованию Заказчика в установленные сроки информацию о ходе исполнения обязательств по Контракту с использованием средств связи, указанных в подпункте 3.3.2. настоящего пункта, а также видеоматериалы с пунктов выдачи Товара и склада Поставщика.

  2. Вести аудиозапись телефонных разговоров с Получателями (представителями Получателей) по вопросам получения Товара с обеспечением их информирования о ведении аудиозаписи, а также вести журнал телефонных звонков Получателям, включенным в реестр получателей Товара, с пометкой о времени и результате звонка (в части согласования с Получателем (представителем Получателя) даты, времени и места поставки Товара) с предоставлением указанного журнала Заказчику по его требованию.

3.3.15. Осуществлять еженедельное предоставление Заказчику информации о движении Товара на складе Поставщика, сформированной посредством программного продукта, применяемого для складского учета, а также обеспечить мониторинг за перемещением поставляемого Товара с предоставлением по требованию Заказчика информации, подтверждающей перемещение Товара.

Обеспечить корректное обращение с Получателями (представителями Получателей) при передаче Товара, а также исключить ситуации длительного ожидания Получателей при получении Товара.

3.3.16. В случае принятия Поставщиком предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщик направляет такое решение Заказчику в порядке, установленном частью 20.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.

3.3.17. Отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

В случае отмены Поставщиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 20.1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, Поставщик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

      1. Информировать Заказчика о наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Контрактом, и об исполненных по ним обязательствам.

      2. Предоставить Получателям согласно реестру получателей Товара в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 1.1. Контракта, право выбора одного из способов получения Товара:

по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) Получателя в том числе службой доставки (почтовым отправлением) с документом/уведомлением о вручении, подтверждающем факт доставки Товара;

в стационарных пунктах выдачи, организованных в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи», установить график работы пунктов выдачи Товара, включая работу в один из выходных дней.

      1. Пункты выдачи Товара и склад Поставщика должны быть оснащены видеокамерами.

      2. Выполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом».

Разделом 4 Контракта определен порядок осуществления выборочной проверки поставляемого Товара; разделом 5 Контракта установлен порядок и срок передачи Товара Получателю и оформления отчетных и итоговых документов.

Согласно пункту 2.2 Контракта Контракт вступает в силу со дня подписания и действует до «20» декабря 2023 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.

Из письменных пояснений сторон дела, представленной Заказчиком, Индивидуальным предпринимателем в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

12.09.2023 Заказчик электронным сообщением, направленным на адрес электронной почты Индивидуального предпринимателя, направил информацию об ответственном лице за исполнение Контракта, а также размеры ходунков, необходимых к поставке.

17.10.2023 Заказчик направил на адрес электронной почты Индивидуального предпринимателя электронное сообщение, в котором просил предоставить информацию по исполнению Контракта.

24.10.2023 Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя направлено письмо, в котором Отделение, в том числе просило предоставить информацию в срок не позднее 27.10.2023 о точном времени и дате поставки товара.

22.11.2023 Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя направлена претензия об уплате штрафа на сумму 21400, 02 рублей.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 13.1. Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Закона.

Вследствие того, что Поставщик не выполнил свои обязательства по поставке товара, Заказчик 05.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение Заказчика) сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 05.12.2023 и получено Индивидуальным предпринимателем 05.12.2023.

Поскольку Индивидуальным предпринимателем в срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия Отделением решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик посчитал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, в связи с чем обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.

18.12.2023 в адрес Заказчика поступило гарантийное письмо от Индивидуального предпринимателя, в котором Поставщик сообщил, что поставка товара в срок, установленный в Контракте, оказалась невозможна в связи с проблемами на таможне, а также в связи с тем, что контрагент Индивидуального предпринимателя (ООО «Твой поставщик») оказался недобросовестным. Индивидуальный предприниматель оформил заказ у ООО «Мега-Оптим», просил Контракт не расторгать, гарантировал выдачу ходунков получателям до 22.12.2023.

25.12.2023 Индивидуальный предприниматель оплатил штраф, выставленный Заказчиком (претензия от 22.11.2023).

Представитель ИП С., участвующий в заседании Комиссии, пояснил следующее.

Между ИП С. и Заказчиком заключен Контракт на поставку ходунков.

Данный товар на территорию Российской Федерации поставляется преимущественно из КНР.

На этапе доставки товара из КНР, ввиду определенных сложностей на этапе таможенных процедур, сроки поставки товара значительно увеличились.

Связь с Заказчиком Поставщик поддерживал исключительно посредством мессенджеров и звонков через обычные средства связи, не являющиеся средствами официальной переписки (скриншоты переписки предоставлены).

Индивидуальным предпринимателем был приобретен необходимый товар (счет на оплату № 8025 от 13.12.2023), осуществлена его доставка в город Тула.

Товар был доставлен 18.12.2023 в 17.55 (МСК) Заказчику, однако осуществить приемку не представлялось возможным в связ с окончанием рабочего дня Заказчика. Утром 19.12.2023 Индивидуальный предприниматель получил уведомление о том, что Контракт расторгнут.

Товар перемещен Поставщиком на склад временного хранения в городе Тула (договор аренды помещения № 17 от 19.12.2023).

25.12.2023 Индивидуальный предприниматель также оплатил штраф, выставленный Заказчиком (претензия от 22.11.2023).

Представитель индивидуального предпринимателя пояснил, что ИП С. не имел умысла, направленного на нарушение сроков поставки, Поставщик поддерживал связь с представителем Заказчика, готов исполнить обязательства и продолжить свою работу.

Кроме того представитель Индивидуального предпринимателя отметил, что ИП С. добросовестно исполняет все заключенные контракты.

В связи с изложенным, представитель Индивидуального предпринимателя просил информацию об ООО ИП С. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Представители Заказчика в заседании Комиссии отметили, что не настаивают на включении сведений в отношении ИП С. в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.

Анализ материалов данного дела показывает, что Индивидуальным предпринимателем в установленный Контрактом срок не осуществлена поставка товара. Вместе с этим Комиссия отмечает следующее.

1. Поставщиком сообщалось Заказчику о трудностях, возникших с поставкой товара. Заказчиком данный факт не отрицался.

2. Поставщиком предоставлены документы, свидетельствующие о приобретении товара и доставке его в Тульскую область (счет на оплату № 8025 от 13.12.2023, договор аренды помещения № 17 от 19.12.2023).

Исходя из положений статьи 104 Закона, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона).

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения поставщиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

Вывод Управления в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные в материалы дела информация и сведения подтверждают направленность действий Индивидуального предпринимателя на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в ИП С. недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая положения подпункта «а» пункта 15 Правил ведения реестра, вины ИП С., выразившейся в намеренном уклонении от исполнения условий Контракта, Управлением не установлено.

Следовательно, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений об Индивидуальном предпримете в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Информацию, представленную Заказчиком в отношении индивидуального предпринимателя С. (Хабаровский край, г. Хабаровск, <...>), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

1 В случае если получать Товар будет представитель Получателя, то также предъявляется оформленная надлежащим образом доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя Получателя.

 

 

 

2023-7858

 

 

Связанные организации

Осфр по Тульской области
ИНН 7106015458, ОГРН 1027100742712