Решение (комиссия) №2341/24 решение от 27 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "Капитал" деревня Круглики, д.147, кв.1, Ефремовский район, Тульская область, 301868 shagin.mihail@yandex.ru Государственное учреждение здравоохранения "Суворовская центральная районная больница" пр-кт Мира, д.49, город Суворов, Суворовский район, Тульская область, 301430 zakupki.srb@yandex.ru, guz.tcrb.suvorov@tularegion.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-402/2024

22.05.2024 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения здравоохранения «Суворовская центральная районная больница» (далее – Заказчик) (вх. № 2971/24 от 15.05.2024) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Капитал» (далее – Общество, ООО «Капитал», Поставщик) (ИНН 7113501040; 301868, Тульская область, Ефремовский район, деревня Круглики, д.147, кв.1) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения контракта от 19.03.2024 № 0366300019024000033СЦРБ на поставку бумаги для офисной техники (закупка № 0366300019024000033) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии Шагиной Г.А. генерального директора Общества на основании приказа;

в отсутствие представителей Заказчика, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Капитал» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку бумаги для офисной техники (закупка № 0366300019024000033) (далее – Закупка, Запрос котировок в электронной форме).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 05.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 990,00 рублей.

19.03.2024 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 90000,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.2 Контракта Поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники (далее – товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение № 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Приложением № 2 к Контракту «Описание объекта закупки на поставку бумаги для офисной техники» определены следующие требования к поставляемому товару:

 

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение

(диапазон значений) показателей

  1.  

Бумага для офисной техники белая (Бумага для офисной техники формата А4)

3.1.

Цветность.

белая

3.2.

Количество листов в пачке, штука

500

3.3.

Формат

А4

3.4.

Масса бумаги площадью 1м2, грамм

80

Разделом 3 Контракта определены порядок, сроки и условия поставки и приемки товара:

«3.1. Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: 301430, Тульская обл., г. Суворов, пр. Мира, 49 (далее – место доставки), в срок с момента заключения Контракта в течение 15 (пятнадцати) календарных дней.

Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в место доставки.

3.2. Приемка товара осуществляется путем передачи Поставщиком товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида товара, а также иных документов, подтверждающих качество товара.

3.3. Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.

3.4. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.5. При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного товара Заказчик в течение 5 (пяти) дней с момента доставки товара Поставщиком подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе акт приема-передачи товара (отдельного этапа исполнения Контракта), сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещенный в единой информационной системе, с приложенными товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого товар считается переданным Поставщиком Заказчику.

3.6. При выявлении несоответствий в поставленном товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Контракта, отказывает в приемке товара, направляя Поставщику сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ от приемки товара с перечнем выявленных недостатков (причин такого отказа) и указанием сроков их устранения.

3.7. Во всех случаях, влекущих возврат товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.

3.8. Право собственности и риск случайной гибели или порчи товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки товара Заказчиком и подписания сторонами документов, указанных в пункте 3.5 Контракта.

3.9. Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного товара в случае выявления несоответствия товара условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого товара и устранено Поставщиком».

Права и обязанности сторон закреплены в разделе 4 Контракта.

В соответствии с пунктом 11.1 Контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по 30 мая 2024 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по Контракту.

Из материалов настоящего дела установлено следующее.

29.03.2024, 01.04.2024 и 16.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика посредством электронной почты направлены письма с просьбой сообщить дату поставки товара. Ответа от Общества не последовало.

10.04.2024 в единой информационной системе Поставщиком размещен документ о приемке № 3.

15.04.2024 Поставщиком в единой информационной системе было размещено решение об одностороннем отказе исполнения Контракта в связи с возникшими обстоятельствами у Общества, влекущими невозможность его исполнения.

19.04.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил претензию с просьбой привести в соответствие с законодательством решение об одностороннем отказе исполнения Контракта и представить основания расторжения Контракта. Ответа на претензии от Общества не последовало.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с тем, что в ходе исполнения Контракта Поставщик столкнулся с недобросовестным злонамеренным поведением со стороны избранного им субпоставщика (после получения предоплаты в размере 1 593 700,00 рублей субпоставщик не осуществил поставку офисной бумаги в соответствии с условиями договора, заключенного между сторонами), а также в связи с отсутствием иных оборотных средств на закупку товара, подлежащего к поставке в рамках данного Контракта, исполнение Контракта стало для Поставщика невозможным, в соответствии с правом, предусмотренным пунктом 12.2 Контракта, 15.04.2024 ООО «Капитал» принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта).

На основании части 20.1 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Обществом решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 15.04.2024.

Следовательно, датой поступления Заказчику решения Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 15.04.2024.

В силу части 22 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что в связи невыполнением Поставщиком своих обязательств по поставке товара, Заказчик 02.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое отменил 14.05.2024.

Из письменных и устных пояснений представителя Общества следует, что решение ООО «Капитал» не отменено; решение вступило в законную силу и Контракт расторгнут 26.04.2024 по инициативе Общества.

Частью 22.2 статьи 95 Закона определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 4 статьи 104 Закона предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Как следует из устных и письменных пояснений генерального директора Общества, 18.03.2024 между ООО «Капитал» и ООО «Пульс» (далее – субпоставщик) заключен договор поставки № 3018-1 на поставку офисной бумаги; на момент заключения договора ООО «Пульс» был выставлен счет на оплату № 45 от 18.03.2024 на сумму 1 593 870, 00 рублей.

28.03.2024, 29.03.2024 и 02.04.2024 Общество произвело оплату за товар, по выставленному субпоставщиком счету на оплату платежными поручениями № 22, 23 и 26 соответственно.

03.04.2024 субпоставщик в адрес Общества направил информационное письмо о переносе сроков поставки товара на период с 08.04.2024 по 10.04.2024. В установленный срок поставка товара не была осуществлена.

Обществом предпринимались попытки связаться с субпоставщиком, но на телефонные звонки и сообщения в мессенджере ООО «Пульс» не отвечало.

В результате противоправных действий субпоставщика Общество лишилось возможности приобретения новой партии бумаги для офисной техники, поскольку иных денежных средств на приобретение товара у иного хозяйствующего субъекта на дату исполнения Контракта у Общества не имелось, в связи с чем исполнение Контракта стало для Поставщика невозможным по непредвиденным и независящим от него обстоятельствам.

По факту совершения противоправных действий со стороны ООО «Пульс», Поставщик обратился с заявлением в правоохранительные органы (талон-уведомление № 180 от 12.04.2024).

Вместе с этим из материалов рассматриваемого дела следует, что Поставщиком предпринимались все необходимые меры, направленные на его надлежащее исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в нем.

Оценив представленные материалы, пояснения сторон Комиссия полагает, что Обществом не допущено бездействие (действия), которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1). Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Исходя из положений статьи 104 Закона, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.

С другой стороны, анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.

В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту; напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Поставщика на соблюдение условий Контракта.

При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО «Капитал» в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «Капитал» (ИНН 7113501040; 301868, Тульская область, Ефремовский район, деревня Круглики, д.147, кв.1), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

2024-2629

 

 

Связанные организации

ООО "Капитал"
ИНН 7113501040, ОГРН 1087154037618
ГУЗ "Суворовская ЦРБ"
ИНН 7133002391, ОГРН 1027103474067