Решение б/н Решение от 30 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.04.2020                                                                                                                  г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прайм» (далее – ООО «Прайм», Общество, Заявитель) исх. № 520 от 21.04.2020 (вх. № 2228 от 21.04.2020) на действия котировочной комиссии по осуществлению закупок для нужд государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» (далее – Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов (закупка № 0366300046620000035) (далее – запрос котировок в электронной форме), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), при участии посредством видео-конференц-связи:

- представителя государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» (далее – Заказчик), Котировочной комиссии по доверенности;

(ООО «Прайм», надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела № 071/06/105-388/2020, участие своих представителей в рассмотрении данной жалобы посредством видео-конференц-связи не обеспечило),

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО «Прайм» на действия Котировочной комиссии при проведении Запроса котировок в электронной форме.

По мнению подателя жалобы, Котировочной комиссией при рассмотрении заявок неправомерно не были применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ № 102).

Из жалобы следует, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 17.04.2020 Котировочной комиссией принято решение о признании общества с ограниченной ответственностью «Здравсервис» победителем запроса котировок в электронной форме. Заявитель считает данное решение Котировочной комиссии неправомерным, так как обществом с ограниченной ответственностью «Здравсервис» предложен товар иностранного производства, тогда как заявителем  подана заявка на участие в электронном аукционе с предложением товара, имеющего российское происхождение.

Указанное, с точки зрения Общества, противоречит требованиям Закона и постановления Правительства РФ № 102.

Представитель Заказчика, Котировочной комиссии участвующий в рассмотрении дела, не согласился с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Котировочной комиссией, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного запроса котировок в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов (закупка № 0366300046620000035) (далее – извещение о проведении запроса котировок в электронной форме) размещено 03.04.2020 в единой информационной системе в сфере закупок.

Извещение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (закупка № 0366300046620000032) размещено в единой информационной системе в сфере закупок 09.04.2020.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 996,82 рублей.

Контракт на поставку расходных материалов по итогам проведения запроса котировок в электронной форме Заказчиком не заключен.

Согласно частям 1, 3 статьи 14 Закона при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации издано постановление Правительства РФ № 102.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 102 утверждены два перечня медицинских изделий, для допуска которых установлены ограничения и условия допуска:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 1);

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 2).

Объектом закупки являются наборы для переливания лекарств (устройство для переливания растворов с пластиковым шипом).

Пунктом 1 Перечня № 2 установлено, что устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов являются медицинскими изделиями одноразового применения.

Пунктом 2 постановления Правительства № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:

б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2:

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделии, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);

 - содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».

Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ № 102, применяется только при наличии всех условий, установленных подпунктом «б» пункта 2 в совокупности.

Согласно пункту 3 постановления Правительства № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.

В соответствии со статьей 111 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - постановление Правительства РФ № 967) установлены особенности закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 967 установлено, что при осуществлении конкретной закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целен осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в целях осуществления закупки указанной продукции для нужд федеральных государственных бюджетных учреждений и государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - заказчики):

а) поставщики указанной продукции определяются из числа участников закупок, предложивших к поставке медицинские изделия, произведенные организациями, осуществляющими локализацию собственного производства и реализующими медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», локализация собственного производства которых соответствует ежегодных достижению показателя локализации согласно приложению;

б) заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1), 2(2) и 2(3) постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом заказчики обязаны запросить у оператора электронной площадки все вторые части заявок, поданных его участниками, на участие в электронном аукционе, а оператор электронной площадки обязан направить заказчикам все вторые части таких заявок, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре ею участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Положениями статьи 42 Закона установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 82.2 Закона в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 10 статьи 42 Закона установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закон.

С учетом положений статьи 14 Закона, в пункте 23 части I «Сведения о проводимом запросе котировок в электронной форме» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлены условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами, где, помимо прочего, установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ № 102.

Необходимо отметить, что положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме должны содержать ясные и четкие положения относительно состава и порядка заполнения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме участником закупки; не допускать неоднозначного их толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в запросе котировок в электронной форме имел представление о том, какие документы и сведения он должен представить для участия в запросе котировок в электронной форме, каким требованиям он должен соответствовать.

Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, регламентирующих состав и  порядок заполнения заявки, создают препятствия для потенциальных участников запроса котировок в электронной форме на стадии допуска к участию в нём.

Необходимо учитывать, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения требований, которым должна соответствовать подаваемая им заявка.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 9 статьи 82.3 Закона заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. В случае, если указанными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. При отсутствии в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

 Как было указано выше, в рамках проведения рассматриваемого запроса котировок в электронной форме Заказчиком установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ № 102.

Пунктом 16.1 «Документы, прилагаемые к заявке на участие в запросе котировок» части I «Сведения о проводимом запросе котировок в электронной форме» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме установлены следующие требования о содержании заявки на участие в запросе котировок в электронной форме:

«Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:

1) согласие участника запроса котировок в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок в электронной форме и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

наименование страны происхождения товара

конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным п. 4 части III «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии);

3) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого запроса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;

4) декларация участника запроса котировок в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:

а) о соответствии участника запроса котировок в электронной форме требованиям, установленным пунктами 1, 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе».

Вместе с этим, как в пункте 16.1 «Документы, прилагаемые к заявке на участие в запросе котировок»» части I «Сведения о проводимом запросе котировок в электронной форме» извещения о запросе котировок в электронной форме, так и в документации запроса котировок в электронной форме в целом Заказчиком не предусмотрена обязанность предоставления участниками закупки документов, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ № 102.

 Следовательно, отсутствие в документации об электронном аукционе максимально четких и однозначных требований относительно документов и сведений, которые должны содержаться в составе заявки,  позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 2 статьи 82.2, подпункта «а» пункта 2 части 9 статьи 82.3 Закона.

Ввиду изложенного, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в указанной части не соответствует требованиям Закона.

При таких обстоятельствах, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (определившего его содержание) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме  (закупка № 0366300046620000035) от 17.04.2020 на участие в запросе котировок в электронной форме участниками закупки подано 4 (четыре) заявки; по итогам рассмотрения заявок Котировочной комиссией принято решение о допуске к участию в запросе котировок в электронной форме всех участников закупки, подавших заявки. Участником, сделавшим наименьшее ценовое предложение, является общество с ограниченной ответственностью «Здравсервис».

Однако, при вышеуказанных обстоятельствах, в связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, ввиду отсутствия требования о предоставлении участниками закупки документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 102, Комиссия не находит возможным дать правовую оценку действиям Котировочной комиссии при рассмотрении заявок участников запроса котировок в электронной форме.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Прайм» исх. № 520 от 21.04.2020 (вх. № 2228 от 21.04.2020) на действия котировочной комиссии по осуществлению закупок для нужд государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов (закупка № 0366300046620000035) необоснованной.

2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки запроса котировок в электронной форме признать государственное учреждение здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» нарушившим пункт 2 части 2 статьи 82.2, подпункта «а» пункта 2 части 9 статьи 82.3 Закона.

3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 2 части 2 статьи 82.2, подпункта «а» пункта 2 части 9 статьи 82.3 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на поставку расходных материалов (закупка № 0366300046620000035).

4. Котировочной комиссии по осуществлению закупок для нужд государственного учреждения здравоохранения «Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф. Снегирева» отменить протоколы, составленные в ходе данной закупки (закупка № 0366300046620000035).

5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны