Решение б/н Решение от 30 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

УФСБ России по Тульской области

пер. Садовый, д. 1,  г. Тула, 300041

 

 

 

 

Муниципальное учреждение

«Городская Служба Единого Заказчика»

ул. Гоголевская, д. 53 Б, г. Тула, 300041

 

ООО «Строительная компания «Идея»

ул. Болдина,  д. 41 А, этаж 1, пом. 5,

г. Тула, 300013

 

ул. Пушкинская, д. 53, оф. 301, г. Тула, 300041

 

Индивидуальному предпринимателю <…..>

<…..> Тульская область, <…..>

 

ООО «Экосервис Т»

улица Станиславского, дом 79а, помещение 6, город Тула, 300012

 

Индивидуальному предпринимателю <…..>

ул. <…..>, д. <…..> с. <…..>, <…..>, Тульская область, 301521

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 мая  2022 г.               

В полном объеме решение изготовлено 30 мая  2022 г.                        г. Тула                                                

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: 

 

члены Комиссии:  

 

рассмотрев дело № 071/01/16-202/2022, возбужденное по признакам нарушения муниципальным учреждением «Городская Служба Единого Заказчика» (ул. Гоголевская, д. 53 Б, г. Тула, 300041, ИНН: 7106046946; ОГРН: 1027100756132), индивидуальным предпринимателем <…..> (поселок <…..>3; ИНН: <…..>, ОГРНИП: <…..>), обществом с ограниченной ответственностью «Экосервис Т» (юридический адрес и фактический адрес: 300012, Тульская область, Тула город, Станиславского улица, дом 79а, помещение 6, ОГРН: 1087154003111,  ИНН: 7106503007, директор: <…..>), индивидуальным предпринимателем <…..> (ул. <…..>, 301521; ОГРНИП: <…..>, ИНН: <…..>), обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Идея» (юридический адрес: ул. Болдина,  д. 41 А, этаж 1, пом. 5, г. Тула, 300013; фактический адрес: ул. Пушкинская, д. 53, оф. 301, г. Тула, 300041; ИНН: 7106086297; ОГРН: 1197154010767, генеральный директор: <…..>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при заключении соглашения, направленного на ограничение и недопущение конкуренции на рынке строительных работ, а именно: при выполнении работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова напротив дома № 1 Д (перинатальный центр), до заключения контракта, заключение ряда однородных контрактов на выполнение указанных работ без проведения конкурентных процедур, при участии посредством видеоконфекренц-связи:

- <…..> – представителя муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика»;

- в отсутствие представителей УФСБ России по Тульской области, ИП <…..>. ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «Строительная компания «Идея», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

МУ «ГСЕЗ» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс и бюджетную смету, лицевые счета, открытые в установленном порядке в финансовом управлении администрации города Тулы.

Учредителем МУ «ГСЕЗ» является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя МУ «ГСЕЗ» осуществляет администрация муниципального образования город Тулы. МУ «ГСЕЗ» находится в ведении управления по благоустройству администрации города Тулы, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МУ «ГСЕЗ».

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ  органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Образование органов местного самоуправления регулируется положениями статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ.

В силу части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Как следует из пункта 1 статьи 15 Устава муниципального образования город Тула структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума;

2) глава муниципального образования;

3)местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) - администрация города Тулы;

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия города Тулы).

Муниципальное учреждение «Городская Служба Единого Заказчика» (МУ «ГСЕЗ») создано решением Комитета по управлению имуществом Управы г. Тулы от 10.04.2002г. №46 в соответствии с Постановлением Главы г. Тулы от 03.04.2002г. №480.

Целью деятельности Учреждения является реализация полномочий органов местного самоуправления в части выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, осуществление функций некоммерческого характера по целевым адресным программам в области ремонта и благоустройства территории города Тулы, а так же мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению на эти цели.

В соответствии с Уставом МУ «ГСЕЗ», утвержденным приказом управления по благоустройству администрации города Тулы № 1/20-п от 12.03.2019, для достижения цели осуществляет МУ «ГСЕЗ» следующие основные виды деятельности:

  1. Обеспечение выполнения функций муниципального заказчика:
    1. подготовка документации для организации размещения муниципальных заказов на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ для нужд муниципального образования город Тула;
    2.  заключение муниципальных контрактов и иных договоров по результатам проведенных торгов, а так же без проведения торгов подлежащих исполнению за счет средств муниципального образования город Тула;
    3. обеспечение контроля, в том числе за соблюдением сроков и качеством выполнения работ, в рамках заключенных муниципальных контрактов и иных договоров.
  2. Участие в государственных комиссиях по приему объектов.
  3. Ведение бухгалтерского, статистического учета и отчетности, составление и представление в установленном порядке бюджетной отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Приемка и оплата работ на основании оформленных в установленном порядке документов об объеме и стоимости выполненных работ, услуг.
  5. Учреждение вправе осуществлять иные функции при условии, что они соответствуют целям его создания.
  6. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания, которое может устанавливаться для него Учредителем в соответствии с видами деятельности указанными в Уставе.
  7. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не указанные в Уставе.

В силу требований части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, требования Закона о контрактной системе являются обязательными для соблюдения МУ «ГСЕЗ».

Статья 6 Закона о контрактной системе закрепляет основные принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона  о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.

В частности, в силу пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в   сфере  закупок  – искусственного   ограничения  конкуренции  и  последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта в обход конкурентных процедур.

Установлено, что 20.12.2021 для придания видимости соблюдения положений Закона о контрактной системе МУ «ГСЕЗ» в лице директора Березана Виталия Михайловича заключило муниципальные контракты на выполнение работ по благоустройству общественного пространства по адресу г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1 Д (Перинатальный центр) (далее – Контракты):

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 1 (контракт № 166 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 2 (контракт № 167 на сумму 599,7 тыс. руб.,  заключенный с ИП <…..>.);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 3 (контракт № 168 на сумму 599,7 тыс. руб.,  заключенный с ИП <…..>

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 4 (контракт № 169 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 5 (контракт № 170 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть- 6 (контракт № 153 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ООО «Экосервис Т»);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 7 (контракт № 154 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ООО «Экосервис Т»);

-  по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 8 (контракт № 155 на сумму 599,7 тыс. руб., заключенный с ООО «Экосервис Т»);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 9 (контракт № 156 на сумму 287,4 тыс. руб., заключенный с ООО «Экосервис Т»);

- по озеленению территорий (завоз грунта и посев газонов) часть 10 (контракт № 157 на сумму 463,2 тыс. руб., заключенный с ООО «Экосервис Т»);

- по устройству   бортового  камня  вдоль  тротуара  из  тротуарной  плитки и вдоль проезжей части. Устройству лестничного марша к АЗС (контракт № 159 на сумму 503,0 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.);

- по устройству тротуара из тротуарной плитки (часть 1) (контракт № 160 на сумму 595,7 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.);

- по устройству тротуара из тротуарной плитки (часть 2) (контракт № 158 на сумму 595,7 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.);

 - по  устройству остановочной площадки из тротуарной плитки (контракт № 164 на сумму 504,8 тыс. руб., заключенный с ИП <…..>.). 

- по устройству   тротуара   из   асфальтобетонной   смеси   (контракт   № 161 на сумму 599,1 тыс. руб.,  заключенный с ООО «СК «Идея»);

- по устройству тротуара из асфальтобетонной смеси с установкой бортового камня (контракт № 162 на сумму 558,0 тыс. руб., заключенный с ООО «СК «Идея»);

- по устройству парковочных карманов (часть 1) (контракт № 165 на сумму 596,5 тыс. руб.,  заключенный с ООО «СК «Идея»);

- по устройству парковочных карманов (часть 2) (контракт № 163 на сумму 596,5 тыс. руб.,  заключенный с ООО «СК «Идея»);

- по устройству парковочных карманов (часть 1) (контракт № 171 на сумму 573,5 тыс. руб.,  заключенный с ООО «СК «Идея»);

- по установке бортового камня на парковочных карманах, ремонту люков, устройству    искусственной    дорожной    неровности.    Устройству    остановочной площадки   из   асфальтобетонной   смеси,   устройству   искусственной   дорожной неровности     (контракт    № 172     на    сумму    595,7    тыс.     руб.,    заключенный с ООО «СК «Идея»).

Предмет Контрактов: выполнение работ по благоустройству общественного пространства.

Место выполнения работ по всем Контрактам: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1Д.

Сроки выполнения работ по всем Контрактам: начало работ - с момента заключения Контракта; окончание работ  - в течение 3 календарных дней.

В результате проведенного УФСБ России по Тульской области комплекса оперативно­-разыскных мероприятий установлено, что фактически работы выполнены до заключения контрактов.

Определением о назначении дела № 071/01/16-202/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 02.03.2022, определениями об отложении рассмотрения дела № 071/01/16-202/2022 от 18.03.2022, от 07.04.2022 Тульским УФАС России у ответчиков, в том числе были запрошены письменные объяснения относительно установленного УФСБ России по Тульской области факта выполнения работ до заключения контрактов и дальнейшего заключения ряда однородных контрактов на выполнение указанных работ без проведения конкурентных процедур; надлежащим образом заверенные копии всей переписки ответчиков; а также сведения о дате начала выполнения работ (до заключения контрактов) по каждому объекту.

Из письменных пояснений, представленных МУ «ГСЕЗ» (вх. № 1610 от 17.03.2022, исх. №  247/1 от 16.03.2022) следует, что пояснения, ранее направленные в ответ на запрос Тульского УФАС России от 12.01.2022 № 3/91 актуальны, дополнений и изменений нет. МУ «ГСЕЗ» в письме от 19.01.2022 № 43 (вх. № 298 от 20.01.2022) сообщило следующее, что исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, необходимостью использования выделенных субсидий в 2021 году на благоустройство территории, прилегающей к зданию нового корпуса ГУЗ «Тульский областной перинатальный центр», а также стремления исполнения предмета контрактов до наступления неблагоприятных погодных условий, были установлены короткие сроки выполнения работ по рассматриваемым контрактам. Работы выполнялись подрядными организациями, которые были исполнителями основных контрактов по благоустройству территории перинатального центра. В связи с большими объемами работ, сжатыми сроками их исполнения в силу наступления неблагоприятных погодных условий, а также, с учетом значимости объекта для Тульского региона, выполнение отдельных видов работ осуществлялось подрядными организациями «авансом» и исключительно на свой риск неполучения оплаты из-за их отсутствия в объемах основных контрактов.

ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>ООО «СК «Идея» подтвердили факт выполнения работ до заключения Контрактов, представили копии  переписки с МУ «ГСЕЗ», в том числе письма МУ «ГСЕЗ» к ответчикам с обращением о необходимости выполнения соответствующих работ с отдельным перечнем работ к каждому из подрядчиков, с указанием затрат на выполнение таких работ и гарантированием оплаты после их выполнения, а именно: письмо исх. № 1444 от 30.08.2021, подписанное директором МУ «ГСЕЗ» В.М. Березаном, адресованное ООО «СК «Идея», письмо исх. № 1445 от 30.08.2021, подписанное директором МУ «ГСЕЗ» В.М. Березаном,  адресованное ИП<…..>.; письма исх. №№ 1178, 1179, 1180, 1181, 1182 от 02.08.2021, подписанные заместителем директора МУ «ГСЕЗ» С.А. <…..>, адресованные ООО «Экосервис Т»; письма исх. №№ 1173, 1174, 1175, 1176, 1177 от 02.08.2021, подписанные заместителем директора МУ «ГСЕЗ» С.А. <…..>, адресованные ИП <…..>..

Из материалов дела следует, что ИП <…..>., ООО «Экосервис Т» дали письменное согласие на выполнение соответствующих работ, о чем направили в адрес МУ «ГСЕЗ» соответствующие письма: исх. №№ 8, 9, 10, 11, 12 от 27.08.2021, подписанные ИП <…..>.; исх. №№ 20, 21, 19, 18, 22 от 26.08.2021, подписанные директором ООО «Экосервис Т» С.С. Мелиховым.

ИП <…..>., ООО «СК «Идея» в пояснениях, представленных в материалы данного дела (исх. № № 06/04-22 , 6/04-22 от 06.04.2022 , вх. № № 2101 и 2100 от 07.04.2022), указывают, что ИП <…..>Г., ООО «СК «Идея» на основании поступивших от МУ «ГСЕЗ» предложений (письмо исх. № 1445 от 30.08.2021 и письмо исх. № 1444 от 30.08.2021) приступили к реализации достигнутого соглашения по выполнению работ, основываясь на гарантиях оплаты, изложенных в указанных письмах МУ «ГСЕЗ».

Таким образом, из материалов дела следует, что работы по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1Д (перинатальный центр)  были начаты ИП <…..>Н., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «СК «Идея» по договорённости с МУ «ГСЕЗ» до заключения Контрактов на их выполнение.

При этом работы по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1д (перинатальный центр), намеренно раздроблены и оформлены в один день - 20.12.2021 МУ «ГСЕЗ» и ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «СК «Идея» несколькими контрактами, стоимость каждого из которых не превышает шестисот тысяч рублей, с целью искусственного придания им вида совершенных по результатам закупок у единственного поставщика, минуя тем самым необходимость проведения конкурентной закупки, которая могла бы привести к раскрытию сведений о фактическом выполнении работ.

В последующем работы по Контрактам были приняты МУ «ГСЕЗ» и оплачены в полном объеме.

Указанные действия способствовали созданию преимущественного положения ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «СК «Идея» и лишили других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на участие в конкурентной закупочной процедуре на выполнение работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1Д (перинатальный центр).

Таким образом, осуществление со стороны МУ «ГСЕЗ» и ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «СК «Идея» согласованных действий, направленных на выполнение работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1Д (перинатальный центр), без проведения конкурентной закупки в целях исключения участия в ней иных хозяйствующих субъектов свидетельствует о нарушении ими положений статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Необходимо отметить, что заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Таким образом, сопоставив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссией установлено, что между МУ «ГСЕЗ» и ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «СК «Идея» заключено и реализовано  соглашение, направленное на ограничение и недопущение конкуренции на рынке работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, включающих, в том числе строительство улично-дорожных сетей, тротуаров и пешеходных дорожек, а также элементов их обустройства, а именно: работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова, напротив дома № 1Д (перинатальный центр), до заключения контракта, заключение ряда однородных контрактов на выполнение указанных работ без проведения конкурентных процедур. 

В рамках рассмотрения дела № 071/01/16-202/2022 Комиссией Тульского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме, в результате которого было установлено, следующее:   

1. Временной интервал исследования определен периодом с августа 2021 (дата направления заказчиком подрядчикам писем с просьбой выполнить работы) по 27.12.2021 (дата оплаты подрядчикам выполненных работ).

2. Продуктовые границы рынка определены как работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, включающих, в том числе строительство улично-дорожных сетей, тротуаров и пешеходных дорожек, а также элементов их обустройства (декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления) (ОКВЭД 42.11) «ОК 029-2014. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

3. Географические границы товарного рынка работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей определены границами территории муниципального образования город Тула.

Состав хозяйствующих субъектов для целей данного исследования определялся путем направления запроса в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.

В соответствии с полученной от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области информацией, на территории города Тулы деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей осуществляют 94 хозяйствующих субъекта различной организационно-правовой формы.

Следовательно, рассматриваемый рынок является конкурентным.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договоров, являющихся согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

Для признания федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции,  необходимо установить, какое соглашение заключено либо какие действия совершены, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. В частности к ним относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рынок работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей на территории г. Тулы не является закрытым и ограниченным.

Таким образом, действия муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика», выразившиеся в заключении и реализации с индивидуальным предпринимателем <…..>, обществом с ограниченной ответственностью «Экосервис Т», индивидуальным предпринимателем <…..>, обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Идея»» соглашения о выполнении работ до заключения контракта, о заключении ряда однородных контрактов на выполнение указанных работ без проведения конкурентных процедур, направленного на ограничение и недопущение конкуренции на рынке работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и существенно нарушили положения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции. 

Следовательно, муниципальное учреждение «Городская Служба Единого Заказчика» не обеспечило эффективность финансовых вложений, проявило субъективный подход к выбору контрагентов и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам данного товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «Строительная компания «Идея»» в свою очередь, заключили вышеуказанные контракты без участия в конкурентных процедурах. Иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова напротив дома № 1 Д (перинатальный центр), не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанного контракта.

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что заключение вышеназванных контрактов без проведения конкурентных процедур исключило возможность иных хозяйствующих субъектов, выполняющих аналогичные работы, участвовать в конкурентных процедурах и привело к преимущественному положению конкретных хозяйствующих субъектов, и как следствие, ограничило (могло ограничить) конкуренцию на соответствующем товарном рынке. В результате не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, неиспользование предусмотренных законодательством конкурентных процедур при осуществлении деятельности по проведению работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова напротив дома № 1 Д (перинатальный центр), ограничивает конкуренцию на данном рынке.

Осуществление со стороны муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» и ИП <…..>., ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «Строительная компания «Идея»» согласованных действий, выразившихся в заключении и реализации соглашения  (которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок работ по строительству автомобильных дорог и автомагистралей), направленного на выполнение работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова напротив дома № 1 Д (перинатальный центр) без проведения конкурентной закупки в целях исключения участия в ней иных хозяйствующих субъектов,  свидетельствует о нарушении ими положений статьи 16 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

22 апреля 2022 года Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела № 071/01/16-202/2022 о нарушении антимонопольного законодательства приняла заключение об обстоятельствах данного дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Дополнительных письменных пояснений, возражений, доказательств в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии от лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, не поступало.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела № 071/01/16-202/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что заключив и реализовав антиконкурентное соглашение, направленное на выполнение работ по благоустройству общественного пространства по адресу: г. Тула, ул. Яблочкова напротив дома № 1 Д (перинатальный центр)  до заключения контракта, а также заключение ряда однородных контрактов на выполнение указанных работ без проведения конкурентных процедур на общую сумму 11254820,21 рублей без проведения конкурентных процедур, муниципальное учреждение «Городская Служба Единого Заказчика» и ИП <…..>ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «Строительная компания «Идея»» нарушили пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Принимая настоящее решение, Комиссия исходит из тех обстоятельств, что состав нарушения федерального права установлен в полном объеме и антимонопольным органом доказан; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков и угрозой наступления неблагоприятных последствий, а также волеизъявление сторон как участников антиконкурентного соглашения установлены; доводы ответчиков по делу изучены в полном объеме.

Кроме того, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий образует состав правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 указанного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, Комиссия приходит к выводу о необходимости передать материалы дела соответствующим должностным лицам для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации запрещается ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

При этом в соответствии с примечанием к указанной статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей.

Учитывая, что сумма ущерба, причиненного бюджету муниципального образования город Тула, равна 11254820,21  рублей, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для передачи в правоохранительные органы материалов дела № 071/01/16-202/2022 с целью установления в действиях муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» и ИП <…..>, ООО «Экосервис Т», ИП <…..>., ООО «Строительная компания «Идея»» признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178, статьями 285, 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что обязательства по муниципальным контрактам от 20.12.2021 №№ № 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 172 исполнены, а также учитывая социальную значимость объекта закупки, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать муниципальное учреждение «Городская Служба Единого Заказчика», индивидуального предпринимателя <…..>, общество с ограниченной ответственностью «Экосервис Т», индивидуального предпринимателя <…..>, общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Идея» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Обязательное для исполнения предписание муниципальному учреждению «Городская Служба Единого Заказчика», индивидуальному предпринимателю <…..>, обществу с ограниченной ответственностью «Экосервис Т», индивидуальному предпринимателю <…..>, обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Идея»  по факту заключения и реализации запрещенного соглашения не выдавать в связи с исполнением обязательств по муниципальным контрактам от 20.12.2021 №№ № 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 172.
  3. Передать  решение по делу № 071/01/16-202/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и материалы дела № 071/01/16-202/2022 уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  4. Передать решение по делу № 071/01/16-202/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и материалы дела № 071/01/16-202/2022 в правоохранительные органы с целью установления в действиях муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» и индивидуального предпринимателя <…..>, общества с ограниченной ответственностью «Экосервис Т», индивидуального предпринимателя <…..>а, общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Идея» признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 178, статьями 285, 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:                                                  

члены Комиссии:                                                                

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны