Решение б/н Признать жалобу гражданина К<…> на действия государственног... от 6 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-894/2020

01.10.2020                                                                                                                г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу гражданина К<…> (далее – Заявитель) (вх. № 6162 от 24.09.2020) на действия государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению протезов бедра для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (закупка № 0266100000420000105)  (далее – открытый конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), при участии посредством видеоконференцсвязи:

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба  гр. К<…>. на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.

30.09.2020 в рассмотрении жалобы объявлен перерыв, рассмотрение дела возобновлено 01.10.2020.

Из жалобы следует, что установленные Заказчиком в пункте 2 «Нестоимостной критерий оценки: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» приложения 1 к информационной карте документации об открытом конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов бедра для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов  (далее – конкурсная документация) критерии оценки заявок (п. 2.1, п. 2.2) по нестоимостному показателю "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются неправомерно завышенными и несопоставимыми по объему с необходимыми к выполнению работами.

Также в своей жалобе Заявитель указывает, что ни нормами Закона, ни Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не закреплено право Заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить свой опыт. Полагает, что Заказчик может оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе заключенным в процессе обычной хозяйственной деятельности, а также заключенных в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Кроме того, Заявитель полагает в жалобе, что Заказчик ограничил оценку заявок участников закупки требованием принимать к оценке только выполнение работ по изготовлению протезов только нижних конечностей.

По мнению Заявителя указанные обстоятельства влекут нарушение норм Закона, а также могут повлечь ограничение конкуренции в нарушение Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

 

Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил в материалы дела письменные возражения, в которых сообщил, что нестоимостные критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе являются правомерными, соответствуют положениям Закона и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта и обладает опытом исполнения аналогичных контрактов.

Из пояснений Заказчика также следует, что установление предельных максимальных значений не ограничивает количество участников, а наоборот расширяет, так как участники с количеством и суммой, равной или выше предельного показателя, получат одинаковое количество баллов. Предельный показатель не является показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он является показателем, ограничивающим количество изделий и суммы контрактов, превышающих данные показатели.

Установленные в конкурсной документации критерии обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются граждане льготной категории инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов бедра осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Извещение и конкурсная документация 18.09.2020  размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Максимальное значение цены контракта  - 5 000 000,00 рублей.

Начальная сумма цен единиц работ по изготовлению протезов бедра рассчитана как сумма цен единиц работ и составляет 676 646  рублей 50 копеек.

Государственный контракт заключается на сумму, равную максимальному значению цены контракта.

Оплата выполнения работы осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Начальная цена единицы работы – указана в Разделе IV «Описание объекта закупки» конкурсной документации.

Контракт по итогам открытого конкурса Заказчиком не заключен.

В соответствии со статьей 6 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 29 Информационной карты конкурсной документации Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с Законом установлены в Приложении 1 к Информационной карте Конкурса.

Согласно Приложению № 1 к конкурсной документации Заказчиком установлено следующее:

Номер критерия

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе

Значимость критериев в (%)

Коэффициент значимости критерия/показателя

Обозначение рейтинга по критерию/показателю

 

Стоимостный критерий оценки

 

 

1.

"Сумма цен единиц работы"

 

Предложение участников закупки в отношении суммы цен единиц работы

 

60

0,6

Ra

 

Нестоимостной критерий оценки

 

 

2.

«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»

Квалификация участников закупки, в том числе:

40

 

 

 

 

0,4

 

Rb

 

2.1. «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера».

0,4

b1

 

2.2. «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера».

0,6

b2

 

Совокупная значимость всех критериев в процентах

100

 

 

 

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных указанными Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил.

Пунктом 28 Правил установлено, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»" (далее- "Квалификация участника закупки") со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритериев:

 

2.1 «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема». Коэффициент значимости показателя- 0,4.

По данному показателю оценивается:

  • у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно, выполнение работ по изготовлению протезов бедра), исчисляемый в количестве предоставленных протезов бедра получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих датеокончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 27 шт.

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов, (с актами выполненных работ), заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.

  • необходимое максимальное значение показателя –135 шт.

Кроме того, в данном разделе конкурсной документацией установлено, что Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

2.2 «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема». Коэффициент значимости показателя – 0,6.

По данному показателю оценивается:

Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно, выполнение работ по изготовлению протезов бедра), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих датеокончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 5 000 000,00 руб.

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов, (с актами выполненных работ), заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.

Предельное необходимое максимальное значение показателя –25 000 000,00 руб.

Также указано, что не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки в качестве подтверждения "Опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" могут быть представлены:

- контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 27 штук и более. При этом предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 135 штуками;

- контракты, по каждому из которых были поставлены протезы на сумму от 5 000 000 руб. и более. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 25 000 000 рублей.

Ввиду изложенного, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.

Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.

При этом Заявитель участие при рассмотрении жалобы не обеспечил, доказательств, опровергающих указанный вывод, не представил.

Кроме этого, с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя срок окончания подачи заявок еще не окончен, в настоящий момент не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, ограничили ли конкуренцию оспариваемые нестоимостные критерии оценки заявок, а также были ли предоставлены кому-либо преимущественные условия при рассмотрении и оценке заявок.

На момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемые критерии ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.

Кроме того, Комиссия не может не согласиться с доводом Заказчика о том, что наличие опыта работы, связанного с предметом контракта предполагает, что участник закупки ранее успешно (без нарушений) исполнял контракты сопоставимого характера и объема. При этом из конкурсной документации следует, что сопоставимый характер предполагает изготовление тех же видов (наименований) протезов бедра, которые подлежат изготовлению в рамках настоящей закупки. Сопоставимый объем определялся в части минимального количества изделий в контракте исходя из обычной потребности Получателей в изделиях каждого вида, в части минимальной стоимости - исходя из стоимости заключаемого по результатам закупки контракта.

При таких обстоятельствах доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод гражданина К<…>  о нарушении государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации положений Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу гражданина К<…> (вх. № 6162 от 24.09.2020) на действия государственного учреждения - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению протезов бедра для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (закупка № 0266100000420000105)  не обоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны