Решение (комиссия) №3709/23 решение от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Индивидуальный предприниматель С. ул. Революции, <...> г. Тула, 300041 sid.l.n@yandex.ru Государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной клинический кожно-венерологический диспансер" 300053, Тульская область, Тула, пр. М. Расковой 1-й, 1 А eco.tokvd@tularegion.org, guz.kvd@tularegion.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-663/2023

13.06.2023 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной клинический кожно-венерологический диспансер" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 4800/23 от 06.06.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе С. (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП С., Поставщик) (ул. Революции, <...>, г. Тула, 300041) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 14.03.2023 № Ф.2023.045 на поставку контрольного материала (закупка № 0366200032323000045) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- Ш. – представителя Индивидуального предпринимателя на основании доверенности,

Г. – представителя Заказчика на основании доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП С. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку контрольного материала (закупка № 0366200032323000045) (далее – Закупка, электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 21.02.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система, ЕИС).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 76 320,00 рублей.

14.03.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 60 674,40 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику в срок товар, предусмотренный настоящим Контрактом контрольный материал (далее – товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к Контракту), Описанием объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта, и с условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

 

Согласно Спецификации (Приложение № 1 к Контракту) поставке подлежит следующий товар:

п/п

Наименование товара

Наименование страны происхождения товара

Единица измерения

Кол-во

Цена ед. без НДС, руб.

Цена ед. с НДС, руб.

Сумма всего, руб.

1

Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010

Россия

Набор

2

30337,20

30337,20

60674,40

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

60674,40

 

Пунктом 2 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) установлены следующие технические и функциональные характеристики товара:

 

п/п

Наименование товара, технические и качественные характеристики.

Требуемое значение показателей

  1.  

Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, контрольный материал

 

    1.  

Назначение

Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа

    1.  

Предназначен: для проведения контроля качества гликированного гемоглобина (HbA1C)

 

Соответствие

    1.  

Количество флаконов каждого уровня, шт.

2

    1.  

Объем флакона с каждым уровнем, мл.

0,5

    1.  

Растворенные контрольные материалы устойчивы при температуре 2-8°С, недель.

4

    1.  

Растворенные контрольные материалы устойчивы при температуре -20°С, недель.

8

    1.  

Совместимость с биохимическим анализатором AU 480 имеющийся в наличии у Заказчика

Соответствие

 

Пунктом 9 Описания объекта закупки на поставку изделий медицинского назначения (Приложение № 2 к Контракту) предусмотрены требования по передаче Заказчику технических и иных документов при поставке товаров: «Поставляемый товар должен сопровождаться документами, подтверждающими поставку (товарной накладной, счетом, счет-фактурой) и документами, подтверждающими качество товара оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Поставляемый товар должен иметь «Регистрационное удостоверение», декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Разделом 3 «Качество товара» Контракта определено, среди прочего следующее:

3.1. Поставщик гарантирует качество и безопасность товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид товара, и наличием сертификатов, обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Качество товара, поставляемого заказчику в соответствии с Описанием объекта закупки, должно соответствовать законодательству Российской Федерации и настоящему контракту.

3.2. Все поставляемые по настоящему контракту товары должны иметь происхождение из Российской Федерации или любой другой страны, за исключением стран, в отношении которых Российской Федерацией либо международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, применяются санкции, запрещающие или ограничивающие поставки товаров и предоставление услуг.

3.3. Соответствие качества товара должно быть подтверждено следующими документами в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- регистрационным удостоверением на данный вид товара (при наличии требований законодательства);

- сертификатом соответствия (или декларацией), оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, (при наличии требований законодательства);

- сертификатом (паспортом) качества производителя, другими документами по качеству, предусмотренными законодательством Российской Федерации, (при наличии требований законодательства).

В разделе 4 Контракта приведены сроки и порядок поставки товара:

4.1. Срок поставки товара: с момента заключения контракта в течение 20 (двадцати) рабочих дней.

4.2. Периодичность поставок партии товара: Единовременно.

Поставка товара осуществляется с выполнением погрузо-разгрузочных работ. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком собственными силами и средствами или силами и средствами третьих лиц за свой счет.

4.3. Поставщик осуществляет поставку товара (партии товара) по адресу (место поставки): 300053, г. Тула, 1й проезд М. Расковой, д.1а. Государственное учреждение здравоохранения «Тульский областной клинический кожно-венерологический диспансер». До места хранения товара.

Разделом 6 Контракта закреплены права и обязанности сторон.

Пунктом 6.2 Контракта установлены следующие обязанности Поставщика:

«6.2.1. Осуществить поставку товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

6.2.2. В срок, установленный в письменном запросе заказчика, предоставлять информацию о ходе исполнения принятых на себя обязательств.

6.2.3. В целях организации экспертизы товара и его приемки, уведомить заказчика о готовности к передаче товара не позднее, чем за 2 (два) календарных дня до момента его доставки к месту поставки.

6.2.4. Предоставить надлежаще оформленные документы, предусмотренные пункта 5.5. раздела 5 настоящего контракта.

6.2.5. Устранить за свой счет все выявленные недостатки, в том числе скрытые, поставленного товара.

6.2.6. Компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 5.6. раздела 5 настоящего контракта, расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества.

6.2.7. Выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом и действующим законодательством».

Порядок приемки товара закреплен в разделе 5 Контракта, в частности установлено, что:

«5.1. Приемка товара осуществляется заказчиком с участием представителя поставщика по месту поставки товара.

5.2. В день поставки одновременно с товаром направляет заказчику сопроводительные документы, относящиеся к товару, указанные в пункте 6.5 контракта, сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещенный в единой информационной системе поставщиком документ о приемке товара, документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, счет-фактуру товарную(ые) накладную(ые), либо УПД.

5.3. Приемка товара по количеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6, в части, не противоречащей условиям контракта.

5.4. Приемка товара по качеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7, в части, не противоречащей условиям контракта.

5.5. Приемка товара в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 20 (двадцати) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, со дня поставки товара и поступления с использованием единой информационной системы в сфере закупок заказчику документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего контракта.

При приемке товара заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям контракта. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

5.6. В случае проведения экспертизы силами заказчика в Акте приемки-передачи товара (Приложение №6 к контракту) проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

5.7. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества, поставщик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

5.8. При наличии надлежащим образом оформленных документов, указанных в п.5.2. контракта, и при отсутствии претензий относительно качества, количества, ассортимента, комплектности и других характеристик товара, заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) осуществляет приемку поставленного товара, по результатам которой подписывает (в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии) подписывают усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе).

5.9. При выявлении недостатков поставленного товара заказчик не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) направляет поставщику сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара, содержащий перечень несоответствий поставленного товара условиям контракта с указанием срока их устранения, а также даты повторной приемки товара.

5.10. В случае выявления недостатков поставленного товара поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе (Приложение № 4 к контракту), и направить заказчику отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный поставщиком акт приемки-передачи товара для принятия заказчиком поставленного товара в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.

5.11. В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара заказчиком принято решение о фактическом устранении поставщиком недостатков в надлежащем порядке, заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также акта приемки-передачи товара, принимает поставленный товар, подписывает Документ о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и в течение 2 (двух) рабочих дней направляет поставщику.

5.12. В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара принято решение о не устранении выявленных недостатков поставленного товара заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

5.13. Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты подписания заказчиком акта приемки-передачи товара без замечаний».

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения Контракта по 31 мая 2023 года (включительно) (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств поставщиком по Контракту, оплаты за поставленные товары за все партии).

Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

Из устных и письменных пояснений сторон дела, представленной Заказчиком, Индивидуальным предпринимателем в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

31.03.2023 Поставщиком посредством единой информационной системы сформирован электронный документ о приемке № УТ-131 от 31.03.2023, содержащий счет на оплату № УТ-107 от 30.03.2023 на сумму 70 351,46 рублей, акт приемки-передачи партии товара, регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016, товарную накладную № УТ-107 от 30.03.2023 на сумму 70 351,46 рублей, инструкцию по применению набора контрольных материалов.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что 05.04.2023 Поставщиком осуществлена поставка товара - Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010, изготовитель продукции Акционерное общество «Витал Девелопмент Корпорэйшн», регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016, место поставки: г. Тула, 1-й проезд М. Расковой, д.1А.

В целях проверки соответствия поставленного товара требованиям Контракта Заказчиком принято решение о проведении внешней экспертизы поставленного товара.

В соответствии заключением внешней экспертизы № 050-03-00049 от 05.04.2023 (далее - заключение внешней экспертизы), выполненной Департаментом экспертиз, экспертной цены и оценки Союза «Тульской торгово-промышленной палаты», поставка товара произведена Индивидуальным предпринимателем с недостатками:

«17.4. В предъявленном на экспертизу пакете документов на поставку контрольного материала отсутствует сертификат (паспорт) качества производителя, что не соответствует требованиям п. 3.3. Контракта № Ф.2023.045 от 14.03.2023 на поставку контрольного материала.

Кроме того сертификат (паспорт) качества производителя должен содержать информацию о дате изготовления продукции, следовательно не представляется возможным определить остаточный срок годности на момент поставки заказчику контрольного материала: не менее двенадцати месяцев, что не соответствует п. 8 Описания объекта закупки на поставку контрольного материала (Приложение № 2 Контракта № Ф.2023.045 от 14.03.2023).

17.5. В соответствии с предоставленной заказчиком «Инструкцией по применению набора контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови. Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал (2 уровня)» в составе набора количество флаконов каждого уровня - «один флакон», что не соответствует пп. 1.3. п. 2 Описания объекта закупки на поставку контрольного материала (Приложение № 2 Контракта № Ф.2023.045 от 14.03.2023) - «количество флаконов каждого уровня - два флакона».

17.6. В соответствии с «Руководством пользователя. Биохимический анализатор AU480» компания Beckman Coulter рекомендует подтверждение изготовителем использования расходных материалов других производителей в биохимическом анализаторе AU480, имеющегося в наличии у заказчика.

В предъявленном пакете документов отсутствует требуемое подтверждение, что не соответствует пп. 1.7. - «Совместимость с биохимическим анализатором AU480, имеющимся в наличии у заказчика» п. 2 Описания объекта закупки на поставку контрольного материала (Приложение № 2 Контракта № Ф.2023.045 от 14.03.2023)».

06.04.2023 Заказчиком, в том числе посредством ЕИС, составлен мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара. В разделе «Информация о причинах и основаниях отказа в приемке в соответствии с условиями контракта» указано следующее основание отказа: «На основании заключения эксперта № 050-03-00049 от 05.04.2023 г. товар не соответствует требованиям контракта № Ф.2023.045 от 14.03.2023 г., в приемке товара отказано. Также в электронных платежно-расчетных документах реквизиты не соответствуют заказчику. В электронной накладной наименование товара не соответствует спецификации к контракту».

Учитывая, что в установленный Контрактом срок товар соответствующий условиям Контракта поставлен не был, 14.04.2023 Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя направлена претензия, в которой Заказчик потребовал в течение 5 календарных дней с момента получения претензии поставить товар, соответствующий условиям Контракта, оплатить пени и штраф (претензия размещена в ЕИС и направлена по электронной почте 17.04.2023).

19.04.2023 Индивидуальным предпринимателем оплачены выставленные Заказчиком пени и штраф (платежные поручения № 10032, 10033 от 19.04.2023).

21.04.2023 Поставщиком посредством единой информационной системы повторно сформирован электронный документ о приемке № УТ-171 от 21.04.2023, содержащий, в том числе: сопроводительное письмо от Поставщика, счет на оплату № УТ-171 от 20.04.2023 на сумму 60 674,40 рублей, акт приемки-передачи товара, регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016, товарную накладную от 20.04.2023№ УТ-171 от 20.04.2023 на сумму 60 674,40 рублей, инструкцию по применению набора контрольных материалов, информационное письмо производителя товара от 05.04.2023.

21.04.2023 Поставщиком осуществлена повторная поставка товара - Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010, в количестве 2 шт., изготовитель продукции Акционерное общество «Витал Девелопмент Корпорэйшн», регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016.

Представитель Заказчика пояснил, что при приемке было установлено несоответствие товара разделу 2 Описания объекта закупки (приложение № 2 к Контракту) по следующим показателям:

п

/ п

Наименование товара, технические и качественные характеристики.

Требуемое значение показателей

1.

Гликированный гемоглобин (HbAlc) ИВД, контрольный материал

 

1.3.

Количество флаконов каждого уровня, шт.

2

1.7.

Совместимость с биохимическим анализатором AU 480 имеющийся в наличии у Заказчика

Соответствие

 

Представитель Заказчика отметил, что в соответствии с пунктом 2.2. Раздела 2 Инструкции по применению Набора контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня), размещенной на официальном сайте производителя Акционерное общество «Витал Девелопмент Корпорэйшн», в состав набора входят по 1 флакону каждого уровня.

Кроме того в соответствии с пунктом 6.4.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51088-2013, инструкция по применению на изделие должна четко идентифицировать изделие, определять предполагаемое применение изделия, включать всю информацию, необходимую для правильного и безопасного применения изделия. Учитывая, что в инструкции отсутствуют сведения о совместимости товара с биохимическим анализатором AU 480, имеющимся в наличии у Заказчика, Поставщиком не подтверждена совместимость товара с биохимическим анализатором AU 480.

Учитывая идентичность поставленного Поставщиком товара, Заказчик так же руководствовался заключением внешней экспертизы от 05.04.2023.

21.04.2023 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара. В разделе «Информация о причинах и основаниях отказа в приемке в соответствии с условиями контракта» указано следующее основание отказа: «Несоответствие товара по пункту 2 подпунктам 1,3; 1,7 описания объекта закупки, на основании заключения эксперта N» 050-03-00049 от 05.04.2023 (в связи с идентичностью предлагаемого к поставке товара)».

25.04.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил претензию в связи с неисполнением обязательств по Контракту, указав, что в целях обеспечения наличия флаконов каждого уровня в предусмотренном Контрактом количестве (2 флакона) Заказчику передано увеличенное количество контрольного материала (без увеличения цены Контракта). Таким образом, требование подпункта 1.3 пункта 2 Описания объекта закупки выполняется: Заказчик получил по 2 флакона каждого уровня в каждом из двух наборов. В Контракте (в том числе Описании объекта закупки, Спецификации) не указано, что 2 флакона каждого уровня должно находиться исключительно в одной упаковке.

Что касается подтверждения совместимости поставляемого товара с биохимическим анализатором AU480, то, во-первых, по смыслу Руководства пользователя, на которое ссылается эксперт, компания Beckman Coulter рекомендует подтверждение возможности использования расходных материалов других производителей в биохимическом анализаторе AU480 изготовителем расходных материалов, а не самого биохимического анализатора, а во-вторых, формулировка «рекомендует» означает отсутствие запрета на использование расходных материалов других производителей.

В подтверждение возможности использования поставленного товара в биохимическом анализаторе Заказчика Поставщик представил письмо производителя (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») № 104 от 5 апреля 2023 г. о том, что набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин - контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010 пригоден к использованию на анализаторе AU-480 производства компании Beckman Coulter, США.

26.04.2023 Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя направлена претензия, согласно которой Заказчик, в том числе повторно указал на выявленные при повторной приемке несоответствия товара условиям Контракта, потребовал в течение 5 календарных дней с момента получения претензии поставить товар, соответствующий условиям Контракта, оплатить пени и штраф.

05.05.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил ответ на претензию, в которой указал, что Поставщик не нарушил предусмотренных Контрактом обязательств; товар, соответствующий условиям Контракта, поставлен 30.03.2023, однако Заказчик необоснованно отказался от приемки товара. Индивидуальный предприниматель требует принять товар и оплатить его в соответствии с условиями Контракта.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 12.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;

- если в ходе исполнения Контракта установлено, что:

а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;

б) при определении поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Вследствие того, что Поставщик в полном объеме не выполнил свои обязательства по поставке товара, при этом неоднократно нарушив сроки поставки товара, и допустив поставку товара с характеристиками, не отвечающими требованиям Контракта, Заказчик 17.05.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение Заказчика) сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 17.05.2023 и получено Индивидуальным предпринимателем 17.05.2023.

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Поставщика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Индивидуальным предпринимателем не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

Представитель Индивидуального предпринимателя пояснил, что Поставщик во исполнение Контракта по товарной накладной № УТ-131 от 30.03.2023 (документ о приемке от 31.03.2023) передал Заказчику товар - наборы контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007- 94568735-2010 в количестве 2 шт. общей стоимостью 60 674,40 руб.

Для проверки соответствия товара условиям Контракта Заказчик привлек экспертную организацию. Однако для проведения исследования Заказчик передал эксперту только документы, размещенные Поставщиком в ЕИС, и не передал сам товар, в результате чего эксперт пришел к очевидно ошибочным выводам о несоответствии товара условиям Контракта. В связи с изложенным, Поставщик считает результаты экспертизы не достоверными.

Вместе с тем, согласно заключению внешней экспертизы поставленный товар не соответствует условиям Контракта по указанным в заключении причинам. Основываясь на заключении внешней экспертизы, Заказчик не принял товар у Поставщика, разместив 06.04.2023 в единой информационной системе мотивированный отказ в приемке товара.

При повторной поставке 21 апреля 2023 г. (товарная накладная № УТ-171 от 20.04.2023, документ о приемке от 21.04.2023) Поставщик дополнительно представил письменные разъяснения и документы, подтверждающие отсутствие в поставленном товаре отмеченных экспертом несоответствий.

В частности, сертификат (паспорт) качества производителя, содержащий информацию об остаточном сроке годности товара, находится внутри упаковки товара, а именно - внутри коробки с флаконами контролей, то есть отсутствует несоответствие, отмеченное в пункте 17.4 заключения внешней экспертизы.

Представитель Поставщика также пояснил, что набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) действительно содержит по 1 флакону каждого уровня.

Однако, в целях обеспечения наличия флаконов каждого уровня в предусмотренном Контрактом количестве (2 флакона) Заказчику передано увеличенное количество контрольного материала (без увеличения цены). Таким образом, требование подпункта 1.3 пункта 2 Описания объекта закупки выполняется: Заказчик получил по 2 флакона каждого уровня в каждом из двух наборов. В Контракте (в том числе Описании объекта закупки, Спецификации) не указано, что 2 флакона каждого уровня должно находиться исключительно в одной упаковке. Таким образом, несоответствие, отмеченное в пункте 17.5 заключения внешней экспертизы, также отсутствует.

Кроме этого, представитель ИП С. сообщил, что в целях подтверждения совместимости поставленного товара с биохимическим анализатором Заказчика Индивидуальный предприниматель представил письмо производителя (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») № 104 от 5 апреля 2023 г. о том, что набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007- 94568735-2010 пригоден к использованию на анализаторе AU-480 производства компании Beckman Coulter, США.

Однако Заказчик повторно отказался принимать товар Поставщика (отказ размещен в ЕИС 21 апреля 2023 г.), мотивировав отказ тем, что товар, поставленный 21 апреля 2023 г., идентичен товару, поставленному ранее, и не принимается на основании заключения эксперта № 050-03-00049 от 05.04.2023. При этом ни Заказчик, ни эксперт не исследовали представленные Поставщиком дополнительные документы, подтверждающие соответствие товара условиям Контракта.

Таким образом, отказ Заказчика принять товар и последующий односторонний отказ от исполнения Контракта являются необоснованными.

25.04.2023 Поставщик посредством ЕИС направил Заказчику претензию с требованием принять и оплатить товар. До настоящего времени ответ на претензию не поступил.

27.04.2023 Заказчик разместил в ЕИС претензию к Поставщику № 946 от 26.04.2023, содержащую требование поставить товар, соответствующий условиям Контракта, и уведомление о предстоящем одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если требование не будет исполнено. В ответе на указанную претензию, размещенном в ЕИС 05.05.2023, Поставщик повторно привел разъяснения, подтверждающие соответствие поставленного товара условиям Контракта, и предложил Заказчику согласовать дату передачи товара.

На основании изложенного, представитель Индивидуального предпринимателя просил информацию об ИП С. в реестр недобросовестных поставщиков не включать, так как действия Поставщика не были направлены на несоблюдение условий Контракта.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Заключенный сторонами Контракт по своей правовой природе является договором поставки, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Законом.

Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

На основании пункта 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Статьей 518 ГК РФ определено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Согласно пункту 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.

В силу общих положений о договоре купле-продаже, определенных в пункте 1 статьи 469 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Исходя из положений статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «качество товара» подразумевает совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон (пункт 4 статьи 523 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, следует признать, что не поставка предусмотренного Контрактом товара, в том числе надлежащего качества в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Своим бездействием Поставщик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий исполнения Контракта, в рамках которого предусматривалось эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, в свою очередь, по мнению Заказчика, это должно повлечь наложение на ИП Сидорову Л.И. санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Ввиду данных фактов Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

1. Относительно довода Индивидуального предпринимателя о недостоверности результатов проведенной внешней экспертизы Комиссия считает необходимым отметить следующее.

05.04.2023 Союзом «Тульская торгово-промышленная палата» на основании заключенного с Заказчиком Договора № 46/223 на оказание услуг по проведению экспертизы от 27.03.2023 проведена экспертиза поставленного ИП С. контрольного материала.

В силу части 7 статьи 41 Закона результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии заключением внешней экспертизы № 050-03-00049 от 05.04.2023, выполненной Департаментом экспертиз, экспертной цены и оценки Союза «Тульской торгово-промышленной палаты», поставка товара произведена Индивидуальным предпринимателем с недостатками.

Однако, Индивидуальным предпринимателем в материалы данного дела не представлено надлежащих, допустимых доказательств того, что указанное заключение является необъективным, необоснованным и не соответствует законодательству Российской Федерации. Равно как отсутствует информация о том, что результаты проведенной экспертизы являются недостоверными, заведомо ложными.

Следовательно, у Комиссии отсутствуют правовые основания ставить под сомнения результаты внешней экспертизы (заключение № 050-03-00049 от 05.04.2023), выполненной Департаментом экспертиз, экспертной цены и оценки Союза «Тульской торгово-промышленной палаты».

2. Комиссия не может согласиться с утверждением Поставщика о том, что поставленный им товар соответствует условиям Контракта, в частности подпункту 1.3. пункта 2 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) «Количество флаконов каждого уровня» в части требуемого количества - шт. 2» в связи со следующим.

Согласно Спецификации (Приложение № 1 к Контракту), Описанию объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту) к поставке необходим гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, контрольный материал (единица измерения набор), имеющий в своем составе количество флаконов каждого уровня - 2 шт. Аналогичная информация содержится и в заявке на участие в Закупке Индивидуального предпринимателя.

В рамках исполнения Контракта ИП С. неоднократно была осуществлена поставка товара - Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно инструкции Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007-94568735-2010 содержит по 1 флакону каждого уровня. Таким образом, Индивидуальный предприниматель осуществил поставку товара, не отвечающего в указанной части подпункту 1.3. пункта 2 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту).

Как отметил представитель Поставщика, Заказчику было передано увеличенное количество контрольного материала. Однако в документах о приемке (акт приемки-передачи, товарная накладная и др.) количество поставляемых наборов составляет 2 шт.

Кроме того Комиссия отмечает, что изменение характеристик поставляемого товара, а также поставка товара с улучшенными характеристиками осуществляется по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при условии поставки товара с улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (часть 7 статьи 95 Закона). При этом Законом не установлена безусловная обязанность заказчика согласовывать возможность поставки товара с улучшенными характеристиками, а является исключительно его прерогативой.

В рассматриваемо случае Индивидуальный предприниматель самостоятельно принял решение об увеличении количества поставляемых флаконов каждого уровня, объединив 2 набора контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) в 1, предложив Заказчику подобное объединение в качестве 1 единицы товара.

При этом, в соответствии с пунктом 1 Описания объекта закупки, а также в соответствии со Спецификацией за единицу товара принят 1 набор.

Учитывая, что подобные изменения состава набора не были отражены ни в заявке Индивидуального предпринимателя, ни в самом Контракте, в том числе с помощью дополнительного соглашения, Заказчик не мог осуществить приемку товара, не соответствующего условиям Контракта.

3. Относительно позиции Поставщика о том, что письмо производителя (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») № 104 от 5 апреля 2023 г. является достаточным подтверждением соответствия совместимости набора контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007- 94568735-2010 с биохимическим анализатором AU 480, имеющимся в наличии у Заказчика, Комиссия отмечает следующее.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия, в связи с чем, возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя должно определяться исключительно производителем медицинского оборудования, поскольку совместное применение таких изделий без проведенных производителем оборудования исследований на совместимость может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Пунктом 7.2.5.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51088-2013 «Медицинские изделия для диагностики ин витро. Реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды. Требования к изделиям и поддерживающей документации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.11.2013 № 1483-ст (далее – Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51088-2013) установлено, что если изделия предназначены для использования совместно с другими изделиями или оборудованием, включая систему соединения, то весь комплекс, должен быть безопасным и не ухудшать эксплуатационных качеств изделий.

Любые ограничения применения должны быть указаны на маркировке или в инструкции по применению.

Вместе с тем, пункт 7.1.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51088-2013 четко устанавливает ответственность производителя медицинского изделия за соблюдение требованиям безопасности применения изделий: «Изделия должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы при их применении по назначению, в условиях предусмотренных технической и эксплуатационной документацией, они не создавали угрозу жизни, клиническому состоянию или безопасности пациентов, а также жизни, здоровью, безопасности пользователей или третьих лиц. Любые риски, связанные с применением изделий для клинической лабораторной диагностики, должны быть допустимыми при сопоставлении с пользой для пациента.

Изготовитель должен обеспечить максимальное снижение риска ошибки применения из-за особенностей изделия и условий, в которых данное изделие предназначено для применения.».

Как следует из заключения экспертизы, в соответствии с «Руководством пользователя. Биохимический анализатор AU480» компания Beckman Coulter рекомендует подтверждение изготовителем использования расходных материалов других производителей в биохимическом анализаторе AU480, имеющегося в наличии у Заказчика.

Таким образом, возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется исключительно производителем медицинского оборудования.

Указанное также подтверждается позицией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), изложенной неоднократно в письмах, в том числе в письме от 22.06.2017 № 04-31270/17, а также сложившейся судебной практикой, в соответствии с которыми совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.

Кроме этого, Комиссия не может расценить производителя (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») № 104 от 5 апреля 2023 г., как надлежащее доказательство позиции Индивидуального предпринимателя, в том числе ввиду следующего:

- указанное письмо подписано заместителем генерального директора АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн» по направлению Биохимия, полномочия которого предоставлять подобные разъяснения и информацию не подтверждены документально;

- отсутствует первичный запрос, исходя из содержания которого АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн» направило указанное письмо.

Следовательно, документы, представленные Индивидуальным предпринимателем, в частности письмо производителя наборов контрольных материалов (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») не могут свидетельствовать о совместимости набора контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) с биохимическим анализатором AU 480, имеющимся в наличии у Заказчика

В связи с изложенным, письмо производителя (АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн») № 104 от 5 апреля 2023 г., предоставленное в материалы дела, не может являться безусловным доказательством соответствия поставленного товара требованиям, установленным в подпункте 1.3. пункта 2 Описания объекта закупки (Приложение № 2 к Контракту).

Согласно пункту 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1416 «Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий».

На основании пункта 6 указанных Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Факт регистрации медицинского изделия «Набор контрольных материалов для контроля правильности количественного определения концентрации гликозилированного гемоглобина в цельной крови «Гликозилированный гемоглобин-контроль-витал» (2 уровня) по ТУ 9398-007- 94568735-2010» производства АО «Витал Девелопмент Корпорэйшн», Россия, на территории Российской Федерации в качестве медицинского изделия подтверждается регистрационным удостоверением на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016.

Вместе с тем, в регистрационном удостоверении отсутствуют сведения о возможности применения данного набора реагента на анализаторе AU-480 производства компании Beckman Coulter, США, в связи с чем, регистрационное удостоверение на медицинское изделие № ФСР 2011/10918 от 01.11.2016 подтверждает лишь факт допущения к обращению на территории Российской Федерации медицинского изделия в соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий; в Регистрационном свидетельстве отсутствует информация о возможности применения зарегистрированного медицинского изделия на анализаторе AU-480 производства компании Beckman Coulter, США.

При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют достаточные данные о том, что поставленные ИП С. расходные материалы в установленном законом порядке разрешены к применению на анализаторе AU-480 производства компании Beckman Coulter, США, в связи с чем, предлагаемый к поставке Индивидуальным предпринимателем товар не соответствует условиям Контракта, следовательно, считается не поставленным.

При этом доказательств обратного в материалы дела Индивидуальным предпринимателем не представлено.

Допущенное Поставщиком нарушение, выразившееся в не поставке товара в согласованные сроки, признаются Комиссией существенными. Своим бездействием ИП С. нарушила условия Контракта и лишила Заказчика необходимых для осуществления его деятельности товаров.

Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у Поставщика вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его Поставщику и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Индивидуальным предпринимателем условий Контракта.

3. По состоянию на момент вступления в законную силу Решения Заказчика товар, отвечающий условиям Контракта, Индивидуальным предпринимателем поставлен не был.

4. Поставщиком не представлено доказательств и информации, подтверждающих, что Индивидуальным предпринимателем были приняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Индивидуального предпринимателя в Закупке является добровольным и на стадии заключения Контракта Индивидуальному предпринимателю были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Подрядчик должен был оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в Закупке, Индивидуальный предприниматель оценил свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.

В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения контракта.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП С. условий контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.

Так как ИП С. не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение сведений в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лица.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об индивидуальном предпринимателе С. (ул. Революции, <...>, г. Тула, 300041) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя С. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии

   

Заместитель председателя Комиссии:

   

Член Комиссии:

   

 

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

 

30.05.2023

 

01.06.2023

 

06.06.2023

 

3

 

 

06.06.2023

 

14.06.2023

 

13.06.2023

 

0

 

16.06.2023

 

16.06.2023

 

0

 

3

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4051

 

 

Связанные организации

ГУЗ ТОККВД
ИНН 7105008715, ОГРН 1027100690902