Решение (комиссия) №664/24 решение от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» Демонстрации ул., д. 34, город Тула, Тульская область, 300034 gosz.tczn.to@tularegion.ru, tczn.tula@tularegion.ru Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания им. А.Невского" Залинейная ул., д. 1, офис 1, г. Унеча, Унечский р-н, Брянская область, 243300 newskijalex@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-89/2024

13.02.2024

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» (далее – Заказчик) (вх. №_739/24 от 07.02.2024) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Строительная компания им. А. Невского» (далее – Общество, ООО «Строительная компания им. А. Невского», Подрядчик) (ИНН 3257083149; 243300, Брянская область, Унечский р-н, г. Унеча, Залинейная ул., д. 1, офис 1) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 25.09.2023 № ЭА-093961-2023 на выполнение работ по капитальному ремонту (фасад) помещений ГУ ТО «ЦЗН ТО» (ЦЗН Новомосковского района) (закупка № 0366200035623005689) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

-  генерального директора на основании приказа;

в отсутствие представителей Заказчика, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия,

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Строительная компания им. А. Невского» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту (фасад) помещений ГУ ТО «ЦЗН ТО» (ЦЗН Новомосковского района) (закупка № 0366200035623005689) (далее – Закупка, Электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке) 31.08.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 230 656,65 рублей.

25.09.2023 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 10 000 000,00 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту (фасад) помещений (ГУ ТО «ЦЗН ТО» (ЦЗН Новомосковского района) согласно графику выполнения работ (приложение № 2) по адресам: Тульская обл., г. Новомосковск, ул. Садовского, д. 16 в соответствии с проектно-сметной документацией (приложение № 1 к Контракту), описанием объекта закупки (приложение № 3 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик – принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.

Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по объекту в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.

Заказчик обязуется обеспечить контроль за осуществлением Подрядчиком работ, а также принять и оплатить надлежащим образом выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.

Согласно пункту 2.3 Контракта авансирование работ по Контракту предусмотрено. Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 30% (тридцати процентов) от цены Контракта, что в общей сумме составляет 3 000 000,00 (три миллиона) руб. 00 коп. без НДС, на приобретение материалов, необходимых для производства работ, в течение 10 (десяти) дней с даты выставления Подрядчиком счета. Погашение авансового платежа производится путем вычетов из сумм платежей по этапам, причитающихся Подрядчику за фактически выполненные работы.

Разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения работ:

«3.1. Сроки выполнения работ: с момента заключения Контракта в течение 60

(шестидесяти) календарных дней:

1 этап выполнение работ по капитальному ремонту – 30 календарных дней с момента заключения Контракта;

2 этап выполнение работ по капитальному ремонту – 60 календарных дней с момента заключения Контракта.

3.2. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличения цены Контракта».

Права и обязанности сторон закреплены в разделе 4 Контракта.

Пунктом 4.1 Контракта определены обязанности Заказчика:

«4.1.1. Осуществлять приемку и оплату выполненных Подрядчиком работ в порядке, установленном Контрактом.

4.1.2. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ в соответствии с условиями Контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.

4.1.3. Оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика.

4.1.4. Провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

4.1.5. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ;

б) при определении подрядчика подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

4.1.6. Перечислить денежные средства, внесенные Подрядчиком на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется Подрядчиком), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 7.5., 7.6. контракта, частью 7.2 и частью 7.3 ст. 96 Федерального закона № 44-ФЗ, при условии надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту. При этом срок возврата Заказчиком Подрядчику таких денежных средств не должен превышать 15 (пятнадцати) дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом».

На основании пункта 4.3 Контракта Подрядчик обязан:

«4.3.1. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим Контрактом.

4.3.2. Выполнить работы и сдать законченный объект в сроки, предусмотренные Контрактом.

 

 

4.3.3. Выполнить все работы по настоящему Контракту собственными силами нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по настоящему Контракту привлеченными субподрядчиками, соисполнителями, за координацию их деятельности, а также за соблюдение привлеченными субподрядчиками, соисполнителями положений (в том числе рекомендуемых).

4.3.4. Предоставлять Заказчику отчет о любых происшествиях (авариях, травмах, несчастных случаях), возникших при выполнении работ по настоящему Контракту, в течение 1 (одного) дня с даты происшествия.

4.3.5. Обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой.

4.3.6. Все используемые Подрядчиком для выполнения работ оборудование, материалы, изделия и конструкции должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. В случае отсутствия вышеуказанных документов, Заказчик вправе отказаться от подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), документа о приемке, в которых указаны работы, выполненные с применением таких оборудования, материалов, изделий и конструкций.

4.3.7. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;

- иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.

4.3.8. Обеспечить:

- своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;

- бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока (при наличии).

4.3.9. При выполнении работ не нарушать права третьих лиц, связанные с использованием любых патентов, торговых марок, авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности, а также оградить Заказчика от возможных исков, заявлений, требований и обращений третьих лиц, связанных с таким нарушением.

4.3.10. Нести ответственность за сохранность всех используемых для выполнения работ материалов, оборудования, изделий и т.д., а также нести затраты на проведение индивидуальных и комплексных испытаний до передачи объекта Заказчику.

4.3.11. Обеспечить до сдачи объекта Заказчику уборку объекта.

4.3.12. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта, приложений к нему.

4.3.13. С начала выполнения работ и вплоть до передачи объекта в установленном порядке Заказчику, Подрядчик несет полную ответственность за охрану объекта, в т.ч. всего имущества, материалов, оборудования.

4.3.14. Возвратить излишне уплаченные за выполненные работы денежные средства в случае выявления в ходе проверки уполномоченными контролирующими органами фактов завышения объемов и (или) стоимости выполненных работ в течение трех лет с момента подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.

4.3.15. Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.

 

4.3.16. Обеспечить наличие на объекте проектной документации, рабочей документации, а также иной технической разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор. Обеспечивать представителям Заказчика возможность осуществлять контроль за ходом выполнения работ, качеством применяемых при ремонте объекта материалов, изделий, конструкций и оборудования.

4.3.17. Выполнить до направления уведомления о завершении ремонта объекта, предусмотренные проектной и рабочей документации пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования, оформить их результаты в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и проектной документации.

4.3.18. Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного Контрактом».

Разделом 5 Контракта определен порядок сдачи и приемки работ:

«5.1. Результаты работ, выполненных Подрядчиком, подтверждаются и оформляются актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), документом о приемке (приложение № 4 к контракту), разрешением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на допуск в эксплуатацию объекта.

5.2. Подрядчик обязан в течение 3 (трёх) рабочих дней с даты окончания работ направить заказчику сформированный с использованием единой информационной системы документ о приемке (приложение № 4 к контракту), подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подрядчика и размещенный в единой информационной системе, акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на допуск в эксплуатацию объекта по завершению всего объема работ.

При приемке выполненной работы заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Экспертиза проводится в течение 10 (десяти) календарных дней после направления подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) с использованием единой информационной системы

В случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.3. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней, с момента окончания экспертизы результатов выполненных подрядчиком работ, рассматривает и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика и размещает в единой информационной системе документ о приемке, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры или направляет сформированный с использованием единой информационной системы, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика и размещенный в единой информационной системе мотивированный отказ (приложение № 6 к контракту). В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в п. 5.2. контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов). Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в сроки, указанные в мотивированном отказе.

В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), подрядчик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

Повторное согласование заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), документа о приемке (приложение № 4 к контракту) на предъявляемый подрядчиком к подтверждению объем работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.

5.4. После подписания сторонами акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), документа о приемке (приложение № 4 к контракту), в порядке, установленном п. 5.2. – 5.3. контракта, работы считаются подтвержденными заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями настоящего контракта.

5.5. Подтверждением выполнения работ, является документы о приемке (приложение № 4), подписанные сторонами по настоящему контракту без замечаний».

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения и действует по 26.12.2023 г. (срок действия Контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполнения работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по Контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

Из материалов настоящего дела установлено следующее.

28.09.2023 Заказчиком оплачен аванс в размере, предусмотренном пунктом 2.3 Контракта – 3 000 000, 00 рублей (платежное поручение № 6965 от 28.09.2023, платежное поручение № 6966 от 28.09.2023).

В установленный Контрактом срок до 24.11.2023 Подрядчиком не были выполнены работы по капитальному ремонту первого и второго этапа.

27.12.2023 Обществом в единой информационной системе размещен документ о приемке, согласно которому Подрядчиком выполнены работы в рамках первого этапа на сумму 821 230,18 рублей. Данный документ Подрядчиком был скорректирован и повторно размещен, а Заказчиком подписан 18.01.2024.

 

 

27.12.2023 обществом с ограниченной ответственностью «ПрофПроект» по результатам проведенной экспертизы выполненных работ второго этапа по капитальному ремонту фасада выдано экспертное заключение, согласно которому произведен демонтаж существующего покрытия кровли и смонтировано новое покрытие на площади 75 кв. м. из 585,3 кв. м.; монтаж нового покрытия произведен без устройства обрешетки с прозорами из досок; огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций не произведено; устройство вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита, эвакуационной наружной лестницы №1, №2, входной группы не произведено и работы не проводились; водосточная система кровли не смонтирована (работы не производились); строительные материалы, необходимые для выполнения работ на объект не завезены, рабочие отсутствуют; строительный мусор с объекта не полностью вывезен.

28.12.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлены претензии с уведомлением о начислении неустойки за неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом – работы первого этапа в установленный Контрактом срок (в течение 30 календарных дней с момента заключения Контракта) в полном объеме не выполнены; работы второго этапа в установленный Контрактом срок (в течение 60 календарных дней с момента заключения Контракта) не выполнены. Помимо этого Заказчик потребовал осуществить оплату неустойки в размере 751 124,01 рубля и возвратить часть аванса в размере 2 178 769,82 рублей в течение 10 календарных дней с момента получения настоящей претензии. В ответ на претензию Подрядчик сообщил о невозможности уплатить неустойку и возвратить полученный аванс, а также просил осуществить уплату денежной суммы по независимой гарантии. Заказчиком направлено в адрес ПАО «Промсвязьбанк» требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии в размере 2 929 893,83 рубля, в связи с неисполнением обязательств по Контракту. Возврат денежной суммы был осуществлен 18.01.2024.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 12.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

 

- существенного нарушения подрядчиком требований к качеству ремонтных работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения подрядчиком в разумный срок требования заказчика о сроках ремонтных работ;

- неоднократного нарушения подрядчиком сроков ремонтных работ;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) работы перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ);

б) при определении подрядчика подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или), указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

В связи с тем, что по состоянию на 18.01.2024 работы по объекту в полном объеме не выполнены, Заказчиком 18.01.2024 в соответствии с условиями Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 22.01.2024 14:05 (МСК) и получено Обществом 22.01.2024 14:05 (МСК).

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Подрядчика о принятии Заказчиком такого решения, и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.

В свою очередь, ООО «Строительная компания им. А. Невского» в материалы дела представило следующие пояснения.

С момента заключения Контракта Подрядчиком фактически выполнены работы по первому этапу на сумму 821 230,18 рублей, а Заказчиком данные работы приняты.

Обществом для исполнения обязательств по Контракту была осуществлена закупка необходимых материалов, которые завезены на объект Заказчика.

Неисполнение Контракта в установленный срок связано с долгим поиском материалов, необходимых для выполнения работ. Общество прилагало все усилия для надлежащего исполнения Контракта.

На основании вышеизложенного Подрядчик просит сведения об ООО «Строительная компания им. А. Невского» не включать в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

 

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

На основании подпункта «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

По состоянию на 18.01.2024 работы по объекту в полном объеме не выполнены.

Также Комиссия отмечает, что какие-либо документы, свидетельствующие о намерении Общества в полной мере исполнить взятые на себя обязательства по Контракту, в том числе свидетельствующие о том, что Подрядчик осуществлял поиск материалов, необходимых для выполнения работ по Контракту, не представлены.

При исследованных выше обстоятельствах, следует признать, что выполнение работ, предусмотренных Контрактом, с нарушениями условий исполнения Контракта в части соблюдения сроков, в рассматриваемом случае является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Работы по состоянию на момент вступления Решения в законную силу не сданы.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения.

Ввиду данного факта Комиссия заключает, что Решение не противоречит Закону и является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

 

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения ООО «Строительная компания им. А. Невского» условий Контракта.

3. Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

 

 

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Своим бездействием Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, и, в свою очередь, влечет наложение на ООО «Строительная компания им. А. Невского» санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Учитывая, что Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, то включение ООО «Строительная компания им. А. Невского» в реестр недобросовестных поставщиков, в настоящем случае, является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Индивидуального предпринимателя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лица.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком Решения послужило неисполнение Подрядчиком условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Обществом условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Подрядчиком также не предоставлено.

Оценка действий Общества, совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Подрядчиком существенных нарушениях положений Контракта в части соблюдения срока выполнения работ и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «Строительная компания им. А. Невского» (ИНН 3257083149; 243300, Брянская область, Унечский р-н, г. Унеча, Залинейная ул., д. 1, офис 1); генеральный директор: Б. по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания им. А. Невского» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению № 1).

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

02.02.2024

06.02.2024

06.02.2024

0

07.02.2024

13.02.2023

13.02.2024

0

16.02.2023

16.02.2023

0

0

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

 

2024-744

 

 

Связанные организации

Государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения Тульской области»
ИНН 7106040180, ОГРН 1027100754691
ООО "Строительная Компания им. А.Невского"
ИНН 3257083149, ОГРН 1223200001958