Решение (комиссия) №4325/23 Решение от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» набережная Тараса Шевченко, д. 23А, г. Москва, 121151 ko@rts-tender.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ" 105082, Г.Москва, ПЕР. ПЕРЕВЕДЕНОВСКИЙ, Д. 13, СТР. 16, ПОМЕЩ I КОМН 54 tender@ecostandard.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "АЛЕКСИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА №1 ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. СНЕГИРЕВА" 301369, г. Алексин, ул. Санаторная, д.15 guz.rb1.aleksin@tularegion.ru, Natalya.Boykova2@tularegion.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-782/2023

11 июля 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ"» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 5603/23 от 05.07.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф.Снегирева" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (закупка № 0366300046623000010) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- Б. – представителя Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Согласно позиции Заявителя в пункте 8.2 электронного документа «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) установлены излишние требования к участникам Закупки, а именно «Наличие Уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

В подтверждение своей позиции Общество приводит положения части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон о специальной оценке условий труда), в которой, по его мнению, содержится исчерпывающий перечень требований к организациям, оказывающим специальную оценку условий труда, а именно:

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Исходя из изложенного, Заявитель делает вывод, что, указав подобное требование, Заказчик нарушил положения Закона, а также Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

 

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 27.06.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

В извещение о Закупке изменения не вносились.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 836 107,54 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Комиссия считает необходимым отметить, что доводы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

В отношении иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона).

Частью 2 статьи 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пункт 8.2 Описания объекта закупки содержит следующее требование к качеству и безопасности услуг:

«наличие Уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Законом о специальной оценке условий труда.

На основании части 1 статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, установлен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" (далее - Постановление N 2332).

В соответствии с пунктом 2 Постановления N 2332 организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.

Согласно пункту 11 Постановления N 2332 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления о регистрации решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления на электронную почту заявителя, адрес которой указан в заявлении о регистрации, или в день принятия решения - с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления указанного заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа.

В силу пункта 12 Постановления N 2332 регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в день принятия соответствующего решения.

Подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.

Пунктом 28 Постановления N 2332 предусмотрено, что Министерством труда и социальной защиты РФ обеспечивается возможность формирования в автоматическом режиме выписки, содержащей указанные в реестре сведения (далее - выписка) на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы.

С 01.01.2023 на выписку должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий сведения об организации, проводящей специальной оценки условий труда, обеспечивающий отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.

Согласно пункту 29 Постановления N 2332 сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, из указанных норм следует, что подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в соответствующем реестре, при этом уведомление, в том числе о регистрации в реестре направляется в адрес организации в сроки и способом, предусмотренными пунктом 11 Постановления N 2332.

В разделе «Преимущества и требования к участникам» извещения о Закупке установлено следующее:

«Наличие регистрации в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст. 19, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 №2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда")».

Учитывая вышеприведенные нормы Закона о специальной оценке условий труда, Постановления N 2332, Комиссия не усматривает нарушений в действиях Заказчика при установлении подобных требований к участникам Закупки.

Вместе с тем, электронный документ «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению» извещения о Закупке не содержит требований о предоставлении каких-либо сведений, документов или информации в качестве подтверждающих правомочность участников Закупки осуществлять оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.

 

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения извещения об осуществлении закупки предполагает, что положениями указанного извещения ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).

Как было отражено выше, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, вправе вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что сведения об Обществе содержатся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, размещенном на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations, а информация «Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций по СОУТ № 317 от 16 июня 2016 г.» содержится непосредственно на бланке организации в файле поданной в электронном виде жалобы.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, не влекут ограничение числа участников закупки.

Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению его жалобы не обеспечил; объективных доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования создают непреодолимое препятствие Заявителю для участия в данной закупке, Общество не предоставило.

Таким образом, в результате рассмотрения жалобы Общества по существу, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Не рассматривать доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ"» (вх. № 5603/23 от 05.07.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница №1 имени профессора В.Ф.Снегирева" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (закупка № 0366300046623000010) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

Председатель комиссии

   

 

   

Члены комиссии:

   

 

   

 

 

 

 

 

 

2023-4681

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ"
ИНН 7709675951, ОГРН 1067746567855
ГУЗ "Алексинская РБ №1"
ИНН 7111012607, ОГРН 1027103671627
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666