Решение б/н Решение по делу от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04 марта 2022 года

г. Тула

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

;

 

Члены Комиссии:

<..>

;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), посредством использования системы видеоконференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «МАКПРОФИ» (далее – ООО «МАКПРОФИ») исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года) на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов – филиала публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго» (далее – филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем безопасности по филиалу "Тулэнерго" для нужд Филиала ПАО «Россети Центра и Приволжья» - «Тулэнерго»  (далее – конкурс) (извещение № 32211120665), в присутствии представителя Заказчика - филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго», в отсутствии представителя Заявителя – ООО «МАКПРОФИ», уведомленного надлежащим образом,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступила жалоба ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года) на действия (бездействие) филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго» при проведении конкурса (извещение № 32211120665).

Согласно жалобе ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года), нарушение прав и законных интересов заявителя выразилось в следующем.

10 февраля 2022 года в ЕИС было размещено Извещение о проведении конкурса в электронной форме № Туэ/30-2022-03 от 10 февраля 2022 года (далее - Извещение) (извещение № 32211120665).

В соответствии с жалобой ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года), Заказчик включил в приложение № 1 Документации (Техническое задание) (извещение № 32211120665) необоснованные требования к персоналу:

            – наличие достаточного количества  квалифицированного персонала для выполнения работ по техническому обслуживанию в количестве не менее 15 человек;

            – предоставление справки из органов МВД и здравоохранения на персонал, который будет задействован в проведении работ. В случае не предоставления указанных справок заявка участника будет отклонена.

Так как срок предоставления справок - 1 месяц с даты обращения в соответствующие органы, а участие в закупке без них не представляется возможным, то по мнению Заявителя установление данного требования нарушает часть 1 статьи 1  и пункт 2 части 1 статьи 3   Закона № 223-ФЗ.

А так же Заказчик указал в Документации требования по охране труда при эксплуатации электроустановок, содержащие недействующие нормативные документы по назначению персонала на работы (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 г. №328н), чем нарушил пункт 9 части 10 статьи 4  Закона № 223-ФЗ.

            Уведомлением Тульского УФАС России от 01 марта 2022 года исх. № 5/1321 жалоба ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года) была принята к рассмотрению Комиссией, проведение конкурса (извещение № 32211120665) было приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы представителя по доверенности филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго», Комиссия пришла к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ филиал  ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг в рамках положений  указанного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержащим требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденный решением Совета директоров ПАО «Россети» 30 июня 2021 года (протокол от 30 июня 2021 года № 462) (далее - Положение), является, согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, документом, регламентирующим закупочную  деятельность Заказчика.

10 февраля 2022 года  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) была размещена Документация о конкурентной закупке: «Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения Договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем безопасности по филиалу "Тулэнерго" для нужд Филиала ПАО «Россети Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» (далее - Документация).

Начальная (максимальная) цена договора: 15 760 739 рублей 81 копейка.

Предметом конкурса (извещение № 32211120665) является оказание услуг по техническому обслуживанию систем безопасности по филиалу "Тулэнерго" для нужд Филиала ПАО «Россети Центра и Приволжья» - «Тулэнерго».

Изучив Положение, Извещение, Документацию (извещение № 32211120665), Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 4.3.2 приложения №1 «Техническое задание на техническое обслуживание систем и технических средств безопасности»  Документации установлены требования к персоналу, а именно наличие достаточного количества квалифицированного персонала для выполнения работ по техническому обслуживанию в количестве не менее 15 человек, в том числе:

- инженерный персонал – 5 чел.;

- электромонтеры – 10 чел. (с группой по электробезопасности не ниже III – 7 чел., с группой по электробезопасности IV и выше – 3 чел.).

Законом № 223-ФЗ Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования  источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Приведенные в жалобе ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года) доводы свидетельствуют о несогласии Заявителя с целесообразностью установления Заказчиком определенных требований, но не о нарушении требований Закона № 223-ФЗ, уменьшение количества квалифицированного персонала для выполнения работ по техническому обслуживанию нормативно Заявителем не обоснованы и, по существу, являются   следствием собственного усмотрения Заявителя.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 года уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 № 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Никаких доказательств злоупотребления правом со стороны Заказчика с целью допустить определенного участника к участию в Закупке в жалобе не содержится. Сам по себе факт наличия права запросить документы и информацию не является нарушением, поскольку не затрагивает права и законные интересы Заявителя.

В отношении довода о предоставлении справки из органов МВД и здравоохранения на персонал, который будет задействован в проведении работ, Комиссией установлено следующее.

Уведомлением от 25.02.2022 №Туэ/30-2022-03-1, размещенным в ЕИС, 25.02.2022 Заказчиком были внесены изменения в Документацию и продлен срок подачи заявок: в пункт 4.3.7. приложения №1«Техническое задание»  Документации для подтверждения требований, указанных в пункте 4.3.6. представить справки из органов МВД и здравоохранения на персонал, который будет задействован в проведении работ или предоставить или запросы в органы МВД о предоставлении данных справок.

Также согласно пояснениям Заказчика требования пункта 4.3.7 приложения №1 «Техническое задание» Документации обусловлены положением статьи 10 Федерального закона от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»:

На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным и относится к недействующей редакции Документации.

Следовательно, в действиях Заказчика, надлежащим образом установившего требования к участникам закупки, не содержится нарушения требований части 1 статьи 1  и пункта 2 части 1 статьи 3  Закона № 223-ФЗ.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В отношении довода о ссылке в Документации на недействующий нормативный документ - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 г. №328н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» Комиссией установлено следующее.

Также уведомлением от 25.02.2022 №Туэ/30-2022-03-1 Заказчиком были внесены изменения в Документацию: в пункт 4.3.5. приложения №1 «Техническое задание» Документации: «назначение персонала на работы и сами работы производить строго в соответствии с требованиями «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» - Приложение к Приказу Минтруда России от 15.12.2020 N 903н "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61957). Особое внимание уделить на организацию безопасной работы в охранных зонах ЛЭП».

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы вышеуказанный довод Заявителя является необоснованным и относится к недействующей редакции Документации.

Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика, надлежащим образом установившего требования к участникам закупки, не содержится нарушения требований пункта 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь Законом № 223-ФЗ, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, Комиссия Тульского УФАС России,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «МАКПРОФИ» исх. З-89537 от 24.02.2022 (вх. № 1104 от 24 февраля 2022 года) на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов – филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье»-«Тулэнерго» (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем безопасности по филиалу "Тулэнерго" для нужд Филиала ПАО «Россети Центра и Приволжья» - «Тулэнерго»   (извещение № 32211120665) необоснованной.
  2. Снять ограничения, указанные в уведомлении Тульского УФАС России от 01марта 2022 года исх. № 5/1321.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии:

 

<…>

Члены Комиссии:

 

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны