Письмо №1313/22 Решение от 15 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Индивидуальный предприниматель Ч. 614113, Пермский край, г. Пермь Государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» пр-т Ленина, д. 2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА 300041, г. Тула, пр. Ленина, д.2 post@cityadm.tula.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1300/2022

10.11.2022

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Ч. (далее – Заявитель, ИП Ч., Индивидуальный предприниматель) (вх. № 1990/22 от 03.11.2022) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы (далее – Заказчик), администрации муниципального образования г. Тулы (далее – Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (закупка № 0166300024722000773) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Специализированная организация) на основании доверенности;

- представителя Уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) администрации муниципального образования г. Тулы (далее – Аукционная комиссия) на основании доверенности;

- представителя Заказчика на основании доверенности;

- представителя Индивидуального предпринимателя на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

Индивидуальный предприниматель указывает, что Заказчик сформировал техническое задание Закупки с нарушением правил описания объекта закупки, а также Постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145).

Так, в частности, при описании объекта закупки Заказчиком в пункте 6 электронного документа «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) установлена следующая дополнительная информация (дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в соответствующей позиции каталога):

 

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

Обоснование необходимости указания дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (характеристик)

1

Кондиционер бытовой (КТРУ: 28.25.12.130-00000010)

 

 

Дополнительные характеристики:

 

 

1.9.

Площадь кондиционируемого помещения, м2

22

обусловлено размерами помещения, в которое предполагается установка

1.11

Уровень шума внешний блок, децибел

55

Снижение уровня акустических помех

 

1.12

Класс энергопотребления

Не ниже класса «А»

Повышение эксплуатационных

характеристик:

энергосбережение

1.13

Функция ионизации воздуха

наличие

Повышение эксплуатационных характеристик: очистка воздуха в помещении

2

Кондиционеры бытовые (КТРУ: 28.25.12.130-00000010)

 

 

Дополнительные характеристики:

 

 

2.10

Площадь кондиционируемого помещения, м2

36

обусловлено размерами помещения, в которое предполагается установка

2.12

Уровень шума внешний блок, децибел

55

Снижение уровня акустических помех

2.13

Класс энергоэффективности

Не ниже класса «А»

Повышение эксплуатационных

характеристик:

энергосбережение

2.18

Функция ионизации воздуха

Наличие

Повышение эксплуатационных характеристик: очистка воздуха в помещении

 

Вместе с тем, Заявитель полагает, что указанные Заказчиком сведения в качестве обоснования использования дополнительной информации для каждого из спорных требований являются ненадлежащими, в связи с чем включение подобных требований в Описание объекта закупки незаконно и противоречит нормам Закона, а также Постановления Правительства РФ N 145.

При этом, Индивидуальный предприниматель обращался к Заказчику с запросом на дачу разъяснений положений извещения о Закупке. Однако, согласно содержащимся в жалобе сведениям, Заказчик не скорректировал Описание объекта закупки.

Кроме того, Заявитель в принципе считает установленные в Описании объекта закупки спорные характеристики избыточными в понимании статьи 19 Закона.

Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлены невыполнимые требования по производству всего комплекса работ по монтажу оборудования, предусмотренному пунктом 4.2 Описания объекта закупки («Поставка товара включает в себя обязанность поставщика выполнить сопутствующие работы: доставку и выгрузку товара в местах поставки, монтаж, вывоз мусора, а также пуско-наладку товара в конкретных служебных помещениях, указанных Заказчиком»), так как невозможно выполнить пуско-наладочные работы (проверку режима «Охлаждение», которая осуществляется при температурах, например для определенных моделей, от +16 до +43 градусов Цельсия) кондиционеров в зимний период.

Уполномоченный орган, Специализированная организация не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 27.10.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 485 300,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

В отношении доводов жалобы о возможном нарушении Заказчиком Закона и иных нормативно-правовых актов при обоснованности приобретения кондиционеров с установленными Заказчиком характеристиками необходимо отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Законом (часть 4 статьи 18 Закона).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Закона под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия отмечает, что ФАС России и ее территориальные органы в силу возложенных полномочий в соответствии с Законом, Административным регламентом, положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2015 г. № 649/15, не осуществляют контроль за хозяйственной деятельностью заказчиков, а также не дают ей оценку.

Таким образом, доводы жалобы Заявителя о целесообразности и обоснованности осуществления закупки товаров с заданными характеристиками не могут быть администрированы Комиссией в рамках установленных Законом полномочий при рассмотрения настоящего дела.

Кроме этого, оценка обоснования устанавливаемых Заказчиком требований к приобретаемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам при описании объекта закупки исходя из требований статьи 99 Закона, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, выходит за рамки полномочий Тульского УФАС России, как территориального органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти.

 

Относительно доводов жалобы об установлении ненадлежащего обоснования использования дополнительной информации, Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 28.25.12.130-00000010.

Заказчиком в пункте 6 Описания объекта закупки установлена следующая дополнительная информация (дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в соответствующей позиции каталога):

 

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

Обоснование необходимости указания дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (характеристик)

1

Кондиционер бытовой (КТРУ: 28.25.12.130-00000010)

 

 

Дополнительные характеристики:

 

 

1.9.

Площадь кондиционируемого помещения, м2

22

обусловлено размерами помещения, в которое предполагается установка

1.11

Уровень шума внешний блок, децибел

55

Снижение уровня акустических помех

 

1.12

Класс энергопотребления

Не ниже класса «А»

Повышение эксплуатационных

характеристик:

энергосбережение

1.13

Функция ионизации воздуха

наличие

Повышение эксплуатационных характеристик: очистка воздуха в помещении

2

Кондиционеры бытовые (КТРУ: 28.25.12.130-00000010)

 

 

Дополнительные характеристики:

 

 

2.10

Площадь кондиционируемого помещения, м2

36

обусловлено размерами помещения, в которое предполагается установка

2.12

Уровень шума внешний блок, децибел

55

Снижение уровня акустических помех

2.13

Класс энергоэффективности

Не ниже класса «А»

Повышение эксплуатационных

характеристик:

энергосбережение

2.18

Функция ионизации воздуха

Наличие

Повышение эксплуатационных характеристик: очистка воздуха в помещении

 

Как было указано выше, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).

Заказчик в ходе заседания Комиссии, а также в материалы дела представил пояснения следующего содержания.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 12.02.2020 № 24-06¬07/9385 обоснование необходимости использования характеристик товара, работы, услуги, предусмотренное пунктом 6 Правил, включается в описание товара, работы, услуги в случае использования дополнительных характеристик, не предусмотренных в позиции каталога, включать в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования характеристик, содержащихся в позициях каталога (в том числе указанных как необязательные для применения), не требуется.

Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

Установление дополнительных характеристик, в том числе дополнительных потребительских свойств, функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик обусловлено потребностью Заказчика в более подробном описании объекта закупки в целях достижения эффективности и требуемого результата закупки - обеспечения максимально комфортной и эффективной климатической обстановки рабочих мест сотрудников и посетителей.

Правилами использования каталога и Законом не определена форма, либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описании объекта закупки.

При формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался данными о характеристиках кондиционеров, размещенными в источниках открытого доступа в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Информация, указанная в Описании объекта закупки, содержит характеристики площади помещений, класса энергопотребления, наличие функции ионизации, показатели уровня шума, которые являются наиболее распространенными. В открытом доступе представлено большое количество разновидностей кондиционеров в разных ценовых категориях с необходимыми Заказчику характеристиками (скриншоты в электронном виде представлены в материалы дела).

Санитарными нормами установлены допустимые характеристики служебных помещений. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных и здоровых условий труда сотрудников является обязанностью работодателя.

Согласно пункту 15 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 №181н, одними из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков являются устройство новых и реконструкция имеющихся установок кондиционирования воздуха.

Специфика ежедневной деятельности Заказчика предполагает наличие значительного количества людей в помещениях учреждения - как сотрудников учреждения, так и посетителей, значительного количества оргтехники, чем обусловлена необходимость установления дополнительных требований к закупаемому оборудованию.

1. Характеристика «Класс энергоэффективности» в КТРУ указана как необязательная. В соответствии с описаниями кондиционеров, имеющимися в открытом доступе, характеристики «Класс энергоэффективности» и «Класс энергопотребления» являются однородными и показывают соответствие оборудования стандарту эффективного потребления ресурсов. Указанная характеристика была включена Заказчиком в описание товара в целях повышения эксплуатационных характеристик: энергосбережение.

2. Характеристика «Функция ионизации воздуха» включена в соответствии с потребностью Заказчика обеспечить очищение воздуха в помещениях от пыли, обезвреживания бактерий, устранение неприятных запахов. Суждения Заявителя о вреде ионизации воздуха носят исключительно оценочный и необоснованный характер.

3. Площадь кондиционируемого помещения является одним из наиболее важных параметров. Рекомендуется приобретать кондиционеры из расчета: 1 кВт мощности на каждые 10 м2 площади помещения. В противном случае, производительности устройства не будет хватать на покрытие всей территории помещения и, соответственно, не будет достигнута цель закупки. В целях облегчения подбора необходимой модели без проведения расчетов, поставщики указывают площадь помещения, для которой будет наиболее эффективно применяться данное оборудование. Такие данные представлены в открытых источниках абсолютно для всех предполагаемых к поставке моделях.

4. Уровень шума внутреннего и внешнего блока также является важной характеристикой, так как обеспечивает отсутствие акустических помех для сотрудников. Указанные характеристики являются обычно указываемыми в описании кондиционеров и соответствуют большому количеству марок и моделей оборудования.

 

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.

Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона, либо Правилами использования каталога.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что позиции Описания объекта закупки в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком в соответствии с требованием пунктов 5, 6 Правил использования каталога.

При формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

По общему правилу указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для муниципальных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем кондиционеров, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.

При этом Комиссия обращает внимание на следующее.

Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предоставлено заказчику.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 №11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 № 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.

В свою очередь, из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

При этом, Комиссией установлено, что на участие в Закупке подано 8 заявок, 7 из которых признаны Аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о Закупке (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022).

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что спорные характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.

 

В отношении позиции Заявителя относительно предоставления Заказчиком ненадлежащих, по его мнению, ответов на запросы о даче разъяснений положений извещения о Закупке Комиссией установлено следующее.

Согласно части 5 статьи 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.

Комиссией установлено, что разъяснения положений извещения о Закупке в ответ на поступившие запросы от участников закупки размещены Специализированной организацией в единой информационной системе в срок, предусмотренный частью 5 стати 42 Закона, и в таком объеме, в котором Заказчик, Уполномоченный орган посчитали для себя возможным. При этом объем содержания ответа на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки не регламентируется положениями статьи 42 Закона.

Кроме того, Законом не предусмотрена безусловная обязанность заказчика вносить изменения в извещение об осуществлении закупки в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений такого извещения.

Таким образом, нарушений Закона относительно порядка разъяснения положений извещения о Закупке Комиссией не выявлено.

 

Относительно довода жалобы об установлении Заказчиком невыполнимых требований, не позволяющих полностью осуществить весь комплекс работ, предусмотренный пунктом 4.2 Описания объекта закупки, Комиссией установлено следующее.

В пункте 5 Описания объекта закупки установлены следующие требования к товару, требования к его качеству, потребительским свойствам:

«Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), не должен иметь дефектов, связанных с материалами и/или работой по его изготовлению, либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя и/или упущения поставщика. Поставляемый товар должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Не допускается поставка выставочных и/или опытных образцов товара. Товар не должен иметь потертостей, царапин, сколов и следов вскрытия. Товар должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ и СанПиН для данных видов товаров».

Раздел 3 электронного документа «Проект контракта» извещения о Закупке (далее – Проект контракта) содержит, в том числе, следующие положения:

«3.2. Соответствие качества товара должно быть подтверждено следующими документами в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- сертификатом соответствия (или декларацией) (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством), оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сертификатом (паспортом) качества производителя (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством), другими документами по качеству, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Все документы должны быть заверены надлежащим образом.

3.3. Поставщик гарантирует, что:

3.3.1. Поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), не является предметом иных договорных (контрактных) обязательств и свободен от прав и притязаний третьих лиц.

3.3.2. Исполнение обязательств по настоящему контракту не нарушит имущественных и неимущественных прав заказчика и третьих лиц.

3.3.3. Товар будет поставлен заказчику в надлежащей упаковке (таре), отвечающей требованиям ГОСТов, ТУ и обеспечивающий сохранность товара при перевозке и хранении.

3.4. Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого товара в течение всего срока годности, установленного на товар, при условии соблюдения заказчиком условий хранения.

3.5. Гарантия качества поставляемого товара составляет 3 (три) года со дня подписания сторонами документа о приемке.

3.6. Объем гарантий качества составляет 100%».

Учитывая вышеуказанные положения Описания объекта закупки и Проекта контракта (но не ограничиваясь ими), Комиссия считает довод Заявителя надуманным, не основанном на положениях извещения о Закупке в целом.

При этом, положения Проекта контракта позволяют Заказчику применять механизмы, направленные на нормальную эксплуатацию установленных кондиционеров, в том числе производить ремонт (замену) такого товара в рамках исполнения гарантийных обязательств.

Таким образом, указанный довод Заявителя признан Комиссией необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы индивидуального предпринимателя Ч. о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом положений Закона, касающихся соблюдения правил нормирования в сфере закупок, поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ч. (вх. № 1990/22 от 03.11.2022) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы, администрации муниципального образования г. Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кондиционеров (закупка № 0166300024722000773) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2022-1423

 

 

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА
ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552
Комиссия ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ИП Чащина Мария Евгеньевна
ИНН 591796067548, ОГРН 321595800100621