Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/19-2019 о рассмотре... от 20 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFмарта 2019 года г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе,
рассмотрев дело № 02-03/19-2019 по признакам нарушения ООО «Фортуна» (ИНН 7136501141, ОГРН 1107154011470, Тульская обл., г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д. 24, 301030) части 10.1 статьи 5, статьи 8, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии директора ООО «Фортуна», собственника нежилого здания, в котором располагается гостиничный комплекс «Фортуна»,
УСТАНОВИЛА:
В городе Ясногорске, Тульской области, на ул. Советской, напротив дома 2, на металлическом заборе, окружающим рынок в районе вокзала, размещена наружная реклама следующего содержания:
«Салон красоты «Виктория»
Маникюр, наращивание, коррекция ногтей, шеллак,
педикюр, наращивание, завивка, ламинирование ресниц, перманентная тушь,
оформление бровей, макияж, косметологические услуги,
татуаж (бровей, глаз и губ), обертывание, депиляция, парафинотерапия».
«Ресторан, бизнес-ланч, доставка: пн-пт с 12.00 до 16.00, проведение свадеб, торжеств,
Поминальные обеды, детские праздники, комфортабельные номера,
сауна: финская парилка, бассейн, бильярдный зал, оздоровительный массаж,
семейный доктор, салон красоты «Виктория, детская площадка».
Указанная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке и, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе», является рекламой.
В указанной рекламе упоминаются процедуры: массаж, татуаж (бровей, глаз и губ), обертывание, депиляция, парафинотерапия.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг (утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н), услуги массажа: А16.10.018 – открытый массаж сердца, А20.30.010 – подводный душ – массаж лечебный, А21.01.001 – общий массаж медицинский, А21.01.002 – массаж лица медицинский, А21.01.003 – массаж шеи медицинский, А21.01.003.001 – массаж воротниковой области, А21.01.004 – массаж верхней конечности медицинский, А21.01.004.001 – массаж верхней конечности надплечья и области лопатки, А21.01.004.002 – массаж плечевого сустава, А21.01.004.003 – массаж локтевого сустава, А 21.01.004.004 – массаж лучезапястного сустава, А21.01.004.005 – массаж кисти и предплечья, А21.01.005 – массаж волосистой части головы медицинский, А21.01.006 – пилинг – массаж, А21.01.007 – вакуумный массаж кожи, А21.01. 009 – массаж нижней конечности медицинский, А21.01.009.001 – массаж нижней конечности и поясницы, А21.01.009.002 – массаж тазобедренного сустава и ягодичной области, А21.01.009.003 – массаж коленного сустава, А21.01.009.004 – массаж голеностопного сустава, А21.01.009.005 – массаж стопы и голени, А21.03.001 – массаж при переломе кости, А21.03.002 – массаж при заболевании кости, А21.03.002.001 – массаж пояснично-крестцовой области, А21.03.002.002 – сегментарный массаж пояснично-крестцовой области, А21.03.002.003 – сегментарный массаж шейного грудного отдела позвоночника, А21.03.002.004 – массаж пояснично-крестцового отдела позвоночника, А21.03.002.005 – массаж шейно-грудного отдела позвоночника, А21.05.002 – массаж при заболеваниях органов системы кроветворения и крови, А21.009.002 – массаж при хронических неспецифических заболеваниях легких, А21.10.001 – массаж сердца, А21.10.002 – массаж при заболеваниях сердца и перикарда, А21.12.001 – массаж при заболеваниях крупных кровеносных сосудов, А21.13.001 – массаж при заболеваниях периферических сосудов, А21.14.001 – массаж при заболеваниях печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей, А21.16.002 – массаж при заболеваниях пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, А21.18.001 – массаж при заболеваниях толстой кишки, А21.20.001 – массаж при заболевании половых органов, А21.21.001 – массаж простаты, А21.22.001 – массаж при заболеваниях желез внутренней секреции, А21.23.001 – массаж при заболеваниях центральной нервной системы, А21.24.004 – массаж при заболеваниях периферической нервной системы, А21.25.002 – массаж барабанных перепонок, А21.26.001 – массаж век медицинский, А21.26.002 – массаж глазного яблока, А21.28.002 – массаж при заболеваниях почек и мочевыделительного тракта, А21.28.003 – массаж уретры, А21.30.001 – массаж передней брюшной стенки медицинский, А21.30.002 – общий массаж и гимнастика у детей раннего возраста, А21.30.003 – массаж при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста, А21.30.004 – массаж при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста, А21.30.005 – массаж грудной клетки медицинский;
- услуги дермапигментации (перманентный татуаж) - A17.30.001;
-услуги обертывания - грязевые обертывания для лечения целлюлита - A20.01.004;
- услуги депиляции - проведение депиляции - A14.01.012;
- услуги парафинотерапии - парафинотерапия заболеваний периферической нервной системы - A20.24.002,
относятся к медицинским услугам, которые представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, площадь которого должна составлять не менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В нарушение указанных требований в вышеуказанной рекламе отсутствует предупреждение, установленное Федеральным законом «О рекламе».
В рекламе Гостиничного комплекса «Фортуна» (ООО «Фортуна») упоминается реклама товаров при дистанционном способе их продажи - доставка.
Пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612, определено, что продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Статьей 8 Федерального закона «О рекламе» установлено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение указанных требований в вышеуказанной рекламе отсутствуют: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
Кроме того, в указанной рекламе упоминается реклама детских праздников.
Частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2010г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлена классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе», объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является зрелищное мероприятие - детские праздники.
В нарушение указанных требований реклама зрелищных мероприятий (детских праздников) не содержит установленную категорию информационной продукции.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за данные нарушения несут рекламодатель и рекламораспространитель, в данном случае – ООО «Фортуна».
ООО «Фортуна» осуществляет деятельность по адресу: Тульская обл., г. Ясногорск, ул. Пролетарская, д. 24, на основании договора аренды б/н от 19.06.2013г., заключенного с гр. <С>.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Фортуна» <С> пояснил, что услугу по предоставлению детских праздников Общество не осуществляет, организует исключительно детские ужины (обеды, завтраки – детское меню).
В письменных пояснениях от 15.03.2019г. (вх.1120) ООО «Фортуна» указало, что массаж, эпиляция и парафинотерапия относятся к бытовым услугам и медицинскими не являются.
Комиссии считает необходимым подчеркнуть, что согласно разъяснениям Министерство здравоохранения РФ (письмо от 04.07.2018г. № 17-2/10/2-4323) Номенклатура содержит обобщенные наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.
В письме от 20.02.2013г. № 17-2/10/2-1005 Министерство здравоохранения отметило, что включение в номенклатуру медицинских услуг различных наименований массажа, которые могут быть сформулированы по историческим, географическим, маркетинговым и иным соображения и признакам не представляется возможным.
Специфика услуги - массажа заключается в ее характере и манипуляциях, предполагающих соответствующую квалификацию персонала, наличие у него (персонала) знаний и умений в области медицины, в целях исключения причинения вреда здоровью человека.
В соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 10.11.1992г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» требованием к профессии косметика, осуществляющего массаж лица, шеи и кожи головы, является наличие среднего медицинского образования.
Поскольку нарушение рекламного законодательства устранено, ООО «Фортуна» представлены фотографии, свидетельствующие о демонтаже рекламных конструкций, Комиссия полагает нецелесообразным выдачу предписания.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006г. № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу ООО «Фортуна», размещенную в городе Ясногорске, Тульской области, на ул. Советской, напротив дома 2, на металлическом заборе, окружающим рынок в районе вокзала, с нарушением требований статьи 8, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
- Признать ООО «Фортуна» нарушившим требования статьи 8, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
- Предписание ООО «Фортуна» не выдавать, в связи с прекращением нарушения в добровольном порядке до принятия Комиссией решения по существу.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц ООО «Фортуна» к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
Решение изготовлено в полном объеме " 2 " апреля 2019г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.