Решение №122/23 решение от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАТЕГИЯ" 143007, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.ОДИНЦОВО , МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ, ДОМ 18, ОФИС 1А strategy44@yandex.ru АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОГОРОДИЦКИЙ РАЙОН 301835, Тульская область, Богородицкий район, город Богородицк, ул. Ленина, д.3 ased_mo_bogoroditsk@tularegion.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1538/2022

10 января 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Богородицкий район (далее – Заказчик, Администрация) (вх. № 3874/22 от 28.12.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Стратегия» (далее – Общество, ООО «Стратегия», Подрядчик) (ИНН 4401161411; Можайское шоссе, д.18, оф.1А, г. Одинцово, Московская обл., 143007) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Подрядчика от исполнения контракта от 15.06.2021 № 03662000356210025210001 на реконструкцию технологических трубопроводов станции обезжелезивания Васильевского водозабора с заменой запорной арматуры г. Богородицк (закупка № 0366200035621002521) (далее – Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

 – представителя Заказчика по доверенности;

– представителя ООО «Стратегия» по доверенности;

        1. УСТАНОВИЛА:

28.12.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Стратегия» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Общества от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию технологических трубопроводов станции обезжелезивания Васильевского водозабора с заменой запорной арматуры г. Богородицк (закупка № 0366200035621002521) (далее – электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, а также на предмет наличия оснований у Подрядчика для одностороннего отказа от исполнения Контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

15.06.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 18 634 782,93 рублей.

Согласно разделу 1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции технологических трубопроводов станции обезжелезивания Васильевского водозабора с заменой запорной арматуры г. Богородицк (далее – Объект) в соответствии с проектной документацией (Приложение №1 к контракту), техническим заданием (Приложение №4 к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок строительства объекта, установленные Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №2 к контракту) и Графиком оплаты выполненных работ (Приложение №8 к контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями Контракта.

Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по реконструкции объекта в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.

Результатом выполненных работ по Контракту является реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Данное условие не применяется в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Подрядчик ознакомлен с проектной документацией на реконструкцию Объекта и не имеет к ней замечаний.

В соответствии с Приложением № 2 к Контракту график выполнения строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция технологических трубопроводов станции обезжелезивания Васильевского водозабора с заменой запорной арматуры г. Богородицк следующий:

Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ

Физический объем работ

Сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии)

1

Реконструкция технологических трубопроводов станции обезжелезивания Васильевского водозабора с заменой запорной арматуры г. Богородицк

 

 

начало выполнения работ – не позднее 3 (трех) дней с момента заключения контракта;

окончания выполнения работ – не позднее 01.11.2021 г.

Согласно ПСД – 100%

не предусмотрены

 

В соответствии с пунктами 3.1-3.3 раздела 3 «СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ» Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №2 к Контракту).

Сроки выполнения работ:

начало выполнения работ – не позднее 3 (трех) дней с момента заключения Контракта;

окончание выполнения работ – не позднее 01.11.2021 г.

Место выполнения работ: Тульская область, город Богородицк, улица Вязовская, Васильевский водозабор.

Пунктом 14.1 Контракта установлено, что он вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пунктов 1, 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 15.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но, не ограничиваясь указанными):

- задержки Подрядчиком начала строительства более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;

- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения строительно-монтажных работ, влекущего увеличение срока окончания строительства более чем на 30 дней (несоблюдение Подрядчиком установленных с графиком выполнения строительно-монтажных работ – Приложение №2 к контракту);

- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку строительства более чем на 30 дней;

- аннулирования лицензий (допусков) на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;

- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых в строительстве, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.

В связи с тем, что, с точки зрения Администрации, Подрядчиком работы по Контракту выполнялись с систематическим нарушением сроков, 13.10.2021 Заказчик в соответствии с пунктом 15.1 Контракта, на основании пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Поскольку Обществом работы в полном объеме выполнены не были Заказчик, посчитав, что его решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, 26.11.2021 направил в Тульское УФАС России обращение о размещении информации об ООО «Стратегия» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

По результатам рассмотрения обращения Управлением было вынесено решение от 02.12.2021 по делу № 071/06/104-1156/2021 о не включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении ООО «Стратегия».

Вместе с тем, не согласившись с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Администрации о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 03662000356210025210001 от 15.06.2021.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.06.2022 по делу № А68-13362/2021 требования Общества удовлетворены в полном объеме; решение администрации муниципального образования Богородицкий район от 13.10.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 03662000356210025210001 от 15.06.2021 признано недействительным.

При этом суд области исходил из следующего.

Работы на объекте проводились Подрядчиком постоянно, что подтверждается актами обследования объекта от 19.07.2021, 06.08.2021, 01.09.2021, 15.09.2021, 01.10.2021, 22.10.2021, 29.10.2021; Обществом была произведена необходимая комплектация объекта материалами, исходя из технологической особенности работы водозабора, что подтверждается оплаченными счетами. Из материалов дела Судом установлено, что объем и перечень работ, указанный в проектно-сметной документации, существенно не соответствует фактическому перечню и объему работ, который необходимо было выполнить Подрядчику для достижения результатов работ, ради которых заключался Контракт; при этом суд первой инстанции пришел к выводу, что часть работ Подрядчик не мог выполнить без согласования с Заказчиком и внесения изменений в проектно-сметную документацию. Из переписки сторон Арбитражный суд Тульской области установил, что Заказчик был согласен с необходимостью выполнения дополнительных работ, однако отказался от внесения изменений в проектно-сметную документацию и изменения сроков выполнения работ.

Подрядчик не отказывался от выполнения взятых на себя обязательств по Контракту, о чем он неоднократно сообщал Заказчику в своих письмах.

Как установлено Арбитражным судом Тульской области, Контрактом предусмотрен общий срок выполнения работ до 01.11.2021 включительно, какие-либо промежуточные сроки выполнения работ, либо этапы выполнения работ Контрактом не предусмотрены.

На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта срок выполнения работ, предусмотренный Контрактом, не истек.

Изначально представленная Заказчиком некорректная проектно-сметная документация и долгое согласование по внесению изменений или отказ по внесению изменений в ПСД увеличили сроки строительно-монтажных работ, что привело к отставанию от графика производства работ.

На основании изложенного Суд пришел к выводу, что причиной неисполнения Подрядчиком обязательств по Контракту в сроки и объеме, согласованные его сторонами, являются действия Заказчика, который необоснованно уклонился от внесения изменений в ПСД.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тульской области пришел к выводу о том, что Заказчик при осуществлении права на односторонний отказ от исполнения Контракта действовал не разумно и не добросовестно.

В связи с изложенным, Суд признал недоказанным факт ненадлежащего выполнения Обществом обязательств в установленные Контрактом сроки, являющийся основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны Заказчика по основаниям положений пункта 2 статьи 715 ГК РФ; признал ничтожным односторонний отказ от исполнения Контракта со стороны Заказчика (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ), а действия Заказчика по одностороннему отказу от исполнения Контракта незаконными.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Тульской области, Администрация обратилась с апелляционной жалобой на решение суда области в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением от 08.09.2022 Двадцатый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда Тульской области от 23.06.2022 по делу № А68-13362/2021 оставил без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с этим, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по дополнительной проверке информации и фактов, содержащихся в названных судебных актах, оценке и переоценке выводов судов, либо установлению иных обстоятельств, не отраженных в судебных актах.

Из устных и письменных пояснений представителя Общества и представленных в материалы дела документов следует, что в связи с тем, что Суд отменил решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, такой Контракт признается действующим. Срок выполнения работ по нему продлевается на соответствующий период: от момента отказа Заказчика от исполнения Контракта до момента вступления в силу решения Суда об отмене этого решения Заказчика.

Однако объем и перечень работ, указанный в проектно-сметной документации Контракта, существенно не соответствуют фактическому перечню и объему работ, который необходимо выполнить Подрядчику для достижения результатов работ.

Исполнение Подрядчиком Контракта без внесения изменений в проектно-сметную документацию приведет к значительным нарушениям имущественных интересов сторон: со стороны Заказчика - невозможностью использования результата строительства, со стороны Подрядчика - невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, и, как следствие, неисполнению обязательств по Контракту.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 719 ГК РФ, Общество направило в адрес Заказчика уведомление о приостановке работ от 12.09.2022, в котором указало, что в связи с отсутствием разрешения вопросов, возникших у Подрядчика по техническим решениям и согласия Администрации на внесение изменений в проектно-сметную документацию Контракта, ООО «Стратегия» приостановило исполнение обязательств по Контракту и просило Заказчика согласовать внесение изменений в проектно-сметную документацию и предоставить технические решения вопросов, которые были направлены Подрядчиком в адрес Заказчика и остались без ответа следующими письмами:

1) Письмо исх. № 4 от 28.06.2021 года.

2) Письмо исх. № 6 от 02.07.2021 года.

3) Письмо исх. № 7 от 02.07.2021 года.

4) Письмо исх. № 8 от 08.07.2021 года.

5) Письмо исх. № 8 от 14.07.2021 года.

6) Письмо исх. № 9 от 22.07.2021 года.

7) Письмо исх. № 10 от 01.08.2021 года.

8) Письмо исх. № 11 от 28.06.2021 года.

9) Письмо исх. № 12 от 08.09.2021 года.

10) Письмо исх. № 13 от 17.09.2021 года.

11) Письмо исх. № 14 от 13.10.2021 года.

12) Письмо исх. № 15 от 08.11.2021 года.

26.09.2022 ООО «Стратегия» получило письмо Администрации от 26.09.2022 № 7585 в ответ на уведомление Подрядчика от 12.09.2022 № б/н о приостановке работ по Контракту.

В вышеуказанном письме Заказчик указал, что «проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу и проверена достоверность сметной стоимости, вносить изменения в нее не планируется» и предложил Подрядчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

11.10.2022 Общество на вышеназванное письмо направило в адрес Заказчика письмо, в котором указало, что отказывается от расторжения Контракта по соглашению сторон ввиду того, что данный Контракт представляет для Подрядчика большую потребительскую и репутационную ценность, так как у Подрядчика имеется все необходимое оборудование, материалы, средства и обученный профессиональный персонал. Также в данном письме Подрядчик в очередной раз просил Заказчика согласовать внесение изменений в проектно-сметную документацию и предоставить технические решения вопросов, которые ранее были направлены в адрес Заказчика.

Администрация на вышеуказанное письмо направила в адрес Общества ответ от 25.10.2022 № 8430, в котором указала, что внесение изменений в проектно-сметную документации не планируется и повторно предложила Подрядчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

Как было отражено выше, на основании пункта 15.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств.

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с тем, что в ходе выполнения работ Подрядчиком установлено, что объем и перечень работ, указанный в проектно-сметной документации Контракта, не соответствует фактическому перечню и объему работ, который необходимо выполнить Подрядчику для достижения результатов работ, и исполнение Подрядчиком Контракта без внесения изменений в проектно-сметную документацию приведет к значительным нарушениям имущественных интересов сторон Контракта, о чем Заказчик был неоднократно уведомлен ООО «Стратегия», но Администрация непригодность проектно-сметной документации не устранила, Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – решение Поставщика).

На основании части 20.1 статьи 95 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение Поставщика сформировано с использованием единой информационной системы в сфере закупок 13.12.2022.

Следовательно, датой поступления Заказчику решения об одностороннем отказе Поставщика от исполнения Контракта, согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в сфере закупок – 13.12.2022.

В силу части 22 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Из письменных и устных пояснений представителя Общества следует, что принятое ООО «Стратегия» решение не отменено; указанное решение вступило в законную силу и Контракт был расторгнут по инициативе Общества.

Частью 22.2 статьи 95 Закона определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 4 статьи 104 Закона предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

На основании части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков на предмет наличия оснований у Подрядчика для одностороннего отказа от исполнения Контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).

Статьей 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (пункт 1).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В силу положений пункта 2 статьи 743 ГК РФ договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ (пункт 3 статьи 743 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.

Как следует из материалов дела и установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 23.06.2022 по делу № А68-13362/2021, объем и перечень работ, указанный в проектно-сметной документации, существенно не соответствует фактическому перечню и объему работ, который необходимо было выполнить Подрядчику для достижения результатов работ, для целей которых заключался Контракт, при этом часть работ Подрядчик не мог выполнить без согласования с Заказчиком и без внесения советующих изменений в проектно-сметную документацию.

В связи с чем Подрядчик 12.09.2022 приостановил выполнение работ по Контракту.

При этом Комиссия приходит к выводу, что решение Общества о приостановке выполнения работ по Контракту с 12.09.2022 не противоречит соответствующим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работ.

В свою очередь Администрация, соглашаясь с необходимостью выполнения дополнительных работ, отказалась от внесения изменений в проектно-сметную документацию.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Как следует из материалов дела, Контракт расторгнут по инициативе Общества.

При этом, как установлено Комиссией, решение ООО «Стратегия» об одностороннем отказе от исполнения Контракта на момент заседания Комиссии в судебном порядке Заказчиком не обжалуется.

На основании представленной переписки, а также пояснений сторон Контракта, Комиссия не находит достаточных доказательств того, что выполнение работ по Контракту в полном объеме зависело только от действий Подрядчика, а также достаточных доказательств, свидетельствующих о немотивированном уклонении Подрядчика от исполнения Контракта.

Учитывая, что фактически Контракт расторгнут по инициативе Общества; обязательства сторон по Контракту были прекращены и Контракт прекратил свое действие в связи с вступлением в законную силу Решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, то оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО «Стратегия», принимая во внимание наличие обстоятельств, изложенных выше, у Комиссии не имеется.

 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную администрацией муниципального образования Богородицкий район в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стратегия» (ИНН 4401161411; Можайское шоссе, д.18, оф.1А, г. Одинцово, Московская обл., 143007), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-155

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАТЕГИЯ"
ИНН 4401161411, ОГРН 1154401003570
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОГОРОДИЦКИЙ РАЙОН
ИНН 7112004052, ОГРН 1027102672706