Решение (комиссия) №4224/23 Решение от 10 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ" 300034, Тульская обл, Тула г, УЛ ДЕМОНСТРАЦИИ, 21 ups-ksl@mail.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕГИОНИНВЕСТ" 410022, Саратовская область, г Саратов, ул Им Азина В.М., д. 60, помещ. 8 st-64@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-760/2023

05 июля 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области «Управление противопожарной службы» (далее – Заказчик) (вх. № 5405-ЭП/23 от 29.06.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «РЕГИОНИНВЕСТ» (далее – Общество, ООО «РЕГИОНИНВЕСТ», Поставщик) (ИНН 6451020748; 410022, Саратовская область, г. Саратов, ул. Им. Азина В.М., д. 60, помещ. 8) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения контракта от 23.05.2023 № ЭА-20.23 на поставку насосов центробежных, шестерёнчатых для пожарных автомобилей (закупка №0366200035623002727) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- З., С. – представителей Заказчика на основании доверенности;

- Ш. – представителя Общества на основании приказа,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку насосов центробежных, шестерёнчатых для пожарных автомобилей (закупка №0366200035623002727) (далее – Электронный аукцион, Закупка).

 

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее – Извещение о Закупке), 27.04.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

 

В извещении установлены ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также условия допуска, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Начальная (максимальная) цена контракта – 570 000,00 рублей.

 

23.05.2023 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 416 100,00 рублей.

 

Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей (далее – товар) в соответствии со спецификацией (приложение № 1 к контракту) и описанием объекта закупки (приложение № 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.

 

В соответствии с Приложением № 2 к Контракту «Описание объекта закупки на поставку насосов центробежных, шестерёнчатых для пожарных автомобилей» передаче подлежит следующий товар:

 

п/п

Наименование поставляемого товара

Единица измерения

Количество

поставляемого товара

1

Насосы центробежные подачи жидкостей прочие ОКПД-2: 28.13.14.110

шт.

2

2

Насосы центробежные подачи жидкостей прочие ОКПД-2: 28.13.14.110

шт.

4

 

Пунктом 7 Приложения № 2 к Контракту установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара.

 

п/п

Наименование показателей

Требование значений

(диапазон значений)

показателей

Насосы центробежные подачи жидкостей прочие ОКПД-2: 28.13.14.110

(Насос центробежный)

1

Тип насоса

центробежный, одноступенчатый, консольный

1.1

Номинальная подача, л/с

40

1.2

Напор в номинальном режиме, метр

100

1.3

Максимальное давление на входе в насос, Мегапаскаль

0,6

1.4

Максимальное рабочее давление на выходе из насоса, Мегапаскаль

1,5

1.5

Номинальная геометрическая высота всасывания, метр

3,5

1.6

Максимальная геометрическая высота всасывания, метр

7,5

1.7

Время всасывания (водозаполнения) с максимальной геометрической высоты, секунда

40

1.8

Количество и условный диаметр всасывающих патрубков, шт/мм

1/125

1.9

Количество и условный диаметр Dy напорных патрубков, штука

3

1.9.1

Dy 80 Миллиметр

1

1.9.2

Dy 70 Миллиметр

2

1.10

Тип дозирующего устройства

ручное

1.11

Масса (сухая), Килограмм

80

1.12

Габаритные размеры насоса (при закрытых напорных вентилях):

1.12.1

Длина, Миллиметр

750

1.12.2

Ширина, Миллиметр

990

1.12.3

Высота, Миллиметр

730

1.13

Срок службы, Лет

10

1.14

Комплект поставки:

1.14.1

центробежный насос

наличие

1.14.2

система дозирования и подачи пенообразователя

наличие

1.14.3

коллектор напорный в комплекте с тремя вентилями

наличие

1.14.4

Мановакууметр, Штука

2

1.14.5

счетчик времени наработки

тахометр

Насосы центробежные подачи жидкостей прочие ОКПД-2: 28.13.14.110

(Насос центробежный)

2

Тип насоса

шестерёнчатый

2.1

Частота вращения, Оборот в минуту

1700

2.2

Геометрическая высота всасывания, Метр

3,6

2.3

Давление, Мегапаскаль

0,65

2.4

Производительность насоса, л./мин.,

600

2.5

Наибольшая геометрическая высота всасывания, Метр

6,5

2.6

Регулируемый предохранительный клапан

наличие

2.7

Внутренний диаметр всасывающего патрубка, Миллиметр

74

2.8

Внутренний диаметр напорного патрубка, Миллиметр

62

2.9

Рабочее давление, Мегапаскаль

0,45

2.10

Масса, Килограмм

30

2.11

Габаритные размеры:

2.11.1

Длина, Миллиметр

350

2.11.2

Ширина, Миллиметр

310

2.11.3

Высота, Миллиметр

240

 

Разделом 3 Контракта определен порядок и сроки поставки товара: поставка товара осуществляется Поставщиком в место доставки, указанное в пункте 1.2 Контракта, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта (в рабочие дни с 9.00 до 17.00).

Фактической датой поставки считается дата, указанная в документе о приемке товара, сформированного и подписанного Поставщиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).

Согласно пункту 5 Приложения № 2 к Контракту поставка товара осуществляется одной партией, разгрузка товара - силами и средствами Поставщика.

Пунктом 1.2. Контракта определено, что поставка товара осуществляется Поставщиком на склад Заказчика, находящийся по адресу г. Тула, ул. Волнянского, д. 1.

В соответствии с пунктом 4.1. раздела «4. Права и обязанности сторон» Контракта к обязанностям Поставщика отнесены, в том числе следующие:

4.1.1. Поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, спецификацией.

4.1.4. В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, осуществить действия, предусмотренные частью 20.1. статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

1) Поставщик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает такое решение в единой информационной системе;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

4.1.5. Предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.

Разделом 6 Контракта также определен порядок приемки товара.

В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: с момента заключения Контракта до «31» июля 2023 г. (срок действия контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщика по Контракту, оплаты за поставленный товар).

Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по настоящему контракту.

Из устных и письменных возражений представителей Общества, пояснений Заказчика, а также представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

28.04.2023 Поставщик приступил к поиску производителей и поставщиков товара, поставка которого предполагалась в рамках проводимого Заказчиком Электронного аукциона.

05.05.2023, 10.05.2023, 22.05.2023, 30.05.2023 и 05.06.2023 Обществом от третьих лиц (потенциальных субпоставщиков) были получены ответы на запросы о получении информации о сроке поставки и стоимости насоса НШН-600, в которых сообщалось о том, что поставка товара невозможна по причине нахождения производителя данных насосов на территории Украины.

18.05.2023 между Поставщиком и субпоставщиком (обществом с ограниченной ответственностью «Лига-Сервис») заключен договор №29/05-2023 на поставку насосов шестеренчатых в количестве 2 (две) штуке.

30.05.2023, 05.06.2023 и 06.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика посредством электронной почты направил информационные письма с уведомлением о том, что согласованный в Контракте товар, а именно центробежный насос подачи жидкостей (насос шестеренный НШН-600), в установленный срок поставить невозможно по причине нахождения единственного завода-производителя на территории Украины и поставить аналогичный товар невозможно. В связи с этим Общество просило расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

 

06.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил ответ на информационное письмо от 30.05.2023, в котором сообщает, что обстоятельства, указанные в письме, не являются обстоятельствами непреодолимой силы в виду того, что на территории Российской Федерации имеется производитель аналогичной продукции (общество с ограниченной ответственностью «Орловский машиностроительный завод»). При этом Заказчик указывает, что согласно Приложению № 1 к Контракту «Спецификация» страной производителем товара должна являться Российская Федерация. Также Заказчик требует сообщить предполагаемую дату поставки товара и уведомить о сложностях, возникших при исполнении Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения настоящего уведомления. Помимо этого Заказчиком направлена претензия о нарушении срока поставки товара и начислении неустойки.

06.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика посредством электронной почты направил письмо с просьбой сообщить ему информацию о ранее заключенных контрактах между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Орловский машиностроительный завод», о втором участнике Закупки, а также указать причину отказа от расторжения Контракта по соглашению сторон. Кроме того, Поставщик приводит доводы о том, что в соответствии с пунктами 10.3., 11.1. и 12.2 Контракта им были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта.

09.06.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщает, что у Общества возникли сложности с поиском контрагента, так как согласованный в Контракте товар в Российской Федерации не производят. В связи с этим Общество просит продлить срок поставки товара (центробежного насоса подачи жидкостей для пожарных автомобилей) на 30 календарных дней.

09.06.2023 Поставщиком в адрес общества с ограниченной ответственностью «Орловский машиностроительный завод» был направлен запрос о получении коммерческого предложения на поставку насосов НШН-600 в количестве 4 штуки и насосов НЦПН-40/100 в количестве 2 штуки.

13.06.2023 Заказчик в адрес Общества направил письмо о том, что довод Поставщика относительно того, что все заводы по производству насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей находятся на территории Украины, не является независящим от сторон Контракта обстоятельством, влекущим невозможность его исполнения. В связи с этим Заказчик требовал осуществить поставку насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей в соответствии со спецификацией к Контракту в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.

14.06.2023 Поставщиком от общества с ограниченной ответственностью «Орловский машиностроительный завод» получен ответ с информацией о том, что данная организация является производителем центробежных пожарных насосов и насосов шестеренчатых, а также ООО «Орловский машиностроительный завод» направлено коммерческое предложение со сроком изготовления насосов до 45 рабочих дней с даты поступления оплаты.

14.06.2023 Поставщиком в единой информационной системе было размещено решение об одностороннем отказе исполнения Контракта в связи с возникшими обстоятельствами у Общества, влекущими невозможность его исполнения в установленные Контрактом сроки. Также Общество утверждает, что исполнение Контракта без изменения его условий нарушает имущественные интересы Общества и повлечет для него такой ущерб, что оно в значительной степени лишится того, на что было вправе рассчитывать при заключении Контракта.

21.06.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил информационное письмо, в котором повторно сообщает о том, что довод Общества относительно того, что все заводы по производству насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей находятся на территории Украины не может быть принят во внимание, как независящее от сторон Контракта обстоятельством, влекущим невозможность его исполнения, так как в соответствии со спецификацией к Контракту страной производителем товара должна являться Российская Федерация. Помимо этого Заказчик сообщает, что поставка насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей является для учреждения важным фактором для выполнения поставленных задач и бесперебойной работы в пожаротушении на территории Тульской области. Срыв поставки товара может привести к выводу из строя пожарной техники, что является недопустимым при осуществлении деятельности по противопожарной безопасности и может подвергнуть опасности жизнь, здоровье, имущество граждан, проживающих на территории Тульской области.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании пункта 12.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;

б) при определении Поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.

 

 

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В связи с тем, что Заказчик не удовлетворил требование Поставщика о расторжении Контракта по соглашению сторон либо об изменении существенных условий Контракта при его исполнении в части продления срока поставки товара на 30 календарных дней, ООО «РЕГИОНИНВЕСТ» принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – решение исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта).

На основании части 20.1 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке: 1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Обществом решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 16.06.2023.

Следовательно, датой поступления Заказчику решения исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 16.06.2023.

В силу части 22 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

Из письменных и устных пояснений представителя Общества следует, что решение ООО «РЕГИОНИНВЕСТ» не отменено; решение вступило в законную силу и Контракт расторгнут 27.06.2023 по инициативе Общества.

Частью 22.2 статьи 95 Закона определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 4 статьи 104 Закона предусмотрено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

На основании части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков на предмет наличия оснований у Поставщика для одностороннего отказа от исполнения контракта, Комиссия пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).

Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.

В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.

Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, в рамках исполнения Контракта Поставщик столкнулся, по его убеждению, с рядом трудностей, такими, как отсутствие товара российского происхождения у контрагентов Общества, нахождением единственного завода-производителя на территории Украины (по мнению Общества), недостаточного количества времени для осуществления поставки товара в полном объеме в установленный Контрактом срок, которые и повлекли за собой невозможность надлежащего исполнения Контракта.

Вместе с этим, извещение о Закупке с прикрепленными документами были размещены Заказчиком в единой информационной системе в сроки, установленные Законом, были доступны для ознакомления в течение срока подачи заявок.

Участие Общества в Закупке является добровольным, Поставщик должен был оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в Электронном аукционе, с указанием поставки товара российского производства, Общество оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями Электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключенного Контракта Общество вправе было не принимать участие в Закупке либо, в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием Извещения о Закупке, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений Извещения.

При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в Электронном аукционе.

В данном случае участник Электронного аукциона не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении, из чего следует, что Обществу до подведения итогов Закупки были понятны и ясны предъявляемые к поставке товара требования.

Из материалов, представленных Обществом, следует, что первое информационное письмо от контрагента Поставщик получил 05.05.2023, таким образом, на момент начала процедуры подачи заявки на участие в Закупке, Поставщик не располагал информацией о стоимости товара на рынке и не озаботился получением соответствующей информацией для решения вопроса об участии в Закупке.

Однако, при участии в Электронном аукционе Общество снизило начальную (максимальную) цену контракта с 570 000,00 рублей до 416 100,00 рублей (то есть снижение цены Контракта в ходе торгов составило 27%), чем с большой долей вероятности обеспечило себе победу в Закупке, не убедившись, в свою очередь, в своих возможностях исполнить надлежащим образом условия Контракта и не имея на это экономического обоснования.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействий), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Для исполнения своих обязательств по Контракту Общество 18.05.2023 заключило договор с ООО «Лига-Сервис» на приобретение шестеренчатых насосов в количестве 2 штуки, при этом в спецификации к договору производитель товара и страна производства не указаны.

В период с 05.05.2023 по 22.05.2023 в адрес Общества поступали письма от контрагентов о том, что запрашиваемый товар у них отсутствует по причине нахождения завода-производителя на территории Украины.

Однако, обладая вышеуказанной информацией, 23.05.2023 Общество заключило Контракт с Заказчиком на поставку товара в срок до 30.05.2023.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ свобода договора является принципом гражданского права.

30.05.2023 (в крайний день поставки товара Заказчику) Обществу поступило письмо от ООО «Лига-Сервис» о том, что поставка шестеренчатых насосов в количестве 2 штуки им не будет осуществлена по причине отсутствия данного товара на территории Российской Федерации.

Таким образом, Поставщик, осознавая возможность наступления для него неблагоприятных последствий в результате невыполнения им условий Контракта, предпочел не исполнять условия Контракта и направил письмо Заказчику с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

Согласно пунктам 1-2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Однако, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, нарушение обязательств его контрагентами, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров.

Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения договора, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

При этом недобросовестность юридического лица определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Материалами рассматриваемого дела подтверждается, что Заказчик не согласился с доводами Поставщика о невозможности исполнить Контракт на согласованных в нем условиях, поскольку в данной ситуации обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению Контракта, отсутствовали, следовательно, обязанность Общества по поставке товара сохранялась. Так же Заказчик пояснил, что поставка насосов центробежных, шестеренчатых для пожарных автомобилей является для учреждения важным фактором для выполнения поставленных задач и бесперебойной работы в пожаротушении на территории Тульской области. Срыв поставки товара может привести к выводу из строя пожарной техники, что является недопустимым при осуществлении деятельности по противопожарной безопасности и может подвергнуть опасности жизнь, здоровье, имущество граждан, проживающих на территории Тульской области.

Впоследствии Поставщик на основании части 65.1 статьи 112 Закона просил Заказчика изменить существенные условия Контракта и поставить товар за пределами установленного Контрактом сроков (продлить срок поставки товара на 30 календарных дней).

Из диспозиции части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, следует, что изменение существенных условий контракта осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Вместе с тем, обстоятельства, предусмотренные части 65.1 статьи 112 Закона, в рассматриваемом деле отсутствуют.

 

В силу сложившихся обстоятельств, влекущих невозможность исполнения Контракта в сроки, указанные Заказчиком в письме от 13.06.2023, Общество приняло решение об одностороннем отказе исполнения контракта. Утверждая, что исполнение контракта без изменений его условий нарушает имущественные интересы Общества и повлечет для него такой ущерб, что оно в значительной степени лишится того, на что было вправе рассчитывать при заключении Контракта.

В соответствии с подпунктом «б» статьи 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Таким образом, при рассмотрении такого обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в случае если основанием для направления такого обращения является решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, то Комиссия должна установить факт наличия или отсутствия оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

При этом, Поставщик, будучи профессиональным участником закупочных отношений, мог и должен был разумно и добросовестно оценить условия поставки товаров, предусмотренные Контрактом, и реальность надлежащего исполнения обязательства в указанной части. Соответственно, приступив к исполнению договорных обязательств, Общество приняло на себя риски предпринимательской деятельности, установленные положениями статьи 401 ГК РФ.

Между тем материалами рассматриваемого дела не подтверждается наличие объективных обстоятельств, не позволяющих Обществу исполнить Контракт, на согласованных в нем обстоятельствах.

Поставщику, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, необходимо ссылаться на реальные основания, которые препятствуют поставке товара. Ссылки на отсутствие товара на территории Российской Федерации и невозможность поставить в срок, установленный Контрактом, не позволяет сделать вывод, что Общество является добросовестным участником закупки, поскольку таковые к обстоятельствам непреодолимой силы в силу положений ГК РФ не относятся.

Заказчиком была предоставлена возможность Поставщику исполнить взятые на себя обязательства по Контракту и поставить товар в полном объеме за пределами срока поставки товара, предусмотренного Контрактом; Заказчик настаивал на осуществлении поставки товара согласно условиям Контракта, однако Обществом обязательства по Контракту в полном объеме так и не были исполнены.

Поставщик, заключая Контракт, не имея в наличии товара в необходимом количестве и не проводя анализа рынка поставки соответствующих товаров, должен был оценивать свои риски.

Принимая условия закупочной документации и заключая Контракт, ООО «РЕГИОНИНВЕСТ» по своему усмотрению распорядилось принадлежащими ему гражданскими правами, свободно подало заявку на участие в Электронном аукционе, приняло на себя обязательства поставить в установленный срок соответствующий товар, следовательно, при принятии условий закупочной документации и направлении своего предложения Общество должно было проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом риска осуществления им предпринимательской деятельности, и соотнести предложенное со своими интересами и возможностями.

В данном случае в поведении ООО «РЕГИОНИНВЕСТ» имеются признаки недобросовестности, поскольку Общество, подписав Контракт на определенных условиях, тем самым согласилось с его условиями, однако не исполнило его.

На основании представленной переписки, а также пояснений сторон Контракта, Комиссия находит доказательства того, что поставка товара в полном объеме зависела только от действий Поставщика достаточными.

В материалы дела Заказчиком представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о необоснованном принятии решения об одностороннем отказе Общества от исполнения Контракта.

В рассматриваемом случае недобросовестность Поставщика выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Поставщиком условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.

В свою очередь, Заказчик, инициировав закупку на поставку насосов центробежных, шестерёнчатых для пожарных автомобилей, вправе рассчитывать на получение указанного товара в полном объеме. Отсутствие товара у контрагента Общества не влияет на отношения сторон Контракта и по общему правилу не освобождает Поставщика от ответственности за нарушение обязательства перед Заказчиком. Невозможность приобретения всего объема товара в целях исполнения Контракта непосредственно после его заключения, Обществом не доказана.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона).

По смыслу части 1 статьи 12 Закона заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

 

 

Так как ООО «РЕГИОНИНВЕСТ» не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, то указанное, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

И включение информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «РЕГИОНИНВЕСТ» (ИНН 6451020748; 410022, Саратовская область, г. Саратов, ул. Им. Азина В.М., д. 60, помещ. 8); по причине одностороннего отказа Поставщика от исполнения Контракта.

  2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОНИНВЕСТ» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению № 1).

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

27.06.2023

29.06.2023

28.06.2023

0

29.06.2023

05.07.2023

05.07.2023

0

10.07.2023

10.07.2023

0

0

 

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.

 

 

 

2023-4578

 

 

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ"
ИНН 7106508478, ОГРН 1087154042337
ООО "Регионинвест"
ИНН 6451020748, ОГРН 1226400009285