Решение б/н Решение от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-156/2021

09.03.2021                                                                                                         г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Главмедторг» (далее – Заявитель, Общество, ООО «Главмедторг») исх. № 5 от 01.03.2021 (вх. № 946 от 01.03.2021) на действия министерства здравоохранения Тульской области  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (эндоскопический комплекс для нейрохирургии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" (закупка № 0366200035621000532)  (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-

-

-

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО «Главмедторг» на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

В жалобе Заявитель указывает, что, по его мнению, в описании объекта закупки содержатся характеристики оборудования, способные повлечь ограничение числа участников закупки, поскольку установленные в техническом задании документации об электронном аукционе требования указывают на конкретного производителя товара.

1) Согласно доводам жалобы, в подпунктах 5.8, 5.9 пункта 5 части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку медицинской техники (эндоскопический комплекс для нейрохирургии) в рамках национального проекта «Здравоохранение» документации об электронном аукционе (далее – Техническое задание) содержится описание цифрового соединительного модуля с системой обработки изображения, обеспечивающего визуализацию и соответствующего техническим параметрам оборудования только производства компании Karl Storz.

Заявитель также указывает, что в описании модуля присутствуют технологии, которые используются не в нейроэндоскопии, а в лапароскопии.

2) В   пункте   6   Технического   задания   приведено   техническое   описание   Блока видеокамеры эндоскопической Image 1 H3-LINK, артикулярный номер ТСЗ00, соединительный модуль, для использования с IMAGE I FULL HD 3-хчиповыми головками камер, для использования с IMAGE1 CONNECT TC200, соответствующего только техническим параметрам оборудования производства компании Karl Storz.

3) В пункте 7 Технического задания содержится техническое описание трехчиповой головки камеры, при этом такую комбинацию параметров имеет, по мнению Заявителя, головка видеокамеры эндоскопической производства компании Karl Storz.

4) В подпункте 9.1 пункта 9 Технического задания содержится описание световодного кабеля, имеющего характеристику «увеличенная светопередача для возможности применения с ICG флуоресценцией». Как указывает Заявитель, технология «ICG флуоресценция» используется только в лапароскопии, и не используется в нейроэндоскопии.

5) В описании аппаратного модуля эндоскопической стойки указано на возможность адаптации их в интегрированную операционную. В частности, это касается пункта, описывающего Электрокоагулятор в пункте 79.2 Технического задания «Функция централизованного управления из стерильной зоны для возможности адаптации в интегрированную операционную»

Заявитель полагает, что указание на возможность интеграционного решения при отсутствии у Заказчика соответствующего оборудования является явным ограничением конкуренции, а упоминание этих опциональных составляющих является необязательным. В данном случае описывается возможность совместной работы аппаратных модулей производства компании Karl Storz в составе комплекта оборудования для интегрированной операционной OR1 этого же производителя.

Кроме этого, Заказчик требует к поставке элетрохирургическую систему с опциями, необходимыми для урологии и гинекологии (подпункт 79.14 Технического задания), в то время как такие опции не используется в нейроэндоскопии, следовательно, по мнению Общества, такое требование является избыточным, не соответствует клиническому назначению и приводит к перерасходу средств.

6) В пункте 40 Технического задания дано техническое описание адаптора к эндоскопам с точным указанием производителя, без возможностей замены на аналог: «Совместимость с всеми типами оптики KARL STORZ».

7) Заявитель также указывает, что в пунктах 41-47 Технического задания  также содержится описание оборудования, соответствующего только техническим параметрам оборудования производства компании Karl Storz.

8) В пунктах 52.3, 53.3,54.3, 55,3, 56.3 Технического задания приведено описание инструментов (ножницы, щипцы биопсийные, щипцы, щипцы захватывающие, щипцы для биопсии) с указанием избыточного параметра: «С соединением LUER для чистки» без обоснования его применения. Заявитель указывает, что в разборных инструментах эта характеристика также уникальна и соответствует инструментам одного производителя - компании Karl Storz.

9) В   пункте   63   Технического   задания   содержится   описание   инструмента для биполярной коагуляции в виде биполярных щипцов, используемых через рабочий канал нейроэндоскопа, что в применении к интракранеальной нейроэндоскопии, является уникальной позицией производителя Karl Storz.

10) В пунктах 75, 76 и 77 Технического задания описаны контейнеры для стерилизации и хранения эндоскопов и инструментов из пластика, без возможности предложить аналогичную продукцию из другого материала, что, по мнению Заявителя,  является нарушением законодательства в части соблюдения принципа конкуренции между участниками закупок.

11) Заявитель также в жалобе ссылается на то, что любой из потенциальных участников аукциона не имеет возможности приобрести указанное оборудование у производителя - KARL STORZ, поскольку у данного  производителя  есть  официальный  дистрибьютер, что не позволяет приобрести  данное оборудование напрямую у производителя.

12) Общество в своей жалобе ссылается также на то, что извещением установлены преимущества участникам закупки, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н - 20 %.

Заявитель в жалобе указывает, что статьёй 14 Закона, приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н предусмотрено применение национального режима при осуществлении закупок, когда для отечественных производителей предусмотрены преференции. Однако,  установленные в Техническом задании характеристики ограничивают участие в закупке поставщиков ряда производителей и/или самих производителей, способных предложить к поставке товар российского производства.

13) ООО «Главмедторг» в жалобе также приводит следующий довод. Рассматриваемая закупка осуществляется в рамках национального проекта "Здравоохранение".

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 22 февраля 2019 г. № 90н «Об утверждении перечня медицинских изделий для оснащения региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, расположенных на базе медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1771 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 1, ст. 63) утвержден перечень медицинских изделий для оснащения региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, расположенных на базе медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно приложению.

Вместе с тем, в этот закрытый перечень включена только «Нейроэндоскопическая стойка с набором жестких нейроэндоскопов и гибким по Гаабу и всеми принадлежностями и инструментом для аспирации внутримозговых гематом». Однако, в Техническом задании отсутствует набор гибких нейроэндоскопов по Гаабу.

Вышеуказанные положения Технического задания влекут, по мнению ООО «Главмедторг», нарушение норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положений Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).

В свою очередь, в письменных и устных возражениях на доводы жалобы  Заказчик сообщает следующее.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» в стандартах оснащения нейрохирургической операционной медицинской организации, в которой организован региональный сосудистый центр медицинской организации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации прописана Нейроэндоскопическая стойка с набором жестких нейроэндоскопов и гибким по Гаабу и всеми принадлежностями и инструментом для аспирации внутримозговых гематом.

Заказчиком при формировании аукционной документации (обосновании начальной (максимальной) цены контракта и подготовка технической части) проведено изучение рынка нейроэндоскопических комплексов с набором жестких нейроэндоскопов и гибким по Гаабу и всеми принадлежностями и инструментом для аспирации внутримозговых гематом, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемые Заказчиком товары, доказательством чему являются три поступивших в адрес Заказчика коммерческих предложения, согласно которым данными организациями может быть обеспечена поставка товаров, полностью соответствующих требованиям Заказчика, а также приказу Министерства здравоохранения РФ.

Техническая часть аукционной документации была сформирована исходя из писем потенциальных поставщиков, содержащих информацию о характеристиках эндоскопических комплексов для нейрохирургии двух разных производителей, а именно: KARL STORZ, В. Braun Aesculap. В материалы дела Заказчиком представлены соответствующие письма. Данное обстоятельство, по мнению Заказчика, подтверждает отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.

Также относительно доводов жалобы Заказчик сообщил следующее.

1) В состав Нейроэндоскопической стойки входит набор инструментов для нейроэндоскопа ЛОТТА вместе с видеоэндоскопическим комплексом, включающим эндоскопическую камеру, современный светодиодный источник холодного света и видеомонитор.

Данный комплекс реализован разными техническими возможностями у ряда ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

Описание объекта закупки – Эндовидеокамера (пункт 5 Технического задания) предусматривает возможность участия в данной закупке товара вышеуказанных производителей и имеет унифицированные значения, например, «тип эндовидеокамеры» предусматривает несколько вариантов исполнения - блок управления камерой или моноблок, что соответствует значениям «моноблок» - В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), «блок управления камерой» - KARL STORZ (Германия), Richard Wolf (Германия). Пункты 5.1 - 5.17 Технического задания имеют функциональные и технические значения, также соответствующие товару ряда производителей.

Технология 3D в нейрохирургии уже имеет опыт применения в Российских клиниках.

Система может быть расширена до использования 3D визуализации в нейрохирургии.

Технология 3D визуализации существует у ряда производителей, например KARL STORZ (Германия) и Olympus (Япония).

3D представляет собой стереоскопическую систему визуализации высокого разрешения с интегрированной функцией масштабирования, фокусировки и с механизмом выпрямления изображения для визуализации открытых и микрохирургических вмешательств.

Области применения 3D пересекаются с областями применения операционных микроскопов. С помощью 3D программ операционное поле отображается на 3D мониторе в увеличенном виде. Сенсоры с ультравысоким разрешением 4К обеспечивают плавное масштабирование изображения без потери качества с увеличением около 8-30 раз на 3D мониторе. Рабочая дистанция до операционного поля составляет 20-50 см.

В отличие от операционных микроскопов, технология 3D обеспечивает большую глубину фокусировки, имеет небольшие размеры, что, за счет большей свободы позиционирования, позволяет занимать эргономичное рабочее положение относительно операционного поля и наблюдать за операцией большему числу участников.

К основным областям применения 3D относятся:

  • нейрохирургия,
  • хирургия позвоночника.

http://endoguru.ru/articles/sistema-trekhmemoy-vizualizatsii- mikrokhirurgicheskikh-i-otkrytykh-vmeshatelstv-vitom-3d/

http://endoguru.ru/articles/pervyy-opyt-ispolzovaniya-vitom-3d-v-pediatricheskoy- neyrokhirurgii/

Области применения 3D в нейрохирургии:

3D можно использовать в широком спектре микрохирургических вмешательств для визуализации и увеличения оперируемого участка:

  • биопсия и резекция опухолей,
  • внутричерепное кровоизлияние,
  • лечение аневризмы,
  • декомпрессия нерва.

Технология 3D в нейрохирургии может быть альтернативой микроскопу, поскольку позволяет освободить руки хирурга и ассистентов от частой коррекции фокуса и угла обзора при использовании микроскопа.

Позволяет обеспечить объёмную картину операционного поля не только для оператора, но и для ассистента.

Технология 3D предоставляет более качественное изображение оперируемой области в значительной глубине через минимальное окно доступа.

Технология 3D демонстрирует высокую разрешающую способность области операционного поля при отдаленном расположении от зоны операции и качественное бестеневое изображение при малоинвазивном доступе на большой глубине.

Малогабаритность и мобильность позволяют обеспечить гибкое позиционирование экзоскопа относительно операционного поля и положения оператора.

2) Эндовидеокамера (пункт 6 Технического задания) реализована рядом ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

Описание объекта закупки - Эндовидеокамера предусматривает возможность участия в данной закупке товара вышеуказанных производителей и имеет унифицированные значения, например, «тип эндовидеокамеры» предусматривает несколько вариантов исполнения - блок управления камерой или модуль для жесткой эндоскопии, что соответствует значениям «моноблок» - В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), «блок управления камерой» - KARL STORZ (Германия), Richard Wolf (Германия). Дальнейшие пункты 6.2 - 6.8 имеют функциональные и технические значения, также соответствующие товару ряда производителей.

Модульная система позволяет сформировать Заказчику комплектацию, отвечающую его потребностям. А именно использование головок камер форматов - Full HD, 4К, 3D или гибких эндоскопов.

Данное обстоятельство позволяет расширить функционал системы без дополнительных финансовых затрат в зависимости от выполняемых процедур, навыков хирургической бригады и т.п.

Уникальные программные решения видеоплатформы, указанные Заявителем, реализованы в системе OTV-S400 Olympus, IMAGE 1 KARL STORZ.

3) Эндовидеокамера (пункт 7 Технического задания) реализована рядом ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д. Например, компания Olympus предлагает несколько вариантов исполнения эндоскопических видеокамер CH-S400 (4К) и компания KARL STORZ несколько вариантов исполнения эндоскопических видеокамер серии IMAGE 1 НЗ., которые полностью соответствуют требования Технического задания.

4) Технология ICG прочно вошла в практику нейрохирургии в связи с ее использованием при микроскопических оперативных вмешательствах. Интеграция этой технологии в эндоскопы ряда ведущих производителей (KARL STORZ, Olympus, В. Braun Aesculap и т.д.) способствует получению более подробной информации о кровообращении благодаря крупным планам и боковым проекциям.

Оптика ICG диаметром 4 мм используется для диагностики и интраоперационной ориентации в нейрохирургии и позволяет проводить оперативную интраоперационную оценку перфузии кровеносных сосудов и анатомических структур благодаря молекулярной визуализации. Новая оптика ICG для флуоресцентной диагностики основана на стандартной оптике HOPKINS®, применяемой в нейрохирургии. Поскольку смотровой фильтр для флуоресцентной диагностики ICG является неотъемлемым компонентом прибора, внешний вид изделий не отличается от внешнего вида стандартной оптики HOPKINS®.

В ближней инфракрасной области спектра (NIR) для флуоресценции можно использовать краситель индоцианин зеленый (ICG).

Области применения (среди прочего):

  • Внутричерепная аневризма,
  • Перфузия лоскутов (ЕЕА),
  • Локализация кровоснабжения (например, базилярной артерии в ходе эндоскопической вентрикулостомии третьего желудочка),
  • Идентификация гематоэнцефалических барьеров в высоковаскуляризованных опухолях.

Преимущества:

  • Различные углы обзора (0°, 30° и 45°) в отличие от прямого видения микроскопа,
  • Флуоресценция дольше наблюдается через эндоскоп, чем через микроскоп*,
  • Крупный план и увеличенные изображения тканевых структур.

Примечание:

Как указывает Заказчик, данная методика не рассматривалась для поставки в ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» (далее - Учреждение), однако систему можно расширить для применения методики ICG в практике врачей Учреждения.

5) Функция централизованного управления из стерильной зоны для возможности адаптации в интегрированную операционную является встроенной (базовой) функцией всех производителей, предлагающих нейроэндоскопическое оборудование. Данная функция включена в стандартное описание технических характеристик (KARL STORZ, Olympus, В. Braun Aesculap и т.д.).

Режим биполярной резекции (резки и коагуляции) в физиологическом растворе имеется у ряда производителей высокочастотного электрохирургического аппарата - BOWA (Германия), Medtronic (США), Olympus (Япония). При нейроэндоскопии головного мозга применяется функция биполярной коагуляции с использованием физиологического раствора.

6) Производитель KARL STORZ является одним из ведущих мировых производителей эндоскопического оборудования, который занимает лидирующую позицию в мире по всем направлениям хирургии, лапароскопии, нейрохирургии, урологии и т.д.

Для совместимости оборудования с видеосистемами и инструментами разных производителей существует терминология типов адаптеров, которые обозначаются как «тип KARL STORZ», «тип ERBE», «тип Bovie» и т.д. Данная аббревиатура указывает не на оборудование конкретного производителя, а на тип разъема. Данным адаптером комплектуется оборудование как производства KARL STORZ (Германия), так и Olympus (Япония) и т.д.

7) Пунктам 41 - 47.1 Технического задания соответствует оборудование ряда ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

8) Пунктам 52.3,53.3,54.3,55.3,56.3 Технического задания соответствует оборудование ряда ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

9) Пункту 63 Технического задания соответствует оборудование ряда ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

10) Пунктам 75, 76, 77 Технического задания соответствует оборудование ряда ведущих производителей, таких как KARL STORZ (Германия), В. Braun Aesculap (США), Olympus (Япония), Richard Wolf (Германия) и т.д.

11) Заказчик сообщает, что по информации, полученной от общества с ограниченной ответственностью «КАРЛ ШТОРЦ - Эндоскопы ВОСТОК» (ООО «КШТЭ ВОСТОК»), являющегося 100 % дочерней организацией компании КАРЛ ШТОРЦ СЕ и Ко. КГ (Германия) и осуществляющего коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, ООО «КШТЭ ВОСТОК» имеет широкую сеть на всей территории России. Все компании могут без ограничений продавать продукцию KARL STORZ в любом регионе России. Эксклюзивных дилеров по территориальному или каким-либо другим признакам компания КАРЛ ШТОРЦ не имеет. Соответствующее письмо представлено в материалы дела.

ООО «ГЛАВМЕДТОРГ» не обращалась в ООО «КШТЭ ВОСТОК» по вопросу приобретения эндоскопического комплекса для нейрохирургии для Тульской области.

12) Нейроэндоскопическая стойка с набором жестких нейроэндоскопов и гибким по Гаабу выпускала только компания KARL STORZ (Германия).

В настоящий момент, как поясняет Заказчик,  нейроэндоскоп по ГААБу снят с производственной программы KARL STORZ и вместо него используется более современный и удобный нейроэндоскоп ЛОТТА 6° и\или ЛОТТА 30°, разработанный знаменитым немецким нейрохирургом Генри Шредером.

На первых этапах развития нейроэндоскопии широко применялся уникальный «пространственный» эндоскоп, предложенный всемирно известным нейрохирургом профессором Гаабом, где для работы использовалась вся полость операционного тубуса, позволяя через небольшой диаметр (всего 6,5 мм) производить интенсивное промывание операционной полости, а также проводить инструменты до 2,7 мм в диаметре.

В обоих вентрикулоскопах - ГААБ и ЛОТТА, установлена широкоугольная оптика HOPKINS® прямого видения с отличными оптическими характеристиками, которая обеспечивает непревзойденное качество изображений и надежную ориентацию, даже в богатой белком или смешанной с кровью спинномозговой жидкости. По сторонам от центрального рабочего канала (2,9 мм) находятся два боковых канала меньшего диаметра (1, 6 мм). Один из них используется для ирригации и аспирации, а другой - для второго инструмента.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик поясняет, что приобретает оборудование, полностью соответствующее перечню согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения».

Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения потенциальных участников закупки, что свидетельствует, по его мнению, о наличии конкуренции на данном рынке, и подтверждает, что в документации об электронном аукционе не  содержатся требования, влекущие за собой ограничение количества участников.

Ввиду изложенного, Заказчик считает, что установленные в документации об электронном аукционе требования не противоречат нормам действующего законодательства.

Уполномоченным учреждением также представлены возражения относительно доводов жалобы.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком  антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Относительно иных доводов, изложенных в жалобе Заявителя, Комиссией установлено следующее.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (эндоскопический комплекс для нейрохирургии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение"  (далее - документация об электронном аукционе) 20.02.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 035 535,21 рублей.

Контракт на поставку медицинских изделий (эндоскопический комплекс для нейрохирургии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение"  по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.

Относительно доводов, изложенных в жалобе ООО «Главмедторг», Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом,  из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.

Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого оборудования содержатся в Техническом задании.

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона).

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в техническом задании документации об электронном аукционе характеристики не носят ограничительный характер.

Кроме того, объектом данного электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.

Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик р поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства.

Наряду с этим заказчик вправе определить параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, что следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона, и вытекает из общих положений Закона (статьи 6), в силу которых обеспечение максимального числа участников размещения заказа не может быть названо приоритетной целью закупок перед другой целью - наиболее полном удовлетворении потребностей заказчика, т.е. эффективностью и результативностью закупок, поскольку все названные приоритеты равноценны.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем эндоскопического комплекса, в связи с чем, закупаемое медицинское изделие может быть поставлено неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.

Довод Заявителя о том, что совокупность технических характеристик, указанных в Техническом задании документации об электронном аукционе, позволяет поставить только товар производства KARL STORZ, что ограничивает количество участников данной закупки,  Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.

Комиссия отмечает, что в силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.

Вместе с этим, Заявителем в Тульское УФАС России не представлено доказательств того, что описание требований к поставляемому товару, содержащееся в Техническом задании документации об электронном аукционе, указывает на товар определенного (единственного) производителя.

Равно как в составе жалобы отсутствуют информация и документы,  подтверждающие отсутствие закупаемого в рамках рассматриваемой закупки товара в свободном доступе, а также невозможность Заявителя принять участие в закупке.

При изложенных  обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что рассмотренный довод жалобы Заявителя носит предположительный характер и не подтвержден соответствующими доказательствами, в связи с чем,  Комиссия признает его необоснованным.

Между тем, из положений статьи 33 Закона следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме, необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.

Так, в зависимости от своих потребностей, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении торгов.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.

Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к приобретаемым товарам. Более того, указание в документации конкретных характеристик закупаемых товаров предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Из смысла статьи 33 Закона также следует, что если указанные в аукционной документации требования к закупаемым товарам не нарушают прямых запретов, установленных в указанной норме, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

Вместе с этим, по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько поставщиков могут осуществить поставку товаров, являющихся объектом закупки, а сам факт возможности участников торгов осуществить такую поставку.

Между тем из установленных Заказчиком требований к товару не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия или документация об электронном аукционе содержит указания на конкретного производителя товара. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что в случае исключения из Технического задания спорных характеристик, перечисленных в жалобе, к поставке возможен будет товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой документации об электронном аукционе.

Более того, характер рынка поставки эндоскопического комплекса  предполагает определенный профессионализм его участников. При этом Закон не обязывает заказчиков изменять свои потребности относительно закупаемого оборудования, и при этом ставить в приоритет оборудование с худшими характеристиками.

Следует отметить, что правом запросить у Заказчика разъяснение положений документации об электронном аукционе Заявитель не воспользовался.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных участвующими в деле лицами пояснений, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя о нарушении Министерством требований Закона при осуществлении закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод общества с  ограниченной ответственностью «Главмедторг» о нарушении Министерством здравоохранения Тульской области положений Федерального закона от 26 июля 2006 года  № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Главмедторг» исх.№ 5 от 01.03.2021 (вх. № 946 от 01.03.2021) на действия Министерства здравоохранения Тульской области  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (эндоскопический комплекс для нейрохирургии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия в рамках национального проекта "Здравоохранение" (закупка № 0366200035621000532)  необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны