Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 071/01/10-592/2022 О НАРУШЕН... от 7 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

7 июля 2022 года                                                                                                           г. Тула

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

 

08.04.2022 года (вх. № 2136) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление ООО «Ай Ти», направленное  Федеральной антимонопольной службой России, о  нарушении АО «Тульские городские электрические сети» (далее - АО  «ТГЭС», сетевая организация) антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

Из заявления ООО «Ай Ти» следует, что АО «ТГЭС» является владельцем сопряжённой инфраструктуры для размещения сетей электросвязи, предоставляет доступ к опорам наружного освещения и распределительной сети руководствуясь Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2014г. № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 2 Правил определены следующие понятия:

- инфраструктура для размещения сетей электросвязи (далее - инфраструктура) специальные объекты инфраструктуры и (или) сопряженные объекты инфраструктуры;

- сопряженные объекты инфраструктуры - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся в том числе воздушные линии электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные сооружения и коллекторы;

- владелец инфраструктуры“ субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. 147-ФЗ «О естественных монополиях», который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

Владелец инфраструктуры обязан раскрывать пользователям инфраструктуры информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре (пункт 9 Правил).

Согласно пункту 10 Правил, в состав информации, подлежащей опубликованию владельцем инфраструктуры в соответствии с настоящими Правилами, входят:

а) перечень специальных объектов инфраструктуры, к которым может быть предоставлен доступ владельцем инфраструктуры в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

б) порядок формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов;

 

 
   


в) информация о порядке и условиях выполнения запросов на предоставление информации о доступе к конкретным объектам инфраструктуры;

 

г) реестр заявлений о предоставлении доступа к инфраструктуре, который ведется владельцем инфраструктуры, в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил;

д) сведения о размере платы за предоставление информации, предусмотренной пунктом 13 настоящих Правил.

Однако, на официальном сайте АО «ТГЭС»  не опубликована информация ни об объектах инфраструктуры, ни о тарифах и порядке их формирования.

По мнению ООО «Ай Ти», в  действиях вышеуказанного лица имеются признаки нарушения, антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены, а также нарушение  пунктов 10, 30, 38 Правил.

АО «ТГЭС» обязано соблюдать ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, при формировании тарифа на доступ к инфраструктуре.

Федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Деятельность операторов связи регулируется не только Гражданским кодексом РФ, но и Федеральным законом «О связи», а также федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ в области связи, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 3-4 вышеуказанного закона).

На территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О связи»).

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (часть 5 статьи 6 Закона о связи).

АО «ТГЭС», в свою очередь, является субъектом естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

На основании указанной нормы приняты Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (Правила).

В силу пункта 3 Правил, недискриминационный доступ к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий реализации прав пользователей инфраструктуры независимо от их организационно-правовой формы, правовых отношений с владельцем инфраструктуры.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)

В силу пункта 18 Правил владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа н ней обратившемуся пользователю инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством РФ и Правилами. Доступ к инфраструктуре должен быть предоставлен любому пользователю инфраструктуры на основе недискриминационных условий.

Исходя из изложенного договор о предоставлении доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, является публичным договором.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона «О связи» организации связи по договору с собственником или владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

Пря этом, собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации  связи соразмерную  плату за пользование  этим и имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Однако, нигде в тексте закона понятие или признаки соразмерности не раскрыты

В силу пункта 38 Правил в состав тарифа на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил, которым предусмотрены следующие обязанности:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

При этом, в настоящее время не установлены требования к сопряжённым объектам инфраструктуры (по пункту 6 Правил), что подтверждается письмом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2016 № 1119-1-1661, в котором отмечено, что Минэнерго России 27.12.2002н. и Минсвязи России 24.04.2003г. утверждены правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4-35 кВ - Со 153-34.48.519-2002.

Вышеуказанные правила разработаны по заданию Минсвязи России в связи с насущной потребностью использования ВЛ 0,4 - 35 кВ для подвески оптических кабелей на совпадающих с заданными для организации связи трассами.

Вместе с тем, вышеуказанные правила устанавливают правила эксплуатации оптических кабелей, подвешенных на опорах BJI, которые заключается в проведении технического обслуживания и ремонта оптических кабелей, а не требования к содержанию самой инфраструктуры - опор.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными правилами техническое обслуживание оптических кабелей и его ремонт, без подъема на опору, соединение оптических волокон и монтаж муфт, производящиеся без подъема на опору, осуществляются связистами, обслуживающими эту линию связи.

В таких обстоятельствах необходимо руководствоваться фактическими затратами сетевых  компаний на содержание опор ЛЭП, связанных непосредственно с размещением на опорах линий электропередач.

Для этого исследуются первичные (бухгалтерские) документы монополиста за прошлый (или частично текущий) период, сопоставляются расходы на инфраструктуру для основного вида деятельности и для дополнительных видов деятельности.

Далее эти расходы проверяются на соответствие критериям обоснованности, реальности и доказанности.

Правила определяют тариф на доступ к инфраструктуре не как плату за пользование инфраструктурой, а как плату за работы по обеспечению возможности размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры,

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Иные затраты компенсируются владельцу инфраструктуры доходами от основного вида деятельности (к примеру, энергетическими компаниями - в тарифах на передачу электроэнергии), а некоторые затраты не компенсируются вовсе, т.к. в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011г. .№ 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее — ”Порядок ведения РУДР").

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным затратам.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с распределением затрат по видам деятельности.

Основной деятельностью АО «ТГЭС» (как энергетической компании) является передача электрической энергии.

Опоры ЛЭП являются сопряженными объектами инфраструктуры, т.е. используются, прежде всего, собственником инфраструктуры в своей основной деятельности по передаче электроэнергии, при осуществлении предпринимательской деятельности по передаче электроэнергии, затраты на воспроизводство объектов основных средств и на оплату налогов на имущество включаются в себестоимость продаваемой продукции (электроэнергии).

На передачу электрической энергии устанавливаются отдельные регулируемые тарифы, куда заложены расходы на эксплуатацию и полное воспроизводство основных средств, включая опоры ЛЭП.

В статьях 23, 23.2 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлен общий принцип установления тарифа по передаче электрической энергии — в состав платы включается возмещение расходов сетевой компании на эксплуатацию и полное воспроизводство основных средств, в т. ч. опор ЛЭП. Размер платы за технологическое присоединение также определяется исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежат осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Соблюдение данного принципа должно обеспечиваться при любой методике расчета тарифа на электроэнергию, При этом основные расходы по содержанию опор ЛЭП должна нести именно сетевая компания, поскольку использует опоры в своём основном виде деятельности — передаче электроэнергии.

- расходы на объект инфраструктуры, необходимые для осуществления основной деятельности владельца инфраструктуры

- оплату налога на имущество

Ввиду отсутствия на сайте AO «ТГЭС» порядка формирования тарифов, в настоящее время Заявителю невозможно проанализировать конкретные статьи затрат и выявить их соответствие антимонопольному законодательству РФ.

Однако,    Заявитель, приводит следующие доводы, позволяющие достоверно говорить о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении AO «ТГЭС» тарифов.

Так тарифы определены AO «ТГЭС» не методом фактически понесённых затрат, а сравнительным методом, в рамках отчёта об оценке рыночной стоимости аренды объектов.

Из  письма AO «ТГЭС» от 29.09.2021 № 16-99/7710 следует, что оценка стоимости аренды опоры для совместной подвески волоконно-оптического кабеля выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998г. № 1З5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки (ФСО). Объектом оценки является право размещения ВОЛС на опорах ВЛ по классах напряжения 0,4/6- 10/357110 кВ.

По состоянию на дату оценки на рынке было представлено достаточное количество предложений по аренде мест для размещения оборудования на опорах линий электропередачи для реализации сравнительного подхода. Затратный и доходный подходы не применялись, поскольку в условиях функционирующего рынка собственник в первую очередь будет ориентироваться на цены, сложившиеся на рынке. К дальнейшему использованию был принят метод сравнения продаж в рамках представленной информации в открытых источниках, как наиболее корректный текущему состоянию рынка. В соответствии с предложениями территориальных сетевых организациях стоимости права размещения ВОЛС на одной опоре линии электропередачи Обществом выведено среднее значение тарифа».

Для примера, антимонопольные разбирательства в отношении энергетических компаний. Сравнительная таблица, основанная на решениях ФАС России в 2020-2022 годах.

№ дела, владелец

инфраструктуры

оспариваемый тариф (руб. за 1 опору 0,4 кВ без НДС в мес.)

обоснованный тариф (руб. за 1 опору 0,4 кВ без НДС в мес.)

 

11/01/10-40/2019

ПAO «Россети Центра»

78,00

32,63

11/01/10-44/2020

AO «Орелоблэнерго»        

231,22 

 

35,60

11/01/10-45/2020

ПAO «Россети Кубань»

166,67 

30,00

 

11/01/10-19/2021

AO "Облкоммунэнерго"

344,83

41,88

11/01/10-20/2021

AO "НЭСК-электросети"

208,33

29,07

11/01/10-26/2021

ПAO «Россети Северный Кавказ»        

148,63 

 

39,49 — 40,83 руб

 

11/01/10-29/2021

ГУП «ОКЭС»

188,47

39,89

 

Всё это позволяет говорить о том, что тариф, установленный AO «ТГЭС», является монопольно высоким, экономически не обоснованным.

Вышеуказанной позиции придерживается Федеральная антимонопольная службы России, поручившая Управлению рассмотреть заявление Общества и принять соответствующие меры, в случае нарушения требований действующего законодательства.

 Согласно информации, представленной АО «ТГЭС» 27.05.2022г. (вх.3181), порядок (методика) формирования тарифа за временное возмездное пользование опорами линий электропередачи в Обществе отсутствует, размер платы определяется в твердой сумме и расчета за одно опору, порядок/методика ведения раздельного учета доходов и расходов также отсутствует, расчет затрат на обслуживание и содержание опор воздушных линий электропередач с постатейным обоснованием расходов и указанием уровня рентабельности в АО «ТГЭС не ведется.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

АО «ТГЭС», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии,  неправомерно, в отсутствие какого-либо обоснования устанавливает высокую стоимость на услуги, тем самым нарушило нормы действующих законодательных и нормативных актов и ущемило права и законные интересы последнего.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 07.07.2022г. № 61 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «ТГЭС» (ИНН 7105505971, ОГРН 1097154002648, г. Тула, ул. Демидовская плотина, д. 10, 300001) пункта 1 части 1 статьи 10  Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 вышеуказанного Закона,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 071/01/10-592/2022 к рассмотрению на 11 часов 30 минут 10 августа 2022 года по адресу:  г. Тула, ул. Жаворонкова, д.2, каб.24.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика – АО «ТГЭС» (ИНН 7105505971, ОГРН 1097154002648, г. Тула, ул. Демидовская плотина, д. 10, 300001);

заявителя – ООО «Ай Ти» (ИНН 7107115529, ОГРН  1167154072568, г. Тула, Новомосковское ш., д. 46, оф. 31, 300045).

заинтересованного лица – Комитет по тарифам Тульской области  (г. Тула, пр. Ленина, д. 2),

3. АО «ТГЭС» в срок до 29 июля 2022 года представить следующие документы и информацию:

3.1. Где, когда и в каком объеме Общество раскрывает сведения, предусмотренные Правилами? Подтвердить документально, представив копии официальных печатных изданий и скриншоты, на (в) которых раскрывалась информации за 2021-2022г. Если сведения не раскрывались обосновать правомерность нарушения Правил

3.2. Пояснить, почему в нарушение норм действующего законодательства, сетевой организацией не ведется раздельный учет доходов и  расходов по видам деятельности?

3.3. Почему в АО «ТГЭС» отсутствует порядок/методика формирования тарифов за предоставление доступа к инфраструктуре, включая условия дифференциации тарифов?

3.4. Письменные пояснения по признакам нарушения Правил, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Комитету по тарифам, ООО «Ай Ти» в срок до 29 июля 2022 года представить письменные пояснения по обстоятельствам дела, при наличии

 

 

Явка заявителя,  ответчиков по делу или их представителей (с доверенностями на участие в рассмотрении дела)  обязательна.

 

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, контактный телефон: 8 (4872) 36-49-58.

2. Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами.

3. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью уполномоченного лица и скреплены печатью юридического лица.

4. Информация, составляющая в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» коммерческую тайну, должна иметь гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения).

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные, осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной ли устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу, в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в территориальный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны