Решение (комиссия) №4147/23 решение от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» набережная Тараса Шевченко, д. 23А, г. Москва, 121151 ko@rts-tender.ru Общество с ограниченной ответственностью "Неофарм" 620144, г. Екатеринбург, ул. Верещагина, стр. 6А, оф. 327 neofarm.med@yandex.ru Государственное учреждение здравоохранения Тульской области "Тульская областная клиническая больница" 300053, г. Тула, ул. Яблочкова, д.1А tobzakup7@medic.tula.ru, ogztokb1@medic.tula.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК" пр-кт Ленина, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-754/2023

 

03 июля 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Неофарм» (вх. № 5369-ЭП/23 от 28.06.2023) (далее – Заявитель, ООО «Неофарм», Общество) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии для ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» (закупка № 0366200035623003989) (далее – электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференции:

- Р. – представителя Заказчика на основании доверенности;

- Н. – представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» на основании доверенности,

в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о Закупке установлены условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 №126н (ред. от 14.10.2019) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ Минфина № 126н). Данный нормативный правовой акт устанавливают приоритет для товаров российского производства.

Вместе с тем по позиции № 2 ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии для ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» Извещения о Закупке (далее – Описание объекта Закупки) для товара «Шприц общего назначения», Заказчиком установлено требование о совместимости данного товара с насосами марки Перфузор.

Заявитель отмечает, что в России на сегодняшний день присутствуют четыре завода, которые изготавливают Шприцы с соединением Луер Лок с внешней резьбой, для подсоединения к энтеральным удлинительным линиям, зондам и коннекторам с внутренней резьбой. Однако продукция ни одного из российских заводов не включена в перечень штрицев, рекомендованных производителем насосов Перфузор к применению с насосами Перфузор.

Таким образом, включение в Описание объекта Закупки изделий, производящихся исключительно зарубежными компаниями, фактически исключает возможность отечественным производителям принять участие в Закупке, а также воспользоваться преимуществом при участии в электронном аукционе, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102), которое не может быть реализовано, поскольку по нескольким позициям Технического задания исключена возможность поставки товара отечественного производства.

 

Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика выразили несогласие с доводами жалобы, представил письменные пояснения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) (далее – Извещение о Закупке) 16.06.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 779 035,50 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно довода жалобы Общества Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона.

Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей Закона Постановлением № 102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также среди прочего утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).

На основании пункта 2 Постановления № 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:

а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:

- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.

Пунктом 2(2) Постановления № 102 предусмотрено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.

Частью 4 статьи 14 Закона установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Данные условия закреплены в Приказе № 126н, определяющим условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу.

Извещением установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом Минфина России N 126н, а также ограничение допуска и условия допуска согласно Постановлению № 102.

Согласно извещению о Закупки и приложению к указанному извещению Описание объекта закупки объектом Закупки являются:

Игла спинальная, одноразового использования (код КТРУ 32.50.13.110-00004251); Шприц общего назначения (код КТРУ 32.50.13.110-00004565); Скальпель, одноразового использования (код КТРУ 32.50.13.190-00007709); Лезвие скальпеля, одноразового использования (код КТРУ 32.50.13.190-00007714).

В перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничения допуска для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г.), входит код ОКПД2 32.50.13.110, а именно: шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них.

В подпункте 2.9 пункта 2 Описания объекта Закупки для товара «Шприц общего назначения» (код КТРУ - 32.50.13.110-00004565) предусмотрена характеристика «Совместимость с насосами марки Перфузор, имеющимися у заказчика» установлено значение «Наличие». При этом в обосновании установленного требования Заказчиком указано «Данные насосы имеются у заказчика. Шприц должен быть внесен в инструкцию к прибору. Все его геометрические данные такие как длина, толщина стенок шприца, сопротивление при ходе плунжера и тд. внесены в память прибора»

Представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а не их изготовление. Описание объекта закупки сформировано на основании потребностей Заказчика в соответствующих товарах с учетом анализа рынка расходных материалов, которые удовлетворяют требованиям качества и безопасности запрашиваемой продукции.

Заказчик отметил, что все товары находятся в свободном доступе, могут быть приобретены на рынке подобных товаров и поставлены любым участником Закупки. Для участия в данном аукционе не требуется какое-либо дополнительное разрешение на закупку товаров подобного рода или получение специальных лицензий.

При формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

По утверждению Заявителя, товар, предусмотренный пунктом 2 Описания объекта Закупки для товара «Шприц общего назначения», обладающий характеристикой «Совместимость с насосами марки Перфузор», производится только зарубежными производителями, а иные необходимые к поставке товары – производятся, в том числе на территории Российской Федерации.

Между тем, ни Постановление № 102, ни Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н не устанавливают каких-либо запретов на объединение в один лот товаров зарубежного и российского производства.

Комиссия отмечает, что Закон не содержит требований к формированию лотов; материалами дела подтверждено, что все изделия медицинского назначения, поставка которых является объектом электронного аукциона, включены в состав одного вида продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (32.50.13), неразрывно связаны между собой технологически и функционально, то есть используются для инъекций и взятия крови, введения в организм пациентов лекарственных форм и иных веществ, используются вместе и подменяют друг друга, поэтому их объединение в один лот не нарушает норм материального права.

В свою очередь, исключение из Описания объекта закупки позиции 2 не повлечет участие в аукционе участников, предлагающих к поставке медицинских изделий исключительно российского производства, поскольку к поставке может быть предложен товар производства любых стран, так как Постановление № 102, Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н не содержат запрета на поставку товара иностранного производства.

Требуемые к поставке медицинские изделия имеются в свободном обращении на рынке медицинских изделий Российской Федерации и могут быть закуплены любым участником закупки.

Доказательств, что Заявитель не имеет возможности закупить и поставить такие товары, не представлено.

При этом положения Извещения о Закупке в равной мере распространяются на всех участников Закупки, не ставя никого в преимущественное положение, и направлены, прежде всего, на определение победителя Закупки, который может поставить товар, отвечающий потребности Заказчика.

Из установленных Заказчиком требований к товару не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия.

Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

Одновременно Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 105 Закона при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.

В силу части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Исходя из взаимосвязи положений части 1 статьи 105, части 4 статьи 106 Закона, Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количество участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.

В рассматриваемом случае к жалобе Заявителем не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы.

В частности, к жалобе не приложены документальные доказательства отсутствия на рынке товара и невозможности приобретения товара, соответствующего потребности Заказчика, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции и отсутствии возможности принять участие в данном аукционе.

При этом Общество не раскрывает информацию относительно того, какой именно товар хотел бы поставить в рамках Закупки и какие характеристики такого товара не соответствуют требованиям Описания объекта закупки, которые не позволяет ему подать заявку на участие в Закупке.

Вместе с тем, административный процесс рассмотрения жалоб в рамках Закона не обязывает контролирующий орган устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

 

В связи с изложенным, Комиссия признает рассмотренный довод жалобы необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Неофарм» (вх. № 5369-ЭП/23 от 28.06.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения Тульской области "ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения для отделения реанимации и интенсивной терапии для ГУЗ ТО «Тульская областная клиническая больница» (закупка № 0366200035623003989) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4497

 

 

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Неофарм"
ИНН 6671262260, ОГРН 1236600014023
ГУЗ ТО "Тульская областная клиническая больница"
ИНН 7105008306, ОГРН 1027100689989
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746