Заключение б/н Заключение от 19 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА |
|
|
Прокуратура города Тулы
ул. Мира, д. 54, г. Тула, 300012
|
|
|
|
|
|
Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства города Тулы»
ул. Гоголевская, д. 73, г. Тула, 300034
|
|
|
УПРАВЛЕНИЕ |
|
|
Общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль»
ул. Шахтеров, д. 16/8, оф. 7, 8, г. Новомосковск, Тульская область, 301650
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 071/01/16-132/2021
|
16 апреля 2021 года г. Тула
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев дело № 071/01/16-132/2021, возбужденное по признакам нарушения муниципальным учреждением «Управление капитального строительства города Тулы» (ул. Гоголевская, д. 73, г. Тула, 300034, ИНН: 7106003357; ОГРН: 1027100756870), обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (ул. Шахтеров, д. 16/8, оф. 7, 8, г. Новомосковск, Тульская область, 301650; ИНН: 7116509907; ОГРН: 1137154003623) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой города Тулы в соответствии с поручением прокуратуры Тульской области проведена проверка по факту возможного нарушения антимонопольного законодательства при заключении МУ «УКС г. Тулы» с ООО «Вертикаль» муниципального контракта от 27.11.2018 № СО-030-18 на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» в рамках оказания услуг по водоснабжению, выявленных в ходе расследования уголовного дела № 11907700001370050.
25.01.2021 в Тульское УФАС России поступило заявление прокуратуры города Тулы исх. № 7-11-2021 от 22.01.2021 (вх. № 297), содержащее информацию о признаках нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» (далее – МУ «УКС г. Тулы», Заказчик, Учреждение), общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (далее – ООО «Вертикаль», Общество, Подрядчик) при заключении муниципального контракта от 27.11.2018 № СО-030-18 на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР».
По результатам рассмотрения заявления, материалов на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24.02.2021 № 20 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 071/01/16-132/2021.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
19.11.2019 в следственном отделении УФСБ России по Тульской области в отношении директора ООО «Вертикаль» «__» по факту хищения денежных средств муниципального бюджета, в рамках исполнения вышеуказанного контракта, возбуждено уголовное дело № 11907700001370050 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с уставом (далее – Устав) МУ «УКС г. Тулы» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, муниципального образования город Тула.
Учреждение является юридическим лицом. Тип Учреждения – казенное учреждение.
Учредителем МУ «УКС г. Тулы» является управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (далее – Учредитель), которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств муниципального бюджета, является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула, обеспечивающим полномочия главы администрации города Тулы в области градостроительства, архитектуры, землеустройства и земельных отношений.
Согласно пункту 2.1. Устава основной целью деятельности Учреждения является организация проектирования, строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта и текущего ремонта объектов местного значения, а также обеспечение выполнения функций муниципального заказчика.
Из пункта 2.3. Устава следует, что для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности:
2.3.1. Обеспечение выполнения функций муниципального заказчика:
- подготовка документов для организации размещения муниципального заказа на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению; капитальному ремонту и текущему ремонту объектов местного значения, в том числе на закупку и поставку материально-технических ресурсов, оказанию услуг для нужд муниципального образования город Тула;
- заключение и оплата муниципальных контрактов и иных договоров по результатам проведенных торгов, подлежащих исполнению за счет средств муниципального образования город Тула;
- обеспечение контроля, в том числе за соблюдением сроков и качеством выполнения работ, оказания услуг, сроков поставки в рамках заключенных муниципальных контрактов.
2.3.3. Осуществление строительного контроля.
В силу требований части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Таким образом, требования Закона о контрактной системе являются обязательными для соблюдения МУ «УКС г. Тулы».
Статья 6 Закона о контрактной системе закрепляет основные принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.
Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Между тем, частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.
Таким образом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.
В то же время принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок — искусственного ограничения конкуренции и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта в обход конкурентных процедур.
Установлено, что между МУ «УКС г. Тулы» и ООО «Вертикаль» по результатам закупки у единственного поставщика на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен контракт от 27.11.2018 № СО-030-18 (далее – Контракт) на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» (далее – Объект) в рамках оказания услуг по водоснабжению.
Цена Контракта – 7 500 000 рублей.
Контрактом установлены следующие сроки выполнения работ:
начало выполнения работ – с момента заключения контракта,
окончание работ – не позднее 25.12.2018.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе в случае, если предметом закупки является оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
В соответствии с определениями, содержащимися в пункте 2 статьи 2 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении: водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение определено как обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Вместе с тем, из технического задания и иной документации, имеющейся в материалах проверки, следует, что фактически предметом Контракта являются работы по строительству сети водоснабжения в северной части Зареченского района г. Тулы: разработка траншеи, земляные работы, укладка трубопроводов.
Таким образом, Контрактом не предусмотрено оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что цена Контракта превысила предельную сумму, установленную пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, МУ «УКС г. Тулы» надлежало провести конкурентную закупку на выполнение работ по строительству сети водоснабжения на Объекте. Способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) избран МУ «УКС г. Тулы» неправомерно.
Со стороны МУ «УКС г. Тулы» Контракт подписан заместителем начальника МУ «УКС г. Тулы» «__».
Опрошенная в прокуратуре города Тулы по вопросу заключения и исполнения Контракта «__» пояснила следующее.
В период с 17.11.2018 по 31.01.2019 «__» состояла в должности заместителя начальника МУ «УКС г. Тулы». Контракт был заключен с ООО «Вертикаль» как с единственным поставщиком по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению) в рамках выполнения муниципальной программы по обеспечению инфраструктуры многодетных семей.
«__» также сообщила, что фактически ООО «Вертикаль» заранее было ознакомлено с проектно-сметной документацией на выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных Контрактом, и с согласия МУ «УКС г. Тулы», ООО «Вертикаль» приступило к выполнению работ (разбивке трассы, завоз материалов, размещение строительных вагонов) до заключения Контракта, а именно: 23.10.2018, поскольку деньги необходимо было освоить в короткий срок в течение последних двух месяцев 2018 года.
ООО «Вертикаль» завершило предусмотренные Контрактом работы на Объекте 25.12.2018. Указанные работы в полном объеме оплачены МУ «УКС г. Тулы» 27.12.2018.
«__», исполнявший в период заключения и исполнения Контракта полномочия директора ООО «Вертикаль», от дачи объяснений в прокуратуре города Тулы, в Тульском УФАС России отказался.
Вместе с тем, в материалах уголовного дела № 1.19.07700001.3700050 имеется протокол допроса, согласно которому «__» указывает, что работы по Контракту были начаты в середине октября 2018 года. Согласно имеющимся в материалах уголовного дела протоколам допросов, иные лица, работавшие от ООО «Вертикаль», в своих объяснениях также указывают, что работы по строительству водопровода были начаты в октябре 2018 года, то есть до заключения Контракта.
Из материалов дела следует, что стоимость работ, выполненных ООО «Вертикаль» на Объекте, составила 7 499 979,56 руб.
Работы на Объекте были приняты МУ «УКС г. Тулы» в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 21.12.2018 на сумму 7 499 979,56 руб., а также актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2) от 07.12.2018 № 1, от 14.12.2018 № 2, от 19.12.2018 № 3, от 21.12.2018 № 4, и оплачены в полном объеме платёжными поручениями от 19.12.2018 № 1352, от 20.12.2018 № 1368, от 26.12.2018 № 1423, от 26.12.2018 № 1407.
В рамках рассмотрения дела № 071/01/16-132/2021 Комиссией Тульского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме. Целью исследования является анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке работ по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
В результате проведённого анализа состояния конкуренции было установлено, следующее:
1. Временной интервал исследования определен периодом с 27.11.2018 (дата заключения контракта) по 26.12.2018 (дата оплаты подрядчику выполненных работ).
2. Продуктовые границы рынка определены как работы по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
3. Географические границы товарного рынка работ по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения определены границами территории муниципального образования город Тула.
Состав хозяйствующих субъектов для целей данного исследования определялся путем направления запросов в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.
В соответствии с полученной от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области информацией, на территории города Тулы деятельность по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения осуществляет более 200 хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.
Следовательно, рассматриваемый рынок является конкурентным.
Таким образом, действия муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы», выразившиеся в заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль» соглашения, направленного на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» до заключения контракта, заключение контракта на выполнение указанных работ на сумму 7 500 000, 00 рублей на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и существенно нарушили положения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Указанные действия способствовали созданию преимущественного положения ООО «Вертикаль» и лишили других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на участие в конкурентной закупочной процедуре на строительство сети водоснабжения в северной части Зареченского района г. Тулы.
Осуществление со стороны МУ «УКС г. Тулы» и ООО «Вертикаль» согласованных действий, направленных на выполнение работ по строительству сети водоснабжения в северной части Зареченского района города Тулы без проведения конкурентной закупки в целях исключения участия в ней иных хозяйствующих субъектов свидетельствует о нарушении ими положений статьи 16 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в соглашении муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» и общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», направленном на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» до заключения контракта, заключение контракта на выполнение указанных работ на сумму 7 500 000, 00 рублей на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур, имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела № 071/01/16-132/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать указанные действия муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» и общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.