Заключение б/н Заключение от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

 

 

 

Прокуратура города Тулы

 

ул. Мира, д. 54, г. Тула, 300012

 

 

 

 

 

Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства города Тулы»

 

ул. Гоголевская, д. 73, г. Тула, 300034

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

«Вертикаль»

 

ул. Шахтеров,  д. 16/8, оф. 7, 8, г. Новомосковск, Тульская область, 301650

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 071/01/16-132/2021

 

16 апреля 2021 года                                                                                                            г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 071/01/16-132/2021, возбужденное по признакам нарушения муниципальным учреждением «Управление капитального строительства города Тулы» (ул. Гоголевская, д. 73, г. Тула, 300034, ИНН: 7106003357; ОГРН: 1027100756870), обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (ул. Шахтеров,  д. 16/8, оф. 7, 8, г. Новомосковск, Тульская область, 301650; ИНН: 7116509907; ОГРН: 1137154003623) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой города Тулы в соответствии с поручением прокуратуры Тульской области проведена проверка по факту возможного нарушения антимонопольного законодательства при заключении МУ «УКС г. Тулы» с                ООО «Вертикаль» муниципального контракта от 27.11.2018 № СО-030-18 на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» в рамках оказания услуг по водоснабжению, выявленных в ходе расследования уголовного дела                                 № 11907700001370050.

25.01.2021 в Тульское УФАС России  поступило заявление прокуратуры города Тулы исх. № 7-11-2021 от 22.01.2021 (вх. № 297), содержащее информацию о признаках нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» (далее – МУ «УКС г. Тулы», Заказчик, Учреждение), общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (далее – ООО «Вертикаль», Общество, Подрядчик) при заключении муниципального контракта от 27.11.2018 № СО-030-18 на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР».

По результатам рассмотрения заявления, материалов на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24.02.2021 № 20 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 071/01/16-132/2021.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

19.11.2019 в следственном отделении УФСБ России по Тульской области в отношении директора ООО «Вертикаль» «__» по факту хищения денежных средств муниципального бюджета, в рамках исполнения вышеуказанного контракта, возбуждено уголовное дело № 11907700001370050 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с уставом (далее – Устав) МУ «УКС г. Тулы» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области, муниципального образования город Тула.

Учреждение является юридическим лицом. Тип Учреждения – казенное учреждение.

Учредителем МУ «УКС г. Тулы» является управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы. Функции и полномочия учредителя осуществляет управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы (далее – Учредитель), которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств муниципального бюджета, является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула, обеспечивающим полномочия главы администрации города Тулы в области градостроительства, архитектуры, землеустройства и земельных отношений.

Согласно пункту 2.1. Устава основной целью деятельности Учреждения является организация проектирования, строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта и текущего ремонта объектов местного значения, а также обеспечение выполнения функций муниципального заказчика.

Из пункта 2.3. Устава следует, что для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности:

2.3.1. Обеспечение выполнения функций муниципального заказчика:

- подготовка документов для организации размещения муниципального заказа на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению; капитальному ремонту и текущему ремонту объектов местного значения, в том числе на закупку и поставку материально-технических ресурсов, оказанию услуг для нужд муниципального образования город Тула;

- заключение и оплата муниципальных контрактов и иных договоров по результатам проведенных торгов, подлежащих исполнению за счет средств муниципального образования город Тула;

- обеспечение контроля, в том числе за соблюдением сроков и качеством выполнения работ, оказания услуг, сроков поставки в рамках заключенных муниципальных контрактов.

2.3.3. Осуществление строительного контроля.

В силу требований части 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, размещение заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных, нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Таким образом, требования Закона о контрактной системе являются обязательными для соблюдения МУ «УКС г. Тулы».

Статья 6 Закона о контрактной системе закрепляет основные принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается   совершение  заказчиками  любых  действий,   которые   противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Между тем, частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.

Таким образом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Вместе с тем, Закон о контрактной системе определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.

В то же время принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок — искусственного ограничения конкуренции и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта в обход конкурентных процедур.

Установлено, что между МУ «УКС г. Тулы» и ООО «Вертикаль» по результатам закупки у единственного поставщика на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен контракт от 27.11.2018 № СО-030-18 (далее – Контракт) на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района г. Тулы» (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» (далее – Объект) в рамках оказания услуг по водоснабжению.

Цена Контракта – 7 500 000 рублей.

Контрактом установлены следующие сроки выполнения работ:

начало выполнения работ – с момента заключения контракта,

окончание работ – не позднее 25.12.2018.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в том числе в случае, если предметом закупки является оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

В соответствии с определениями, содержащимися в пункте 2 статьи 2 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении: водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение определено как обеспечение потребителей тепловой энергии, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Вместе с тем, из технического задания и иной документации, имеющейся в материалах проверки, следует, что фактически предметом Контракта являются работы по строительству сети водоснабжения в северной части Зареченского района г. Тулы: разработка траншеи, земляные работы, укладка трубопроводов.

Таким образом, Контрактом не предусмотрено оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что цена Контракта превысила предельную сумму, установленную пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, МУ «УКС г. Тулы» надлежало провести конкурентную закупку на выполнение работ по строительству сети водоснабжения на Объекте. Способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) избран МУ «УКС г. Тулы» неправомерно.

Со стороны МУ «УКС г. Тулы» Контракт подписан заместителем начальника МУ «УКС г. Тулы» «__».

Опрошенная в прокуратуре города Тулы по вопросу заключения и исполнения Контракта «__» пояснила следующее.

В период с 17.11.2018 по 31.01.2019 «__» состояла в должности заместителя начальника МУ «УКС г. Тулы». Контракт был заключен с                      ООО «Вертикаль» как с единственным поставщиком по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению) в рамках выполнения муниципальной программы по обеспечению инфраструктуры многодетных семей.

«__» также сообщила, что фактически ООО «Вертикаль» заранее было ознакомлено с проектно-сметной документацией на выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных Контрактом, и с согласия МУ «УКС г. Тулы», ООО «Вертикаль» приступило к выполнению работ (разбивке трассы, завоз материалов, размещение строительных вагонов) до заключения Контракта, а именно: 23.10.2018, поскольку деньги необходимо было освоить в короткий срок в течение последних двух месяцев 2018 года.

ООО «Вертикаль» завершило предусмотренные Контрактом работы на Объекте 25.12.2018. Указанные работы в полном объеме оплачены МУ «УКС                  г. Тулы» 27.12.2018.

«__», исполнявший в период заключения и исполнения Контракта полномочия директора ООО «Вертикаль», от дачи объяснений в прокуратуре города Тулы, в Тульском УФАС России отказался.

Вместе с тем, в материалах уголовного дела № 1.19.07700001.3700050 имеется протокол допроса, согласно которому «__» указывает, что работы по Контракту были начаты в середине октября 2018 года. Согласно имеющимся в материалах уголовного дела протоколам допросов, иные лица, работавшие от  ООО «Вертикаль», в своих объяснениях также указывают, что работы по строительству водопровода были начаты в октябре 2018 года, то есть до заключения Контракта.

Из материалов дела следует, что стоимость работ, выполненных ООО «Вертикаль» на Объекте, составила 7 499 979,56 руб.

Работы на Объекте были приняты МУ «УКС г. Тулы» в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 21.12.2018 на сумму 7 499 979,56 руб., а также актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2) от 07.12.2018 № 1, от 14.12.2018 № 2, от 19.12.2018 № 3, от 21.12.2018 № 4, и оплачены в полном объеме платёжными поручениями от 19.12.2018 № 1352, от 20.12.2018 № 1368, от 26.12.2018 № 1423, от 26.12.2018 № 1407.

В рамках рассмотрения дела № 071/01/16-132/2021 Комиссией Тульского УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции в необходимом объеме. Целью исследования является анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке работ по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.

В результате проведённого анализа состояния конкуренции было установлено, следующее:   

1. Временной интервал исследования определен периодом с 27.11.2018 (дата заключения контракта) по 26.12.2018 (дата оплаты подрядчику выполненных работ).

2. Продуктовые границы рынка определены как работы по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.

3. Географические границы товарного рынка работ по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения определены границами территории муниципального образования город Тула.

Состав хозяйствующих субъектов для целей данного исследования определялся путем направления запросов в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.

В соответствии с полученной от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области информацией, на территории города Тулы деятельность по строительству инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения осуществляет более 200 хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.

Следовательно, рассматриваемый рынок является конкурентным.

Таким образом, действия муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы», выразившиеся в заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль» соглашения, направленного на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» до заключения контракта, заключение контракта на выполнение указанных работ на сумму 7 500 000, 00 рублей на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и существенно нарушили положения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции. 

Указанные действия способствовали созданию преимущественного положения ООО «Вертикаль» и лишили других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, возможности реализовать свое право на участие в конкурентной закупочной процедуре на строительство сети водоснабжения в северной части Зареченского района г. Тулы.

Осуществление со стороны МУ «УКС г. Тулы» и ООО «Вертикаль» согласованных действий, направленных на выполнение работ по строительству сети водоснабжения в северной части Зареченского района города Тулы без проведения конкурентной закупки в целях исключения участия в ней иных хозяйствующих субъектов свидетельствует о нарушении ими положений статьи 16 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в соглашении муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тулы» и общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», направленном на выполнение работ по объекту: «Внеплощадочные сети застройки «Жилой район, расположенный в северной части Зареченского района города Тулы (газ, канализация, водоснабжение, теплоснабжение), в т.ч. ПИР» до заключения контракта, заключение контракта на выполнение указанных работ на сумму 7 500 000, 00 рублей на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без проведения конкурентных процедур, имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела № 071/01/16-132/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать указанные действия муниципального учреждения «Городская Служба Единого Заказчика» и общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны