Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 071/06/105-696/2020 о рассмотрении жалобы ... от 20 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20.07.2020                                                                                                                 г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Аблюковой А.В. б/н б/д  (вх. № 3949 от 13.07.2020)  на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Эталон» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на переподготовку по профессиональной программе "Организация и проведение маркшейдерских работ"  (закупка № 0366100000320000042) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент)

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.

Заявитель в своей жалобе указывает, что объектом закупки является переподготовка по профессиональной программе "Организация и проведение маркшейдерских работ".

Заявитель полагает, что согласно системному толкованию пунктов 17-20 статьи 2, части 1 статьи 15, частей 1-2 статьи 21, части 1 статьи 32, частей 1, 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность без привлечения педагогических работников, лицензия на право осуществления образовательной деятельности не требуется.

Индивидуальный предприниматель поясняет, что указанную в техническом задании документации об электронном аукционе программу по переподготовке по профессиональной программе она могла бы предоставить непосредственно, без привлечения иных преподавателей, то есть предоставление лицензии в рамках данной закупки от Индивидуального предпринимателя не должно быть истребовано.

Кроме того, в жалобе содержится довод о том, что победителем Электронного аукциона признана АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ".

Как указывает Заявитель, согласно информации, содержащейся в открытых источниках сети «Интернет», победитель аукциона - АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" обладает лицензией только на дополнительное профессиональное образование, а лицензией на профессиональное обучение, которое и является объектом закупки, участник закупки, признанный победителем, не обладает.

Ввиду чего Заявитель считает неправомерными действия Аукционной комиссии, признавшей победителем электронного аукциона лицо, не имеющее лицензию на профессиональное обучение, в то время как сам Индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно осуществлять профессиональное обучение, в том числе по программе, являющейся объектом закупки, без  соответствующей лицензии.

Заказчиком, Аукционной комиссией представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых указано, что действия Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в данном Электронном аукционе соответствуют Закону.

При этом из устных и письменных пояснений представителей Заказчика, Аукционной комиссии установлено следующее.

Объектом данной закупки является переподготовка по профессиональной программе "Организация и проведение маркшейдерских работ", данные услуги относятся к услугам по профессиональному обучению.

Руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Законом об образовании, Заказчик установил в документации об электронном аукционе требование к исполнителю об обладании им лицензией на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так как победитель Электронного аукциона - АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" представил в составе второй части заявки все документы, предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона, в том числе лицензию на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то у Аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания заявки победителя несоответствующей требованиям документации об Электронном аукционе.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Аукционной комиссией требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта: Переподготовка по профессиональной программе "Организация и проведение маркшейдерских работ"  (далее – извещение и документация об электронном аукционе) размещены 11.06.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 35 000,00 рублей.

Комиссией установлено, что 15.07.2020 по итогам Электронного аукциона Заказчиком с АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" заключен государственный контракт № 34-20 (ИКЗ 201711601293971160100100660018531244).

 

Проведя внеплановую проверку рассматриваемого Электронного аукциона, Комиссия установила следующее.

В силу части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 Закона  информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4.1 «Единые требования к участникам закупки, установленные в соответствии со статьей 31 Федерального закона РФ от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» раздела I «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлено, что участник закупки должен соответствовать, среди прочих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги), являющихся объектом закупки (Исполнитель должен иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (требование установлено).

В пункте 5.1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» раздела I «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе предусмотрено, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги), являющихся объектом закупки (Исполнитель должен иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») (требование  установлено).

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки являются следующие услуги (Обучение по профессиональным программам):

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ

Код позиции

 
 

Переподготовка по профессиональной программе: « Организация и проведение маркшейдерских работ»

85.31.11.000

 

 

В пункте 1.5 раздела I «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе установлена Классификация товаров, работ, услуг - 85.31.11.000 Услуги по профессиональному обучению.

Как уже было отражено выше, участвующие в заседании Комиссии представители Заказчика, Аукционной комиссии также сообщили, что услуги, оказываемые в рамках данной закупки, являются услугами по профессиональному обучению.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования, регулируются Законом об образовании.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона об образовании образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ.

В пункте 20 статьи 2 Закона об образовании определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность - это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Части 1 и 2 статьи 21 Закона об образовании устанавливают, что  образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

В силу части 3 статьи 32 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Частью 1 статьи 91 Закона об образовании установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

При этом согласно части 2 вышеуказанной статьи, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В Письме Минфина Российской Федерации от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 изложена следующая позиция: «Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки».

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при установлении в документации об электронном аукционе требования о наличии и представлении в составе второй части заявки действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Заказчик должен исходить из положений Закона об образовании, с учетом исключения в отношении индивидуальных предпринимателей, установленного в части 2 статьи 91 Закона об образовании.

Таким образом, установление Заказчиком в пунктах 4.1, 5.1 раздела I «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе   требования о наличии и представлении участником закупки в составе второй части заявки лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» без соответствующего исключения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, является нарушением части 6 статьи 31 Закона, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона, а также нарушением части 6 статьи 66 Закона, согласно которой требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что из устных и письменных пояснений представителей Заказчика, Аукционной комиссии прямо следует, что Заказчиком допускается участие индивидуальных предпринимателей, в частности Заявителя, без представления в заявке соответствующей лицензии при условии обоснования такими участниками закупки отсутствия необходимости предоставления указанной лицензии в составе второй части заявки.

Помимо изложенного Комиссией установлено следующее.

Частью 4 статьи 91 Закона об образовании предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Частью 2 статьи 10 Закона об образовании установлено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Согласно пунктам 12, 13, 14 статьи 2 Закона об образовании для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

- профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

- профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

- дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Комиссия отмечает, что Заказчиком фактически закупались услуги по профессиональному обучению.

Однако, в пунктах 4.1, 5.1 раздела I «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе  установлено требование о наличии и представлении участником закупки в составе второй части заявки лицензии на право осуществления образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» без указания на соответствующий объекту закупки вид образовательной деятельности (в данном случае – профессиональное обучение), что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона.

При таких обстоятельствах, документация об электронном аукционе не отвечает требованиям части 6 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5,  части 6 статьи 66 Закона.

Соответственно, в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об электронном аукционе (определившего ее содержание) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В силу части 2 статьи 69 Закона аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона 0366100000320000042 от 26.06.2020 следует, что по итогам рассмотрения Аукционной комиссией вторых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, Аукционной комиссий принято решение о соответствии всех заявок, поданных на участие в рассматриваемом Электронном аукционе, требованиям Закона и положениям документации об электронном аукционе.   

В то же время, в связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе, ввиду установления неправомерного требования к участникам закупки и к составу второй части заявки, Комиссия не может признать допустимыми итоги рассмотрения Аукционной комиссией вторых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, и дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок участников данного электронного аукциона.

Следовательно, доводы, изложенные в жалобе ИП Аблюковой А.В., являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

 

РЕШИЛА:                                              

 1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Аблюковой А.В. б/н б/д  (вх. № 3949 от 13.07.2020)  на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Эталон» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на переподготовку по профессиональной программе "Организация и проведение маркшейдерских работ"  (закупка № 0366100000320000042) необоснованной.

          2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки Электронного аукциона признать Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Эталон» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5, часть 6 статьи 66 Закона.

3. В связи с тем, что по итогам Электронного аукциона между Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Эталон» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу и АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ" заключен государственный контракт № 34-20 (ИКЗ 201711601293971160100100660018531244), обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5,  части 6 статьи 66 Закона не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны