Решение б/н Решение по делу от 11 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                     г. Тула

Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2019г.

В полном объеме решение изготовлено   2 июля 2019г.      

 Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

            Члены комиссии:

рассмотрев дело № 071/01/10-52/2019, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Муниципального образования г. Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин» (ИНН 7111002895, ОГРН 1027103676038, Тульская обл., г. Алексин, ул. Матросова, д. 19, 301361, МУП «ВКХ г. Алексин»)  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие представителей МУП «ВКХ г. Алексин», ООО «МиС-Компани», уведомленных надлежащим образом, почтовые идентификаторы 30099135130646 (свидетельствует о получении Предприятием 22.05.2019г. определения об отложении рассмотрения дела № 071/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2019г. (исх.2/1996), заключения об обстоятельствах дела № 071/01/10-52/2019 от 08.05.2019г. (исх.2/1997)), 30099135130653 (свидетельствует о получении Обществом 29.05.2019г. определения об отложении рассмотрения дела № 071/01/10-52/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2019г. (исх.2/1996), заключения об обстоятельствах дела № 071/01/10-52/2019 от 08.05.2019г. (исх.2/1997)),

УСТАНОВИЛА:

11 февраля 2019 года (вх. № 495) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление ООО «МиС-Компани» о  нарушении МУП «ВКХ г. Алексин» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном ограничении водоснабжения на объект заявителя.

 ООО «МиС – Компани» на праве собственности принадлежит магазин «Золотая Аллея», расположенный по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул. 50 лет Октября.

С целью водоснабжения вышеуказанного объекта, 30.04.2014г. между ООО «МиС-Компани»  и МУП «ВКХ г. Алексин» заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 538 (далее – Договор), условиями которого предусмотрено, что Предприятие вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента только в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ (пункт 44 Договора).

Пунктом 45  Договора прямо предусмотрено, что Предприятие в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении:

а) Абонента;

б) администрацию МО Алексинский район;

в) Управление Роспотребнадзора по Тульской области;

г) ГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области».

Уведомление  Предприятия о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении холодного водоснабжения и приема сточных вод направляются соответствующим лицам любыми доступными способами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (пункт 46 Договора).

Согласно пункту 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Пунктом 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644, предусмотрено, что перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:

а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;

б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;

в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

18.12.2018г. и 28.01.2019г. МУП «ВКХ г. Алексин» направляло в адрес ООО «МиС-Компани» предупреждения (№№ 1218, 10) о возможном ограничении (прекращении) водоснабжения на объект Общества, в случае не оплаты в течение суток задолженности в размере 6413,98 руб., образовавшейся, по данным ресурсоснабжающей организации, по состоянию на 18.12.2018г., и 28.01.2019г.

Предупреждение от 28.10.2019г. № 10 не вручено юридическому лицу и/или его законному представителю - директору ООО «МиС-Компани» Реброву Н.А., передано неизвестному лицу, неуполномоченному на получение корреспонденции, в связи, с чем невозможно достоверно установить факт и дату получения спорного уведомления Обществом.

Факт наличия задолженности ООО «МиС-Компани» не признан, Обществом истребован акт сверки взаимных расчетов за 2018г.

Исходя из представленного  МУП «ВКХ г. Алексин» в ООО «МиС-Компани» и антимонопольный орган акта сверки взаимных расчетов за 2018г., не подписанного Обществом (направлен протокол разногласий от 29.01.2019г.),  31.10.2018г. Предприятие по счету № 5407 оказало Обществу услугу на сумму 9119,60 руб., которая последним была оплачена не в полном объеме. По состоянию на 31.12.2018г.  МУП «ВКХ г. Алексин» указало о наличие у потребителя задолженности в размере 6413,98 руб.

В свою очередь ООО «МиС-Компани» представило в Управление счет-фактуру № 5407 от 31.10.2018г. и счет на оплату № 5407 от 31.10.2018г., подписанные директором МУП «ВКХ г. Алексин» Эксаренко Э.И. и бухгалтером Демидовой З.К., в которых указывалась сумма 2461,16 руб.

В соответствии с вышеуказанными платежными документами, представленными МУП «ВКХ г. Алексин»,  ООО «МиС-Компани» 31.10.2018г.  произведен платеж в размере  2461,16 руб. (платежное поручение 199).

Фактически, как следует из материалов антимонопольного дела, МУП «ВКХ г. Алексин» выставило (направило) ООО «МиС-Компани»  две счет – фактуры от одного месяца (октябрь, датированной от 31.10.2018г.), за одним номером (5407), но с разными суммами: к оплате 2461, 16 руб. (полученной и оплаченной Обществом) и 9119,80 руб. (не полученной, и, как следствие, не оплаченной ООО «МиС-Компани»). При этом переговоры (как устные, так и письменные) между Предприятием и Обществом, в части применения и/или замены ненадлежащей (ошибочной, неточной, иное) счет-фактуры (с суммой 2461,16 руб. на сумму 9119,80 руб.), не велись, что подтверждается пояснениями представителя МУП «ВКХ г. Алексин» Федоровой О.Л.

Между тем, 30.01.2019г. с целью предотвращения ограничения водоснабжения на свой объект ООО «Мис-Компани» произвело оплату в размере 6413,98 руб.

Несмотря на произведенную потребителем оплату, 30.01.2019г. МУП «ВКХ г. Алексин» ограничило на сутки водоснабжение на объект Общества, мотивирую это тем, что по состоянию на 8 – 00 час. 30.01.2019г. задолженность не была погашена.

Статьей 849 Гражданского кодекса РФ установлено, что банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Согласно статье 31 Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В соответствии с частью  5 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, а также законодательством в банковской сфере, регламентирующим процедуру и порядок расчетов,    не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации (организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение) требовать оплату задолженности в течение суток  (к определенному часу) с момента предъявления требования.

Кроме того, МУП «ВКХ г. Алексин» не предпринято действий по уведомлению заинтересованных лиц (органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности) о  возможном ограничении водоснабжения на объект ООО «МиС-Компани».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

МУП «ВКХ г. Алексин» осуществляет деятельность по водоснабжению в географических границах г. Алексина, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ Предприятия, согласно которым основным видом деятельности является деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКЭВД 36.00.2),  а также постановлениями комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016г. № 47/4 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды, транспортировку сточных вод на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2016-2018гг. и 2016-20199гг. для потребителей Тульской области», от 18.12.2018г. № 48/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды и транспортировку сточных вод на 2019 год  долгосрочных периодов регулирования 2016-2019гг., 2017-2020гг., 2018-2020гг., 2018-2021гг. для потребителей Тульской области», в приложениях (№ 11 постановления от 14.12.2016г. № 47/4, № 22   постановления от 18.12.2018г.  N 48/1) к которым указывается МУП «ВКХ г. Алексин», как организация, оказывающая услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, МУП «ВКХ г. Алексин», являясь субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения,  необоснованно ограничило водоснабжение на объект ООО «МиС-Компани», при этом, не уведомив его надлежащим образом о планируемом ограничении, тем самым ущемило  права и законные интересы заявителя, а также не предприняло действий по уведомлению заинтересованных лиц о возможном ограничении на объект Общества.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, заслушав представителей сторон,  Комиссия Управления приходит к выводу, что  МУП «ВКХ г. Алексин», являясь ресурсоснаюжающей организацией, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, в географических границах г. Алексин, определенных балансовой принадлежностью его оборудования  и сетей водоснабжения и водоотведения, с долей 100 процентов, незаконно 30.01.2019г. ввело ограничение водоснабжения на объект ООО «МиС-Компани», при этом не уведомив его надлежащим образом о  планируемом ограничении, тем самым ущемило  права и законные интересы Общества, а также не уведомило заинтересованных лиц (администрацию МО Алексинский район; Управление Роспотребнадзора по Тульской области; ГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области) о возможном ограничении на объект хозяйствующего субъекта, тем самым нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

08.05.2019г. всем лицам, участвующим в деле, направлено заключение об обстоятельствах дела № 071/01/10-52/2019 (исх.2/1997) согласно статье 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Со стороны МУК «ВКХ г. Алексин», ООО «МиС-Компани» в адрес Управления (Комиссии по рассмотрению настоящего дела) письменных пояснений, возражений,  дополнительный доказательств не поступало.

Учитывая изложенное, руководствуясь  статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «ВКХ г. Алексин» занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению с использованием централизованных систем на территории города Алексин Тульской области в географических границах, определенных балансовой принадлежностью его оборудования и сетей водоснабжения, с долей 100 процентов.

2. Признать МУП «ВКХ г. Алексин» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем ущемления прав и законных интересов ООО «Мис-Компани».

3. Выдать МУП «ВКХ г. Алексин» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц МУП «ВКХ г. Алексин» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии:                                                                                       

 

Члены Комиссии:                                                                                             

    Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны