Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 5 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТ... от 22 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Администрация муниципального

 образования Узловский район

 

пл. Ленина, д. 1,

г. Узловая, Тульская обл.,

300045

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 5

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

                                      ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

22.07.2021                                                                                                                          г. Тула

В Тульское УФАС России поступили заявления АО «ТНС энерго Тула» (вх. № № 1831, 1830 от 06.04.2021) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях комитета по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования Узловский район (далее – Комитет, КИЗО АМО Узловский район), администрации муниципального образования Узловский район (далее – Администрация)  при передаче во временное владение и пользование коммунальных объектов, находящихся в муниципальной собственности, ООО «ГКС» и ООО «УГВ»  с нарушением установленных действующим законодательством Российской Федерации процедур.

В процессе рассмотрения указанных заявлений Управлением, в том числе установлен факт передачи обществу с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула» муниципального недвижимого имущества (объектов теплоснабжения) в аренду без проведения установленных действующим законодательством Российской Федерации процедур.

27.05.2021 Тульским УФАС России в адрес Комитета и Администрации муниципального образования Узловский район был направлен запрос (исх. № 3/2792) о представлении информации и документов, касающихся данного факта.

15.06.2021 получен ответ  Администрации (от 10.06.2021 исх. № 15-20/3681)  и Комитета (от 10.06.2021 исх. № КИ-96)  на указанный запрос.

05.07.2021 в Тульское УФАС России поступило заявление администрации муниципального образования Узловский район (от 05.07.2021 вх. № 3788) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции  обществу с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула» (ИНН 7107108610) в целях социальной защиты населения и охраны здоровья граждан путем передачи в аренду без проведения торгов муниципального недвижимого имущества, приведенного в приложении 1 к проекту постановления администрации муниципального образования Узловский район «О сдаче в аренду недвижимого имущества муниципального образования Узловский район»,  для осуществления деятельности  - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными сроком до одного года, размер годовой арендной платы – 24046976, 0 рублей, в отношении которого Тульским УФАС России принято решение об отказе в предоставлении муниципальной  преференции в связи с тем, что такая преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.

Согласно пунктам 1, 3 постановления Администрации от 16.07.2020 № 1010 «О сдаче в аренду недвижимого муниципального  имущества муниципального образования Узловский район», подписанного главой АМО Узловский район Н.Н. Тереховым, недвижимое муниципальное имущество муниципального образования Узловский район (в соответствии с приложением к постановлению) надлежит сдать в аренду «с 16.07.2019 сроком на 30 дней»  обществу с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула»  для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения; Комитету заключить договор аренды недвижимого муниципального имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления.

16.07.2020 между КИЗО АМО Узловский район и обществом с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула»  заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества № 8/20 (далее - Договор).

По условиям заключенного Договора КИЗО АМО Узловский район обязуется передать за плату во временное владение и пользование недвижимое муниципальное имущество муниципального образования Узловский район согласно приложению, а общество с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула»  принять недвижимое имущество и использовать его для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения.  

Перечень объектов Договора определен в приложении к вышеуказанному договору - 13 объектов недвижимого муниципального имущества, в том числе котельные. Срок ввода в эксплуатацию данных объектов более пяти лет.

Сведений о результатах проведения публичных процедур в 2020 году в отношении указанного имущества, явившихся основанием заключения Договора, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения конкурентных процедур.

Из объяснений КИЗО АМО Узловский район, Администрации (от 15.06.2021 вх. № № 3347,  3341) установлено следующее.

Срок ввода в эксплуатацию объектов более пяти лет. Соответственно торги на право заключения договора аренды не проводились.

В настоящее время потенциальным инвестором формируется пакет документов для проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях). Для проведения конкурентных процедур требуется более 9 месяцев.

В целях недопущения перебоя в предоставлении коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям Узловского района, недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения, до заключения концессионного соглашения требовалось передать объекты в пользование теплоснабжающей организации.

В соответствии с протоколом № 13 внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Узловский район от 16.07.2020, постановлением администрации МО Узловский район от 16.07.2020 № 1010 между КИЗО АМО Узловский район и обществом с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула»   заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества № 8/20 от 16.07.2020 сроком на 30 дней.

КИЗО АМО Узловский район, Администрация указывают, что Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии со статьями 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

КИЗО АМО Узловский район поясняет, что Договор заключен на основании положений  пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции.

Вместе с тем необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов возможно предоставление имущества на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Однако указанная норма в рассматриваемом случае не применима. Так, согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Предмет спорного договора относится к имуществу, на которое распространяется действие специального закона.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции, действующей в период заключения спорного договора) (далее - Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

При этом в части 3 вышеназванной статьи предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Аналогичные требования содержатся в частях 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Таким образом, если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения не может быть определена или превышает 5 лет, то права владения и (или) пользования такими объектами и (или) системами могут быть переданы по концессионному соглашению или по договору аренды, заключенному без проведения конкурса на право заключения договора аренды с лицом, указанным в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении или части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для горячего водоснабжения, теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении, Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

Нормативное закрепление конкурентных процедур направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Централизованные системы горячего водоснабжения, системы теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении, Законом о теплоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Спорный договор заключен без проведения конкурентных процедур, что является нарушением установленного указанным законом порядка. Несоблюдение требований указанных выше норм законодательства при заключении договора аренды № 8/20 от 16.07.2020 привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятия на право заключения соответствующих договоров.

 Для хозяйствующего субъекта ООО «Региональная генерирующая компания – Тула», которому объекты переданы на условиях договора аренды недвижимого муниципального имущества № 8/20 от 16.07.2020 без проведения конкурентных процедур, созданы преимущественные условия в получении муниципального имущества в пользование, что лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.

Ссылка администрации и Комитета на нарушение прав населения в связи с невозможностью осуществления теплоснабжения, а также недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах теплоснабжения несостоятельна в связи со следующим.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"  органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно упомянутому закону под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в качестве чрезвычайной ситуации.

Причины, по которым муниципальное имущество передано ООО «Региональная генерирующая компания – Тула», на которые ссылаются Администрация и Комитет, не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами горячего водоснабжения, теплоснабжения не исключает необходимости соблюдения требований Закона о водоснабжении, Закона о теплоснабжении и Закона о концессионных соглашениях, которыми определен особый порядок распоряжения централизованными системами горячего водоснабжения, теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу и выбора наиболее эффективного правообладателя.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Основанием для выдачи настоящего предупреждения послужили действия администрации муниципального образования Узловский район, выразившиеся в издании  постановления от 16.07.2020 № 1010 «О сдаче в аренду недвижимого муниципального  имущества муниципального образования Узловский район», предписывающее передать недвижимое имущество муниципального образования Узловский район (в соответствии с приложением к постановлению) в аренду «с 16.07.2019 сроком на 30 дней»  обществу с ограниченной ответственностью «Региональная генерирующая компания – Тула»  для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения; Комитету заключить договор аренды недвижимого муниципального имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления.

Тульское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает администрацию муниципального образования Узловский район о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения путем совершения следующих действий.

Администрации муниципального образования Узловский район отменить постановление от 16.07.2020 № 1010 «О сдаче в аренду недвижимого муниципального  имущества муниципального образования Узловский район».

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 30 октября 2021 года

О выполнении предупреждения сообщить в Тульское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны