Решение б/н Решение от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26.02.2021                                                                                                         г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

заместитель председателя Комиссии:

 

члены Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством  видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГринСота» (далее – Заявитель, Общество, ООО ГринСота) (вх. № 773 от 19.02.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Веневская центральная районная больница" (далее – Заказчик, ГУЗ «Веневская ЦРБ») при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на  поставку расходных материалов для КДЛ (закупка № 0366300103121000021)  (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила),

- без участия представителей Заказчика, направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей;

- без участия представителей Заявителя, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела посредством видеоконференцсвязи,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Заявитель полагает, что в подпунктах 1.3, 2.3 пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)»  технического задания на поставку расходных материалов  для КДЛ документации об электронном аукционе содержится характеристика: «Совместимость с биохимическим анализатором DIRUI CS-Т240 имеющимся в ЛПУ». При этом в качестве обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии указано: «Совместимость - в соответствии с потребностью заказчика, обусловленными в соответствии с требованиями, указанными в руководстве по эксплуатации анализатора».

В жалобе Общество указывает, что из данного требования следует вывод о том, что подтверждением совместимости предложенного к поставке реагента с биохимическим анализатором Dirui CS-T240 может рассматриваться письмо производителя анализатора с указанием на совместимость предлагаемого товара с имеющимся у Заказчика анализатором Dirui.

По мнению Заявителя установление в техническом задании документации об электронного аукциона спорного условия, возлагающего на участника закупки, потенциального поставщика, обязанность получения подтверждения совместимости поставляемых реагентов с биохимическим анализатором Dirui CS-T240 посредством обращения к производителю анализатора (компании Dirui), является избыточным, ограничивает число потенциальных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц.

Также Заявитель в своей жалобе обращает внимание на то, что частями 13, 14 статьи 22 Закона закреплены такие понятия, как «идентичные товары», «однородные товары». Частью 1 статьи 38 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) определено, что «медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга».

Согласно пункту 10 части 11 статьи 38  Закона об основах охраны здоровья граждан в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся, в том числе сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях.

Однако, как указывает в своей жалобе Заявитель, в настоящее время данная норма законодательства не реализуема в связи с отсутствием методологии и установленных процедур определения взаимозаменяемости медицинских изделий.

Заказчиком представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу Общества.

Как указано в пояснениях Заказчика, в клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «Веневская ЦРБ» используется биохимический анализатор Dirui CS-T240. В целях обеспечения взаимодействия с имеющимся у Заказчика оборудованием и на основании положений технической документации на прибор, в пунктах 1.3, 2.3  пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» технического задания на поставку расходных материалов для КДЛ  документации об электронном аукционе установлено требование о совместимости буферных промывающих растворов ИВД с автоматическим биохимическим анализатором Dirui CS-T240, имеющимся у Заказчика.

Установление в описании предмета закупки требования о совместимости буферных промывающих растворов ИВД с биохимическим анализатором Dirui CS-T240, по мнению Заказчика, не является ограничением конкуренции, и преследует цель получения качественного и отвечающего потребностям лечебного учреждения товара.

Из пояснений Заказчика, а также представленных в материалы дела документов, следует, что согласно пунктам 12.1.3, 12.3.4, 13.2.1 руководства пользователя автоматического биохимического анализатора Dirui CS-T240 для очистки прибора необходимо использовать детергенты, совместимые с таким анализатором, в том числе для предотвращения негативного влияния компонентов раствора на значения результатов тестов.

Использование реагентов и расходных материалов, не совместимых с автоматическим биохимическим анализатором может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников, поломке оборудования, снижению качества проведения лабораторных анализов.

Заказчиком был изучен функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке и расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта основан на коммерческих предложениях. Организации, направившие данные предложения, являются потенциальными участниками закупки.

О наличии функционального рынка и о наличии конкуренции свидетельствуют представленные заказчику несколько коммерческих предложений, описание объекта закупки дает возможность заинтересованным лицам предложить к поставке товар, соответствующий потребностям лечебного учреждения. Закупаемый товар введен в гражданский оборот и свободно обращается на территории Российской Федерации.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил, внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе на поставку расходных материалов для КДЛ размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) 18.02.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 79 630,68 рублей.

Контракт на поставку расходных материалов для КДЛ по результатам Электронного аукциона не заключен.

Согласно извещению аукциона и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка буферного промывающего раствора ИВД.

В частности в  соответствии с пунктом 1. «Наименование поставляемого товара. Количество поставляемого товара» Технического задания документации об электронном аукционе предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:

№ п/п

Наименование товара, работ, услуг

Единица измерения

Количество товара

  1.  

Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы

штука

2

  1.  

Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы

штука

4

 

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг при условии обоснования заказчиком соответствующей потребности.

Необходимо отметить, что заказчик не имеет возможности устанавливать требования к товару, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. В свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Так, в пункте 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)»  технического задания документации об электронном аукционе указаны, помимо прочих, следующие характеристики для закупаемого товара:

 

№ п/п

Наименование товара,

функциональные и качественные

характеристики

Требуемые значения показателей

Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в первые и вторые части заявок и проект контракта)

1.

Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы

21.20.23.110-00005490

1.3.

Совместимость с биохимическим

анализатором DIRUI CS-Т240

имеющимся в ЛПУ

соответствие

Совместимость - в соответствии с потребностью заказчика, обусловленными в соответствии с требованиями, указанными в руководстве по эксплуатации анализатора

2.

Буферный промывающий раствор ИВД, автоматические/полуавтоматические системы

21.20.23.110-00005490

2.3.

Совместимость с биохимическим

анализатором DIRUI CS-Т240

имеющимся в ЛПУ

соответствие

Совместимость - в соответствии с потребностью заказчика, обусловленными в соответствии с требованиями, указанными в руководстве по эксплуатации анализатора

 

Исследовав документы и сведения, представленные в материалы данного дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Анализ документации рассматриваемой закупки показал, что требования к характеристикам приобретаемого товара установлены Заказчиком в подпунктах 1.3, 2.3 пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)»  технического задания документации об электронном аукционе исходя из потребности Заказчика и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

При этом в указанных спорных подпунктах отсутствует указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя реагента.

Комиссия считает необходимым отметить, что в документации об электронном аукционе (закупка № 0366300103121000021) отсутствует требование для участников закупки (потенциальных поставщиков) о необходимости представить документы, подтверждающие совместимость буферного промывающего раствора ИВД с автоматическим биохимическим анализатором Dirui CS-T240, как на стадии подачи заявки, так и после заключения государственного контракта и при поставке товара.

Следовательно, указанное спорное условие, содержащееся в подпунктах 1.3, 2.3 пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» технического задания документации об электронном аукционе, не препятствует подаче заявки на участие в закупке.

Комиссия отмечает, что Закон предусматривает право заказчика определить в документации о закупке такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки  в части предъявления Заказчиком требований к закупаемому товару не является безусловным основанием для вывода об ограничении конкуренции. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.

Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товаров с указанным в документации о закупке описанием объекта закупки в материалы дела не представлено. Предполагаемое отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В данном случае в рамках формирования объекта закупки в указанной части Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Вместе с этим, Заявителем в Тульское УФАС России не представлено достаточных доказательств того, что описание требований к поставляемому товару - «Буферный промывающий раствор ИВД», содержащееся в подпунктах 1.3, 2.3 пункта 3 «Описание объекта закупки (требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара)» технического задания документации об электронном аукционе, ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими или неисполнимо вовсе, а также указывает на товар определенного (единственного) производителя.

Равно как в составе жалобы отсутствуют информация и документы,  подтверждающие отсутствие закупаемых в рамках рассматриваемой закупки реагентов в свободном доступе, а также невозможность Заявителя принять участие в закупке.

В силу части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные, в том числе на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

Таким образом, одной из целей Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным)  характеристикам. 

Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Соответственно принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона, по мнению Комиссии, не должен толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на осуществление закупки на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм Закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь товары, которые производятся не менее чем двумя и более производителями.

Исходя из того, что предметом данного аукциона является право на заключение контракта не на изготовление реагентов и расходных материалов для лаборатории, а на их поставку, то участником данной закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Вместе с этим необходимо учитывать, что отсутствие у Заявителя расходных материалов, обладающих характеристиками, установленными в документации о закупке, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, однако действующее законодательство не содержит указание на обязанность заказчика при формировании требований к объекту закупки исходить из возможностей всех либо какого-то конкретного хозяйствующего субъекта.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное, оспариваемое положение документации об электронном аукционе не противоречит Закону и не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что, исходя из Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, в полномочия Комиссии не входит рассмотрение вопроса о ненадлежащем порядке исполнения нормы законодательства о включении сведений о взаимозаменяемых медицинских изделиях в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. 

При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГринСота» (вх. № 773 от 19.02.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Веневская центральная районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на  поставку расходных материалов для КДЛ (закупка № 0366300103121000021)  необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны