Решение (комиссия) №6901/23 решение от 11 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "СК-КРЕМЛЬ" Новомосковское ш., д. 60 зд. админ.-производ., офис 207, город Тула, Тульская область, 300045 Муниципальное казенное учреждение "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" 300034, Тульская область, город Тула, ул. Фрунзе, д. 17 mku@cityadm.tula.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-1200/2023

«06» декабря 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференции обращение муниципального казенного учреждения "Центр организации дорожно-транспортной деятельности города Тулы" (далее – Заказчик, Учреждение) (вх. № 9199/23 от 30.11.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «СК-КРЕМЛЬ» (ИНН 7107132130; 300045, Тульская область, город Тула, Новомосковское ш., д. 60 зд. админ.-производ., офис 207) (далее – Общество, ООО «СК-КРЕМЛЬ», Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта № 2023/161 на выполнение работ по ремонту дорог щебнем в муниципальном образовании г. Тула от 26.06.2023 (закупка № 0166300024723000341, ИКЗ 233710608544871060100100160120000244) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- представителя Заказчика на основании доверенности,

- директора ООО «СК-КРЕМЛЬ» на основании приказа;

- представителя Общества на основании доверенности,

 

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «СК-КРЕМЛЬ» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту дорог щебнем в муниципальном образовании г. Тула (закупка № 0166300024723000341).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.06.2023 между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 7 896 914,80 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дорог щебнем в муниципальном образовании город Тула (далее – работы), в соответствии с условиями Контракта, сметным расчетом стоимости работ (Приложение №1) и описанием объекта закупки (Приложение №2), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в установленном Контрактом порядке.

В силу пункта 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта, своими силами или с привлечением субподрядных организаций.

Разделом 4 Контракта установлены следующие сроки и место выполнения работ:

«4.1. Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта в течение 40 (сорока) календарных дней, по заявкам Заказчика.

Работы выполняются в сроки, установленные настоящим контрактом.

Подрядчик выполняет работы, указанные в заявке, в течение 7 (семи) суток с момента направления заявки Заказчиком.

4.2. На момент подписания настоящего Контракта дата окончания работ является исходной для имущественных санкций, предусмотренных п.8.5.1 Контракта в случаях нарушения сроков выполнения работ, установленных п.4.1 настоящего Контракта. Фактическое выполнение работ Подрядчик подтверждает в соответствии с п.6.1 Контракта.

 

4.3. Место выполнения работ: территория муниципального образования город Тула. Объекты, на которых выполняются работы, определяются по конкретному заданию заказчика.».

В соответствии с пунктом 5.1.8 Контракта Заказчик обязан проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Перечень документации, необходимой для выполнения работ, определен Приложением №1 к описанию объекта закупки.

Для проверки представленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, в том числе проекту по ремонту или сметному расчету по ремонту, которые являются неотъемлемой частью Контракта, проводить экспертизу результатов выполненных работ.

Согласно пункту 5.2 Контракта Заказчик вправе:

«5.2.1. Во всякое время проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

5.2.2. Привлекать в качестве эксперта ГУ ТО «Тулаупрадор» или иного эксперта, экспертную организацию для проведения экспертизы выполненных работ по объекту в целом в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5.2.3. Привлекать иные организации для осуществления контроля за соблюдением технологии и качества выполненных работ, освидетельствования выполненных скрытых работ и участия в работе комиссии при приемке законченных работ по Объекту в целом.

5.2.4. Производить любые измерения, испытания, отборы образцов и взвешивания для контроля качества работ, материалов и конструкций, выполненных, произведенных или поставленных по Контракту.

5.2.5. Контролировать выполнение работ с проведением соответствующих обследований, фото (видео) съемки, при необходимости с привлечением лабораторий и других организаций, осуществляющих оценку качества.

Принимать участие в ходе проведения комплекса контрольных лабораторных испытаний силами лаборатории подрядной организации или организации, имеющей контрактные обязательства на выполнение лабораторных испытаний с подрядной организацией для подтверждения качества используемых на объектах строительных материалов и выполненных работ.

5.2.6. Полностью или частично приостанавливать работы на такие периоды времени, которые считает необходимым по причине неблагоприятных (не допустимых по требованию технических условий) погодных условий, при наступлении форс-мажорных обстоятельств, при отступлении от сметных расчетов стоимости работ, низком их качестве и нарушении обязательных требований СНиП и других нормативных документов.

5.2.7. Давать в письменном виде указания Подрядчику с указанием даты его вынесения и срока исполнения замечаний, отраженных в указаниях, либо записывать в общий журнал работ замечания о запрещении применения технологий, материалов, конструкций, не обеспечивающих установленный сметными расчетами стоимости работ уровень качества выполняемых по настоящему Контракту работ.

5.2.9. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом Подрядчика в порядке, установленном контрактом.

5.2.10. Если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от Контракта либо поручить устранение недостатков другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. О назначении срока для устранения недостатков Заказчик обязан уведомить Подрядчика в течение 5 (пяти) дней со дня его назначения в порядке, установленном контрактом.

5.2.11. Требовать от Подрядчика надлежащего выполнения работ по Контракту в соответствии с условиями контракта, а также требовать своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки выполненных работ, так и в течение гарантийных сроков.

5.2.14 За существенное нарушение Контракта предъявлять Подрядчику претензии и штрафные санкции.

5.2.15. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством».

В соответствии с пунктом 5.5 Контракта Подрядчик обязан:

«5.5.1 Принять на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильной дороги, искусственного дорожного сооружения (работы по ремонту дорог щебнем в муниципальном образовании город Тула) (далее – объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту, который является неотъемлемой частью Контракта, и сдать результат работ по ремонту Заказчику.

5.5.3. Предоставить Заказчику материалы фото (видео) съемки объектов до начала проведения работ, в процессе проведения каждого вида работ и по завершению работ по объектам в целом.

Формат и качество фото (видео) материалов согласовывается с Заказчиком.

5.5.4. Обеспечить:

- выполнение работ на объекте в соответствии с проектом выполнения работ по ремонту автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений (далее - проект по ремонту) или сметным расчетом стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений на основании дефектной ведомости (далее - сметный расчет по ремонту), которые являются неотъемлемой частью Контракта;

- качество выполнения всех работ в соответствии со сметными расчетами стоимости работ, нормативной документацией, требованиями пожарной безопасности, техническими условиями;

- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации;

- сохранность имущества третьих лиц, инженерных коммуникаций и сетей, принадлежащих третьим лицам. В случае причинения ущерба имуществу и (или) инженерным коммуникациям третьих лиц, а также вреда здоровью третьих лиц, самостоятельно в полном объеме возместить причиненный ущерб;

- выполнение на объектах мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии со сметными расчетами стоимости работ и нормативной документациями, а также иным действующим законодательством;

 

- ежедневную очистку территории объекта от строительного мусора и восстановление нарушенного благоустройства в полном объеме, после выполнения каждого вида работ.

5.5.6. Поставить на объект необходимые материалы, изделия, конструкции, комплектующие изделия, согласно описанию объекта закупки (приложение № 2), а также строительную технику, инструмент, соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество (при наличии, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством).

5.5.7. Вести с момента начала работ и до их завершения оформленные и заверенные в установленном порядке общий журнал работ, журналы, входного, операционного и лабораторного контроля, своевременно оформлять исполнительную документацию согласно ГОСТ Р 58397-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия»; ГОСТ 32756-2014 «Межгосударственный стандарт». Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ»; ГОСТ 32755-2014 «Межгосударственный стандарт». Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ».

Осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ, отчитываясь о результатах перед Заказчиком по его требованию.

5.5.12. Немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

5.5.13. В случае наступления любых неблагоприятных последствий у третьих лиц, в связи с выполнением работ Подрядчиком в период их проведения, и в течение срока исковой давности самостоятельно нести ответственность перед третьими лицами.

5.5.16. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом.

5.5.17. Ежедневно, к 8.00 часам передавать Заказчику и членам комиссии по приемке выполненных работ отчеты о ходе выполнения работ за предыдущие сутки.

5.5.19. Обеспечить представителям Заказчика возможность осуществлять проверку хода и качества работ, выполняемых Подрядчиком.

Контроль, проводимый Заказчиком за выполнением ремонтных работ, не освобождает Подрядчика от ответственности за правильность их исполнения.

5.5.28. Устранять за свой счет выявленные в ходе приемки выполненных работ и (или) обнаруженные в пределах гарантийных сроков на конструктивные элементы объекта, предусмотренных Контрактом и установленных согласно п.7.3 (далее - гарантийные сроки), недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.».

Порядок сдачи и приемки работ согласован в разделе 6 Контракта, в соответствии с которым:

«6.1. Приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляются на основании документа о приемке работ, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями уполномоченных лиц сторон контракта в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", подтверждающего выполнение комплексов (видов) работ в соответствии с проектом по ремонту или сметным расчетом по ремонту, условиями Контракта.

6.2. В целях приемки выполненных работ Подрядчик для подтверждения объемов и качества выполненных работ, предусмотренных проектом по ремонту или сметным расчетом по ремонту, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты окончания работ формирует с использованием единой информационной системы документ о приемке работ, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе. Также в единой информационной системе Подрядчик размещает исполнительную документацию (акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), акт приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5), счет, счет-фактуру).

Для проверки представленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, в том числе проекту по ремонту или сметному расчету по ремонту, которые являются неотъемлемой частью Контракта, проводить экспертизу результатов выполненных работ. Экспертиза результатов выполненных работ проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. При принятии решения о приемке результатов выполненных работ или об отказе в приемке результатов выполненных работ, Заказчик, приемочная комиссия (в случае ее создания) должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В случае привлечения экспертов или экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

6.3. Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней (включая проведение экспертизы) рассматривает представленные документы и подписывает (в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии подписывают и заказчик утверждает) усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, размещенный в единой информационной системе документ о приемке выполненных работ с приложенными актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

При принятии решения об отказе в приемке результатов выполненных работ Заказчик формирует с использованием единой информационной системы мотивированный отказ и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.

При формировании документа о приемке работ или мотивированного отказа от приемки работ с использованием единой информационной системы, их размещении в единой информационной системе, обмене ими между Подрядчиком и Заказчиком с использованием единой информационной системы используются единые форматы электронных документов и открытые форматы для обмена данными, которые размещаются на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральным казначейством.

В случае установления по результатам экспертизы факта ненадлежащего качества выполненной работы (ее результатов), Подрядчик обязан компенсировать Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

Повторное согласование Заказчиком документа о приемке выполненных работ с приложенными актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5) на предъявляемый Подрядчиком к подтверждению объем работ осуществляется после устранения Подрядчиком причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.

6.4. После подписания сторонами документа о приемке выполненных работ, сформированного и подписанного сторонами в ЕИС, в порядке, установленном п.п. 6.2-6.3 Контракта, с приложенными актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), работы считаются принятыми Заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями настоящего контракта.».

На основании пункта 16.1 Контракта он вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.

Из устных и письменных пояснений представителей Подрядчика и Заказчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

В связи с необходимостью выполнения мероприятий по ремонту дорог щебнем на отдельных участках улично-дорожной сети города Тулы Учреждением 26.06.2023 направлена заявка исх. № 875 на выполнение работ на следующих участках:

- ул. Полевая, пос. Шатск;

- ул. Сельская, с. Частое.

Срок выполнения мероприятий по ремонту дорог щебнем на вышеуказанных участках Заказчик установил 7 суток.

04.07.2023 письмом исх. № 1 ООО «СК-Кремль» просило Учреждение согласовать замену материала, утвержденного сметной документацией по адресу: ул. Сельская, с. Частое, а именно - щебень марки М600 (фракции: 20-40, 40-70) заменить на шлаковый щебень марки М1000 (фракции: 20-40, 40-70) без изменения сметной стоимости. Как отмечает Подрядчик, замена на шлаковый щебень обосновывается плотностью материала, который выше в 1,6 раз, чем у утвержденного сметной документацией щебня, что повышает срок службы дорожного покрытия.

По информации, изложенной в письме Общества исх. № 4 от 22.08.2023, 07.07.2023 последнее получило от Заказчика устное информирование об отказе в согласовании замены материала по письму исх. № 1 от 04.07.2023.

07.08.2023 Подрядчик сообщил Заказчику о готовности сдачи объекта в пос. Шатск.

Предварительным выходом Заказчика на объект в целях подтверждения готовности объекта к сдаче, состоявшегося 15.08.2023, было установлено, что объект не готов к сдаче; по состоянию на 15.08.2023 работы по Контракту не выполнены, о чем 15.08.2023 составлен акт контроля за выполнением работ.

В частности, в указанном акте отражено, что в ходе контроля выявлено следующее:

- 26 июня 2023 г., после подписания Контракта, в адрес подрядной организации была направлена заявка исх. № 875 от 26.06.2023 на выполнение работ по объекту ул. Полевая, пос. Шатск.

Согласно пункту 4.1. Контракта «Сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта в течение 40 (сорока) календарных дней, по заявкам Заказчика. Работы выполняются в сроки, установленные настоящим контрактом.

Подрядчик выполняет работы, указанные в заявке, в течение 7 (семи) суток с момента направления заявки Заказчиком.».

На текущий момент (15.08.2023) данный объект не был выполнен.

Подрядной организацией ООО «СК-Кремль» систематически не предоставляется ежедневный отчет: согласно пункту 5.5.17. Контракта «Ежедневно, к 8.00 часам передавать Заказчику и членам комиссии по приемке выполненных работ отчеты о ходе выполнения работ за предыдущие сутки.».

15 августа 2023 г. отчет о ходе выполнения работ также отсутствует.

В связи с выявленными недостатками работ, Заказчиком в адрес Общества 15.08.2023 направлена претензия (требование) по муниципальному контракту от 26.06.2023 № 2023/161 по оплате штрафных санкций в виде неустойки (пени), штрафа, в которой, среди прочего, Учреждение просило завершить и сдать работы, предусмотренные заявкой исх. № 875 от 26.06.2023 по объекту ул. Полевая. пос. Шатск, в срок до 22.08.2023.

15.08.2023 письмом исх. № 2 Подрядчик известил Учреждение о приостановке выполнения работ по адресу: пос. Шатск, ул. Полевая, с. Частое ул. Сельская в период с 20.07.2023 по 03.08.2023 в связи с неблагоприятными погодными условиями, препятствующими качественному выполнению работ; просил согласовать продление сроков выполнения работ соразмерно количеству приостановленных дней из-за погодных условий; сообщил, что выполнение работ по щебенению по адресу: пос. Шатск, ул. Полевая восстановлено после полного просыхания основания с 13.08.2023; работы по адресу: с. Частое ул. Сельская еще приостановлены, о возобновлении работ на данном участке Общество сообщит дополнительно.

В ответ на письмо Общества о приостановке работ (исх. № 2 от 15.08.2023), 17.08.2023 Учреждение, ссылаясь на положения пункта 5.5.12 Контракта, указало, что направленная в адрес Подрядчика заявка исх. № 875 от 26.06.2023, подлежащая выполнению в срок до 03.07.2023, по состоянию на 15.08.2023 не исполнена, что зафиксировано в акте контроля за выполнением работ. Следовательно, уведомление о приостановке работ в период с 20.07.2023 по 03.08.2023, направленное Обществом за сроком окончания выполнения работ по заявке, не свидетельствует о добросовестном поведении Подрядчика в части надлежащего выполнения условий заключенного контракта. Также Заказчик отметил, что в случае своевременного начала исполнения заявки исх. № 875 от 26.06.2023 работы были бы выполнены и окончены в благоприятном по погодным условиям периоде. Обоснование Подрядчиком приостановки выполнения работ по ремонту дорог щебнем неблагоприятными погодными условиями в виде дождя, мешающего качеству работ, не является основанием к невыполнению работ по Контракту, так как указанное обстоятельство не препятствует выполнению работ.

Приостановка предусмотренного Контрактом вида работ по указанным Подрядчикам обстоятельствам не предусматривается действующими ГОСТ, ОДМ, а также условиями Контракта и технологией производства работ.

Кроме того, Заказчик повторно потребовал завершить и сдать работы, предусмотренные заявкой исх. № 875 от 26.06.2023 по объекту пос. Шатск, ул. Полевая, в срок до 22.08.2023.

Письмом исх. № 3 от 18.08.2023 Подрядчик в очередной раз поставил в известность Учреждение о приостановлении выполнения работ по адресу: пос. Шатск ул. Полевая, с. Частое ул. Сельская в период: 27.06.2023, 28.06.2023, 30.06.2023, 01.07.2023, 02.07.2023, 03.07.2023, 07.07.2023, 11.07.2023, 13.07.2023, 15.07.2023, 18.07.2023, 24.07.2023, 26.07.2023, 28.07.2023, 03.08.2023 в связи с неблагоприятными погодными условиями; препятствующими качественному выполнению работ; просил согласовать продление сроков выполнения работ соразмерно количеству приостановленных дней из-за погодных условий.

В ответ на претензию Учреждения от 15.08.2023 Подрядчик направил письмо исх. № 4 от 22.08.2023, в котором представил таблицу-календарь с информацией по отправке ежедневного отчета, а также сообщил, что отчет не был предоставлен всего 14 дней за весь период выполнения работ с 27.06.2023г. по 22.08.2023, в связи с чем просил согласовать уменьшение штрафа соразмерно количеству дней, за которые не предоставлен отчет.

23.08.2023 ООО «СК-Кремль» письмом исх. № 5 сообщило в очередной раз о приостановлении выполнения работ по адресу: пос. Шатск ул. Полевая, с. Частое ул. Сельская 23.08.2023 в связи с неблагоприятными погодными условиями - дождем, мешающим качественному выполнению работ; просило согласовать продление сроков выполнения работ на 1 календарный день.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пунктам 5.2.9, 5.2.10 Контракта, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом Подрядчика в порядке, установленном Контрактом.

 

Если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от Контракта либо поручить устранение недостатков другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. О назначении срока для устранения недостатков Заказчик обязан уведомить Подрядчика в течение 5 (пяти) дней со дня его назначения в порядке, установленном Контрактом.

В соответствии с пунктами 10.1, 10.3 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных пунктами 5.2.9 и 5.2.10 Контракта.

В связи с тем, что по состоянию на 25.08.2023 работы по заявке исх. № 875 от 26.06.2023 не выполнены и не сданы Заказчику, в том числе в установленный Заказчиком разумный срок для устранения недостатков в соответствии с пунктом 5.2.10 Контракта, указанный в претензии от 15.08.2023 (до 22.08.2023), 25.08.2023 Заказчиком в соответствии с условиями Контракта, а также нормами статьи 715 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта исх. № 1307 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1, Решение № 1).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 1 сформировано с использованием единой информационной системы 25.08.2023.

Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения № 1, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 25.08.2023.

 

 

Как следует из материалов рассматриваемого дела, Учреждением было инициировано проведение экспертизы щебня известнякового, используемого Подрядчиком для выполнения работ, в связи с чем 25.08.2023 Заказчик направил в адрес ООО «СК-Кремль» письмо, в котором просил направить ответственного представителя для отбора проб щебня в п. Шатск.

25.08.2023 был осуществлен отбор образцов (проб) (акт отбора проб №1 от 25.08.2023); пробы отбирались в присутствии представителя Подрядчика; место отбора проб: Тульская область, пос. Шатск, ул. Полевая (штабель). Экспертиза проводилась Обществом с ограниченной ответственностью Испытательная лаборатория «Магма+» ИНН 7130031316, по итогам которой составлен Протокол испытаний № Щ 144.1 от 28.08.2023.

При проведении экспертизы было проверено соответствие качества, используемого при выполнении работ материала (щебня) условиям заключенного Контракта, требованиям ГОСТ.

В результате проведенной экспертизы выявлено несоответствие качества материала установленным требованиям ГОСТ 8267-93 и условиям Контракта в части пункта 10 описания объекта закупки (Приложение № 2 к муниципальному контракту № 2023/161 от «26» июня 2023). Вместо щебня фр. 5-20 М 600 используется щебень фр. 5-20 М 400.

Учитывая данные факты, Учреждением Подрядчику 30.08.2023 направлено письмо, в котором Заказчик просил пояснить основания использования Обществом при выполнении работ материала, не согласованного с Заказчиком. Совместно с названным письмом Учреждение направило Протокол испытаний № Щ 144.1 от 28.08.2023.

04.09.2023 Подрядчиком в единой информационной систем в сфере закупок (далее – единая информационная система. ЕИС) размещены акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) ул. Полевая, пос. Шатск, справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на сумму 2 650 096,51 руб., счет на оплату на сумму 2 650 096,51 руб., исполнительная документация, протоколы испытаний щебня.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Согласно части 14.1 статьи 95 Закона в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.

 

 

В связи с тем, что в предусмотренный Законом срок Подрядчиком устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Решения № 1, Учреждением 05.09.2023 принято решение об отмене одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта. Указанное решение сформировано посредством ЕИС 05.09.2023 и получено в указанную дату Поставщиком.

В ответ на письмо Заказчика от 30.08.2023 ООО «СК-Кремль» 05.09.2023 направило письменную позицию (исх. № 10), согласно которой замена материала Обществом не осуществлялась. Также Подрядчик сообщил, что после получения уведомления о несоответствии щебня ООО «СК-Кремль» обратилось в независимую лабораторию для подтверждения вышеуказанной информации, что подтверждается заключенным между ООО «СК-Кремль» и ООО НИИ «СтройЭксперт» договором № ИЛ-48-23 от «30» августа 2023 г. Согласно протоколу испытаний № 244.26 от 01.09.2023 на соответствие требованиям технического задания описания объекта закупки Контракта получены результаты о полном соответствии взятого по адресу выполнения работ: Тульская область, пос. Шатск, ул. Полевая образца щебня фр. 5-20 мм, что подтверждает добросовестное исполнение своих обязательств Подрядчиком. В подтверждение вышеприведенных фактов Обществом к указанному письму приложены договор № ИЛ-48-23 от «30» августа 2023 г., протокол испытаний № 244.26 от 01.09.2023.

08.09.2023 Заказчиком направлена Претензия (требование) по муниципальному контракту от 26.06.2023 № 2023/161 по оплате штрафных санкций в виде неустойки (пени) с требованием уплатить неустойку (пеню) в размере 63 175,32 рублей по дату размещения в ЕИС документа о приемке формы КС-2 04.09.2023 (размещено в ЕИС 06.09.2023). Как пояснил представитель Заказчика, указанное требование до настоящего времени Обществом не исполнено.

08.09.2023, рассмотрев представленную ООО «СК-Кремль», в том числе посредством ЕИС документацию по приемке работ, по результатам проведенной экспертизы, Заказчик отказался от подписания акта о приемке выполненных работ за период с 26.06.2023 по 04.09.2023 и вынес мотивированный отказ №1 от 08.09.2023 (исх.№ 1334 от 08.09.2023), который 08.09.2023 размещен в единой информационной системе.

В указанном мотивированном отказе Заказчик указал, что 04.09.2023 Подрядчик разместил в ЕИС акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счет на оплату, исполнительную документацию, протоколы испытаний щебня.

Заказчиком проведена экспертиза соответствия качества используемого при выполнении работ материала (щебня) условиям заключенного Контракта, требованиям ГОСТ, которая показала несоответствие качества используемого Поставщиком материала установленным требованиям ГОСТ 8267-93 и условиям Контракта. Протоколы испытаний щебня, размещенные подрядчиком в ЕИС, являющиеся также приложением к письму Подрядчика исх. №10 от 05.09.2023 (в ответ на исх.№1272 от 30.08.2023), Заказчиком не принимаются, так как отбор проб производился в отсутствие представителя Учреждения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 94 Закона, Заказчик отказал в приемке результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом в период с 26.06.2023 по 04.09.2023 в полном объеме.

Также Учреждение установило Подрядчику срок для устранения недостатков, указанных в настоящем мотивированном отказе в полном объеме, до 22.09.2023; сообщило, что повторное согласование Заказчиком документа о приемке выполненных работ с приложенными актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5) на предъявляемый Подрядчиком к подтверждению объем работ осуществляется после устранения Подрядчиком причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.

Подрядчику необходимо информировать Заказчика о готовности к повторной приемке выполненных работ, путем направления уведомления на электронную почту Учреждения mku@cityadm.tula.ru.

08.09.2023 письмом исх. № 1336 Заказчик отменил приемку объекта, расположенного в пос. Шатск, назначенную на 11.09.2023.

11.09.2023 ООО «СК-Кремль» направило Заказчику письмо исх. № 12 с уточнением причин отмены приемки выполненных работ, назначенную на 11.09.2023, а также просил уточнить новую дату приемки.

Представитель Учреждения пояснил, что указанное письмо оставлено Заказчиком без ответа, поскольку в мотивированном отказе от приемки выполненных работ №1 от 08.09.2023 (исх.№1334 от 08.09.2023) были подробно изложены причины такого отказа и установлен срок для устранения недостатков.

13.09.2023 Общество направило Заказчику письмо (исх. № 13) с просьбой направить ответственных представителей для участия в приемочной комиссии для отбора проб щебня лабораторией и приемки выполненных работ 15.09.2023 в 10:00 по адресу: пос. Шатск, ул. Полевая.

15.09.2023 по инициативе Подрядчика был проведен отбор проб щебня в присутствии представителя Заказчика; пробы взяты с участка дороги в п. Шатск, ул. Полевая. Как отметил представитель Заказчика, щебень отобран с нарушением пункта 5 методы отбора проб ГОСТ Р 58407.2 2020. Однако, по состоянию на 17.11.2023 результаты испытаний по щебню фракции 5-20 Заказчику не представлены.

Из материалов дела следует, что 18.09.2023 ООО «СК-Кремль» в единой информационной системе закупок размещены, в том числе акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) ул. Полевая, пос. Шатск, справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на сумму 2 650 096,51 руб., счет на оплату на сумму 2 650 096,51 руб., исполнительная документация, протокол испытаний № 258.17 от 15.09.2023. Анализ указанного протокола показал, что испытанию подвергался щебень из плотных горных пород фр. 20-40 мм, по результатам которого вынесено заключение, что щебень из плотных осадочных горных пород фр. 20-40 мм, марки по дробимости М600 по результатам проведенных испытаний соответствует обязательным требованиям ГОСТ 8267-93.

Вместе с этим, информация об испытаниях щебня фракции 5-20 мм в указанную дату Поставщиком в ЕИС не размещалась.

20.09.2023 Подрядчик письмом (исх. и№ 14) направил Учреждению:

1. Общий журнал производства работ-1 экземпляр;

2. Журнал по форме Ф-17 - 1 экземпляр;

3. Акт по форме А-1 - 2 экземпляра.

Представитель Учреждения сообщил, что в установленный Заказчиком срок (до 22.09.2023) недостатки работ по Контракту не устранены, уведомление о повторной приемке работ после устранения недостатков Подрядчик Заказчику не направлял. Условия уведомления и проведения повторной приемки были изложены в мотивированном отказе №1 от 08.09.2023г. (исх.№ 1334 от 08.09.2023), который размещен в ЕИС.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что по состоянию на 17.11.2023 работы по Контракту не выполнены; выходом представителя Заказчика на объект в п. Шатск, ул. Полевая установлен факт ненадлежащего выполнения работ по ремонту дороги щебнем путем фотофиксации; не устранены недостатки работ, перечисленные в мотивированном отказе №1 от 08.09.2023; условия повторной приемки Подрядчиком не исполнены. Работы по объекту в с. Частое, ул. Сельская на 17.11.2023 Подрядчиком не выполнены в полном объеме, к приемке не предъявлялись вовсе.

В связи с изложенными фактами, 17.11.2023 Учреждением в соответствии с условиями Контракта, а также нормами статьи 715 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. № 1729 (далее – Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2, Решение № 2).

С соблюдением требований части 12.1 статьи 95 Закона Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 сформировано с использованием единой информационной системы 17.11.2023 и получено Подрядчиком 17.11.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения № 2, в том числе с момента надлежащего уведомления Общества о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, ООО «СК-Кремль» не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Учреждением указанного решения.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО «СК-Кремль» в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

В материалы дела ООО «СК-Кремль» представило письменную позицию следующего содержания.

При предоставлении ежедневного отчета в чат в telegram, созданный Заказчиком для получения и отслеживания ежедневного объема выполненных работ, Общество ежедневно сообщало информацию, в том числе о неблагоприятных погодных условиях и приостановлении работ, также направляло в группу фото и видео-отчет, где в подготовленном дорожном корыте протекали реки, в связи с чем выполнение работ было приостановлено до улучшения погодных условий (Скриншоты из группы приложены архивами с названиями «Скриншоты часть 1 и 2, Видео»). После просыхания основания и появления возможности продолжить качественное выполнение работ Общество оценило оставшиеся сроки исполнения Контракта и заказало справку из ФГБУ «Центральное УГМС» с целью получения дополнительного подтверждения информации о неблагоприятных погодных условиях. После получения данной справки ООО «СК-Кремль» направило письмо (исх. №3 от 18.08.2023) с просьбой продлить сроки выполнения работ соразмерно приостановленным дням выполнения работ. Заказчик не согласовал продление сроков.

25.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

04.09.2023 ООО «СК-Кремль» выполнило работы в полном объеме и разместило в ЕИС акт о приемке выполненных работ с приложением исполнительной документации, протоколов испытаний щебня и иной необходимой документации для оплаты работ.

 

05.09.2023 Заказчик принял решение об отмене одностороннего отказа от исполнения Контракта в связи с выполнением Подрядчиком своих обязательств в полном объеме.

Также Заказчик провел экспертизу щебня и 05.09.2023 сообщил о его несоответствии качества взятого материала установленным требованиям. Общество обратилось в независимую лабораторию и получило экспертизу о соответствии материала установленным требованиям, после чего было направлено письмо Заказчику (исх. №10 от 05.09.2023) с подтверждением добросовестного выполнения своих обязательств.

08.09.2023 Заказчик отказал Обществу в подписании акта о приемке выполненных работ.

13.09.2023г. Общество направило письмо с просьбой направить ответственных представителей для приемки выполненных работ и для отбора проб щебня лабораторией (исх. № 13 от 13.09.2023г.).

Заказчиком 17.11.2023 было повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Обществом 28.11.2023 в ЕИС повторно размещены акты скрытых работ, подписанные куратором, акты выполненных работ, лабораторные заключения.

С учетом вышеизложенного, Общество просит сведения в отношении ООО «СК-Кремль» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

Стоит отметить, что Заказчик позволил Обществу надлежащим образом исполнить условия Контракта по заявке от 26.06.2023 исх. № 875 вплоть до 27.11.2023 (с учетом срока окончания работ по заявке - 03.07.2023 и общим сроком выполнения работ по Контракту до 05.08.2023).

Заказчик неоднократно предоставлял Подрядчику возможность надлежащим образом исполнить условия Контракта, предоставляя разумные сроки для устранения выявленных недостатков работ: в соответствии с претензией от 18.08.2023 установлен срок устранения недостатков – до 22.08.2023, на основании мотивированного отказа 1 от 08.09.2023 (исх. № 1334 от 08.09.2023) – до 22.09.2023.

Таким образом, у Общества с момента заключения Контракта имелось достаточно времени для выполнения работ в полном объеме.

Причем, заявкой от 26.06.2023 исх. № 875 предусмотрено одновременное выполнение работ на двух объектах:

- ул. Полевая, пос. Шатск;

- ул. Сельская, с. Частое.

Для исполнимости данного условия предусмотрена обязанность Подрядчика привлекать персонал, включая специалистов, в соответствии с объемом и характером выполнения работ (пункт 5.5.23 Контракта).

Однако, на момент принятия Решения № 2, выходом представителя Заказчика на объект в п. Шатск, ул. Полевая установлен факт ненадлежащего выполнения работ по ремонту дороги щебнем путем фотофиксации; Подрядчиком не устранены недостатки работ, перечисленные в мотивированном отказе №1 от 08.09.2023; условия повторной приемки Обществом не исполнены. Работы по объекту в с. Частое, ул. Сельская на 17.11.2023 Подрядчиком не выполнены в полном объеме, к приемке не предъявлялись вовсе.

Как было отражено выше, предъявленные 04.09.2023 к приемке работы по объекту в п. Шатск, ул. Полевая не были приняты Заказчиком по причине установления факта несоответствия качества щебня фракции 5-20, применяемого Подрядчиком при выполнении работ на данном объекте, установленным требованиям ГОСТ 8267-93 и условиям Контракта, в связи с чем Учреждением составлен мотивированный отказ № 1 от 08.09.2023, в котором установлен срок устранения недостатков – до 22.09.2023.

При этом, на основании пунктов 6.2, 6.3 Контракта для проверки представленных Подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, в том числе проекту по ремонту или сметному расчету по ремонту, которые являются неотъемлемой частью контракта, Заказчик обязан проводить экспертизу результатов выполненных работ. Экспертиза результатов выполненных работ проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. При принятии решения о приемке результатов выполненных работ или об отказе в приемке результатов выполненных работ, Заказчик, приемочная комиссия (в случае ее создания) должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

При принятии решения об отказе в приемке результатов выполненных работ Заказчик формирует с использованием единой информационной системы мотивированный отказ и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика.

Повторное согласование заказчиком документа о приемке выполненных работ с приложенными актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и актом приемки законченного ремонтом объекта (Приложение №5) на предъявляемый подрядчиком к подтверждению объем работ осуществляется после устранения подрядчиком причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.

Несмотря на то, что ООО «СК-Кремль» 18.09.2023 повторно разместило в ЕИС документы о приёмке выполненных работ, информация об испытаниях щебня фракции 5-20 мм, подтверждающая его соответствие требованиям ГОСТ 8267-93 и условиям Контракта, в указанную дату Поставщиком в ЕИС не размещалась, равно как не доводилась до Заказчика посредством иных способов передачи информации. Таким образом, в установленный Заказчиком срок (до 22.09.2023) недостатки работ по Контракту Обществом не устранены, уведомление о повторной приемке работ после устранения недостатков Подрядчик Заказчику не направлял.

Комиссия считает необходимым отметить, что документы о приемке, размещенные ООО «СК-Кремль» 28.11.2023, не подлежат рассмотрению Комиссией, поскольку по состоянию на 28.11.2023 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2 вступило в силу и Контракт является расторгнутым.

Более того, размещенные в единой информационной системе документы о приемке относятся к одному объекту: ул. Полевая, пос. Шатск.

Документы о приемке по объекту: ул. Сельская, с. Частое в единой информационной системе отсутствуют.

Доказательства того, что Общество приступило к выполнению работ и выполняло хоть какие-нибудь работы на объекте ул. Сельская, с. Частое, в материалы дела его сторонами не представлено. Равно как Заказчик отрицает факт выполнения Подрядчиком работ по указанному объекту.

При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в полном объеме и в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта № 2.

Доказательств обратного Подрядчиком в материалы дела не представлено.

Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение № 2 не противоречит Закону и является обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В силу пункта 5.5.12 Контракта к обязанности Подрядчика отнесена обязанность немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Согласно пункту 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

При этом полученные Учреждением уведомления Общества о приостановке работ от 15.08.2023 исх. № 2, от 18.08.2023 исх. № 3 во-первых, составлены и направлены Обществом намного позже не только наступления обстоятельств, на основании которых работы были приостановлены, но и за сроком окончания работ как по заявке от 26.06.2023 исх. № 875 (03.07.2023), так и общим сроком выполнения работ по Контракту до 05.08.2023. В связи с чем Комиссия соглашается с мнением Заказчика, что такое поведение Подрядчика не может свидетельствовать о добросовестном поведении Подрядчика в части надлежащего выполнения условий заключенного контракта.

Во-вторых, сведения, представленные 18.08.2023 Тульским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Центральное УГМС» Подрядчику, содержат информацию об атмосферных явлениях в п. Шатск, с Частое за период с 27.06.2023 по 03.08.2023.

При этом Общество не поясняет, какие обстоятельства препятствовали надлежащему исполнению им условий Контракта в период с 04.08.2023 по 28.11.2023 - дату вступления Решения № 2 в силу.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.

Таким образом, доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.

3. Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

При этом необходимо отметить, что извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования к сроку выполнения работ, своевременно было размещено Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и было доступно для ознакомления в течение срока подачи заявок; в порядке, определенном Законом, указанные положения извещения о Закупке не обжаловались; содержание заключенного Контракта соответствует условиям извещения о Закупке.

Общество, не высказав возражений против положений извещения об осуществлении закупки, в том числе определяющих требования к сроку выполнения работ, подало заявку на участие в электронном аукционе, выразив тем самым согласие со всеми условиями извещения.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО «СК-Кремль» были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО «СК-Кремль» оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, а в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием извещения об осуществлении закупки, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений такого извещения.

При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если извещение об осуществлении закупки содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в закупке.

В данном случае участник закупки не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, из чего следует, что Подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.

Своим бездействием Подрядчик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО «СК-Кремль» в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО «СК-КРЕМЛЬ», не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО «СК-Кремль» условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО «СК-Кремль» условий Контракта произошло по вине Заказчика ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.

Оценка действий ООО «СК-Кремль», совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью «СК-КРЕМЛЬ» (ИНН 7107132130; 300045, Тульская область, город Тула, Новомосковское ш., д. 60 зд. админ.-производ., офис 207)) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью «СК-КРЕМЛЬ» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

28.11.2023

30.11.2023

29.11.2023

0

30.11.2023

06.12.2023

06.12.2023

0

11.12.2023

11.12.2023

0

0

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

2023-7476

 

 

Связанные организации

МКУ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА ТУЛЫ"
ИНН 7106085448, ОГРН 1197154004838
ООО "СК-КРЕМЛЬ"
ИНН 7107132130, ОГРН 1197154007368