Решение (комиссия) №1492/23 Решение от 13 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" 111123, город Москва, ш. Энтузиастов, влд 33л, этаж 2 офис 225 proekt.one@mail.ru АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОВСКИЙ РАЙОН 301570, ОБЛ ТУЛЬСКАЯ,Р-Н ВОЛОВСКИЙ,П ВОЛОВО,УЛ ЛЕНИНА д. 48 ased_mo_volovo@tularegion.ru, otdel_izo_vol@tularegion.org

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-236/2023

07.03.2023

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Член Комиссии:

 

рассмотрев посредством видеоконференции обращение АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОВСКИЙ РАЙОН (далее – Заказчик, Администрация) (вх. № 1678/23 от 01.03.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" (далее – Общество, ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА", Подрядчик) (ИНН 7720414840; 111123, ГОРОД МОСКВА, ЭНТУЗИАСТОВ ШОССЕ, ВЛД. 33Л, ЭТАЖ 2 ОФИС 225) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.08.2021 № 03662000356210041510001 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту" Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области" (закупки № 0366200035621004151) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), в отсутствие представителей Заказчика, Общества, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

        1. УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту" Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области" (закупки № 0366200035621004151) (далее – электронный аукцион).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

18.08.2021 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 906 750,00 рублей.

Согласно разделу 1 «Предмет Контракта» Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» в соответствии Заданием Заказчика (Приложение № 1), и в сроки, установленные контрактом.

Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в установленном настоящим Контрактом порядке.

Техническим заданием на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области" (приложение № 1 к Контракту) среди прочего предусмотрено следующее.

15. Необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации:

необходимо выполнить следующие инженерные изыскания:

1) инженерно-геодезические изыскания (с согласованиями);

2) инженерно-геологические изыскания;

3) инженерно-экологические изыскания;

4) инженерно-гидрометеорологические изыскания.

Необходимость выполнения других инженерных изысканий определить в ходе проектирования. Изыскания выполнить в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной и рабочей документации, прохождения экспертизы в соответствии с требованиями к организации и порядку выполнения инженерных изысканий установленных в СП 47.13330.2016 (Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1033 /пр.).

Проектной организации подготовить техническое задание и программу выполнения инженерных изысканий, с обоснованием состава работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения. Техническое задание и программу инженерных изысканий утвердить Заказчиком.

40. Требования к составу проектной документации, в том числе требования о разработке разделов проектной документации, наличие которых не является обязательным: состав разделов и содержание проектной документации выполнить в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» (в редакции, действующей на момент проектирования).

41. Требования к подготовке сметной документации: сметная документация разрабатывается базисно-индексным методом, в сводном сметном расчете стоимости строительства учесть пусконаладочные работы системы телеметрии.

47. Прочие дополнительные требования и указания, конкретизирующие объем проектных работ: необходимо согласовать проектную, рабочую документацию со всеми заинтересованными организациями, эксплуатирующими подземные, наземные и надземные инженерные коммуникации и сооружения, расположенные в зоне проектируемого газопровода, с правообладателями земельных участков, чьи интересы затрагиваются при размещении проектируемого объекта, либо на чьи земельные участки накладывается обременение в пределах нормативного расстояния после выполнения строительства газопровода, с администрацией муниципального образования.

Охранные зоны газопровода и сооружений на нем должны быть согласованы с собственниками земельных участков, чьи земли они затрагивают.

На стадии разработки проектной документации должно быть выполнено согласование газопроводов-вводов с каждым потребителем в обязательном порядке.

Согласование проектной и рабочей документации с согласующими организациями осуществляет проектная организация, оплачивая все счета за согласования. Сводный план инженерных сетей согласовать с сетевыми организациями, выдавшими технические условия на подключения объекта.

Проектная документация и инженерные изыскания, с внесенными исправлениями по замечаниям сетевых организаций и экспертизы передается в сброшюрованном виде Заказчику в 5-ти экземплярах на бумажном носителе и 2-х экз. в электронном виде (диски CD: проект в отсканированном виде, заверенный подписями и печатями в формате pdf; dwg). Рабочую документацию выдать в 5 экземплярах на бумажном носителе и 2 экземплярах - на электронном носителе (диски CD: проект в отсканированном виде, заверенный подписями и печатями в формате pdf; в формате dwg).

Заказчик передает инженерные изыскания, проектную и сметную документацию на государственную экспертизу и обеспечивает ее оплату. Подрядчик обеспечивает сопровождение государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок выполнения работ: разработка проекта - с момента подписания контракта по 05 октября 2021 г.; срок прохождения экспертизы – с 06.10.2021 г. по 06.12.2021.

Права и обязанности сторон согласованы в разделе 4 Контракта.

Порядок сдачи и приемки работ содержится в разделе 5 Контракта, которым среди прочего предусмотрено следующее:

5.1. Подрядчик представляет Заказчику акт сдачи-приемки проектно-сметных работ в течение 1 (одного) рабочего дня с даты выполнения работ, соответствующей дате выполнения работ, указанной в представленных документах.

Днем передачи исключительных прав является день подписания сторонами акта сдачи-приемки проектно-сметных работ в соответствии с условиями контракта.

5.2. Приемка выполненных работ осуществляется заказчиком в течение 5 (пяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 3 (трех) рабочих дней), со дня получения документов, указанных в пункте 5.1 настоящего Контракта.

При приемке работ Заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных настоящим Контрактом, в части их соответствия условиям настоящего Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных настоящим Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае проведения экспертизы силами Заказчика в акте сдачи-приемки проектно-сметных работ проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается в установленном порядке и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

5.3. В случае установления по результатам экспертизы факта выполнения работ, не соответствующих условиям настоящего Контракта, Подрядчик компенсирует Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.

5.4. Не позднее 3 (трех) рабочих дней после проведения экспертизы Заказчик направляет Подрядчику подписанный Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии, подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный Заказчиком) один экземпляр акта сдачи-приемки проектно-сметных работ или мотивированный отказ (приложение №5) от подписания такого документа, в котором указываются недостатки выполненных работ и сроки их устранения, а также дата повторной приемки результатов выполненных работ. После устранения недостатков стороны возвращаются к повторной приемке работ и процедуре подписания акта сдачи-приемки проектно-сметных работ. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в указанные сроки.

5.5. Работы считаются выполненными со дня подписания Заказчиком акта сдачи-приемки проектно-сметных работ без замечаний.

5.6. Если в процессе работы Заказчиком выяснится нецелесообразность ее дальнейшего выполнения, Стороны обязаны приостановить действие настоящего Контракта. Вопрос целесообразности продолжения работы решается Сторонами на совместном совещании, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения от заинтересованной Стороны уведомления о приостановке работ. В случае прекращения работ по настоящему Контракту Заказчик обязан принять от Подрядчика по акту разработанную им ПД по степени ее готовности на момент прекращения работ и оплатить ее стоимость.

5.7. После выполнения всего объема работ, предусмотренного настоящим Контрактом, Подрядчик передает Заказчику проектную документацию (Приложение № 3), имеющую в установленном порядке согласование со всеми заинтересованными организациями, в количестве 5 экземпляров на бумажном носителе и 2 экземпляре в электронном виде (диски CD: проект в отсканированном виде, заверенный подписями и печатями в формате pdf; dwg). Рабочую документацию выдать в 5 экземплярах на бумажном носителе и 2 экземплярах - на электронном носителе (дики CD: проект в отсканированном виде, заверенный подписями и печатями в формате pdf; в формате dwg).

Проектная документация должна соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию».

В соответствии с пунктом 13 Контракта Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.

Из представленных в материалы дела документов и сведений установлено следующее.

24.11.2021 Администрация обратилась в адрес Общества с просьбой сообщить сроки предоставления разработанной проектно-сметной документации.

В связи с тем, что по состоянию на 22.12.2021 результат работ по Контракту не был передан Заказчику, последний направил в адрес Подрядчика претензию и выставил Обществу пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту.

26.01.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо, в котором сообщило, оно выполняет работы по разработке проектно-сметной документации и проинформировало, что передача проектно-сметной документации на экспертизу запланирована на вторую-третью декады февраля 2022 года.

После передачи проектной документации в ГАУ ТО «Управление экспертизы» по объекту «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» 08.08.2022 года был заключен муниципальный контракт №321-ГЭ/222 на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

21.10.2022, 24.10.2022 Администрация обращалась в адрес Общества с просьбой сообщить сроки предоставления разработанной проектно-сметной документации.

В связи с тем, что по состоянию на 01.11.2022 результат работ по Контракту не был передан Заказчику (с учетом конечного срока предоставления результатов работ по Контракту Заказчику 05.10.2021), последний направил в адрес Подрядчика очередную претензию и выставил Обществу пени за просрочку исполнения обязательств по Контракту. Ответа на указанную претензию не последовало.

Из отрицательного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» № 71-1-2-3-089022-2022 от 16.12.2022, проведенной государственным автономным учреждением Тульской области «Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области», следует, что проектная документация не соответствует нормативным требованиям, а именно:

- Результаты инженерных изысканий по объекту «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» не соответствуют требованиям технических регламентов.

- Проектная документация по объекту «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» не соответствует результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов.

- Сметная стоимость объекта «Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области» определена не достоверно.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что по состоянию на 15.02.2023 Подрядчик в полном объеме не выполнил работы, предусмотренные Контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.

В связи с тем, что Общество не выполнило в срок, предусмотренный Контрактом, свои обязательства, тем самым допустив существенное нарушение условий Контракта, Заказчиком 15.02.2023 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 15.02.2023 и получено Обществом 15.02.2023.

Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Общества о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

Общество письменные пояснения и свою позицию относительно обращения Заказчика в Тульское УФАС России не представило.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих, в том числе случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

Из представленных в материалы дела документов следует, что с момента заключения Контракта (18.08.2021) по состоянию на 15.02.2023 Подрядчик в полном объеме не выполнил работы, предусмотренные Контрактом, не имея на то законных оснований.

При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доказательств обратного Подрядчиком в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Вилу пункта 4.1.5. Контракта Подрядчик обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта, а также к установленному настоящим Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы.

В рассматриваемом случае, Подрядчик о каких-либо трудностях, возникших в ходе исполнения Контракта, Заказчику не сообщал.

Информации, свидетельствующей об обратном, в материалы дела не представлено.

Равно как Подрядчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить условия Контракта по независящим от него обстоятельствам.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, Подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.

Таким образом, доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Подрядчиком условий Контракта.

3. Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием аукционной документации, вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации.

При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в аукционе.

В данном случае участник аукциона не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений аукционной документации, из чего следует, что Подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.

Своим бездействием Подрядчик не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, и включение ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.

Оценка действий ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА", совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" (ИНН 7720414840; 111123, ГОРОД МОСКВА, ЭНТУЗИАСТОВ ШОССЕ, ВЛД. 33Л, ЭТАЖ 2 ОФИС 225); по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 18.08.2021 № 03662000356210041510001 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту" Газификация д. Лидинка Воловского района Тульской области" (закупки № 0366200035621004151).

2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии

   

Заместитель председателя комиссии

   

Член комиссии

   

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

27.02.2023

01.03.2023

28.02.2023

0

01.03.2023

07.03.2023

07.03.2023

0

13.03.2023

13.03.2023

0

0

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.

 

 

 

2023-1669

 

 

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОВСКИЙ РАЙОН
ИНН 7124000140, ОГРН 1027102871938
ООО "ПРОЕКТСТРОЙРАЗРАБОТКА"
ИНН 7720414840, ОГРН 1187746180170