Решение б/н Решение по делу от 23 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.09.2019                                                                                                                  г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралСтрой» (далее – Общество, ООО «УралСтрой», Заявитель) исх. 273 от 12.09.2019 (вх. № 4178 от 16.09.2019) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы (далее – Заказчик)  при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка № 0166300024719000832) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), в присутствии:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Специализированная организация) по доверенности;

– представителей Заказчика по доверенности;

– начальника управления по благоустройству администрации города Тулы на основании приказа;

– председателя аукционной комиссии администрации муниципального образования город Тула на основании приказа;

- представителя администрации муниципального образования город Тула (далее – Уполномоченное учреждение) по доверенности;

             (в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела),

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Из жалобы следует, что документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Тула (далее – документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

По мнению Заявителя в документации об электронном аукционе при описании объекта закупки Заказчиком к товарам, используемым при выполнении работ, установлены излишне детализированные требования, которые являются, в том числе, требованиями к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

В частности Обществом оспаривается возможность предоставления в заявке установленной в подпункте 3.4.3 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе  характеристики «температурная граница действия ПГМ, при которой разрушается плотность снежно-ледяных образований, подтвержденная заводом – изготовителем, а также аккредитованной в установленном порядке специализированной лабораторией по противогололедным реагентам, не выше, градусов Цельсия» с требуемым значением «не выше –25» без проведения испытании определенной партии товара после его производства.

Присутствующие на заседании Комиссии стороны данного дела, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация об электронном аукционе размещены 30.08.2019 в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  753 830 140,00 рублей.

Относительно доводов рассматриваемой жалобы Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрена необходимость  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки заказчик не только вправе выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.

Следовательно, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам заказчика и целям, для достижения которых осуществляется закупка. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Так, в  подпункте 3.4.3 пункта 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе Заказчиком указаны наименование и требуемые значения показателей для поставляемых товаров, в том числе:

 

№ п/п

Наименование показателя

Требуемое значение (диапазон значений) показателя

3.

Противогололедный реагент

 

3.4.3

температурная граница действия ПГМ, при которой разрушается плотность снежно-ледяных образований, подтвержденная заводом – изготовителем, а также аккредитованной в установленном порядке специализированной лабораторией по противогололедным реагентам, не выше, градусов Цельсия

не выше –25

Из представленных пояснений Заказчика следует, что при составлении описания объекта закупки (показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки) были использованы следующие нормативные и технические акты: ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 13685-84, ОДН 218.2.027-2003, а также в самой документации были установлены показатели, требования, условные обозначения и терминология, на которые отсутствуют технические регламенты и документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации.

Показатель «Температурная граница действия ПГМ, при которой разрушается плотность снежно-ледяных образований, подтвержденная заводом – изготовителем, а также аккредитованной в установленном порядке специализированной лабораторией по противогололедным реагентам, не выше, градусов Цельсия» установлен исходя из конкретных климатических условий в зимнее время на территории муниципального образования г. Тула. Согласно статистике и многолетнего опыта работ в сфере благоустройства за последние 10 лет температура воздуха в течение зимнего периода неоднократно опускалась ниже - 25С, поэтому при проведении работ по обработке автомобильных дорог и объектов благоустройства в зимний период должно быть обеспечено разрушение снежно-ледяных образований противогололедными материалами при температурах вплоть до - 25С. Данный параметр является определяющим, поскольку кристаллизация льда на автомобильных дорогах не позволит обеспечить должное эксплуатационное состояние улично-дорожной сети и необходимый уровень безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В пояснениях Заказчик указывает, что спорный показатель  является обязательным для исследования аккредитованной лабораторией при разработке нового вида товара и действителен на все партии изготовления товара в будущем. Копия данного экспертного заключения предоставляется заводом-изготовителем любому потенциальному покупателю при запросе, и находиться в открытом доступе.

Таким образом, с точки зрения представителей Заказчика, такое описание объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика, носит объективный характер, не противоречит положению нормативных документов и соответствует требованиям статьи 33 Закона.

Комиссия считает необходимым отметить, что исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Требования документации об электронном аукционе к товару, используемому при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика.

Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к объекту закупки, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 6 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные значения показателей, соответствующие требуемым значениям. Указание конкретных значений диапазонами значений, а так же значениями со словами «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «и», «или» не допускается. Изменение наименований показателей не допускается (даже в случае, если заказчиком в наименование показателя включены какие-либо числовые либо относительные величины)».

Исходя из изложенного,  участникам закупки в отношении показателя «Температурная граница действия ПГМ, при которой разрушается плотность снежно-ледяных образований, подтвержденная заводом – изготовителем, а также аккредитованной в установленном порядке специализированной лабораторией по противогололедным реагентам, не выше, градусов Цельсия» используемого при выполнении работ товара необходимо указать единичное конкретное значение, исключив при этом из графы «Требуемое значение» слова «не выше».

В то же время, из дословного прочтения наименования спорного показателя «Температурная граница действия ПГМ, при которой разрушается плотность снежно-ледяных образований, подтвержденная заводом – изготовителем, а также аккредитованной в установленном порядке специализированной лабораторией по противогололедным реагентам, не выше, градусов Цельсия» следует, что при выполнении работ  к использованию допустим ряд противогололедных реагентов  с различными температурными границами действия ПГМ, не превышающими установленное Заказчиком значение.

Таким образом, заполнение первой части заявки участниками закупки с учетом положений инструкции (Изменение наименований показателей не допускается (даже в случае, если заказчиком в наименование показателя включены какие-либо числовые либо относительные величины) не приведет к необходимости представления показателя, конкретизирующего температуру действия ПГМ и, как следствие, проведения испытаний партии товара для определения конкретного значения температуры действия ПГМ используемого при выполнении работ.

При этом подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.

Вместе с тем, Заявитель не указывает, в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки.

Заявителем не представлено документального подтверждения обоснованности рассмотренного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона при формировании описания объекта закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона ввиду установления в документации об электронном аукционе требований к товарам, используемым при выполнении работ, влекущих за собой ограничение количества участников закупки,  являются необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралСтрой» исх. 273 от 12.09.2019 (вх. № 4178 от 16.09.2019) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, объектов благоустройства, зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка № 0166300024719000832) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны