Решение (комиссия) №5856/23 решение от 5 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" Кантемировская ул., д. 3, корп. 2, комн. 6, г. Москва, 115304 ekodom97@mail.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1 ИМЕНИ Н.П. КАМЕНЕВА" П. Петелино, населенный пункт П/О Ильинка, Ленинский район, Тульская область, 301105 zak.tokpb1@tularegion.org, topb1.kameneva@tularegion.ru ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1018/2022

02 октября 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОДОМ» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 7646/23 от 25.09.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), государственного учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 имени Н.П. Каменева" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации общественного питания в сфере здравоохранения пациентов ГУЗ «ТОКПБ № 1 им. Н.П. Каменева» на 2024-2025 год (закупка № 0366200035623005834) (далее – Закупка, Электронный конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, Уполномоченного учреждения, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и способе рассмотрения настоящей жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного конкурса.

Заявитель считает, что документация о Закупке не соответствует требованиям Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) по следующим основаниям.

В пункте 2 раздела III электронного документа «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения о Закупке (далее – Порядок рассмотрения и оценки заявок) предусмотрено, что критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта», детализирующий показатель «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров») оценивается следующим образом:

«В рамках детализирующего показателя «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» оцениваются сведения о наличии у участника закупки опыта исполнения договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подтверждением наличия у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта являются:

- исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по организации лечебного питания».

По мнению Заявителя, в Порядке рассмотрения и оценки заявок неверно установлен сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров, что противоречит пункту 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в котором установлено требование, что в порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом податель жалобы заявляет, что какого-либо указания на специфичность услуг, требующихся Заказчику, нормативного обоснования данной специфики, в извещении о Закупке не содержится.

Общество полагает, что Заказчику следовало в пункте 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок в качестве подтверждающего опыт документа установить наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

Таким образом, по мнению Заявителя, установленное условие, ограничивающее оцениваемый опыт, создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт оказания услуг только в рамках контрактов (договоров) на оказание услуг по организации лечебного питания, при этом не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.

Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Квалификация участников закупки) не установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки (максимальное количественное значение цены договора, который подлежит оценке).

По мнению Общества, указанное приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.

Таким образом, неприменение Заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны оказать услуги надлежащим образом.

Согласно позиции Заявителя в настоящем случае рассмотрение заявок участников Закупки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, а установленный Заказчиком критерий оценки создает не равные условия и имеет необъективный характер, следовательно, вышеуказанные действия не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, что нарушает права и законные интересы Общества.

Уполномоченное учреждение, Заказчик, Конкурсная комиссия не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы 08.09.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 288 501 048,00 рублей.

Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.

 

Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами, в том числе являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона).

В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный конкурс.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 4 статьи 24 Закона победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона предусмотрено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 9 статьи 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

В силу части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

Согласно пункту 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

 

В отношении довода о неверно установленном сопоставимом характере принимаемых к оценке договоров Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

 

В разделе II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» Порядка оценки заявок для критерия оценки «Квалификация участников закупки» предусмотрен показатель оценки «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта», а также показатели оценки, детализирующие показатель оценки – «характеристика квалификации участников закупки № 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)».

Раздел III «Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» Порядка рассмотрения и оценки заявок содержит следующие положения:

 

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки

2.

Критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта».

Детализирующий показатель «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров».

В рамках детализирующего показателя «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» оцениваются сведения о наличии у участника закупки опыта исполнения договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Подтверждением наличия у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта являются:

- исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по организации лечебного питания;

- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленный при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.

При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

При оценке заявки по данному критерию не учитываются договоры, исполненные участником закупки в качестве субподрядной организации.

В случае непредставления подтверждающих документов, сведения, представленные участником закупки, не оцениваются.

Информацию по данному детализирующему показателю рекомендуется представить по форме 2.

Форма 2. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Реквизиты договора

Предмет договора

Наименование, ИНН заказчика

Цена договора, руб.

Стоимость исполненных обязательств по договору, руб.

Реквизиты актов приемки выполненных работ, оказанных услуг

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации общественного питания в сфере здравоохранения пациентов ГУЗ «ТОКПБ № 1 им. Н.П. Каменева» на 2024-2025 год.

В отношении указанного довода Заказчик представил пояснения следующего содержания.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Заказчик считает, что организация питания в учреждениях здравоохранения и в учреждениях образовательного и социального профиля не являются сопоставимыми, поскольку предметом контракта является оказание услуг по организации общественного питания в сфере здравоохранения пациентов Заказчика (который в свою очередь имеет статус государственного учреждения здравоохранения, то есть является лечебным учреждением), следует руководствоваться Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Закон N 323-ФЗ»), согласно которому лечебное питание - это составная часть медицинской услуги, как и медикаментозное лечение.

Учитывая, что приоритетной целью для Заказчика является качество лечебного процесса, необходимость привлечения к оказанию услуги по организации питания пациентов учреждения участника, имеющего доказанный значительный положительный опыт оказания именно такого рода услуг, является обоснованным.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Закона N 323-ФЗ пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

При этом согласно части 1 статьи 39 Закона N 323-ФЗ лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.

В части 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ указано, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.

Согласно части 4 статьи 39 Закона N 323-ФЗ нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Министерство здравоохранения Российской Федерации).

В силу пункта 1.1 электронного документа «Проект контракт» извещения о Закупке (далее – Проект контракта), «по настоящему Контракту Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство на оказание услуг по организации общественного питания пациентов, проходящих лечение в государственном учреждении здравоохранения (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом».

Согласно пункту 5.2 электронного документа «Описание объекта закупки» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки), приготовление пищи должно осуществляться в соответствии с утвержденным Заказчиком семидневным меню, разработанным Заказчиком согласно Приказу Минздрава России от 05.08.2003 N 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (далее по тексту - «Приказ Минздрава России N 330), письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.2004г. № 2510/2877‑04-32 о применении Приказа Минздрава России N 330.

В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 «Общие требования к оказанию услуг, их качеству» Проекта контракта качество услуги и организация общественного питания в сфере здравоохранения должны соответствовать требованиям следующих нормативных документов:

- Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, в Описании объекта закупки и Проекте контракта в полной мере отражена специфика приобретаемой Заказчиком услуги по организации питания пациентов с нормативным обоснованием всех заявленных требований.

Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок установлено условие о том, что к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий оказание услуг по организации лечебного питания, в связи с тем, что лечебное питание пациентов является обособленным видом питания, обладает своими особенностями, по отношению к другим видам питания. Услуги по лечебному питанию оказываются в лечебном учреждении с учетом специфики лечебного процесса.

Перечень документов, установленный заказчиком и подтверждающий наличие у участника опыта оказания услуги, непосредственно связан с предметом заключаемого контракта.

В действующем законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, в том числе Постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, отсутствует такое ограничение как подтверждение наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) с определенной инфраструктурной принадлежностью.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном оказании услуг, учитывая специфику объекта закупки.

 

Комиссия, соглашаясь с позицией Заказчика, считает необходимым отметить следующее.

В статье 12 Закона установлен принцип ответственности за результат обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, согласно которому государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 33 Обзора судебной практики N 1 (2020), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, указал, что в силу части 1 статьи 2 Закона законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии со статьями 69 и 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 БК РФ должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).

Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 сформулирована правовая позиция о том, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений при размещении заказов.

Положением заказчику предоставлено право установить порядок оценки заявок, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера закупки, условий безопасности, которым могут соответствовать не все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют государственному заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств, в целях обеспечения государственных нужд, и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021).

Комиссия считает, что Заказчик, действуя из принципа сопоставимости, раскрыл содержание опыта по оказанию услуг, связанного с предметом осуществляемой закупки (организации общественного питания в сфере здравоохранения пациентов), что позволило обоснованно установить в Порядке рассмотрения и оценки заявок требование о представлении участниками закупки документов, подтверждающих наличие у участника Закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта, исключительно информации в отношении исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по организации лечебного питания.

Само по себе предъявление Заказчиком рассматриваемых требований к оценке заявок не приводит к необоснованному ограничению конкуренции. При ином подходе смысл (значение) установления такого нестоимостного критерия как квалификация участников закупки (опыт оказания сопоставимых услуг) утрачивается, а принцип сопоставимости не реализуется.

Таким образом, установленный Заказчиком Порядок рассмотрения и оценки заявок в полной мере соответствует цели (объекту) закупки и не противоречит изложенному правовому регулированию, прав и законных интересов участников закупки не нарушает и не приводит к неверному определению победителя закупки.

Кроме того, Заявитель в подтверждение своей позиции ссылается на Письмо ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21, однако указанный документ содержит позицию относительно недопустимости установлении в документации о закупке исключительно условия о подтверждении наличия опыта выполнения работ у участника закупки контрактами (договорами) по выполнению работ на объекте капитального строительства с определенной инфраструктурной принадлежностью.

Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод необоснованным.

 

В отношении довода об отсутствии предельного максимального значения характеристики объекта закупки «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» в Порядке рассмотрения и оценки заявок в отношении критерия оценки «Квалификация участников закупки» Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".

Согласно пункту 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, указанных в подпунктах «а» - «з».

В рассматриваемом случае в Порядке рассмотрения и оценки заявок избрана формула, предусмотренная подпунктом «б» пункта 20 Положения:

в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:

 

при этом указанная формула установлена в точном соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 20 Положения.

При этом Комиссия отмечает, что установление предельного максимального значения какой-либо характеристики при использовании данной формулой Положением не предусмотрено.

Минфин России в своем Информационном письме от 14.02.2022 № 24‑01‑09/10138 указывает на то, что «Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения». Более того в данном информационном письме Минфин России относит формулу, указанную в подпункте «б» пункта 20 Положения к формулам, «при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения)».

Аналогично, позицией ФАС России, изложенной в письме от 01.06.2023 № ПИ/43159/23, подтверждается право заказчика самостоятельно выбрать формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.

Кроме того, Закон не регламентирует установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.

Таким образом, прерогатива определения перечня показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.

При таких обстоятельствах, оспариваемый порядок оценки не препятствует участию в Конкурсе, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя Конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуги.

Необходимо также учитывать, что положения Порядка рассмотрения и оценки заявок влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к Конкурсу и тем самым не ограничивают конкуренцию.

Таким образом, указанная в пункте 4 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок формула в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 и не противоречат ему.

Учитывая изложенное, Комиссия признает данный довод необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОДОМ» (вх. № 7646/23 от 25.09.2023) на действия государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок», государственного учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 имени Н.П. Каменева" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации общественного питания в сфере здравоохранения пациентов ГУЗ «ТОКПБ № 1 им. Н.П. Каменева» на 2024-2025 год (закупка № 0366200035623005834) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-6317

 

 

Связанные организации

ГУЗ "ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева"
ИНН 7130004947, ОГРН 1027101730303
ООО "Экодом"
ИНН 7724499299, ОГРН 1197746598422
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746