Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 071/01/10-52/2019 от 8 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8 мая 2019 года                                                                                                                           г. Тула

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения  антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 071/01/10-52/2019, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Муниципального образования г. Алексин «Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин» (ИНН 7111002895, ОГРН 1027103676038, Тульская обл., г. Алексин, ул. Матросова, д. 19, 301361, МУП «ВКХ г. Алексин»)  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции),

в присутствии на заседании:

-представителя МУП «ВКХ г. Алексин» по доверенности б/н от 06.05.2019г. (сроком на 1 год),

-директора ООО «МиС-Компани» (решение № 2 единственного участника Общества от 18.10.2018г. «О продлении полномочий директора», паспорт РФ),

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11 февраля 2019 года (вх. № 495) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области поступило заявление ООО «МиС-Компани» о  нарушении МУП «ВКХ г. Алексин» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном ограничении водоснабжения на объект заявителя.

 ООО «МиС – Компани» на праве собственности принадлежит магазин «Золотая Аллея», расположенный по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул. 50 лет Октября.

С целью водоснабжения вышеуказанного объекта, 30.04.2014г. между ООО «МиС-Компани»  и МУП «ВКХ г. Алексин» заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 538 (далее – Договор), условиями которого предусмотрено, что Предприятие вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента только в случаях, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ (пункт 44 Договора).

Пунктом 45  Договора прямо предусмотрено, что Предприятие в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении:

а) Абонента;

б) администрацию МО Алексинский район;

в) Управление Роспотребнадзора по Тульской области;

г) ГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области».

Уведомление  Предприятия о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и приема сточных вод Абонента, а также уведомление о снятии такого прекращения или ограничения и возобновлении холодного водоснабжения и приема сточных вод направляются соответствующим лицам любыми доступными способами (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (пункт 46 Договора).

Согласно пункту 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Пунктом 61 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644, предусмотрено, что перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает:

а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод;

б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод;

в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

18.12.2018г. и 28.01.2019г. МУП «ВКХ г. Алексин» направляло в адрес ООО «МиС-Компани» предупреждения (№№ 1218, 10) о возможном ограничении (прекращении) водоснабжения на объект Общества, в случае не оплаты в течение суток задолженности в размере 6413,98 руб., образовавшейся, по данным ресурсоснабжающей организации, по состоянию на 18.12.2018г., и 28.01.2019г.

Предупреждение от 28.10.2019г. № 10 не вручено юридическому лицу и/или его законному представителю - директору ООО «МиС-Компани» Реброву Н.А., передано неизвестному лицу, неуполномоченному на получение корреспонденции, в связи, с чем невозможно достоверно установить факт и дату получения спорного уведомления Обществом.

Факт наличия задолженности ООО «МиС-Компани» не признан, Обществом истребован акт сверки взаимных расчетов за 2018г.

Исходя из представленного  МУП «ВКХ г. Алексин» в ООО «МиС-Компани» и антимонопольный орган акта сверки взаимных расчетов за 2018г., не подписанного Обществом (направлен протокол разногласий от 29.01.2019г.),  31.10.2018г. Предприятие по счету № 5407 оказало Обществу услугу на сумму 9119,60 руб., которая последним была оплачена не в полном объеме. По состоянию на 31.12.2018г.  МУП «ВКХ г. Алексин» указало о наличие у потребителя задолженности в размере 6413,98 руб.

В свою очередь ООО «МиС-Компани» представило в Управление счет-фактуру № 5407 от 31.10.2018г. и счет на оплату № 5407 от 31.10.2018г., подписанные директором МУП «ВКХ г. Алексин» Эксаренко Э.И. и бухгалтером Демидовой З.К., в которых указывалась сумма 2461,16 руб.

В соответствии с вышеуказанными платежными документами, представленными МУП «ВКХ г. Алексин»,  ООО «МиС-Компани» 31.10.2018г.  произведен платеж в размере  2461,16 руб. (платежное поручение 199).

Фактически, как следует из материалов антимонопольного дела, МУП «ВКХ г. Алексин» выставило (направило) ООО «МиС-Компани»  две счет – фактуры от одного месяца (октябрь, датированной от 31.10.2018г.), за одним номером (5407), но с разными суммами: к оплате 2461, 16 руб. (полученной и оплаченной Обществом) и 9119,80 руб. (не полученной, и, как следствие, не оплаченной ООО «МиС-Компани»). При этом переговоры (как устные, так и письменные) между Предприятием и Обществом, в части применения и/или замены ненадлежащей (ошибочной, неточной, иное) счет-фактуры (с суммой 2461,16 руб. на сумму 9119,80 руб.), не велись, что подтверждается пояснениями представителя МУП «ВКХ г. Алексин» Федоровой О.Л.

Между тем, 30.01.2019г. с целью предотвращения ограничения водоснабжения на свой объект ООО «Мис-Компани» произвело оплату в размере 6413,98 руб.

Несмотря на произведенную потребителем оплату, 30.01.2019г. МУП «ВКХ г. Алексин» ограничило на сутки водоснабжение на объект Общества, мотивирую это тем, что по состоянию на 8 – 00 час. 30.01.2019г. задолженность не была погашена.

Статьей 849 Гражданского кодекса РФ установлено, что банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Согласно статье 31 Федерального закона от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В соответствии с частью  5 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, а также законодательством в банковской сфере, регламентирующим процедуру и порядок расчетов,    не предусмотрено право ресурсоснабжающей организации (организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение) требовать оплату задолженности в течение суток  (к определенному часу) с момента предъявления требования.

Кроме того, МУП «ВКХ г. Алексин» не предпринято действий по уведомлению заинтересованных лиц (органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности) о  возможном ограничении водоснабжения на объект ООО «МиС-Компани».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению  с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

МУП «ВКХ г. Алексин» осуществляет деятельность по водоснабжению в географических границах г. Алексина, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ Предприятия, согласно которым основным видом деятельности является деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКЭВД 36.00.2),  а также постановлениями комитета Тульской области по тарифам от 14.12.2016г. № 47/4 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды, транспортировку сточных вод на 2017 год долгосрочных периодов регулирования 2016-2018гг. и 2016-20199гг. для потребителей Тульской области», от 18.12.2018г. № 48/1 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, транспортировку воды и транспортировку сточных вод на 2019 год  долгосрочных периодов регулирования 2016-2019гг., 2017-2020гг., 2018-2020гг., 2018-2021гг. для потребителей Тульской области», в приложениях (№ 11 постановления от 14.12.2016г. № 47/4, № 22   постановления от 18.12.2018г.  N 48/1) к которым указывается МУП «ВКХ г. Алексин», как организация, оказывающая услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, МУП «ВКХ г. Алексин», являясь субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения,  необоснованно ограничило водоснабжение на объект ООО «МиС-Компани», при этом не уведомив его надлежащим образом о планируемом ограничении, тем самым ущемило  права и законные интересы заявителя, а также не предприняло действий по уведомлению заинтересованных лиц о возможном ограничении на объект Общества.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, заслушав представителей сторон,  Комиссия Управления приходит к выводу, что  МУП «ВКХ г. Алексин», являясь ресурсоснаюжающей организацией, занимая доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, в географических границах г. Алексин, определенных балансовой принадлежностью его оборудования  и сетей водоснабжения и водоотведения, с долей 100 процентов, незаконно 30.01.2019г. ввело ограничение водоснабжения на объект ООО «МиС-Компани», при этом не уведомив его надлежащим образом о  планируемом ограничении, тем самым ущемило  права и законные интересы Общества, а также не уведомило заинтересованных лиц (администрацию МО Алексинский район; Управление Роспотребнадзора по Тульской области; ГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Тульской области) о возможном ограничении на объект хозяйствующего субъекта, тем самым нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Примечание: Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии (часть 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 данного  Федерального закона принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным настоящей главой (часть 6 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства, комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 настоящего Федерального закона прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 7 Федерального закона «О защите конкуренции»).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны