Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 19 июля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF10.07.2019 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев обращение государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр» (далее – Заказчик) исх. № 1562 от 02.07.2019 (вх. № 2929 от 03.07.2019) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ВИТАМАКС-ГРУПП» (далее – Общество, ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП») (ИНН 7107129970; адрес: ул. Новомосковская, д. 27, кв. 139, г. Тула, 300045) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине уклонения Общества от заключения контракта на поставку сплит-систем (закупка № 0366200025719000078), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:
- представителей Заказчика по доверенности,
- представителя Общества по доверенности,
- генерального директора Общества,
УСТАНОВИЛА:
03.07.2019 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине уклонения Общества от заключения контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сплит-систем (закупка № 0366200025719000078) (далее - электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сплит-систем 10.06.2019 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта – 69 000 ,00 рублей.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0366200025719000078 от 19.06.2019 установлено, в том числе следующее:
- по окончании срока подачи заявок подано 6 (шесть) заявок от участников закупки;
- аукционная комиссия государственного учреждения здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр» (далее – Аукционная комиссия) единогласно приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона, в том числе участника закупки с идентификационным номером заявки 105325327 (ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП»).
Из протокола подведения итогов электронного аукциона № 0366200025719000078 от 24.06.2019 следует, что Аукционная комиссия на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок единогласно приняла решение о соответствии второй части заявки с идентификационным номером заявки 105325327 (ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП») требованиям документации об электронном аукционе. В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона контракт заключается с ООО "ВИТАМАКС-ГРУПП", которое предложило наиболее низкую цену контракта.
Статья 83.2 Закона регулирует порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Как установлено Комиссией, Протокол подведения итогов электронного аукциона № 0366200025719000078 от 24.06.2019 размещен в единой информационной системе 24.06.2019.
25.06.2019 Заказчик разместил в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта № Ф.2019.396082 на поставку сплит-систем (далее – Проект контракта).
В силу части 3 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 13 статьи 83.2 Закона определено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Из информации, представленной в материалы дела оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер», следует, что Общество по 01.07.2019 23.59 включительно должно было подписать со своей стороны указанный Проект контракта. В регламентированный Законом срок ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП» не разместило на электронной площадке Проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Общества.
В связи с чем, оператор электронной площадки направил в адрес Заказчика уведомление об уклонении Общества от заключения контракта.
Учитывая тот факт, что Обществом не был подписан Проект контракта в установленный Законом срок, Заказчиком 02.07.2019 принято решение о признании ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП» уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) № 0366200025719000078 на право заключения контракта на поставку сплит-систем и составлен соответствующий протокол от 02.07.2019. Указанный протокол 03.07.2019 размещен Заказчиком в единой информационной системе.
На заседании Комиссии представители Общества возражали против включения сведений об ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП» в реестре недобросовестных поставщиков, указав на желание Общества заключить и исполнить Контракт.
На заседании Комиссии представители Общества пояснили, что в последний установленный Законом день для размещения на электронной площадке подписанного Проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, Общество планировало подписать итоговый Проект контракта и внести обеспечение исполнения контракта в виде перечисления денежных средств на расчетный счет Заказчика.
Однако, как указано в письменных объяснениях, представленных в материалы дела Обществом, осуществить указанные действия ООО «ВИТАМАКС-ГРУПП» не удалось по причине наличия технических проблем на сайте единой информационной системы, ввиду чего Общество не смогло скачать документацию об электронном аукционе для получения данных о расчетном счете Заказчика, необходимом для внесения обеспечения исполнения контракта.
В подтверждение данного факта представителями Общества предоставлены скриншоты с сайта единой информационной системы, сделанные Обществом в течения дня 01.07.2019 о временной недоступности данного сайта, а также сообщения с сайта единой информационной системы о возникновении у части пользователей подобных ошибок 01.07.2019 с 10 часов 00 минут.
В письменных объяснениях Общества указано, что получить информацию от представителей Заказчика о реквизитах расчетного счета Заказчика для перечисления обеспечения исполнения Контракта Обществу 01.07.2019 не удалось.
В подтверждение намерений Общества заключить Контракт, Обществом в материалы данного дела была предоставлена копия платежного поручения № 95 от 02.07.2019 о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта на сумму 5 175,00 рублей.
Представители Общества на заседании Комиссии ходатайствовали о намерении заключить Контракт с Заказчиком, указав на факт того, что после устранения ошибок на сайте единой информационной системы Обществу удалось перечислить на расчетный счет Заказчика денежные средства и разместить на электронной площадке подписанный Проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Комиссией установлено, что указанные действия Общество осуществило 02.07.2019, то есть за пределами установленного Законом срока.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда 10 РФ 28.06.2017), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 12 Правил ведения реестра предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 названных Правил, выносится решение.
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что порядок, установленный в пункте 12 Правил ведения реестра, применяется при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок в двух случаях: когда участники закупок уклонились от заключения контрактов, либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.
С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По общему правилу при привлечении лица к публично - правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в принимаемых судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 № 13- П, от 21.11.2002 № 15 - П, Определения от 07.06.2001 № 139 -О, от 07.02.2002 № 16-О).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества были направлены на умышленное уклонение от заключения Контракта.
Приведенные выше обстоятельства не позволяют Комиссии сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от заключения Контракта.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, Общество не может быть признано недобросовестным исполнителем в смысле приведенных выше положений Закона.
Таким образом, факт уклонения участника закупки – общества с ограниченной ответственностью «ВИТАМАКС-ГРУПП» от заключения Контракта по итогам электронного аукциона на заседании Комиссии не подтвержден.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным учреждением здравоохранения «Тульский областной перинатальный центр» в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВИТАМАКС-ГРУПП» (ИНН 7107129970; адрес: ул. Новомосковская, д. 27, кв. 139, г. Тула, 300045), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.