Решение (комиссия) №5315/23 решение от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Муниципальное казенное учреждение "Алексин Сервис"
ул. Героев Алексинцев, д.10, город Алексин, Алексинский район, Тульская область, 301361
aleksin.service@tularegion.org

Индивидуальный предприниматель К.
г. Коряжма, Архангельская обл., 165650

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-940/2023

31 августа 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального казенного учреждения «АЛЕКСИН СЕРВИС» (далее – Заказчик, Администрация) (вх. № 6824/23 от 25.08.2023) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе К. (г. Коряжма, Архангельская обл., 165650) (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП К., Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.05.2023 № 0166300033423000028 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания администрации по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, дом 10 (закупка № 0166300033423000028) (далее – Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- ИП К. – лично;

- представителя Индивидуального предпринимателя по доверенности;

- директора Заказчика на основании распоряжения;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания администрации по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, дом 10 (закупка № 0166300033423000028) (далее – Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке размещено 10.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 734 817,00 рублей.

29.05.2023 по итогам Закупки между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт на сумму 3 977 246,12 рублей.

Согласно пунктам 1.1-1.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли здания администрации по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, д.10 (далее – работы) в соответствии с условиями Контракта, проектной документацией (приложение №1 к Контракту), сметной документацией (приложение №2), описанием объекта закупки (приложение №3 к Контракту), являющимся неотъемлемыми частями Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1. Контракта, своими силами или с привлечением субподрядных организаций.

Место оказания услуг: по месту нахождения муниципального заказчика по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, д. 10

В силу пункта 1.5 Контракта существенными условиями Контракта для сторон являются, в том числе: предмет и цена Контракта, объемы, сроки и качество выполненных работ.

На основании пунктов 3.1, 3.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.

Начало работ: с момента заключения Контракта.

Окончание работ: в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента заключения Контракта.

Пунктом 5 приложения № 3 к Контракту также установлены следующие сроки выполнения работ:

начало работ: с момента заключения Контракта.

окончание работ: в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента заключения Контракта.

Разделом 4 Контракта закреплены права и обязанности сторон.

В частности пунктом 4.4 Контракта определены следующие обязанности Подрядчика:

«4.4.1. Выполнить работы в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, и сдать выполненные работы заказчику в установленный срок.

4.4.2. Немедленно, в письменной форме извещать заказчика об изменениях, которые могут произойти в статусе подрядчика, как-то: смена руководителя, изменение наименования или адреса фактического местонахождения и т.п.

4.4.3. Предоставить заказчику материалы фото (видео) съемки объектов до начала проведения работ, в процессе проведения каждого вида работ и по завершению работ. Формат и качество фото (видео) материалов согласовывается с заказчиком.

4.4.4. Обеспечить:

- выполнение работ в полном соответствии с проектной документацией (приложение №1), сметной документацией (приложение № 2), описанием объекта закупки (приложение № 3) и строительными нормами и правилами;

- качество выполнения всех работ в соответствии со сметной документацией, нормативной документацией, требованиями пожарной безопасности, техническими условиями;

- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации;

- сохранность имущества третьих лиц, инженерных коммуникаций и сетей, принадлежащих третьим лицам. В случае причинения ущерба имуществу и (или) инженерным коммуникациям третьих лиц, а также вреда здоровью третьих лиц, самостоятельно в полном объеме возместить причиненный ущерб;

- выполнение на объектах мероприятий по технике безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности в соответствии с проектно-сметной и нормативной документациями, а также иным действующим законодательством;

- своевременную очистку территории объектов от строительного мусора и восстановление нарушенного благоустройства в полном объеме, после выполнения каждого вида работ;

- освобождение объектов от принадлежащего ему имущества в течение 3 (трех) рабочих дней с даты выполнения всех обязательств по контракту.

- с момента начала выполнения работ и до подписания документа о приемке выполненных работ за свой счет осуществить охрану объектов, материалов, оборудования, и другого имущества.

4.4.5. Поставить на объект необходимые материалы, изделия, конструкции, комплектующие изделия, согласно описанию объекта закупки (приложение №3), а также строительную технику, инструмент, соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество (при наличии, а также в случаях, установленных действующим законодательством).

4.4.6. Осуществлять своими силами операционный контроль выполняемых им работ, отчитываясь в результатах перед заказчиком по его требованию.

4.4.7. Письменно известить заказчика за 1 (один) рабочий день о готовности работ к сдаче.

4.4.8. Обеспечить беспрепятственный доступ заказчика ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения.

4.4.9. Немедленно известить заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:

- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных, независящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.

4.4.10. В течение 1 (одного) рабочего дня с даты окончания работ, представлять заказчику для подписания справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма КС-2).

4.4.11. При проведении и освидетельствовании скрытых работ обеспечить присутствие ответственных представителей, осуществляющих контроль за соблюдением технологии и качества выполненных работ.

4.4.12. Нести ответственность за качество выполненных работ. Контроль, проводимый заказчиком за выполнением работ, не освобождает подрядчика от ответственности за правильность их исполнения.

4.4.13. В случае внесения изменений в сметную документацию, инициированных подрядчиком по согласованию с заказчиком, подрядчик вносит такие изменения и проходит утверждение сметной документации, предусмотренное законодательством, за счет своих средств».

Разделом 5 Контракта определен порядок сдачи и приемки работ.

В частности, пунктами 5.1-5.3 Контракта установлено, что приемка выполненных работ по Контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем Контракте и приложениях к нему, осуществляется на основании документа о приемке выполненных работ, направленного заказчику через функционал единой информационной системы в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона.

По факту выполненных работ, не позднее 5 рабочих дней Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке выполненных работ.

Для проверки результатов выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Законом.

Согласно пункту 6 приложения № 3 к Контракту каждый вид скрытых работ сдается пооперационно с оформлением актов на скрытые работы.

На основании пункта 13.1 Контракта срок его действия составляет с момента заключения Контракта по 30 сентября 2023г. (включительно) (срок действия Контракта включает срок выполнения работ, период приемки выполненных работ, в том числе экспертизы выполнения работ подрядчиком по Контракту, оплаты за выполненные работы), а в части возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

Из устных и письменных пояснений представителей Заказчика, Индивидуального предпринимателя, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.

26.05.2023 между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем заключен Контракт.

Согласно пунктам 3.1, 3.2 Контракта: начало работ - с момента заключения Контракта, окончание работ - в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента заключения Контракта, то есть по 12.07.2023 включительно.

09.06.2023 Подрядчиком Администрации был представлен согласованный график проведения работ по капитальному ремонту кровли по адресу: Тульская область, г. Алексин, д. 10.

16.06.2023 (исх. б/н от 16.06.2023) Подрядчиком направлено письмо - уведомление о начале работ на объекте, в котором Подрядчик проинформировал Заказчика о начале работ на объекте согласно утвержденному графику, указал дату начала работ 12 июня 2023 года, а также сообщил, что подготовительный этап по подготовке/закупке материалов был начат в день заключения Контракта.

В процессе выполнения работ между Подрядчиком и Заказчиком велась многочисленная переписка относительно выполнения работ, в том числе относительно согласования замены материалов, приостановки выполнения работ, причинения ущерба в связи с залитием, просрочки исполнения Контракта и т.д.

16 июня 2023 года (исх. б/н от 16.06.2023) Подрядчиком в адрес Администрации направлено письмо о необходимости в срок до 18 июня 2023 года передать объект в части заключенного Контракта для выполнения работ согласно графика, а также назначить ответственных представителей Заказчика.

Заказчик пояснил, что условиями Контракта не предусмотрен отдельный порядок передачи объекта для выполнения работ по капитальному ремонту.

16.06.2023 Заказчику (исх. б/н от 16.06.2023) Подрядчиком направлено письмо о помехах в ходе работ, в котором Подрядчик указал, что 13 июня 2023 года при просчетах фактического объема работ по снятым ранее Подрядчиком размерам, им установлено, что объем работ существенно отличается от заявленного в извещении о Закупке и в подписанном Контракте; потребовал в срок до 19 июня 2023 года предоставить Подрядчику необходимые решения по сложившейся ситуации (устранить помехи и т.д.), а также определить представителей Администрации для проведения комиссионного обследования и фактических замеров.

Согласно письму Заказчика от 16.06.2023 исх. № 105 последним были выполнены требования Подрядчика и назначены представители Администрации с определением даты комиссионного обследования 19 июня 2023 года 12ч. 00мин.

Как пояснил представитель Заказчика, в назначенную дату и время представители Подрядчика на комиссионное обследование не явились, обследование и контрольные замеры были проведены 20.06.2023 представителями Заказчика и представителями Подрядчика.

Согласно акту осмотра кровельного покрытия здания администрации по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, дом 10 от 20.06.2023 фактическая площадь покрытия кровли превышает объем ремонтируемой площади, предусмотренной сметным расчетом, менее чем на 10 %.

Результаты замеров были направлены представителям Подрядчика в день замеров. Однако, как пояснили представители Заказчика, до настоящего времени ответа от Подрядчика для установления факта наличия или отсутствия разногласий по объемам работ и принятия решения по данному вопросу в адрес Администрации не поступило.

 

01.07.2023 от Подрядчика в адрес Заказчика поступило уведомление о периодической приостановке работ в связи с неблагоприятными погодными условиями (исх. № б/н от 01.07.2023). Из содержания уведомления следует, что Подрядчик начал работы, вышел на кровлю согласно утвержденному графику 12 июня 2023 года. В процессе работ Подрядчик сталкивается с помехами, которые, по мнению Подрядчика, не зависят ни от одной из сторон Контракта, а именно - наличием неблагоприятных погодных условий. Согласно информации, изложенной Подрядчиком в уведомлении, неблагоприятные погодные условия (атмосферные осадки и сильный ветер) наблюдались в следующие периоды:

  1. с 15.06.2023 по 18.06.2023 - 4 дня;

  2. 22.06.2023 - 1 день;

  3. с 25.06.2023 по 01.07.2023 - 7 дней.

По состоянию на 01.07.2023 простой ввиду неблагоприятных погодных условий, по информации Подрядчика, составил 12 дней (без учета прогнозируемых Подрядчиком еще 4-х дней неблагоприятных погодных условий).

05.07.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия (№ 18-Д от 05.07.2023) о нарушениях в работе Подрядчика, в частности о выполнении работ настолько медленно, что окончание работ к сроку, установленному Контрактом, становится явно невозможным. Указанной претензией Заказчик, в том числе потребовал от Подрядчика завершить выполнение работ в срок до 12 июля 2023 года (срок окончания работ, согласованный в Контракте), при этом данное требование Заказчика Подрядчик не исполнил.

05.07.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика также направлена претензия (№ 19 от 05.07.2023) с требованием в целях обеспечения безопасности при производстве работ установить в зоне производства работ ограждающие конструкции и сигнальные ленты. На данную претензию Подрядчиком 06.07.2023 был направлен ответ, в котором Подрядчик заверил Заказчика, что сигнальные ограждения будут обновлены.

Участвующий в заседании Комиссии представитель Заказчика указал, что фактически до момента направления претензии сигнальные ленты отсутствовали, а требование Заказчика об установке в зоне производства работ ограждающих конструкций проигнорировано вовсе.

 

В целях определения фактического объема выполненных Подрядчиком работ 10.07.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено уведомление (№ 20-Д от 10.07.2023) о необходимости прибытия 11.07.2023 на объект для комиссионного обследования объема фактически выполненных работ и составления акта. Сообщением на адрес электронной почты Заказчика Подрядчик 11.07.2023 подтвердил участие своего представителя в работе комиссии, однако в назначенное время представитель Подрядчика на обследование объекта не явился.

14.07.2023 в адрес Подрядчика Заказчиком направлена претензия (№ 24-Д от 14.07.2023) с требованием в кратчайший срок выполнить в полном объеме работы по капитальному ремонту кровли, предусмотренные Контрактом.

В адрес Заказчика 14.07.2023 Подрядчиком направлено уведомление (исх. б/н от 14.07.2023) о необходимости изменения сроков, предусмотренных Контрактом, в котором Подрядчик предлагал установить новый срок окончания работ, а именно 27.08.2023. Основанием для изменения сроков, по убеждению Подрядчика, явились возникшие обстоятельства, которые не зависят ни от Подрядчика, ни от Заказчика, но действие которых приводит к увеличению сроков выполнения работ. В обоснование своей позиции в данном уведомлении Подрядчик ссылается на факты приостановки работ на объекте в связи с неблагоприятными погодными условиями, а именно по подсчетам Индивидуального предпринимателя по состоянию на 14.07.2023 работы останавливались суммарно на 16 дней с момента выхода непосредственно на кровлю; гарантирует предоставление соответствующих подтверждающих документов из Тульского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС».

Заказчик на вышеназванное письмо Подрядчика подготовил мотивированный ответ (№ 134 от 20.07.2023), в котором в том числе сообщил, что неблагоприятные погодные условия, а именно кратковременные дожди и усиление ветра в запланированный период выполнения работ невозможно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, которые могли привести к нарушениям сроков выполнения работ Подрядчиком.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что на момент подготовки Администрацией ответа 20.07.2023 вышеуказанные подтверждающие документы Заказчику представлены не были. Равно как и на сегодняшний день, данные документы также не предоставлены Заказчику.

31.07.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено требование об уплате неустойки в связи с тем, что работы, предусмотренные Контрактом, не были выполнены в срок.

01.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия, в которой Администрация потребовала Подрядчика выполнить работы в полном объеме в кратчайший срок.

Заказчик отметил, что ИП К. является профессиональным подрядчиком и участником рынка строительных и ремонтных работ, в связи с чем Подрядчик, заключив Контракт на определенных условиях, обязан был выстраивать технологический процесс выполнения работ с учетом погодных условий.

 

03.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия (от 03.08.2023 исх. № 32-Д) с требованием в срок до 07.08.2023 вывезти строительный мусор с территории администрации муниципального образования город Алексин, размещенный 21 июля 2023 года Подрядчиком во внутреннем дворе здания администрации муниципального образования город Алексин, который используется для парковки автомобильного транспорта.

Заказчик пояснил, что указанная претензия была проигнорирована Подрядчиком; работы по вывозу строительного мусора на сегодняшний день не выполнены, что является нарушением подпункта 4.4.4. Контракта и пункта 6 Приложения № 3 к Контракту; бездействие Подрядчика по очистке территории объектов от строительного мусора является нарушением действующих норм пожарной безопасности и представляет угрозу жизни и здоровью сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в здании администрации.

Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 13.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но, не ограничиваясь указанными):

- в случае, если в установленный настоящим Контрактом, срок Подрядчик не приступил к непосредственному выполнению работ;

- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней;

- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;

- отступления Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;

- существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) Подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ);

б) при определении подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.

В связи с тем, что Подрядчиком не выполнены работы в установленные Контрактом сроки (по 12.07.2023 включительно) 14.08.2023 Заказчиком в соответствии с условиями Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее также Решение).

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Комиссией установлено, что Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 14.08.2022.

Следовательно, датой поступления Подрядчику Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, считается дата размещения такого решения в единой информационной системе – 14.08.2022.

15.08.2023 Подрядчиком в адрес Администрации был направлен ряд писем: разъяснение по обстоятельствам исполнения Контракта (исх. б/н от 15.08.2023); ответ на письмо Заказчика от 14.07.2023 (исх. б/н от 15.08.2023); разъяснения по срокам исполнения Контракта (исх. б/н от 15.08.2023). В данных письмах Подрядчик в очередной раз сообщает, что надлежащим образом исполняет свои обязательства по Контракту, просрочка возникла не по вине Подрядчика.

Кроме этого представитель Заказчика отметил, что при проведении контрольных мероприятий специалистами МКУ «УКС г. Алексин» в рамках соглашения №1 о ведении строительного контроля на безвозмездной основе при выполнении работ Подрядчиком выявлено ряд нарушений (Исх. № 782 от 09.08.2023, №823 от 18.08.2023 МКУ «УКС г. Алексин»):

  • не произведена разборка старых каркасов и обшивки слуховых окон, гидропароизоляционная пленка уложена на старые конструкции (Контрактом предусмотрена полная замена слуховых окон новым материалом);

  • конструкция заменяемых стропильных ног не соответствует СП 70.133302012 и сметной документации (которая является неотъемлемой частью контракта), таким образом, нахлест сращиваемых досок при устройстве стропил недостаточен для обеспечения жесткости конструкции, не используются шпильки, которые также предусмотрены сметным расчетом;

  • смонтированное полотно гидропароизоляции имеет отверстия, разрывы в отдельных местах, что недопустимо и привело к затоплению помещений Заказчика и причинению ущерба имуществу Заказчика;

  • не производится ремонт карнизных плит, что предусмотрено Контрактом, впоследствии, после монтажа гидропароизоляционной пленки, контробрешетки и обрешетки выполнить данные работы в полном объеме будет невозможно;

  • контробрешетка монтируется частично из старого бруса, без огнезащитной обработки, сечение бруса (50x40мм) не соответствует сечению, которое предусмотрено сметной документации (50x50мм), данные факты также свидетельствуют о ненадлежащем исполнении контракта и «Подрядчиком» не устранены.

Данные письма также направлялись Подрядчику.

21.08.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлены возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в которых Индивидуальный предприниматель, в том числе сообщил, что оснований для расторжения Контракта не имеется, и что Подрядчик планирует завершить весь объем работ в ближайшее время.

23.08.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо, в котором Заказчик сообщил, что в связи с выявленными нарушениями, совершенными Подрядчиком, МКУ «УКС г. Алексин» приняло решение о приостановке работ по Контракту до устранения всех допущенных нарушений (Исх. № 843 от 23.08.2023, №823 от 18.08.2023 МКУ «УКС г. Алексин»).

Из представленных в материалы дела документов и сведений следует, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления его в силу, ИП К. не были устранены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком указанного решения, равно как и не размещены документы о приемке в единой информационной системе.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ИП К. в реестре недобросовестных поставщиков, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

Из устных и письменных пояснений Индивидуального предпринимателя относительно обращения Заказчика, следует, что Подрядчиком на протяжении срока действия Контракта велись работы, предусмотренные Контрактом.

Индивидуальный предприниматель пояснил, что невозможность (принципиальная) своевременно и в полном объеме выполнить работы возникла не по вине Подрядчика, а в результате наличия обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному выполнению работ, о чем Заказчику неоднократно сообщалось, а именно – о задержках, связанных с неблагоприятными погодными условиями; необходимостью выполнения объемов работ, не предусмотренных Контрактом; иные обстоятельства, о которых Подрядчик надлежащим образом информировал Заказчика. От Заказчика требовалось принимать необходимые меры по обеспечению возможности в выполнении работ, но Заказчик таких мер не принял, чем и спровоцировал невозможность своевременного выполнения работ и исполнение Подрядчиком иных обязательств.

1. Пояснения Подрядчика по погодным условиям.

Индивидуальный предприниматель пояснил, что Контрактом установлен срок выполнения работ - в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента заключения Контракта.

Работы изначально предусматривалось выполнить в срок до 13.07.2023.

Непосредственно к работам Подрядчик приступил 12.06.2023, после всех инициализационных мероприятий, согласно графику производства работ.

По причине наличия неблагоприятных погодных условий Подрядчик вынужден был приостанавливать работы, о чем проинформировал Заказчика письмом № б/н от 01.07.2023.

Подрядчиком зафиксировано наличие помех (осадки) и обозначены даты приостановки работ. Данные факты отражены в журнале производства работ и подтверждаются соответствующей гидрометеорологической справкой и выписками.

Как отметил Индивидуальный предприниматель, по состоянию на 23.08.2023 суммарное число дней простоя (приостановки) из-за осадков составило 34 дня.

Кроме того Заказчик устными распоряжениями и вызовами полиции на объект для проверки миграционного режима работников Подрядчика приостанавливал работы на 5 (пять) дней суммарно. Итого 39 (тридцать девять) дней приостановки работ.

Заказчику официально дважды делалось предложение о продлении сроков выполнения работ, Заказчик данное предложение проигнорировал.

Подрядчик не отрицает факт просрочки, однако отмечает, что просрочка возникла не по вине Подрядчика, соответственно, классифицировать ее как нарушение условий Контракта или как основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков нельзя.

2. Пояснения Подрядчика по дополнительным объемам работ:

Индивидуальный предприниматель указал, что в ходе работ была установлена необходимость в выполнении объемов работ, не предусмотренных Контрактом, но выполнение которых необходимо для выполнения основных работ по Контракту и достижения надлежащего результата. Подрядчик уведомил об этом Заказчика, принял необходимые меры и выполнял данные дополнительные работы.

Сроки по Контракту не предусматривают выполнение работ, не предусмотренных Контрактом. На выполнение дополнительных работ необходимо дополнительное время. Однако Заказчик необоснованно отказался увеличивать сроки выполнения работ, в том числе и на основании выполнения дополнительных работ.

3. Пояснения Подрядчика по недобросовестным действиям Заказчика.

Индивидуальный предприниматель пояснил, что Подрядчиком в действиях Заказчика и его должностных лиц отмечены факты недобросовестности и фальсификации.

Так, Заказчик обозначил наличие ущерба из-за протечек. При этом на составление акта осмотра помещений Подрядчик допущен не был, все акты составлены в отсутствии Подрядчика.

Более того, непосредственно в начале исполнения Контракта Заказчик не допустил Подрядчика до совместно освидетельствования части помещений (они были закрыты), в том числе на наличие в них мебели, оргтехники, на наличие в них следов протечек или иных повреждений, полученных ранее при старой кровле до ремонта. Не зафиксировав начальное состояние части помещений, Заказчик не вправе фиксировать какой-либо ущерб, а действия Заказчика классифицируются как фальсификация фактов и документов.

4. Пояснения Подрядчика по иным обстоятельствам.

Индивидуальный предприниматель пояснил, что Заказчик препятствовал осуществлению Подрядчиком замеров результатов выполненных работ.

Заказчик не допустил Подрядчика на объект для замеров, а также для того, чтобы забрать личные вещи, инструменты. Подрядчику пришлось вызывать правоохранительные органы, чтобы зафиксировать факт неправомерного поведения Заказчика.

ИП К. отметил, что работы выполнены Подрядчиком более чем на 80 процентов общего объема работ, предусмотренных Контрактом. Заказчик необоснованным решением о расторжении Контакта не предоставил возможности Подрядчику для завершения работ.

На основании изложенного, Индивидуальный предприниматель просит информацию об ИП К. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Согласно подпункту «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).

Кроме того пунктом 1.5 Контракта определено, что существенным условием Контракта для сторон является, в том числе срок выполненных работ.

Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.

Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком в связи с невыполнением Подрядчиком работ в срок, установленный Контрактом.

  1. Относительно пояснений Подрядчика о приостановке работ Комиссией установлено следующее.

Согласно информации, изложенной Подрядчиком в уведомлении от 01.07.2023, направленном Заказчику, неблагоприятные погодные условия (атмосферные осадки и сильный ветер) наблюдались в следующие периоды:

1) с 15.06.2023 по 18.06.2023 - 4 дня;

2) 22.06.2023 - 1 день;

3) с 25.06.2023 по 01.07.2023 - 7 дней.

По состоянию на 01.07.2023 простой по неблагоприятным погодным условиям, по информации Подрядчика, составил 12 дней (без учета прогнозируемых Подрядчиком еще 4-х дней неблагоприятных погодных условий).

Вместе с тем, согласно справкам Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 03.08.2023, запрошенным ИП К. на даты: 19.06.2023, 01.07.2023 – 03.07.2023, 06.07.2023-08.07.2024:

19.06.2023, 20.06.2023, 23.06.2023, 24.06.2023, 25.06.2023, 28.06.2023, 01.07.2023 - 04.07.2023, 06.07.2023, 08.07.2023-09.07.2023 атмосферных явлений, таких как дождь, – в дневной период не было зафиксировано.

В дневной период согласно справке Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 03.08.2023 дождь был зафиксирован: 26.06.2023, 27.06.2023, 29.06.2023, 30.06.2023, 07.07.2023.

Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факты наличия неблагоприятных погодных условий (дождь) в дневной период на территории г. Алексин в иные даты, на заседание Комиссии представлено не было.

Скриншот с сайта Gismeteo, а также иных сайтов Комиссия не может признать достаточным доказательством возникновения чрезвычайной ситуации, требующей приостановки работ.

Индивидуальный предприниматель указал, что по состоянию на 23.08.2023 суммарное число дней простоя (приостановки) из-за осадков составило 34 дня.

Вместе с этим документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, Комиссии не представлено.

Равно как документально не подтверждено утверждение Индивидуального предпринимателя о том, что Заказчик устными распоряжениями и вызовами полиции на объект для проверки миграционного режима работников Подрядчика приостанавливал работы на 5 (пять) дней суммарно, либо совершал иные действия, препятствующие Индивидуальному предпринимателю в выполнении работ в период действия Контракта.

Индивидуальный предприниматель отметил, что Заказчику дважды делалось официальное предложение о продлении сроков выполнения работ по Контракту, однако Заказчик данное предложение проигнорировал.

Вместе с тем Комиссией установлено, что решение об одностороннем расторжении Контракта принято 14.08.2023, Контракт, с учетом 10-дневного срока, предоставленного Законом Подрядчику для устранения нарушений, послужившими основанием для расторжения Контракта, считается расторгнутым 25.08.2023. То есть до 24.08.2023 включительно Заказчик предоставил Подрядчику возможность завершить работы, предусмотренные Контрактом (с учетом конечного срока выполнения работ 12.07.2023), фактически тем самым продлив срок исполнения Контракта на 43 календарных дня.

Однако, по состоянию на 25.08.2023 работы Подрядчиком выполнены не были, документы о приемке в единой информационной системе размещены не были.

2. Относительно пояснений Подрядчика о наличии необходимости выполнения дополнительного объема работ, Комиссией установлено следующее.

Согласно акту осмотра кровельного покрытия здания администрации по адресу: г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, дом 10 от 20.06.2023 фактическая площадь покрытия кровли превышает объем ремонтируемой площади, предусмотренной сметным расчетом, менее чем на 10 %.

Подпунктом 4.4.13 Контракта определено, что в случае внесения изменений в сметную документацию, инициированных подрядчиком по согласованию с заказчиком, подрядчик вносит такие изменения и проходит утверждение сметной документации, предусмотренное законодательством, за счет своих средств.

При этом материалами дела подтверждается, что Подрядчик не инициировал внесение изменений в сметную документацию, не согласовывал с Заказчиком такие изменения в связи с обнаружением несоответствия фактического объема работ, объему, указанному в сметном расчете Контракта.

Индивидуальный предприниматель отметил, что сроки по Контракту не предусматривают выполнение работ, не предусмотренных Контрактом. На выполнение дополнительных работ необходимо дополнительное время.

Однако, как было отмечено ранее, до 24.08.2023 Заказчик предоставил Подрядчику возможность завершить все работы, предусмотренные по Контракту, фактически продлив срок исполнения Контракта на 43 календарных дня.

3. Относительно пояснений Подрядчика о недобросовестных действиях Заказчика.

Относительно фактов залития кабинетов и недопуска Подрядчика до совместного освидетельствования части помещений на наличие в них следов протечек или иных повреждений, полученных ранее при старой кровле до ремонта, Комиссия отмечает следующее.

Совместное освидетельствование помещений, не относящихся к объекту капитального ремонта, условиями Контракта не предусмотрено.

Недопуск Подрядчика до совместно освидетельствования части помещений на наличие в них следов протечек или иных повреждений, полученных ранее при старой кровле до ремонта, материалами дела не подтвержден, на выполнение условий Контракта в части выполнения работ надлежащего качества - не влияет.

Факт причинения ущерба Заказчику в процессе исполнения Контракта порождает отдельный гражданско-правовой спор, который не может быть рассмотрен в рамках данного дела и может быть решен в судебном порядке.

4. Относительно пояснений Подрядчика о том, что Заказчик препятствовал осуществлению Подрядчиком замеров результатов выполненных работ.

Комиссией установлено, что данные факты имели место после вступления в законную силу решения Заказчика о расторжении Контракта, то есть после 25.08.2023 (вызов полиции в связи с недопуском на объект 29.08.2023), в связи с чем анализу не подлежат.

 

При исследованных выше обстоятельствах, следует признать, что выполнение работ, предусмотренных Контрактом, с нарушениями условий исполнения Контракта в части соблюдения сроков, в рассматриваемом случае является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Ввиду данного факта Комиссия заключает, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.

На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.

2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Индивидуальным предпринимателем условий Контракта.

3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.

Участие Индивидуального предпринимателя в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта Индивидуальному предпринимателю были известны все условия такого Контракта.

При этом Индивидуальный предприниматель должен был оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, Индивидуальный предприниматель оценил свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.

В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению Контракта Индивидуальный предприниматель вправе был не принимать участие в аукционе.

Своим бездействием Индивидуальный предприниматель не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, и, в свою очередь, влечет наложение на ИП К. санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Индивидуальный предприниматель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.

Учитывая, что Индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, то включение ИП Капралова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков, в настоящем случае, является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 № ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Индивидуального предпринимателя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лица.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение Подрядчиком условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ИП К. условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Индивидуальным предпринимателем также не предоставлено.

Оценка действий ИП К., совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Подрядчиком существенных нарушениях положений Контракта в части соблюдения срока выполнения работ и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об индивидуальном предпринимателе К. (г. Коряжма, Архангельская обл., 165650) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.

2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя К. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

Дата события*

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка

в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

25.08.2023

29.08.2022

25.08.2023

0

28.08.2023

04.09.2022

31.08.2023

0

05.09.2023

05.09.2023

0

0

 

*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта

 

 

 

 

 

 

2023-5744

 

 

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЛЕКСИН СЕРВИС"
ИНН 7111504158, ОГРН 1127154007276