Решение б/н Решение от 29 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/105-30/2021

25.01.2021                                                                                                                   г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

 Члены Комиссии:

 

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Веста» (далее – ООО «Веста», Общество, Заявитель) (вх. № 170 от 18.01.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку общестроительных материалов в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка № 0366200035620007281) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

-  - представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии по доверенности;

- - представителя государственного учреждения Тульской области «Сервис» (далее - Заказчик) по доверенности;

- - представителя Заявителя по доверенности;

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.

Из жалобы следует, что Заявителем была подана заявка на участие в данном Электронном аукционе.

По результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в электронном аукционе, состоявшегося 14.01.2021, Аукционной комиссией принято, в том числе, решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки 108984491 (ООО «Веста») на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: непредставление информации, предусмотренной подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации (отсутствует конкретный показатель, соответствующий значению, установленному подпунктом 2.4 «Способ нанесения» пункта 7 части II «Техническое задание» документации).

Заявитель указывает, что заявка на участие в Электронном аукционе была заполнена в строгом соответствии с «Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе», предусмотренной пунктом 9 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе (далее - Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе).

Заявитель полагает, что заявка, поданная им на участие в электронном аукционе  полностью соответствовала положениям документации об электронном аукционе, в том числе по спорной позиции, следовательно, решение Аукционной комиссии о несоответствии его заявки требованиям документации об электронном аукционе является  незаконным.

 

Представители Аукционной комиссии, Уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

При этом представитель Аукционной комиссии, Уполномоченного учреждения пояснил следующее.

При рассмотрении первых частей заявок Аукционная комиссия, давая оценку соответствия заявок требованиям документации об электронном аукционе, руководствовалась, в том числе положениями Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

Давая оценку соответствия заявки с идентификационным номером 108984491 (ООО «Веста») положениям подпункта 2.4 «Способ нанесения» с требуемым значением «Ручной, механизированный или ручной» пункта 7 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, Аукционная комиссия руководствовалась требованиями пункта 7 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым:

«Если заказчиком установлен параметр с указанием необходимости выбора (например - 1 или 2 или 3), необходимо выбрать один из показателей, исключив другой (другие)».

Учитывая, что в первой части заявки ООО «Веста» по подпункту 2.4 «Способ нанесения» пункта 7 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе не было указано единое конкретное значение, Аукционной комиссией принято решение о несоответствии такой заявки в указанной части положениям документации об электронном аукционе.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта  на поставку общестроительных материалов в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений  (далее - документация об электронном аукционе) 18.12.2020 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 925 000,00 рублей.       

Контракт по итогам Электронного аукциона  не заключен.

 

Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 № 788 на государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:

1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;

2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;

3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);

4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области «Центр организации закупок» (далее - Положение).

Согласно пункту 2.2. Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения; на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.

Из пункта 3.1. Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:

- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;

- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.

Относительно доводов жалобы Общества  Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Необходимо отметить, что инструкция по заполнению заявки разрабатывается в целях обеспечения адекватного и четкого восприятия  участником закупки порядка заполнения заявки на участие в электронном аукционе и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

При этом содержание соответствующих положений инструкции по заполнению заявки должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений инструкции по заполнению заявки создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нём.

В этой связи, требования инструкции по заполнению заявки должны содержать ясные и четкие положения по порядку заполнения заявки участником закупки, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы и сведения он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.

В тоже время соответствие предложения участника требованиям аукционной документации и потребностям заказчика должно следовать из первой части заявки.

Заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и разрабатывая инструкцию по ее заполнению, должен учитывать специфику предмета закупки и обеспечить возможность представления участниками закупки в заявках на участие в аукционе сведений о таких характеристиках товара, которые бы в полной мере обеспечивали потребность Заказчика, и при этом не ограничили круг участников закупки.

Необходимо учитывать, что документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения требований, которым должна соответствовать подаваемая им заявка.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В пункте 23 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара

б)конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 7 части II "Техническое задание» документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).  Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Пунктом 24 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе предусмотрено, что отдельные положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе могут быть изложены в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе.

В подпункте 2.4 пункта 7 «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара» части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны требуемые значения показателей, в том числе:

 

№ п/п

Наименование и технические характеристики товара

Требуемое значение

2

Шпатлевка гипсовая

 

2.4

Способ нанесения

Ручной, механизированный или ручной

 

Кроме этого, в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе приведена  Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Как было отражено выше, Заявитель при заполнении своей заявки по подпункту 2.4 пункта 7 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе документации об электронном аукционе руководствовался пунктом 9 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Комиссией установлено, что пунктом 9 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено: «Если заказчиком установлено требование о предоставлении сразу нескольких значений показателя (1 и 2), (1,2), (1/2),(1;2) участнику следует также указать несколько значений».

В тоже время, пункт 7 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе содержит следующие положения:

 «Если заказчиком установлен параметр с указанием необходимости выбора (например - 1 или 2 или 3), необходимо выбрать один из показателей, исключив другой (другие)».

Необходимо учитывать, что Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, приведенная в части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.

Учитывая положения пунктов 23, 24 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, участник закупки при подаче соответствующего предложения в отношении показателей, установленных Заказчиком в документации об электронном аукционе, при подготовке заявки на участие в данном Электронном аукционе, обязан руководствоваться положениями Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

При этом в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, что какие-либо положения документации об электронном аукционе, регламентирующие порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе, не подлежат применению, либо применяется по усмотрению участника закупки.

Из буквального прочтения указанных положений Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе в их совокупности, не представляется возможным установить, необходимо ли в отношении требуемого значения показателя, установленного в подпункте 2.4 пункта 7 части II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, указать единое конкретное значение, либо допускается указание нескольких значений, что   вводит участников закупки в заблуждение относительно потребности заказчика, препятствует участникам закупки  надлежащим образом оформить свою заявку на участие в электронном аукционе, а  Аукционной комиссии, в свою очередь, не позволяет рассмотреть заявки участков данной закупки на предмет их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и потребности заказчиков в приобретаемых товарах в целях принятия обоснованного и правомерного решения о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Учитывая, что положения пунктов  7 и 9 Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе содержат в себе противоречивые положения, исключающие возможность их однозначного толкования, указанное свидетельствует о нарушении Уполномоченным учреждением, разработавшим такую Инструкцию, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона.

Следовательно, документация об электронном аукционе в указанной части не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ввиду отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе.

Документация об  электронном аукционе на право заключения контракта на поставку общестроительных материалов в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка № 0366200035620007281) утверждена директором государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок.

Таким образом, в действиях должностного лица государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок, утвердившего документацию об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение (определение содержания) документации об аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Относительно довода жалобы Заявителя о незаконном отклонении Аукционной комиссией первой части заявки ООО «Веста» на участие в данном Электронном аукционе, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью  3 статьи 66 настоящего Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В силу части 4 статьи 67  Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что заявка с идентификационным номером 108984491 подана на участие в Электронном аукционе ООО «Веста».

Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.01.2021 следует, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в Электронном аукционе (закупка № 0366200035620007281) членами Аукционной комиссии единогласно принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки 108984491 (ООО «Веста») на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: непредставление информации, предусмотренной подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации (отсутствует конкретный показатель, соответствующий значению, установленному подпунктом 2.4 «Способ нанесения» пункта 7 части II «Техническое задание» документации).

Вместе с этим, вследствие несоблюдения Уполномоченным учреждением определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе (ввиду отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе), Комиссия не может признать допустимыми итоги рассмотрения Аукционной комиссией первых частей заявок, поданных на участие в данном электронном аукционе, и дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников данного электронного аукциона, а также оценить соответствие предложенного участниками закупки товара требованиям документации об электронном аукционе и потребности Заказчика.

В связи с чем Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным оценить обоснованность доводов жалобы Заявителя о неправомерном отказе Аукционной комиссией ООО «Веста» в допуске к участию в данном Электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Веста» (вх. № 170 от 18.01.2021) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку общестроительных материалов в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка                                            № 0366200035620007281)  необоснованной.

2. Признать государственное казенное учреждение Тульской области «Центр организации закупок» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона.

3. Выдать государственному казенному учреждению Тульской области «Центр организации закупок», государственному учреждению Тульской области «Сервис» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на поставку общестроительных материалов в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка   № 0366200035620007281).

4. Выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0366200035620007281.

5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны