Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу от 19 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

15.07.2019                                                                                                                     г. Тула

 

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев обращение государственного профессионального образовательного учреждения Тульской области «Тульский колледж строительства и отраслевых технологий» (далее - Заказчик) исх. № 94 от 08.07.2019 (вх. № 3010 от 09.07.2019) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Терехове Андрее Николаевиче (далее – Индивидуальный предприниматель, ИП Терехов А.Н.) (ИНН 482502124492; адрес:  ул. Качалова, д. <--->, г. Липецк, 398016) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта №  Ф.2019.177509 от 29.04.2019  на поставку  инструментов, товаров и расходных материалов для сварщиков (далее – Контракт) (закупка № 0366200035619000659), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), в присутствии:

– представителя Заказчика по доверенности;

- индивидуального предпринимателя Терехова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Терехов А.Н. в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения  Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку инструментов, товаров и расходных материалов для сварщиков (закупка № 0366200035619000659) (далее – Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Индивидуальным предпринимателем условий Контракта.

В результате проведенной Комиссией на основании части 15 статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в указанном обращении,  проверки соблюдения Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона  на право заключения контракта на поставку инструментов, товаров и расходных материалов для сварщиков (далее – документация об электронном аукционе) размещены 18.03.2019 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 852 435,00  рублей.

29.04.2019 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ИП Терехов А.Н. заключен Контракт на сумму 490 139,00 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется в установленный срок, предусмотренный настоящим контрактом, поставить заказчику инструменты, товары и расходные материалы для сварщиков (далее – товар), в соответствии со Спецификацией (Приложение № 1 к контракту), Техническим заданием (Приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта, и с условиями настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

При этом пунктом 4.1 Контракта установлен срок поставки товара: в течение 7 (семи) рабочих дней с момента заключения контракта.

В соответствии с пунктом 4.2 Контракта поставка товара осуществляется с выполнением погрузо-разгрузочных работ. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком собственными силами и средствами или силами и средствами третьих лиц за свой счет.

Пунктом 4.3 Контракта определено, что поставщик осуществляет поставку товара (партии товара) по адресу (место поставки): г. Тула, ул. Рязанская, д. 40.

Как следует из пояснений представителя Заказчика, условиями Контракта было определено, что поставка всего товара должна была быть произведена единовременно и не позднее 15.05.2019.  

Из условий пункта 11.1 Контракта следует, что стороны принимают все меры к тому, чтобы любые спорные вопросы, разногласия либо претензии, касающиеся исполнения контракта или в связи с ним, были урегулированы путем переговоров.

Пунктом 11.2 Контракта установлено, что в случае наличия претензий, споров, разногласий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств другая сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по контракту, сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.

Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.

Согласно пункту 12.5 Контракта любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме почтой (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в контракте.

Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.

Присутствующий на заседании Комиссии Индивидуальный предприниматель пояснил, что в ходе исполнения Контракта он не смог закупить товар, указанный в пункте 13 Спецификации на поставку инструментов, товаров и расходных материалов для сварщиков (Приложение № 1 к Контракту) (далее – Спецификация) ввиду его высокой стоимости, о чем ИП Терехов известил Заказчика уведомлением исх. № 71 от 20.05.2019. Указанным уведомлением ИП Терехов А.Н. также предложил Заказчику рассмотреть вопрос поставки аналога указанного товара или расторгнуть Контракт по соглашению сторон.

В ответ на вышеупомянутое уведомление Заказчик направил письмо исх. № 59 от 22.05.2019, в котором указал на существенное нарушение Индивидуальным предпринимателем сроков поставки по Контракту, а также то, что «ГПОУ ТО «ТКСиОТ» готово рассмотреть аналоги сварочной проволоки (по пункту 13 Спецификации) при условии полного соответствия характеристикам, заявленным в аукционной документации».

После переписки с Заказчиком посредством электронной почты Индивидуальный предприниматель сделал вывод, что пункту 13 Спецификации соответствует сварочная проволока определенной марки единственного производителя и аналогов такой проволоки не существует. Данная позиция Индивидуального предпринимателя отражена в уведомлении исх. № 87 от 23.05.2019. Указанным уведомлением ИП Терехов А.Н. также просит Заказчика расторгнуть Контракт по соглашению сторон либо «изменить диапазон характеристик Проволоки сварочной, позволяющей поставить аналог».

Присутствующий на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что проволока, предлагаемая Индивидуальным предпринимателем в качестве аналога проволоки сварочной, указанной в пункте 13 Спецификации, не соответствовала техническим характеристикам, указанным как в Контракте, так и в заявке ИП Терехова А.Н. на участие в электронном аукционе, и в документации об электронном аукционе.

Представитель Заказчика отметил, что Заказчик не имеет права вносить какие-либо изменения в технические и функциональные характеристики товара и принимает только тот товар, который полностью соответствует условиям Контракта.

Согласно устным и письменным объяснениям Индивидуального предпринимателя, Заказчик не согласился принять весь оставшийся товар помимо оспариваемой позиции, а поставка проволоки сварочной по пункту 13 Спецификации в соответствии с требованиями Технического задания (приложение № 2 к Контракту) принесла бы Индивидуальному предпринимателю серьезные финансовые убытки.

Представитель Заказчика также пояснил Комиссии, что закупаемый по Контракту товар бал необходим для проведения экзаменов у учащихся профильных учебных заведений Тульской области на базе Заказчика, в связи с чем, поставка товара требовалась единовременная. По состоянию на 30.05.2019 поставка товара так и не была осуществлена. Поскольку данный товар также будет необходим Заказчику и в течение очередного учебного года, потребность в его поставке у Заказчика все еще имеется.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 6.3.6 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного нарушения поставщиком сроков поставки товаров;

- [1]если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Учитывая описанные выше обстоятельства, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое отражено в соответствующем уведомлении исх. № 67 от 30.05.2019 (далее – Решение от 30.05.2019).

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.

Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод  о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Из представленных в материалы дела документов Комиссией установлено, что Решение от 30.05.2019 было 31.05.2019 направлено Заказчиком заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (опись вложения в почтовое отправление, кассовый чек № 300012.01 от 31.05.2019 об оплате почтового отправления № 30001221097979).

Согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении почтового отправления, данное письмо было вручено Индивидуальному предпринимателю 18.06.2019. Информация о получении ИП Тереховым А.Н. данного уведомления стала известна Заказчику 27.06.2019.

Комиссией установлено, что Решение от 30.05.2019 размещено Заказчиком в единой информационной системе.

Следовательно, обязанности по направлению Индивидуальному предпринимателю уведомления о расторжении Контракта с целью надлежащего уведомления последнего о принятом Заказчиком решении и опубликованию его в единой информационной системе Заказчиком соблюдены.

Таким образом, Заказчик посчитал, что с учетом части 13 статьи 95 Закона, Решение от 30.05.2019 вступило в законную силу 08.07.2019 и Контракт считается расторгнутым.

Из пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения от 30.05.2019, в том числе с момента надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя о принятии Заказчиком такого решения и до момента вступления указанного решения в силу, ИП Тереховым А.Н. не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.

Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ИП Терехове А.Н. в реестре недобросовестных поставщиков, Решение от 30.05.2019 вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.

На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы обращения в полном объеме.

   На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом и в установленные сроки исполнить обязанность по выполнению условий Контракта, в материалы дела ИП Тереховым А.Н.  не представлено.

Следовательно, решение Заказчика  об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Доказательств возникновения у ИП Терехова А.Н. вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с Правилами ведения реестра в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Комиссия считает, необходимым отметить, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.

Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.

По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.

Своим бездействием ИП Терехов А.Н. не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на него санкции за недобросовестное исполнение Контракта.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение (ненадлежащее исполнение) ИП Тереховым А.Н. условий Контракта, при этом факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела; доказательств, свидетельствующих об обратном, Индивидуальный предприниматель в Тульское УФАС России не представил.

Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Индивидуальным предпринимателем условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, ИП Тереховым А.Н. также не предоставлено.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ИП Терехове А.Н. подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия

РЕШИЛА:

  1.      Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Терехове Андрее Николаевиче (ИНН 482502124492; адрес:  ул. Качалова, <--->, г. Липецк, 398016) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта №  Ф.2019.177509 от 29.04.2019  на поставку  инструментов, товаров и расходных материалов для сварщиков.
  2. Датой включения информации в отношении индивидуального предпринимателя Терехова Андрея Николаевича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 


[1] Данный пункт не включается в текст государственного (муниципального) контракта (договора) в случае, если закупка осуществляется у единственного Поставщика, за исключением подпунктов 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны