Решение (комиссия) №1773/24 решение от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДПРОФ" 301650, Тульская область, УЛ САДОВСКОГО medprof.ooo@bk.ru Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области 300034, г. Тула, ул. Льва Толстого, 107 torgi@081.pfr.gov.ru, info@081.pfr.gov.ru, DoronichevaI@081.pfr.gov.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-306/2024

 

12 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОФ" (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 2193/24 от 08.04.2024) на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сигнализаторов звука цифровых (закупка №0266100000524000037) (далее – Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии:

- представителей Заказчика на основании доверенности;

- представителя Общества на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.

Заявитель указывает, что извещение о Закупке не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг по следующим основаниям:

- извещение о Закупке содержит избыточные требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам объекта закупки - сигнализаторам звука, в том числе не содержащиеся в ГОСТ Р 70185-2022 «Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ Р 70185-2022);

- извещение о Закупке не содержит обоснования необходимости установления дополнительных избыточных функций;

- технические, качественные и функциональные характеристики объекта Закупки содержат бессмысленные функции, которые ведут к удорожанию товара, при этом совершенно не влияют на реабилитационный эффект конечных пользователей;

- технические, качественные и функциональные характеристики объекта закупки сформированы Заказчиком по принципу избирательного выбора характеристик, содержащихся в национальном стандарте ГОСТ Р 70185-2022, которые максимально подходят под одну модель сигнализатора одного производителя;

- техническое задание не носит обобщенного характера, содержит признак «уникального» товара, имеющегося только у одного производителя - ООО «Исток Аудио Трейдинг» и аффилированных с ним поставщиков.

Более того, Общество указывает, что установление вышеуказанных спорных характеристик приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

Участвующий в заседании Комиссии представитель Общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.

 

Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых выражает несогласие с доводами жалобы.

При этом Заказчик, в том числе, указывает, что при описании объекта закупки руководствовался положениями ГОСТ Р 70185-2022, приказа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 01.11.2023 № 2178 «О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР», которым утверждены рекомендации по составлению технического задания на сигнализаторы звука (в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией), прошедшие согласование с Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих». Установленные им характеристики товара отвечают интересам и потребностям инвалидов по слуху, позволяют достичь максимально возможный реабилитационный эффект. Вместе с тем описанию объекта закупки, в том числе в отношении оспариваемых характеристик, соответствуют как минимум товары двух производителей из следующего списка: сигнализатор звука «Пульсар-3» (производтво ОАО «Исток Ауди Интернэшнл»); сигнализатор звука «Senso» (производство ООО «Исток Аудио Трейдинг»); сигнализатор звука «Вибратон» (производство ООО «Аурика»); сигнализатор звука «Вибролайн» (производство ООО «КБ Контур»); сигнализатор звука «Энеджи» (производство ООО «Элита Групп»).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука цифровые со световой индикацией, цифровые с вибрационной индикацией, цифровые с вибрационной и световой индикацией.

Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха и работа отделения Фонда по Тульской области, как Заказчика, ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и надлежащий реабилитационный эффект.

Описание объекта закупки составлено Заказчиком с учетом собственных потребностей исходя из специфики деятельности организации и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона, а также приказа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации № 2178 от 01.11.2023 года «О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР».

Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих, следовательно, вышеуказанные рекомендации в полном объеме отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.

Кроме того, Заказчик представил копии писем, полученных от Тульского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», в которых сообщается, что наиболее востребованными и необходимыми людям с инвалидностью по слуху являются следующие характеристики: наличие дисплея у приемников сигнала; беспроводная передача сигнала от передатчика к приемнику; питание от встроенной батареи (аккумулятора); наличие датчика или передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона.

По информации от ООО «ЭЛИТА ГРУПП» сигнализаторы звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих «Энеджи» производства ООО «ЭЛИТА ГРУПП» соответствуют требованиям извещения о Закупке.

По информации ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл» сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих «Пульсар-3» также соответствуют требованиям извещения о Закупке.

Указанные письма ООО «ЭЛИТА ГРУПП» и ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл» имеются в материалах дела.

На официальном сайте Федеральной службы по аккредитации https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration/view/18515208/common размещены сведения о декларации о соответствии № ЕАЭС N RU Д-RU.РА11.В.13118/23 от 29.12.2023 на сигнализатор звука цифровых с вибрационной и световой индикацией «Энеджи», изготовитель ООО «ЭЛИТА ГРУПП» (адрес регистрации и местонахождения Российская Федерация).

Во вкладке «Сведения о продукте» размещена следующая информация о соответствии товара ГОСТ Р 51632-2021 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний» Раздел 4, ГОСТ Р 51264-99 «Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия», ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология», ГОСТ 27752-88 «Часы электронно-механические кварцевые настольные, настенные и часы-будильники. Общие технические условия», ГОСТ Р 52084-2003 «Приборы электрические бытовые. Общие технические условия», ГОСТ 30804.6.2-2013 «Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний», ГОСТ 30804.6.4-2013 «Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний». Условия хранения продукции в соответствии с ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды». Дата изготовления, срок годности, условия хранения указаны в прилагаемой к продукции товаросопроводительной документации и/или на упаковке и/или каждой единице продукции. Код ОКПД2 27.90.20.120. Происхождение продукции - Россия.

Во вкладке «Исследования, испытания, измерения» размещена информация о протоколе исследования (испытания и измерения) сигнализаторов звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих «Энеджи» № CLS-28-2023-007 от 28.12.2023.

Извещение о Закупке не содержит ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов либо наименование страны происхождения товара. Требования извещения о Закупке в равной степени распространены на всех участников закупки.

Объектом Закупки является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанной закупке может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям извещения о Закупке и удовлетворяющий потребностям Заказчика.

 

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектом контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Извещение о Закупке с электронными приложениями 28.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 714 133,31 рублей.

Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.

 

В отношении доводов жалобы относительно возможного нарушения правил нормирования в сфере закупок при проведении Электронного аукциона, обоснованности Закупки Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно части 1 статьи 18 Закона в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Законом (часть 4 статьи 18 Закона).

По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (часть 5 статьи 18 Закона).

Согласно части 1 статьи 98 Закона аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 19 Закона под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанные доводы не могут подлежать администрированию со стороны Тульского УФАС России в рамках установленных Законом полномочий при рассмотрении настоящего дела.

 

В отношении иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:

наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования каталога).

В соответствии с пунктом 1 Правил формирования каталога указанные Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.

В силу пункта 2 Правил формирования каталога под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с указанными Правилами.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога такой каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

На основании пункта 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога.

В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

Согласно извещению об Электронном аукционе поставке подлежит следующий товар:

код позиции КТРУ 27.90.20.120-00000001 «Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией»;

код позиции КТРУ 27.90.20.120-00000002 «Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией»;

код позиции КТРУ 27.90.20.120-00000003 «Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией».

В указанный позициях КТРУ отсутствуют соответствующие позиции требований к характеристикам, следовательно, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.

 

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности Заказчика.

Исходя из смысла статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию требований к закупаемому товару в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации: «...Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Судом отмечено, что в силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции».

В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем спорных товаров, в связи с чем, данные товары могут быть поставлены неограниченным кругом хозяйствующих субъектов – потенциальных участников закупки.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников рассматриваемой закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Из установленных Заказчиком требований к товару также не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия или документация об электронном аукционе содержит указания на конкретного производителя товара. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

Наряду с необходимостью соблюдения требований Закона в части описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.

Так, в зависимости от своих потребностей, заказчик в извещении об осуществлении закупки должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Более того, указание в документации конкретных требований поставляемых товаров предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.

Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.

Вместе с тем, согласно представленным Заказчиком в материалы дела документам и сведениям, в рамках формирования требований к характеристикам необходимого товара был проведен анализ рынка, который показал, что всем установленным в извещении о Закупке требованиям соответствует товар не менее чем двух производителей.

Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении о Закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.

Заявителем оспариваются, в том числе следующие требования к характеристикам товара:

- Рабочая частота: 433,92 МГц +/- 0,2%;

- Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м.;

- Сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции;

- Наличие дисплея;

- Наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона;

- Питание передатчика дверного звонка должно осуществляться от встроенной батареи;

- Приемник должен иметь регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов, а также приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: вибрационной, световой и звуковой индикации;

- и т.д.

В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление оспариваемых характеристик обусловлены потребностями получателей сигнализаторов и требованиями нормативно-правовых документов, таких, например, как ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 15150-69, ГОСТ Р 70185-2022, решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 02.10.2012 №12-15-05-3 (в части установления номинального значения радиочастот).

Комиссия Управления отмечает, что в остальной части оспариваемые Обществом характеристики (возможность установки приемника на вертикальную и горизонтальную поверхность; возможность беспроводного подключения передатчиков, наличие у приемника дисплея; и т.д.) использованы Заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 70185-2022, отражены в подпунктах 5.1.1, 5.6.18, 5.6.19, 5.6.20, и т.д. указанного стандарта и не противоречат им.

Следовательно, с учетом вышеуказанного, а также того обстоятельства, что соответствие сигнализаторов производства ООО «Исток Аудио Трейдинг» извещению о Закупке не оспаривается сторонами, Заказчиком доказано наличие товаров как минимум двух производителей, отвечающих требованиям извещения о Закупке.

Доказательств обратного Заявителем в материалы дела представлено не было.

 

При изложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Заявителем не доказан факт включения Заказчиком в извещение о Закупке условия, нарушающего положения Закона, и ограничивающего в связи с этим конкуренцию. Тем более, что требования к характеристикам товара, установленные в извещении о Закупке, в равной степени распространяются на всех участников Электронного аукциона без исключения, в связи с чем не создает преимущественных условий участия отдельным участникам закупки.

Ввиду изложенного, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы в рамках своей компетенции, приходит к выводу о том, что оспариваемые положения извещения о Закупке при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки и не ограничивают круг таких участников.

Следовательно, указанные доводы жалобы Общества не нашли своего подтверждения.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОФ" (вх. № 2193/24 от 08.04.2024) на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сигнализаторов звука цифровых (закупка №0266100000524000037) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2024-1975

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДПРОФ"
ИНН 7105057864, ОГРН 1197154012318
ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7106015458, ОГРН 1027100742712