Решение (комиссия) №2318/24 решение от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Государственное учреждение Тульской области "Сервис" проспект Ленина, 2, г. Тула, 300041 service@tularegion.ru Общество с ограниченной ответственностью "Уралзащита-Екатеринбург" Фронтовых Бригад ул., стр. 18/26, офис 303, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620091 zlv71ekb@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-404/2024

22 мая 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралзащита-Екатеринбург" (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 2974/24 от 15.05.2024) на действия государственного учреждения Тульской области "Сервис" (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (закупка № 0366200017524000018) (далее – Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-  представителя Заказчика на основании доверенности,

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте и возможном способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Общество указывает, что в сформированном описании объекта закупки Заказчиком установлены избыточные требования к приобретаемым товарам, соответствующие товару единственного производителя - ООО Предприятие ФЭСТ.

К таким характеристикам Общество относит следующую, содержащуюся в извещении о Закупке и электронном документе «Описание объекта закупки на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) – «Цвет футляра» с требуемым значением «белый».

Заявитель поясняет, что иные производители выпускают аптечки в черных и серых чемоданчиках; сообщает, что Приказ Минздрава России от 15.12.2020 № 1331н «Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам» (далее Приказ 1331н) не регламентирует цвет футляра аптечки.

Также Общество указывает, что в электронном документе «Проект контракта» извещения о Закупке Заказчиком в пункте 5.1. предусмотрено положение, согласно которому приемка товара осуществляется заказчиком с участием представителя поставщика по месту поставки товара.

При этом Заказчиком в документации о Закупке установлен срок поставки товара - в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта.

По убеждению Заявителя, «… срок поставки 5 дней с представителем поставщика ограничивает других участников, т.к. из другого субъекта РФ, представители СМП не могут подать заявки для того чтобы реализовать товар и командировать представителя ради поставки на 20 т.р. на поставку товаров общего назначения.».

В связи с изложенным, Общество считает, что Заказчик необоснованно ограничил конкуренцию, установив избыточные требования к поставляемому товару и к условиям поставки товара.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу; просил оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 07.05.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 28 500,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

На основании пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно извещению и иной документации о Закупке предусмотрена поставка товара, включенного в код ОКПД2 21.20.24.170 «Аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи».

В пункте 2 Описания объекта установлены, в том числе следующие характеристики поставляемого оборудования:

п/п

Наименование показателей

Требуемое значение (диапазон значений) показателей

1.

Аптечка для оказания первой помощи

 

1.1.14

Футляр для хранения содержимого аптечки

наличие

1.1.14.1

Вид футляра

чемодан

1.1.14.2

Материал футляра

пластик

1.1.14.3

Цвет футляра

белый

Из возражений Заказчика на жалобу следует, что при размещении оспариваемой закупки он руководствовался Приказом № 1331н.

В части 1 Требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам указаны медицинские изделия, которыми комплектуется аптечка.

Частью 2 Требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам установлено, что в состав аптечки также включаются следующие прочие средства:

 

п/п

Наименование

Требуемое количество,

(не менее)

1

Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам

1 шт.

2

Футляр

1 шт.

Сумка

Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно выбрать способ комплектования аптечки первой помощи (каким способом укомплектовывать в футляр или сумку).

Заказчиком был проанализирован рынок соответствующих товаров, проведено сравнение характеристик и установлено, что товары с параметрами, удовлетворяющими закупочной документации, имеются более чем у одного производителя (ООО «Предприятие ФЭСТ» и ООО «МУССОН»).

Заказчик особо отметил, что законодательством Российской Федерации не регламентируется, что медицинские изделия и футляр (сумка) для хранения должны быть одного производителя и запаяны. Это противоречит и смыслу Приказа № 1331н от 15.12.2020, поскольку пункт 4 Приказа регламентирует, что аптечка подлежит комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке, а пункт названного приказа 5 предписывает хранить в аптечке только медицинские изделия с не истекшим сроком годности.

Таким образом, поставщик имеет право выбора закупить полную комплектацию аптечек у производителя или скомплектовать ее самостоятельно, приобретя футляр соответствующего цвета отдельно.

При этом, Заказчик перед размещением Закупки удостоверился, что футляры для аптечек в разных цветовых решениях выпускаются на различных предприятиях.

Ставить под сомнение указанную информацию у Комиссии оснований не имеется, с учетом предоставления Заказчиком соответствующих сведений.

Кроме того, Заказчиком, на этапе сбора информации и подготовки документов к электронному аукциону, были отправлены запросы 5-ти потенциальным поставщикам данного товара и были получены ответы (ценовые предложения) от 4-х потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара в соответствии с требованиями извещения о Закупке.

При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта Закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив документы и сведения, представленные Заказчиком в материалы рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Из пункта 2 Описания объекта закупки следует, что при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки Заказчиком были использованы следующие нормативные акты: Приказ Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам".

Приказом № 1331н утверждены требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам, а также утвержден состав медицинских изделий, входящих в комплектацию аптечки (пункт 1), и состав прочих средств (пункт 2):

п/п

Наименование

Требуемое количество,

(не менее)

1

Инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам

1 шт.

2

Футляр

1 шт.

Сумка

Пунктом 3 Приказа № 1331н определено, что при комплектации аптечки медицинскими изделиями допускается комплектация: одного прочего средства из числа включенных соответственно в подпункт 2 пункта 2 настоящих требований.

На основании пунктов 4, 6 Приказа № 1331н аптечка подлежит комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке. В случае использования или списания и уничтожения (утилизации) медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, аптечку необходимо пополнить.

На основании изложенного, Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что законодательством Российской Федерации не регламентируется, что медицинские изделия и футляр (сумка) для хранения должны быть одного производителя и запаяны, соответственно, поставщик имеет право выбора закупить полную комплектацию аптечек у производителя или скомплектовать ее самостоятельно, приобретя футляр соответствующего цвета отдельно.

Специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.

Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.

Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем нарушены права и законные интересы заявителя.

Из жалобы прямо следует, что Заявитель производил анализ характеристик аптечек для оказания первой помощи, выпускаемых ООО «Предприятие «ФЭСТ», ООО НПФ «МИРАЛ», ООО «АППОМЕД», ЗАО «Виталфарм».

В подтверждение приведенных Обществом характеристик аптечек в части цвета футляра Заявителем приведены ссылки на сайты соответствующих производителей.

Вместе с тем, проведенный Заявителем анализ рынка не отвечает признакам допустимого доказательства, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о надлежащем выполнении анализа с точки зрения его полноты и достоверности.

Основываясь на вышеизложенном, Комиссия приходит к выводу, что приведенный Заявителем довод подтверждает лишь тот факт, что указанная в жалобе продукция конкретного производителя аптечек для оказания первой помощи - ООО «Предприятие «ФЭСТ» соответствует требованиям Описания объекта закупки, однако не опровергает возможности предложить товар других производителей, а также значимости для Заказчика установленных характеристик.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления заказчиком определенных характеристик к поставляемому товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

В рассматриваемом случае, объект закупки описан исходя из имеющейся у Заказчика потребности, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено. Равно как Комиссии не представлено доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения о Закупке при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

Кроме того, согласно информации представленной оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер», на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, которые признаны соответствующими извещению о Закупке, что так же косвенно свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.

Относительно довода подателя жалобы о том, что предусмотренные документацией о закупке условия приемки товара в совокупности со сроком поставки ограничивают количество участников закупки и делают участие в закупки нецелесообразным, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

На основании пункта 1 части 13 статьи 34 Закона в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ проект контракта.

В пункте 5 Описания объекта закупки Заказчиком предусмотрен срок поставки товара - в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта.

Аналогичное условие предусмотрено в пункте 3.1 раздела «Срок и порядок поставки» электронного документа «Проект контракта» извещения о Закупке (далее Проект контракта).

На основании пункта 5.1 раздела 5 «Порядок приемки товара» Проекта контракта приемка товара осуществляется Заказчиком с участием представителя поставщика по месту поставки товара.

Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает заказчика в установлении сроков поставки товаров, удовлетворяющих его требованиям, с учетом реальной возможности поставки в такие сроки.

Следовательно, установление указанных сроков поставки товаров обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.

В свою очередь, рассматриваемый довод жалобы Общества направлен на оспаривание положений Проекта контракта, регламентирующих порядок взаимодействия Заказчика с поставщиком при приемке поставленного товара, относящихся к сфере исполнения контракта, а не к сфере определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует также отметить, что договорные правоотношения сторон, являющиеся доводом жалобы, регулируются нормами, закрепленными гражданским законодательством, в связи с чем рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.

Между тем из положений Проекта контракта не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.

Установление указанных сроков поставки товара и порядка его приемки обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон не предусматривает ограничений по включению в документацию о Закупке требований, являющихся значимыми для Заказчика.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в документацию о Закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, если Заявитель считает сроки поставки товара и порядок его приемки, указанные в Проекте контракта, не приемлемыми для себя, это не означает, что Заказчик умышленно ограничивает число участников аукциона.

Доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные Заказчиком требования привели к ограничению количества потенциальных участников закупки, к созданию одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлено.

Таким образом, в результате рассмотрения жалобы Общества по существу, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уралзащита-Екатеринбург" (вх. № 2974/24 от 15.05.2024) на действия государственного учреждения Тульской области "Сервис" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аптечек для оказания первой помощи работникам (закупка № 0366200017524000018) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

2024-2607

 

 

Связанные организации

ГУ ТО "Сервис"
ИНН 7107041813, ОГРН 1027100972931
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Уралзащита-Екатеринбург"
ИНН 6686049470, ОГРН 1146686010173