Решение (комиссия) №104/24 решение от 15 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

По списку рассылки

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1300/2023

11 января 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Земля-Тур» (далее – Заявитель, ООО «Земля-Тур») (вх. № 9986/23 от 28.12.2023) на действия министерства труда и социальной защиты Тульской области (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере санаторного типа, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году (закупка № 0366200035623008274) (далее – Закупка, конкурс в электронной форме), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

- представителей Заказчика на основании доверенности;

- представителя Заявителя на основании доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

Заявитель отмечает, что Заказчик в качестве объекта данной Закупки указал - обеспечение отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере санаторного типа, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край).

При этом в пункте 4 извещения о Закупке Заказчиком неправомерно установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона к участнику Закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с обязательным указанием в приложении к лицензии вида работ (услуг): диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"), а также неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: копии выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с обязательным указанием в приложении к лицензии вида работ (услуг): диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").

Вместе с тем Заявитель указывает, что законодательством Российской Федерации не установлены требования к лицам, осуществляющим обеспечение отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях. Следовательно, такие лица не должны обладать в обязательном порядке лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 23.08.2018 №6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА» организация, заключившая договор на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, оказывает услуги самостоятельно. При оказании услуг организация вправе привлекать третьих лиц для совершения определенных действий в рамках оказания услуг (например, организация питания, охранные услуги, оказание медицинских и пр.).

Заявитель отмечает, что медицинские услуги предусмотрены Описанием объекта Закупки Извещения о Закупки наряду с услугами физической охраны территории лагеря (пункт 6.5.3. Описания объекта Закупки) и страхования жизни и здоровья детей (пункта 7. Описания объекта Закупки), однако требования о наличии у участника Закупки лицензии на осуществление охранной деятельности и лицензии на осуществление страховой деятельности Заказчиком не установлены.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что Заказчиком установлены избыточные требования к участникам Закупки.

Заказчик, Уполномоченное учреждение не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 14.12.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 075 520,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения жалобы Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона, в том числе открытый конкурс в электронной форме.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, при применении конкурентных способов в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого конкурса в электронной форме предусмотрено оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере санаторного типа, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году – код ОКПД2 - 86.90.19.140.

Согласно пункту 2.1 проекта контракта по настоящему контракту оказываемые услуги включают в себя медицинскую помощь при санаторно-курортном лечении (санаторно-курортную помощь) по диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии, в том числе следующие сопутствующие услуги:

2.1.5. Организацию медицинской помощи при санаторно-курортном лечении:

2.1.5.2. Оказание детям медицинских услуг осуществляется в лечебных корпусах, расположенных на территории лагеря, медицинским персоналом, имеющим соответствующие сертификаты специалистов. Проведение процедур как общих, так и индивидуальных по назначению врача в зависимости от заболеваний. Осуществление лечения на основании индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от показаний и противопоказаний.

Таким образом, в рамках рассматриваемой Закупки приобретаются услуги санаторно-курортного лечения, которое, в силу Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" может осуществляться в организациях всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Участвующий в заседании Комиссии представитель Заказчика также пояснил, что в рамках рассматриваемой Закупки приобретаются услуги санаторно-курортного лечения, в том числе медицинская помощь при санаторно-курортном лечении (санаторно-курортную помощь) по диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии.

Комиссией установлено, что согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.1012 № 291 утверждено положение, определяющее порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из объекта Закупки, в разделе «Преимущества и требования к участникам» извещения о Закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с обязательным указанием в приложении к лицензии вида работ (услуг): диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации")».

Согласно электронному документу «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом и инструкция по ее заполнению», заявка на участие в закупке состоит из второй и третьей частей.

Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в том числедокументы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: Копия выписки из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с обязательным указанием в приложении к лицензии вида работ (услуг): диетологии, неврологии, педиатрии, физиотерапии (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник Закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему работу (оказывающему услугу), фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в закупке.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства, разрешения) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Следовательно, включение Заказчиком в Извещение о Закупке требования наличия у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") с обязательным указанием в приложении к лицензии определенных видов работ (услуг), а также предоставление подтверждающих документов в составе заявки, правомерно.

Указанный вывод подтверждается Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, а также определением Верховного Суда РФ от 03.10.2016 № 309-КГ16-12918 по делу № А76-23757/2015.

Кроме того, согласно статье 780 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

С учетом изложенного, требования к участнику закупки и к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона должны рассматриваться в совокупности и взаимосвязи с положениями проекта контракта в части возможности (невозможности) привлечения соисполнителей для оказания услуг по контракту.

Таким образом, Комиссия находит рассмотренный довод жалобы необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Земля-Тур» (вх. № 9986/23 от 28.12.2023) на действия министерства труда и социальной защиты Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей в детском оздоровительном лагере санаторного типа, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году (закупка № 0366200035623008274) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-110

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7106508647, ОГРН 1087154043668
ООО "Земля-Тур"
ИНН 7802727298, ОГРН 1107847331085