Решение (комиссия) №6551/23 решение от 22 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Индивидуальный предприниматель Т. Екатеринбург, Свердловская область Администрация муниципального образования город Алексин adm.aleksin@tularegion.ru adm.aleksin@tularegion.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-1159/2023

 

20 ноября 2023 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Т. (далее – Заявитель) (вх. № 8789/23 от 14.11.2023) на действия администрации муниципального образования город Алексин (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автобусных остановок, тротуаров и лестниц внешнего благоустройства в холодный период 23-24г.г. на территории МО город Алексин (закупка № 0166300033423000129) (далее – Закупка, запрос котировок), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила), при участии:

представителя Заказчика на основании доверенности,

в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

В извещении о Закупке и электронных документах к нему в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения договора, предусмотренного позицией 36 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), в то время как объектом Закупки является выполнение работ по содержанию автобусных остановок, тротуаров и лестниц внешнего благоустройства в холодный период 23-24г.г. на территории МО город Алексин.

Заказчиком в материалы дела представлена письменная позиция по доводам жалобы Заявителя.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке и электронные документы к нему 07.11.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 107 970,57 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

Относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.

На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

На основании части 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению N 2571.

Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 (далее – Приложение) применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:

- позиция Приложения применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";

- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей

- позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления № 2571, позиции 36 Приложения к Постановлению № 2571 при проведении закупки на оказание услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей, устанавливается требование к наличию у участника закупки соответствующего опыта:

 

Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки

Дополнительные требования к участникам закупки

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

36

Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий

 

наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

1) исполненный договор;

2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг

 

В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Комиссией установлено, что в извещении о Закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 36 Приложения.

Вместе с этим, объектом рассматриваемой Закупки является выполнение работ по содержанию автобусных остановок, тротуаров и лестниц внешнего благоустройства в холодный период 23-24г.г. на территории МО город Алексин.

Согласно локальной смете № 0928/11-23 УКС, являющейся неотъемлемой частью извещения о Закупке, Заказчиком утверждены следующие виды работ:

1. Очистка тротуаров, площадок отдыха от снега: вручную.

2. Очистка а/остановок от снега: вручную.

3. Россыпь песка вручную: на тротуарах, площадках отдыха.

4. Очистка тротуаров, площадок отдыха и стоянок автомобилей от снега.

5. Очистка лестничных сходов от снега и льда.

6. Россыпь песка вручную: на лестничных сходах.

На основании пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В силу пункта 1.3 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" вопросы, регулируемые правилами благоустройства муниципального образования, определены статьей 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ установлено, что уборка территории муниципального образования, в том числе в зимний период входит в перечень мероприятий по благоустройству территории в муниципальном образовании.

Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 28 февраля 2023г. №1(35).4 утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования город Алексин» (далее - Правила благоустройства).

На основании пункта 3 статьи 1 Правил благоустройства действие настоящих правил распространяется на правоотношения, связанные со строительством, эксплуатацией, содержанием и (или) использованием объектов благоустройства независимо от формы собственности объектов с учетом их публичного назначения, а также территорий общественного назначения и общественных пространств, расположенных на территории муниципального образования город Алексин.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 статьи 1 Правил благоустройства настоящие правила устанавливают единые правила по сооружению, эксплуатации и содержанию элементов благоустройства и земельных участков, на которых они расположены, включая требования к перечням работ по благоустройству, санитарной очистке территорий и периодичности их выполнения.

Статьей 2 Правил благоустройства среди прочего определено, что:

1) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами благоустройства муниципального образования город Алексин, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

2) элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;

3) объекты благоустройства территории - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Правил благоустройства территории общественного назначения (общего пользования) – территории (земельные участки) муниципального образования город Алексин, находящиеся в собственности либо пользовании и (или) распоряжении администрации муниципального образования город Алексин (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, рекреационные зоны, публичные сервитуты), которыми беспрепятственно и безвозмездно пользуется в соответствии с их предназначением неограниченный круг лиц для целей, не связанных с получением прибыли, выгоды или иного преимущественного личного или коллективного использования, за исключением прав, приобретаемых на основании индивидуальных правовых актов в соответствии с Федеральными законами, законами Тульской области, настоящими Правилами, иными муниципальными нормативными правовыми актами, либо территории под объектами публичного назначения иной формы собственности

При этом статьей 2 Правил благоустройства приведены следующие определения:

11) территории домовладений и многоквартирных жилых домов – земельные участки, принадлежащие юридическим или физическим лицам на праве собственности либо находящиеся у них в пользовании или владении, используемые ими для организации своего проживания и размещения придомовых объектов;

12) территории предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов - земельные участки, принадлежащие юридическим или физическим лицам на праве собственности либо находящиеся у них в пользовании или владении, используемые ими для осуществления какой-либо деятельности;

13) прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;

14) закрепленная территория - часть территории общественного назначения (общего пользования), закрепленная муниципальным правовым актом либо договором (соглашением) за физическими и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в целях благоустройства и санитарного содержания указанной территории в порядке, установленном настоящими Правилами и индивидуальными соглашениями.

Как поясняет Заказчик, работы в рамках указанной закупке выполняются в соответствии со статьей 46. «Основные принципы содержания и санитарной очистки территории муниципального образования город Алексин» раздела 6. «СОДЕРЖАНИЕ И УБОРКА, САНИТАРНАЯ ОЧИСТКА ТЕРРИТОРИЙ» Правил благоустройства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Правил благоустройства содержание (уборка и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок транспорта общего пользования, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание которых обязаны обеспечивать юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами осуществляется администрацией муниципального образования город Алексин.

Пунктом 4 статьи 46 Правил благоустройства предусмотрено, что содержание территорий включает в себя, в том числе:

- ежедневную уборку от мусора, листвы, снега и льда (наледи);

- обработку противогололедными материалами покрытий проезжей части дорог, мостов, улиц, тротуаров, проездов, пешеходных территорий и др.;

- сгребание и подметание снега;

- вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований);

- содержание и уборку дорог и других объектов улично-дорожной сети.

Особенности зимней уборки территорий приведены в статье 52 Правил благоустройства.

Комиссией установлено, что объекты, поименованные в приложении № 1 к Описанию объекта закупки извещения о Закупке, являются территориями общего пользования и не прилегают к каким-либо конкретным объектам.

Учитывая приведенные выше положения, Комиссия приходит к выводу, что необходимые к выполнению в рамках данного запроса котировок работы относятся к работам по благоустройству территории.

На основании позиции 9 Приложения при проведении конкурентных процедур на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 9 Приложения, являются:

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:

1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;

2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Так как объектом рассматриваемой закупочной процедуры является выполнение работ по содержанию автобусных остановок, тротуаров и лестниц внешнего благоустройства в холодный период 23-24г.г. на территории МО город Алексин, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 107 970,57 рублей (свыше 5 млн. рублей), Заказчик обязан был применить положения позиции 9 Приложения к постановлению Правительства РФ № 2571 и установить в закупочной документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с вышеназванной позицией Приложения.

Таким образом, в рассматриваемом случае, установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 36 Постановления N 2571 является незаконным и противоречит положениям пункта 12 части 1 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона.

Установленные Комиссией нарушения указывают, что в действиях должностного лица Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, рассмотренный довод жалобы обоснован.

Вместе с этим, Комиссия считает необходимым отметить, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение нарушило права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты Закупки.

Заявитель участие в рассматриваемой Закупке не принимал.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0166300033423000129 от 14.11.2023 на участие в закупке подана 1 заявка; электронный запрос котировок признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона.

Указанная заявка была подана МУП «САХ г. Алексин».

Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, МУП «САХ г. Алексин» заключены и исполнены без штрафных санкций, в том числе следующие контракты:

- № 3711101967323000033 от 23.03.2023 на выполнение работ по очистке а/остановок, тротуаров, лестниц от снега в весенний период на территории МО г. Алексин на сумму 599997,84 руб.;

- № 3711101967323000007 от 10.01.2023 на выполнение работ по содержанию памятников, мемориальных комплексов, скверов на территории МО город Алексин на сумму 2207954,7 руб.;

- № 3711101967323000006 от 10.01.2023 на выполнение работ по содержанию автобусных павильонов, тротуаров, лестниц и прилегающих к ним территорий МО город Алексин на сумму 2999999,72 руб.;

- № 3711101967322000053 от 17.05.2022 на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства на территории МО город Алексин на сумму 2109993,96 руб.;

- № 3711101967321000041 от 12.03.2021 на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства на территории МО город Алексин на сумму 2838000,08 руб.;

- № 3711101967320000028 от 28.02.2020 на выполнение работ по содержанию памятников, мемориальных комплексов, скверов на территории МО город Алексин на сумму 1 199 968,68 руб.

При изложенных выше обстоятельствах, по итогам Закупки отобран исполнитель, который обладает опытом выполнения работ, предусмотренным позицией 9 Приложения к постановлению Правительства РФ № 2571.

Принимая во внимание изложенное, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты Закупки.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Т. (вх. № 8789/23 от 14.11.2023) на действия администрации муниципального образования город Алексин при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автобусных остановок, тротуаров и лестниц внешнего благоустройства в холодный период 23-24г.г. на территории МО город Алексин (закупка №_0166300033423000129) обоснованной.

2. Признать Заказчика нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42, часть 6 статьи 31 Закона.

3. В связи с тем, что допущенное Заказчиком нарушение Закона не повлияло на итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

4. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

2023-7097

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Администрация муниципального образования город Алексин
ИНН 7111019673, ОГРН 1147154070634