Решение (комиссия) №564/24 решение от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

решение

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Министерство труда и социальной защиты Тульской области 300041, Тульская область, город Тула, Пушкинская ул., д.29 mintrud@tularegion.ru Государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" Ленина пр-кт, д.2, г. Тула, 300041 coz@tularegion.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПИАФ" Ленинградская область, м.р-н. ВЫБОРГСКИЙ, ПОЛЯНСКОЕ, ТЕР. ПОЛЯНСКАЯ, ПР-Д РАДУЖНЫЙ, Д. 11, К. 10, ПОМЕЩ. 1 expertcompany14@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-74/2024

06 февраля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПИАФ» (далее – Заявитель, Общество) (вх. № 548/24 от 31.01.2024) на действия министерства труда и социальной защиты Тульской области (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году (закупка № 0366200035624000129) (далее – Закупка, Конкурс), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя государственного казенного учреждения Тульской области «Центр организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;

- представителя Заявителя на основании доверенности;

в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и возможном способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об основах туристской деятельности) в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туризм детский - туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя.

Заявитель отмечает, что исходя из положений электронного документа «Проект контракта» извещения о Закупке (далее – Проект контракта), услуги по организации отдыха и оздоровления детей, которые необходимо оказать потенциальному исполнителю, относятся к оказанию услуг детского туризма.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 ГОСТ Р 50690-2017 "Туристские услуги. Общие требования" туристские услуги предоставляют юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели.

Туристские услуги должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положениям договора о реализации туристского продукта.

ГОСТ Р 54605-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования» содержит следующие положения:

4. Общие положения

4.1. Услуги детского туризма предоставляют юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальные предприниматели: туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание туристов согласно Закону об основах туристской деятельности.

4.2. Особенности предоставления услуг детского туризма зависят от возраста и физических возможностей несовершеннолетних туристов и экскурсантов.

5. Виды туристских услуг в детском туризме

5.1. Услуги детского туризма подразделяют в зависимости от возраста туристов, продолжительности путешествия и степени сложности туристских маршрутов.

5.2. В детском туризме различают следующие виды туристских услуг по организации:

- путешествий/экскурсий по познавательным туристским маршрутам, в том числе образовательным и краеведческим;

- отдыха и оздоровления, в том числе предоставляемых в детских оздоровительных лагерях/центрах;

- туристских слетов, сборов, праздников;

- развлекательных поездок;

- туристских поездок на образовательные, культурные, спортивные и иные мероприятия;

- отдыха с активными видами передвижения (категорийные и некатегорийные туристские маршруты);

- международных и межрегиональных обменов туристами.

5.3. Виды услуг внутреннего, выездного и въездного туризма, предоставляемых для детей, определены в разделе 5 ГОСТ Р 53522-2009 и ГОСТ Р 50690».

При этом в соответствии со статьей 4.1 Закона об основах туристской деятельности юридическому лицу запрещается осуществление туроператорской деятельности, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров.

Заявитель считает, что, не установив требование о том, что участник Закупки должен находиться в реестре туроператоров, Заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона.

 

Уполномоченное учреждение не согласилось с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 22.01.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 125 000,00 рублей.

Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения жалобы Заказчиком не заключен.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона, открытый конкурс в электронной форме.

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, при применении конкурентных способов в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемого Конкурса предусмотрено оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году – код ОКПД2 - 55.90.19.000 «Услуги по предоставлению временного жилья прочие, не включенные в другие группировки».

Пунктом 2.1 Проекта контракта установлено, что для фактического получения оказываемой услуги исполнитель обязуется передать Заказчику путевки в детский оздоровительный лагерь (далее - лагерь), расположенный на территории Краснодарского края и включенный в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, в количестве 250 штук.

 

Согласно пункту 6 электронного документа «Описание объекта закупки» извещения о Закупке оказываемая услуга должна, в том числе, включать в себя:

 

6.1. Передачу путевок исполнителем Заказчику.

 

6.2. Организацию доставки:

в каждую смену единым заездом организованной группы детей и сопровождающих их лиц (из расчета один сопровождающий на 12 детей) железнодорожным транспортом из г. Тулы (г. Москвы) в г. Туапсе (г. Анапа) и единым заездом обратно, а также в день прибытия автотранспортом от ж/д вокзала г. Туапсе (г. Анапа) в оздоровительное учреждение и обратно в день отправления. Организация трансфера от железнодорожного вокзала г. Туапсе (г. Анапа) до оздоровительного учреждения и обратно лиц, сопровождающих детей.

 

6.3. Организацию проживания:

 

6.3.1. Учреждение, в котором будет организован отдых и оздоровление детей, должно:

 

6.3.1.1. быть включено в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Краснодарского края, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 21 октября 2019 г. № 570 «Об утверждении общих принципов формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления».

 

В Законе об основах туристской деятельности даны основные понятия, согласно которым туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом; турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

 

Также Законом об основах туристской деятельности определено, что формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

 

Вместе с тем, объект закупки в формулировке извещения о Закупке в совокупности не сводится к оказанию услуг только туроператорами.

 

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52887-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления" под термином "отдых детей и их оздоровление" понимается совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

 

В соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 52887-2018 под организациями отдыха детей и их оздоровления понимаются организации сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационноправовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

 

При этом к организациям отдыха детей и их оздоровления относятся загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря, санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные, туристические, эколого-биологические, творческие, историко-патриотические, технические, краеведческие и др.), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

 

В рассматриваемом случае оказываются не только услуги по отдыху, но и оказание непосредственно оздоровления.

 

В соответствии с пунктом 5 ГОСТ Р 52887-2018 услуги, предоставляемые детям в организациях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды

 

- услуги, обеспечивающие безопасные условия пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления;

 

- медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;

 

- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков;

 

- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;

 

- правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами организации отдыха и оздоровления;

 

 

- услуги по организации культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми свободного времени, духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

 

- услуги по организации физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма;

 

- туристические и экскурсионные услуги;

 

- информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности организации;

 

- транспортные услуги.

 

При осуществлении закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей, Заказчик не установил в извещении о Закупке требование о наличии у участников закупки статуса туроператора, поскольку это привело бы к неправомерному ограничению количества участников закупки, в том числе, например, таких участников, как спортивно-оздоровительные и другие лагеря, санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные подобные организации, непосредственно оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

 

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Закона при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

 

При этом согласно части 4 статьи 106 Закона Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

 

Вместе с тем, Заявитель сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, не предоставил.

 

Таким образом, Комиссия находит рассмотренный довод жалобы необоснованным.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПИАФ» (вх. № 548/24 от 31.01.2024) на действия министерства труда и социальной защиты Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Краснодарский край), в 2024 году (закупка № 0366200035624000129) необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-626

 

 

Связанные организации

ГКУ ТО "ЦОЗ"
ИНН 7107541446, ОГРН 1137154005746
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПИАФ"
ИНН 7806131315, ОГРН 1027804180106
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7106508647, ОГРН 1087154043668