Решение б/н В действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении эл... от 21 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 071/06/99-601/2021
по результатам внеплановой проверки
20.07.2021 город Тула
В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 13.07.2021 № 59 «О проведении внеплановой проверки», на основании поступившего от общества с ограниченной ответственностью «ГринСота» (вх. № 3850 от 07.07.2021) (далее – Общество, Заявитель) заявления, поступившего по подведомственности из ФАС России, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
заместитель руководителя Тульского УФАС России, председатель комиссии, специалист - эксперт Тульского УФАС России, член комиссии, специалист - эксперт Тульского УФАС России, член комиссии, |
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг) в рамках компетенции проведена внеплановая проверка деятельности государственного учреждения здравоохранения «Городская больница № 7 г. Тулы» (ИНН 7107031043) (далее - Зказчик), аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного учреждения здравоохранения «Городская больница № 7 г. Тулы») (далее – Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку расходных материалов для анализатора Super GL (закупка № 0366300027321000111) (далее – электронный аукцион).
Проверка начата 14.07.2021, окончена 20.07.2021.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заявителя следует, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходных материалов для анализатора Super GL (закупка № 0366300027321000111) (далее - документация об электронном аукционе) были нарушены часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона при формировании состава объекта закупки, что имеет признаки ограничения доступа к участию в данной закупке.
В частности, Заявитель указывает, что Заказчиком необоснованно объединены в одну закупку следующие товары: сенсор, раствор системный гемолизирующий глюкоза и лактата, калибровочный раствор, имеющие различный код ОКПД. Заявитель полагает, что реагенты для определения содержания глюкозы и лактата входят в перечень № 1 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (код ОКПД2: 21.20.23.111 «Наборы биохимических реагентов для определения субстратов»), тогда как сенсоры для определения глюкозы и лактата не входят.
Кроме того Заявитель утверждает, что требуемый в поставке товар «сенсор» производится исключительно одним производителем – Др. Мюллер Герэтебау ГмбХ», Германия и отсутствует в свободной продаже у нескольких продавцов.
Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения на рассматриваемое обращение.
При проверке информации, изложенной в обращении Заявителя, пояснениях Заказчика Комиссией установлено следующее.
Извещение и документация об электронном аукционе 21.06.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 562,42 рублей.
Предметом электронного аукциона является поставка расходных материалов для анализатора Super GL.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 29.06.2021 №0366300027321000111 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (до 29.06.2021г. 08:00 (по московскому времени)) была подана одна заявка, в связи с чем, в соответствии частью 16 статьи 66 Закона Аукционной комиссией электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона контракт был заключен 12.07.2021 с участником, подавшим единственную заявку на участие в аукционе - обществом с ограниченной ответственностью «ДЕЛЬТА ТРЕЙД»
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется исключительно производителем медицинского оборудования.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 22.06.2017 исх. № 04-31270/17, совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.
Учитывая изложенное, производитель медицинского изделия вправе определять порядок его использования, в том числе и в части реагентов и расходных материалов, применяемых в работе данного медицинского изделия.
В пунктах 1.2., 2.1., 3.1. Технического задания документации об электронном аукционе указано, что закупаемые товары приобретаются для автоматического анализатора серии SUPER GL, имеющегося у Заказчика.
При формировании документации об электронном аукционе Заказчик использовал руководство по эксплуатации автоматического анализатора SUPER GL и учитывал требования технической документации на анализатор. Так, в пункте 2 «Инструкция по технике безопасности» (стр. 10) руководства по эксплуатации автоматического анализатора SUPER GL указано, что «применение реагентов и расходных материалов, которые не рекомендованы Производителем, может быть причиной возникновения грубых ошибок измерения и неисправностей, а поэтому категорически запрещено». В разделе «Расходные материалы» руководства по эксплуатации анализатора (раздел 3.5. стр. 14) установлено следующее треболвание: «не используйте реагенты и расходные материалы, не рекомендованные Производителем Анализатора, поскольку это может привести к серьёзным ошибкам при измерении и сбоям в работе Анализатора», а также приведен список всех существующих расходных материалов для данной модели анализатора, включающий в себя:
- расходные материалы и реагенты производства компании Dr. Muller,
- реагенты ДДС.
Таким образом, указания производителя оборудования о необходимости использования расходных материалов и реагентов носят императивный характер.
В соответствии с обоснованной потребностью лечебного учреждения в поставке реагентов и расходных материалов, необходимых для работы анализатора, Заказчиком был сформирован предмет закупки: сенсор, раствор системный гемолизирующий глюкозы и лактата, калибровочный раствор.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 №Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона указаны медицинские изделия по коду в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 20.59.52.199 «Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки».
Следовательно, приобретаемые в рамках данной закупки товары не относятся к «Наборам биохимических реагентов для определения субстратов» (код ОКПД2 21.20.23.111), как указано в обращении Заявителя.
В соответствии с п. 3.13 ГОСТ Р 51088-2013 «Медицинские изделия для диагностики ин витро. Реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды» набор реагентов: это комплект специально подобранных реагентов (реактивов), составных частей и инструкций по проведению анализа, предназначенный для определения ин витро одного конкретного вещества, возбудителя (или активности фермента), нескольких конкретных веществ, возбудителей (или суммарной активности ферментов), а также для детекции участка генома. Совокупность компонентов, которые упакованы вместе и предназначены для выполнения специфического исследования диагностики ин витро.
Компоненты набора реагентов могут включать в себя реактивы, антитела, ферменты, буферные растворы, разбавители, калибраторы, контрольные материалы и другие предметы и материалы». В соответствии с подп. «б» п. 4 ГОСТ Р 51088-2013, раствор системный гемолизирующий глюкозы и лактата, калибровочный раствор являются самостоятельными видами медицинских изделий. Раствор системный гемолизирующий глюкозы и лактата предназначен для жидкостной промывки системы автоматического анализатора серии SUPER GL, разведения и гемолиза проб в клинико-диагностических, биохимических лабораториях и научно-исследовательской практике. Калибровочный раствор используется для установки базовой линии точности измерений. Выполнение калибровочных тестов идентифицирует и исключает ошибки перед запуском пробы, что дает возможность анализатору работать точно и стабильно, чтобы обеспечить достоверные результаты измерений.
В письменных возражениях Заказчик пояснил, что все указанные в закупке медицинские изделия технологически и функционально связаны единым назначением. Все медицинские изделия, закупаемые в рамках данного электронного аукциона, используются в одном технологически замкнутом процессе, а именно для определения глюкозы и лактата в венозной и капиллярной крови, сыворотке и плазме пациентов с различной патологией, данный лот содержит комплекс технологически и функционально связанных между собой расходных материалов, обеспечивающих проведение совокупности мероприятий по выполнению диагностики. Работа анализатора SUPER GL без использования сенсора невозможна. Насос, входящий в жидкостную систему анализатора, прокачивает через сенсор системный раствор, калибратор или пробу биоматериала. Электроды сенсора отделены от потока жидкости многослойной мембраной, содержащей иммобилизированные ферменты - глюкозооксидазу и лактатоксидазу. Фермент производит оксидазную реакцию с образованием перекиси водорода, которая регистрируется амперометрически на электродах и переводится анализатором в концентрационные единицы глюкозы и лактата.
На основании изложенного, Комиссия пришла в выводу, что закупаемые в рамках аукциона товары необходимы для проведения лабораторных исследований, направлены на общий результат и обеспечивают непрерывность и эффективность лечебного процесса, при этом разбивка на несколько лотов может привести к несвоевременному поступлению товаров, что негативно отразится на деятельности Заказчика, а также может привести к срыву лечебного процесса и неоказанию своевременной медицинской помощи. Кроме того, разделение аукциона на отдельные лоты повлечет за собой дополнительные затраты бюджетных средств на доставку, сборку, приемку товара и снизит эффективность закупки. Объединив в один лот товары, имеющие общее целевое назначение и технологически связанные между собой, Заказчик не допустил действий, ограничивающих число участников торгов.
Согласно предоставленным Заказчиком документам, приобретаемые в рамках аукциона товары производятся следующими производителями:
- Др. Мюллер Герэтебау ГмбХ, Германия, регистрационное удостоверение №ФСЗ 2012/11957 от 25.08.2016 (материалы расходные для анализатора автоматического глюкозы, лактата и гемоглобина SUPER GL compact: сенсор для определения глюкозы и лактата, калибратор глюкозы и лактата);
- АО «ДИАКОН-ДС», Россия регистрационное удостоверение ФСР 2010/08326 от 06.05.2015 (калибровочный раствор) и регистрационное удостоверение № ФСР № 2010/08325 от 06.05.2015 (системный гемолизирующий раствор).
Кроме того, объектом данного электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.
Исследовав обстоятельства проведения электронного аукциона, документы, составленные в ходе его проведения (в частности путем изучения информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок), пояснения Заказчика Комиссия не выявила нарушений Закона в действиях Заказчика, Аукционной комиссии.
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что рассмотрение доводов заявления о завышении хозяйствующим субъектом цен на реализуемый товар и приобретением Заказчиком товара по завышенным ценам, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, не относится к полномочиям Комиссии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона нарушений не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.