Решение (комиссия) №1943/24 решение от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "РТС-ТЕНДЕР" Тараса Шевченко набережная, д. 23А, Москва г., 121151 ko@rts-tender.ru Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница №10 г. Тулы" Российская Федерация, 300036, Тульская обл, Тула г, ПР-Д 18-Й МЯСНОВО, Д.104 gb10tula@mail.ru, guz.gbtula10@tularegion.ru Индивидуальный предприниматель И.О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/06/106-339/2024

24 апреля 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя И.О.А.(далее – Заявитель, ИП И.О.А., Индивидуальный предприниматель) (вх. № 2504/24 от 18.04.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Городская больница № 10 г. Тулы» (далее – Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора (закупка №0366300048524000040) (далее – Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:

-  представителей Заказчика на основании доверенности;

в отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и возможном способе рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.

В электронном документе «Описание объекта Закупки на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора» извещения о Закупке (далее – Описание объекта закупки) Заказчиком в подпункте 1.4 пункта 2 установлено требование о соответствии поставляемого товара такой характеристике, как «Флаконы с реагентом штрих-кодированные, без переливания, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые с ротором биохимического анализатора Furuno CA-400, находящимся в ЛПУ» с обоснованием установленной характеристики следующего содержания: «Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.».

Заявитель полагает, что данное требование установлено неправомерно и необоснованно, а также ведет к ограничению участников закупки и содержит нарушение положений Закона, так как фактически Заказчик к закупаемым наборам реагентов устанавливает требования:

- наличие штрих-кода, нанесенного на флакон с реагентом;

- фасовка набора реагентов во флаконы, устанавливаемые непосредственно в ротор анализатора Furuno CA-400.

При этом Индивидуальный предприниматель заявляет, что исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Правила формирования и ведения каталога, Правила использования каталога), а также статьи 33 Закона:

- дополнительные, включаемые в описание объекта закупки характеристики должны являться функциональными, техническими, качественными или эксплуатационными;

- дополнительные характеристики должны содержать исчерпывающее обоснование;

- посредством включения тех или иных дополнительных характеристик устанавливать требование к производителю товара не допускается.

Исходя из требований Описания объекта закупки и применяемого КТРУ Заказчик производит закупку зарегистрированных медицинских изделий – наборов реагентов ин-витро, при этом устанавливает требование к форм-фактору флаконов, устанавливаемых в ротор анализатора.

Согласно регистрационному удостоверению, в комплектацию анализатора Furuno CA-400 входят в качестве принадлежностей к данному прибору флаконы для реагентов (пункт РУ 60. Флакон для реагента с крышкой). При этом информация о наличии на данных стандартных флаконах штрих-кодов в РУ отсутствует.

Таким образом, Заявитель делает вывод, что на территории Российской Федерации разрешено использование анализатора автоматического биохимического Furuno с принадлежностями варианта исполнения СА-400, СА-800 с флаконами, указанными в регистрационном удостоверении.

Согласно регистрационному удостоверению на медицинское изделие ФСЗ 2008/03513 от 12 октября 2017 года производителем анализатора биохимического автоматического FURUNO с принадлежностями является Furuno Electric Co., Ltd, Япония.

Иными словами, регистрационными данными анализатора Furuno CA-400 подтверждается, что флаконы для реагентов, устанавливаемые в ротор анализатора, являются принадлежностью к данному анализатору. В то же время в соответствии с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме № 09-С-571-1414 от 5 февраля 2016 г., подтвержденной решением Верховного Суда от 16 августа 2021 г. N АКПИ21-444, «возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведённых экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников».

В связи с вышеизложенным, чтобы удовлетворить установленным Заказчиком требованиям участникам закупки необходимо предоставить Заказчику наборы реагентов, разлитые во флаконы производства компании Furuno Elecrics, Япония, либо предоставить Заказчику наборы реагентов, разлитые во флаконы иного производителя, однако, такой производитель должен будет обладать официальным разрешением компании Furuno Elecrics на возможность совместной эксплуатации анализатора Furuno CA-400 и таких флаконов. Своих наборов реагентов компания Furuno Elecrics не производит.

Заявитель указывает, что на данный момент на российском рынке отсутствует информация о производителях наборов реагентов, фасующих реагенты во флаконы производства компании Furuno Elecrics, либо об организациях, имеющих соответствующее письменное разрешение после проведенных испытаний компанией Furuno Electrics на эксплуатацию совместно с приборами Furuno CA-400 сторонних принадлежностей.

Соответственно, по мнению ИП И.О.А., ни один добросовестный и законопослушный участник Закупки выполнить данное требование не способен.

При этом в соответствии регистрационными данными и вышеизложенной позицией Росздравнадзора, такие принадлежности (флаконы) являются уникальным товаром единственного производителя (компании Furuno Elecrtics). Закупаемые же наборы реагентов, по мнению Заявителя, являются товарами неограниченного круга производителей.

В соответствии с ГОСТ 51088-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Реагенты, наборы реагентов, тест-системы, контрольные материалы, питательные среды. Требования к изделиям и поддерживающей документации", являющимся основным стандартом, руководствуясь которым производитель разрабатывает технические условия для производства своих наборов, в том числе их первичной упаковки (фасовки), раздел 6.2 «Маркировка» не содержит требований или рекомендаций в отношении наличия штрих-кода на первичной упаковке; раздел 6.3 «Упаковка» описывает технические и функциональные требования и также не содержит требований к форме, размерам упаковки.

На основании изложенного, Заявитель делает вывод, что производитель наборов реагентов не обязан удовлетворять необоснованные требования ответственных лиц того или иного лечебно-профилактического учреждения, так как объектом закупки в данном случае являются соответствующие наборы реагентов, а не первичная упаковка данного медицинского изделия.

В соответствии с инструкцией по применению программного обеспечения анализатора, штрих-код не может отслеживать срок годности реагентов и их остаточный объем. В соответствии с пунктом 2.9 Руководства пользователя информацию о типе и оставшемся объеме реагентов можно получить в подменю Inventory рабочего меню Run. При добавлении нового флакона с реагентом всю необходимую информацию возможно внести вручную.

Отсутствие необходимой квалификации у сотрудников лаборатории Заказчика, предусмотренной должностными инструкциями, не является основанием для включения требования о наличии штрих-кодов в Описание объекта закупки.

Исходя из вышеуказанного, по мнению Заявителя, отсутствие или наличие штрих-кода не может влиять на качество проводимых исследований, что говорит об избыточности данного требования.

Кроме того, в руководстве по эксплуатации анализатора Furuno СА-400 установлена спецификация штрих-кодов для реагентов и образцов. Учитывая, что руководство пользователя предназначено для пользователя анализатора, а не для производителя и/или поставщика, наборов реагентов, речь в данном контексте идет о штрих-кодах, которые изготавливают самостоятельно сотрудники лаборатории при непосредственной работе с анализатором.

Таким образом, Индивидуальный предприниматель приходит к заключению, что, исходя из вышеизложенного, установленное Заказчиком требование «Наличие на флаконах штрих-кодов совместимых с биохимическим анализатором Furuno CA-400» не является функционально значимым, не является обоснованным и влечет за собой ограничение участников Закупки, и, соответственно, является неправомерно установленным.

 

Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.

Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 10.04.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система).

В извещение о Закупке изменения не вносились.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 062,76 рублей.

Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.

 

На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).

Правилами использования каталога предусмотрено, в том числе следующее:

Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;

б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).

В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (пункт 5 Правил использования каталога).

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).

Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ 21.20.23.110-00000596.

Комиссией установлено, что в подпункте 1.4 пункта 2 Описания объекта Закупки установлена следующая спорная характеристика товара с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:

- техническая характеристика «Флаконы с реагентом штрих-кодированные, без переливания, содержащие информацию о типе реагента, номере лота, сроке годности, совместимые с ротором биохимического анализатора Furuno CA-400, находящимся в ЛПУ» с требуемым значением «Соответствие» и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии «Штрих-коды необходимы для оптимизации лабораторного процесса, исключению возможности использования просроченных реактивов, позволяет лаборанту отслеживать остаточный объем реагентов и проводить своевременную замену и т.д.».

Необходимо отметить, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении об осуществлении закупки качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.

Пунктом 5.2.5 ГОСТ Р 55991.1-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 1. Автоматические анализаторы для биохимических исследований. Технические требования для государственных закупок" (утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 02.04.2014 14 281-ст) установлено, в том числе следующее значимое техническое требование к биохимическим анализаторам:

«Требования к оптимизации лабораторного процесса при эксплуатации оборудования:

- сканер штрих-кодов реагентов (встроенный или внешний)».

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в Учреждении эксплуатируется биохимический анализатор Furuno «СА-400», оснащенный, в соответствии с требованием ГОСТ Р 55991.1-2014, внутренним сканером штрих-кодов реагентов, что подтверждается представленной в материалы дела инструкцией по эксплуатации анализатора биохимического автоматического Furuno «СА-400» (далее - Инструкция по эксплуатации Furuno «СА-400»).

Данная опция расширяет функциональные возможности анализатора Furuno CA-400, ее использование имеет ряд ключевых преимуществ, необходимых для оперативной и экономичной работы лаборатории, а именно:

1) автопозиционирование реагента в роторе анализатора;

2) быстрая загрузка реагентов на борт анализатора;

3) автоматический контроль за сроком годности партий реактивов;

4) автоматическое определение количества тестов;

5) невозможность смешивания старых и новых реагентов, случайного использования просроченных реактивов;

6) экономичность: использование обоих реагентов «до последней капли»;

7) отсутствие возможности использования загрязненных флаконов и перекрестного использования флаконов из-под различных реагентов, так как форма флаконов не позволяет их качественно промывать;

8) отсутствие необходимости регулярной закупки новых флаконов.

При описании объекта закупки Заказчик руководствовался каталогом товаров, работ и услуг, согласно которому требования к закупаемым реагентам установлены в следующем виде: «Назначение: для анализаторов ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа». При описании дополнительных характеристик товара Заказчик указал в документации об электронном аукционе обоснование установления таких характеристик, что предписывает законодательство о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик считает, что установление спорной характеристики о наличии на флаконах штрих-кодов, совместимых с биохимическим анализатором Furuno СА-400, не противоречит назначению закупаемых реагентов для использования на анализаторе открытого типа.

По мнению Заказчика, понятие «открытая система» не свидетельствует о том, что на таком приборе невозможно использовать флаконы реагентов, снабженные штрих-кодом.

Устанавливая требование о наличии на флаконах штрих-кодов, совместимых с биохимическим анализатором Furuno СА-400, Заказчик руководствовался Инструкцией по эксплуатации Furuno «СА-400».

Согласно пункту 1.1 Инструкции по эксплуатации Furuno «СА-400» этикетки со штрих-кодом наносят на флаконы с реагентом, и анализатор может идентифицировать содержимое флаконов с помощью ридера штрих-кода. Требования к нанесению штрих-кода установлены в подпункте С «Спецификация штрих-кода для флакона с реагентом» пункта 1.4.3 «Спецификация этикеток штрих-кода для образца и реагента». Из чего Заказчик делает вывод о том, что на основании указанной инструкции любой производитель может выполнить нанесение штрих-кода на емкость со своим реагентом.

В соответствии с подпунктом А «Контроль реагента» пункта 1.3.1 «Нормальное измерение» Инструкции по эксплуатации Furuno «СА-400» информация о штрих-кодах на флаконах реагентов считывается при сканировании блока реагентов. Информация о реагентах контролируется на основе данных регистрации их штрих-кодов. Сканирование блока реагентов необходимо выполнять перед каждым началом измерения.

Считывание штрих-кода позволяет анализатору автоматически зарегистрировать информацию о типе реагента, номере лота, номере позиции в карусели, емкости флакона, оставшемся количестве реагента, сроке годности. После считывания штрих-кода реагент автоматически готов к проведению исследования и не требует дополнительных настроек и введения каких-либо сведений вручную.

Таким образом, наличие на флаконе с реагентом штрих-кода позволяет ускорить и оптимизировать процесс лабораторной работы и исключить влияние человеческого фактора и ошибок, неизбежных при ручном вводе сведений. Кроме того, использование адаптированных флаконов имеет обоснованную экономическую составляющую - так как соотношение объемов реагентов в них строго соответствует как адаптированной методике исследования, так и специфике используемого анализатора, отсутствует необходимость закупки флаконов для реагентов как расходных материалов.

Также Заказчик отмечает, что в официальном письме производителя анализатора Furuno Electric Со., Ltd. (представлено в материалы дела) содержится информация о программном обеспечении, установленном на анализаторе Furuno СА-400, а именно: программа UI Main program (версия UI 115), которое осуществляет автоматическую регистрацию реагентов в анализаторе СА-400 и не позволяет регистрировать реагенты ручным образом.

Данные факты подтверждены Заказчиком документально, в том числе путем предоставления в материалы дела Руководства по эксплуатации биохимического анализатора Furuno «СА-400».

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что содержащееся в подпункте 1.4 пункта 2 Описание объекта Закупки требование обусловлено объективными потребностями Заказчика, согласуется с положениями ГОСТ Р 55991.1-2014 об оптимизации лабораторного процесса при эксплуатации автоматических анализаторов для биохимических исследований и, как следствие, соответствует положениям Закона.

Более того, согласно статье 10 Закона заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, что, в рассматриваемом случае, реализовано, в том числе посредством установления спорного требования.

Следовательно, при формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, а содержащаяся в Описании объекта закупки характеристика не носит ограничительный характер и установлена не в противоречие с требованиями Закона.

Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, касающихся наличия штрих-кодов на флаконах, свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорной характеристикой.

Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.

Следовательно, позиции Описания объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога.

При формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.

Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем реагентов, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.

В силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства.

Наряду с этим заказчик вправе определить параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, что следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона, и вытекает из общих положений Закона (статьи 6), в силу которых обеспечение максимального числа участников размещения заказа не может быть названо приоритетной целью закупок перед другой целью - наиболее полном удовлетворении потребностей заказчика, то есть эффективностью и результативностью закупок, поскольку все названные приоритеты равноценны.

При этом в случае исключения из Описания объекта закупки или изменения спорной характеристики, указанной в жалобе, к поставке возможен будет товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.

Закон не обязывает заказчиков изменять свои потребности относительно закупаемого товара, и ставить в приоритет товар с иными характеристиками, не отвечающими существующей потребности Заказчика.

Следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем реагентов, в связи с чем, данный товар может быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.

Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить спорный товар, Комиссии не представлено.

Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения Описания объекта закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки.

Следовательно, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя И.О.А. (вх. № 2504/24 от 18.04.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения «Городская больница № 10 г. Тулы» при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов, растворов, наборов и реагентов для биохимического анализатора (закупка №0366300048524000040) необоснованной.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.

 

 

 

 

 

 

2024-2178

 

 

Связанные организации

Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница №10 г. Тулы"
ИНН 7104013825, ОГРН 1037100325283
ООО «РТС-ТЕНДЕР»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666