Решение (комиссия) №3498/24 решение от 13 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Общество с ограниченной ответственностью "Аппалто Груп" Михайловский пр-д, д. 1 стр. 1, этаж 4 комната 410, город Москва, 109029 appaltogroup@mail.ru Правительство Тульской области Ленина пл., д. 2, город Тула, Тульская область, 300041 info@tularegion.ru

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 071/10/104-623/2024

08 августа 2024 года

г. Тула

Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение правительства Тульской области (далее – Заказчик) (вх. № 4583/24 от 01.08.2024) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Аппалто Груп» (ИНН 7722485653; 109029, город Москва, Михайловский пр-д, д. 1 стр. 1, этаж 4 комната 410) (далее – Общество, Поставщик, ООО «Аппалто Груп») в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 19.06.2024 № 2024.070178 на поставку столов приставных (закупка № 0166200000224000158) (далее – Контракт, контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078) (далее – Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:

- представителей ООО «Аппалто Груп» на основании доверенности;

- представителя Заказчика на основании доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.08.2024 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО «Аппалто Груп» в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного в соответствии с частью 12 стати 93 Закона, на поставку столов приставных (закупка № 0166200000224000158, далее – Закупка).

В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.

19.06.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму 30,57 рублей.

Согласно разделу 1 «Предмет контракта» Контракта Поставщик обязуется осуществить в установленный срок настоящим Контрактом поставку столов приставных (далее – Товар), в соответствии с условиями настоящего Контракта, Спецификацией (приложение № 1 к Контракту) и описанием объекта закупки (приложение № 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товары на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 2.1 Контракта срок поставки товара в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента заключения контракта, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (то есть не позднее 04.07.2024).

Разделом 5 Контракта определен порядок приемки товара:

«4.1. Приемка товара осуществляется заказчиком с участием представителя поставщика по месту поставки товара.

4.2. В течение 3 рабочих дней после поставки товара Поставщик направляет сформированный с использованием единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещенный в единой информационной системе акт приемки-передачи товара, счет, счет-фактуру, товарную(-ые) накладную(-ые)/УПД.

В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара.

В день доставки Товара по адресу поставки Товара, указанному в соответствии с условиями настоящего Контракта, Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (либо универсальный передаточный документ – далее УПД) в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон).

Вместе с товарной накладной по форме № ТОРГ-12 Поставщик предоставляет счет-фактуру в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

4.3. Приемка товара по количеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 № П-6, в части, не противоречащей условиям контракта.

4.4. Приемка товара по качеству производится согласно Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 № П-7, в части, не противоречащей условиям контракта.

4.5. После проведения сдачи-приемки товара при отсутствии претензий относительно количества Товара, комплектности, упаковки Товара, комплекта, качества и безопасности Товара, в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности Товара, Заказчик подписывает размещенный в единой информационной системе акт приемки-передачи товара, счет, счет-фактуру, товарную(-ые) накладную(-ые)/УПД в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента поступления документа о приемке, размещенного с использованием единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru), подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика.

4.6. При приемке товара заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия поставленного товара условиям контракта. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.

4.7. В случае проведения экспертизы силами заказчика в Акте приемки-передачи товара проставляется запись о проведении экспертизы, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

4.8. В случае привлечения экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае установления по результатам экспертизы факта поставки товара ненадлежащего качества, поставщик обязан компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика.

4.9. При наличии надлежащим образом оформленных документов, указанных в п.5.2. контракта, и при отсутствии претензий относительно качества, количества, ассортимента, комплектности и других характеристик товара, заказчик не позднее 3 (трёх) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) осуществляет приемку поставленного товара, по результатам которой подписывает (в случае создания приемочной комиссии члены приемочной комиссии подписывают и заказчик утверждает) акт приемки-передачи товара в 2 (двух) экземплярах и в течение 7 (семи) рабочих дней передает один экземпляр поставщику.

4.10. При выявлении недостатков поставленного товара заказчик не позднее 3 (трёх) рабочих дней с даты проведения экспертизы (даты получения заключения эксперта, экспертной организации) направляет поставщику мотивированный отказ от подписания акта приемки-передачи товара, содержащий перечень несоответствий поставленного товара условиям контракта с указанием срока их устранения, а также даты повторной приемки товара.

4.11. В случае выявления недостатков поставленного товара поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки в срок, указанный в мотивированном отказе, и направить заказчику отчет об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также подписанный поставщиком акт приемки-передачи товара в 2 (двух) экземплярах для принятия заказчиком поставленного товара.

В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара заказчиком принято решение о фактическом устранении поставщиком недостатков в надлежащем порядке, заказчик в течение 3 (трёх) рабочих дней с даты получения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара, а также акта приемки-передачи товара, принимает поставленный товар, подписывает акт приемки-передачи товара в 2 (двух) экземплярах и в течение 7 (семи) рабочих дней передает один экземпляр поставщику.

В случае если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков поставленного товара принято решение о неустранении выявленных недостатков поставленного товара заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Обязательство поставщика по поставке товара считается исполненным с момента удостоверения факта надлежащей поставки товара в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно с даты подписания заказчиком акта приемки-передачи товара без замечаний.

Право собственности на товар прекращается у поставщика с даты подписания заказчиком акта приемки-передачи товара».

На основании пункта 11.1 Контракта он вступает в силу с момента подписания настоящего Контракта до «31» июля 2024 года (включительно) (срок действия Контракта включает срок поставки товаров, период приемки товаров, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщиком по Контракту, оплаты за поставленные товары). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.

 

Из материалов настоящего дела, а также сведений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, установлено следующее.

Заказчик, учитывая сжатые сроки для приобретения необходимого товара, заключил в период с 14.06.2024 по 21.06.2024 в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона контракты в количестве 22 штук на поставку отдельных позиций офисной мебели для оборудования помещений приема граждан в здании правительства Тульской области по адресу: г. Тула, проспект Ленина, д. 2.

Между Заказчиком и Поставщиком осуществлялась переписка едиными письмами в отношении всех 22 заключенных контрактов.

По состоянию на дату окончания срока, предусмотренного Контрактом, Общество не осуществило поставку необходимого Товара.

10.07.2024 Заказчик направил Поставщику претензию (письмо исх. № 53-01-10/569), в которой указал на несоблюдение Обществом сроков поставки Товара, предусмотренных положениями Контракта, в связи с чем потребовал осуществить поставку не позднее 15.07.2024.

11.07.2024 Общество направило запрос (письмо исх. № 22-07/24) своему партнеру по договору консорциума ООО «ТехКомплектСтрой», в котором просило предоставить информацию о причине непоставки необходимого товара, который был ранее оплачен Поставщиком (платежные поручения от 12.06.2024 № 280, от 14.06.2024 № 284, от 18.06.2024 № 287), в оговоренный срок.

11.07.2024 ООО «ТехКомплектСтрой» направило Обществу ответ (письмо исх. № 004/0901/2024) следующего содержания:

«Нами незамедлительно размещен заказ у производителя с момента получения денежных средств по указанным в письме от 11.07.2024 исх. № 22-07/24 платежным поручениям.

Производитель сообщает: «Наша фабрика ввиду приоритетного государственного заказа, поступившего от Министерства обороны Российской Федерации на изготовление и комплектацию казарменных корпусов и классов обучения офицерского состава, вынуждена сообщить - сроки по размещенным заказам до 01.07.2024 переносятся на срок не более 30 календарных дней».

ООО «ТехКомплектСтрой», со своей стороны исполнило в полном объеме обязательства, однако, ввиду проведения СВО, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет сборы и обучение личного состава, в связи с чем производитель сдвинул срок изготовления.

Прошу Вас набраться терпения, наши компании являются равнозначными ответчиками перед Заказчиком ввиду консорциумной деятельности».

12.07.2024 Поставщик направил Заказчику письмо исх. № 12-07/1 следующего содержания:

«В ответ на претензию от 10.07.2024 года № 53-01-10/569 сообщаем следующее:

В связи с загруженностью производства на фабрике по производству мебельной продукции, Поставщик обязуется исполнить обязанность по поставке товаров, являющихся предметом указанного в претензии Контракта в срок до 31.07.2024.

На основании изложенного, просим Вас допустить поставку в указанные сроки, а также не применять в отношении ООО «АППАЛТО ГРУПП» мер предусмотренных п. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", связанных с односторонним отказом от контракта заказчиком. От лица компании приносим извинения за задержку в поставке и надеемся на плодотворное дальнейшее сотрудничество».

16.07.2024 Заказчик направил Поставщику претензию (письмо исх. № 53-01-10/586), в которой указал, что, в случае непоставки Товара не позднее 18.00 МСК 17.07.2024, Заказчик оставляет за собой право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

 

В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В силу пункта 11.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):

- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему;

- существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков; недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;

- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара;

- неоднократного (от двух и более раз) нарушения поставщиком сроков поставки товаров;

- если поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.

Вследствие того, что Поставщик не выполнил свои обязательства по поставке Товара, Заказчик 18.07.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее – Решение).

Комиссией установлено, что с соблюдением части 12.1 статьи 95 Закона Заказчиком Решение сформировано с использованием единой информационной системы 18.07.2024 и поступило Поставщику 18.07.2024.

Таким образом, обязанности по направлению Обществу Решения и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления ООО «Аппалто Груп» о принятом решении Заказчиком соблюдены.

26.07.2024 в единой информационной системе Поставщик разместил документ о приемке Товара.

Согласно информации ООО «Аппалто Груп», 26.07.2024 Общество осуществило поставку офисной мебели по всем 22 контрактам. Вместе с тем, Заказчик принял товар не по всем контрактам.

При этом, по утверждению Заказчика, именно Товар, предусмотренный Контрактом, Поставщик 26.07.2024 не поставил.

Согласно позиции Общества, Поставщик предпринял попытку поставить Товар 29.07.2024, однако, Заказчик завил, что поставка товара 29.07.2024 Обществом не осуществлялась, а в здании правительства Тульской области в указанный день находились только сборщики мебели, поставленной 26.07.2024.

Необходимо отметить, что Комиссия, с целью получения дополнительных доказательств от Заказчика и Поставщика, в том числе связанных с их действиями 29.07.2024, объявляло перерывы в заседании.

При этом стороны рассматриваемого дела не представили достаточные доказательства факта поставки/непоставки Товара 29.07.2024.

Каждое лицо, участвующее в рассмотрении дела антимонопольным органом, должно раскрыть все доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле. При этом основополагающим фактом является то, раскрыл ли тот или иной участник все доказательства, имеющие существенное значение для принятия комиссией антимонопольного органа законного и обоснованного решения.

При этом добросовестность сторон при представлении соответствующих доказательств презюмируется.

Антимонопольный орган изначально исходит из полноты и достоверности доказательств, представленных сторонами рассматриваемого дела, пока иное не подтверждено документально.

Таким образом, учитывая, что именно 29.07.2024 истекал десятидневный срок, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона, Комиссия фактически лишена возможности достоверно определить наличие/отсутствие факта попытки устранения Поставщиком нарушений положений Контракта, ставших основанием для принятия Заказчиком Решения.

При этом Заказчиком какие-либо документы, однозначно свидетельствующие о том, что попытка поставить товар 29.07.2024 не была осуществлена Обществом, в материалы дела не представлены.

 

Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1. при существенном нарушении договора другой стороной;

2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона. Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклониться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Таким образом, по смыслу вышеуказанного положения, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения, а необходимым условием подобного включения является наличие в представленных заказчиком материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вывод Комиссии в этой части основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, о том, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

 

Анализ материалов данного дела показывает, что Обществом в установленный Контрактом срок не осуществлена поставка товара.

Вместе с тем, Общество осуществляло действия, направленные на надлежащее исполнение требований Контракта, хотя и с задержкой, что нельзя квалифицировать как умышленное неисполнение взятых на себя обязательств.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 1).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Кроме того, рассматривая обращения заказчиков о включении сведений о лицах в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган при наличии малейшего сомнения в виновности лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) и отсутствии неопровержимых доказательств виновности такого лица со стороны заказчика, не вправе ограничить права такого лица, в том числе на участие в государственных закупках, поскольку размещение информации в реестре недобросовестных поставщиков является мерой наказания для недобросовестных участников хозяйственной деятельности.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что представленные в материалы дела информация и сведения подтверждают направленность действий Общества на соблюдение условий контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «Аппалто Груп» недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.

Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.

С учетом всех рассмотренных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности ограничения прав ООО «Аппалто Груп» путем включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Помимо прочего, Комиссия отмечает следующее.

В своем обращении от 08.08.2024 исх. № 15-08/24 (вх. № 4747-ЭП/24 от 08.08.2024) Общество заявляет ходатайство о направлении Комиссией материалов дела должностному лицу Тульского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела в связи с нарушением Заказчиком Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О Защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Необходимо отметить, что доводы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в предусмотренном Законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, Общество в указанном обращении сообщает о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения Закона, связанных с предоставлением заведомо недостоверной информации и документов в Тульское УФАС России в рамках рассмотрения настоящего дела, что влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией были исследованы материалы дела, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела; достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, связанного с предоставлением заведомо недостоверной информации и документов, не установлено.

Изучив представленные Заказчиком и Обществом документы и сведения, Тульское УФАС России сообщает, что не усматривает оснований для передачи материалов дела соответствующему должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 19.7.2 КоАП РФ в отношении должностных лиц Заказчика, либо Поставщика.

 

При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, абзаца 5 подпункта «а» пункта 15 Правил ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью «Аппалто Груп» (ИНН 7722485653; 109029, город Москва, Михайловский пр-д, д. 1 стр. 1, этаж 4 комната 410), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2024-4022

 

 

Связанные организации

ООО "Аппалто Груп"
ИНН 7722485653, ОГРН 1207700091774
Правительство Тульской области
ИНН 7107027505, ОГРН 1037101131033